Этические принципы гражданского служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 22:21, контрольная работа

Описание работы

Этика государственной службы представляет собой корпоративную, профессиональную этику, тесно связанную с понятием «этика управления», которая рассматривает поведение человека, действующего в сфере управления, и функционирование организации, взаимодействующей с внешней средой, в аспекте соотношения этой деятельности с общечеловеческими этическими требованиями. Этика управления является профессиональной (или отраслевой) этикой, поэтому рассматривает поведение и поступки человека лишь в строго ограниченной сфере - сфере управления.

Файлы: 1 файл

ЭТИКА.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

Социальная роль личности представляет собой модель поведения, объективно заданную ее социальной позицией в системе общественных или межличностных отношений и со­ответствующую принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих. Вместе с тем характер исполнения роли зависит от индивидуально-личностных особенностей индивида и от того, насколько глубоко воспринимается им данная роль.

 Хотя основная служебная (институциональная) роль гражданского служащего  как исполнителя закрепленных  в служебном контракте обязанностей достаточно четко отражена в его должностном регламенте, множество исполняемых им ролей (неслужебных, индивидуальных) регламентируется правилами, определяющими его ролевое поведение.

 Ролевое поведение - один из  видов поведения человека, специфика  которого состоит в том, что оно связано со статусом функционально, на него влияют социальная иерархия, система распределения ролей и статусов, социальные отношения, виды, типы и формы власти, специфика лидерства, интерпретация престижа, служебной карьеры, вознаграждения, санкции, нормы и правила поведения и т. д.

 Структура ролевого поведения  представляет собой реакцию на  внешние и внутренние стимулы, состоящие преимущественно из  внешне проявляемых действий. Внешними  сти­мулами ролевого поведения  являются статусные ценности и нормы, санкции, внутренними - статусные потребности. Выделяют несколько уровней ролевого поведения:

- субъективная реакция, которая  отражает внутренне интериоризированное  статусное отношение человека  к другим людям, их поведению;

- действие, поступок (социально значимая единица поведения), которые позволяют установить соответствие между социальной ситуацией, социально-статусной потребностью субъекта и соотносятся с действиями других людей;

- целенаправленная последовательность  поступков (социальных действий) статусного субъекта в профессиональной сфере, позволяющих реализовать более отдаленные, существенные (стратегические) цели.

 Поведенческий аспект2 статусно-ролевой деятельности наиболее полно изучен в рамках концепции бихевиоризма и интеракционизма (Дж. Мид, Р. Линтон, Г. Блумер, И. Гофман и др.). Ролевая теория относится к числу наиболее влиятельных в социальной психологии и социологии благодаря разработке концепции анализа социальных пружин морального развития личности и реального поведения человека.

Согласно ролевой теории, с каждым статусом связывается специфическая система статусных норм и ожиданий. Эти нормы определяют поведение человека, обладающего данным статусом, по отношению к другим лицам. Наряду с представляемой ролью (социальными ожиданиями окружающих индивидов и определенных групп от поведения человека - носителя данного статуса) и субъективной ролью (субъективными представлениями, экспектациями человека о своем поведении в качестве носителя данного статуса) играемая роль является составной частью ролевой структуры и предполагает наблюдаемое, или явное, поведение личности с данным статусом по отношению к другим лицам (поведенческая реализация предписываемой роли).

 При достаточной интегрированности  ролей ролевое поведение личности максимально соответствует социальным ожиданиям и субъективным представлениям личности, обеспе­чивая ее бесконфликтное взаимодействие с окружающими участниками социального процесса. Однако между поведенческим и другими блоками роли возможны расхождения, которые порождают внешние и внутренние ролевые конфликты.

 Различия между ролевым поведением  и входящими в структуру роли  ожиданиями и нормами увеличиваются  тогда, когда эти последние нечетко  определены, оставляя исполнителям  возможность различных интерпретаций и простор для проявления гибкости и свободы выбора. Именно такая ситуация возникла сегодня в гражданской службе. Конституция Российской Федерации, Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в соответствии с Концепцией реформирования системы государственной службы четко и определенно ориентируют гражданских служащих на служение обществу, государству, соблюдение законности, гуманизма, ответственности, беспристрастности и независимости, честное и добросовестное исполнение гражданского и служебного долга, что в полной мере отражает социальные ожидания населения и должно быть столь же четко и лаконично закреплено в специальном нормативном документе - Этическом кодексе государственного гражданского служащего. Но поскольку такого документа до сих пор нет, сохраняется возможность произвольного толкования предъявляемых гражданским служащим этических требований, когда свобода выбора линии поведения оборачивается вседозволенностью, поощряемой безнаказанностью за пренебрежение требованиями профессиональной этики3.

 Достаточно широкая возможность  выбора того или иного варианта  действия сохраняется и в пределах  одной роли, определяя внутриролевую  автономность личности. Широта этой  автономности зависит от многих  факторов. Чем сложнее ролевая  партитура и неопределеннее поставленные задачи, тем шире оказывается выбор решения, действия или поступка и тем больше создается возможностей для проявления инициативы, твердости в отстаивании своих нравственных позиций или, наоборот, ухода от выполнения требований, особенно если они выражены в неявной форме.

Рамки внутриролевой автономности личности зависят также и от степени жесткости организационной структуры, в которой осуществляется деятельность гражданского служа­щего, и от наличия в ролях выбора модуса поведения, который определяется факторами внеролевого порядка.

 Совмещение одним человеком  нескольких ролей обусловливает  возможность межролевого выбора, результатом которого может быть  межролевой конфликт или эффект  суммирования ролей. Особенностью  конфликта между служебными и неслужебными ролями является возникновение разрыва между формальным и неформальным статусом гражданского служащего. Межролевой конфликт - одно из наиболее распространенных явлений административной реальности. Хотя формальный статус гражданского служащего образует совокупность служебных ролей, но у каждого из них существует также набор неслужебных и внеслужебных ролей, которые порой тесно переплетаются, образуя единую ткань ролевого поведения.

 В ситуации межролевого конфликта  личность может идентифицировать себя (конформизм), приспособиться к требованиям (мимикрия), занять индифферентную позицию или отвергнуть их.

 Уровень конформности зависит  от личностных свойств индивида - степени внушаемости и тревожности, устойчивости самооценок, уровня интеллекта и самоуважения, потребности в одобрении. Немаловажное значение имеют групповые особенности - положение в группе, ее значимость, степень сплоченности и ценностно-ориентационного единства, а также общекультурные условия, определяющие ценность независимости суждений, преобладание коллективистских или индивидуалистических ценностей.

 Деятельность государственного  служащего оценивается положительно, если его роли совпадают или  не противоречат друг другу, общепринятые  и групповые4 нормы интериоризуются им и выполняются без внешнего и внутреннего принуждения, а человек идентифицирует себя с группой.

 Следствием несовпадения ролей  становятся мимикрия, приводящая  к деформации ценностей профессиональной  этики, индифферентность или протест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Этика государственной службы имеет ряд особенностей. Первой особенностью этики государственной службы как вида общей управленческой этики является ее более позднее, по сравнению с другими профессиональными этиками, формирование: его можно отнести к середине XX в. Второй особенностью этики государственной службы можно считать тот факт, что, в отличие от прочих профессиональных этик, несмотря на «малый возраст», она быстро приобретает некоторые черты формализованности во многих странах программы обучения государственных служащих включают основы общей и профессиональной этики. Более того, новый, более высокий уровень осведомленности общественности требует от государственной службы разработки этических кодексов, которые становятся обязательной частью системы политико-административного управления во многих развитых демократиях.

 Важнейшим элементом этики  государственной службы в целом, и политико-административного управления  в частности, выступают принципы - абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо. Применительно к принципам этики в управлении вышесказанное формулируется следующим образом: принципы этики управления, т. е. профессиональной этики, дают конкретному управленцу в любой организации концептуальную этическую платформу для конкретных решений, поступков, действий, взаимодействий и т. п.

 

 

 

 

Библиографический Список.

Специальная литература

  1. Аверин И. О. Корпоративная культура. М.: Зерцало, 2014. 350 с.
  1. Ботавина Р. Н. Этика деловых отношений. М.: БЕК, 2013. 287 с.
  1. Венедиктова В. И. О деловой этике и этикете. М.: Кнорус, 2012. 325 с.
  1. Гаспарян О. Э. Деловая этика. СПб.: Питер, 2012. 328 с.
  1. Жилина И. М. Государственная служба. М.: Норма, 2013. 500 с.
  1. Истомин Н. Н. Деловой этикет. М.: Прогресс, 2014. 410 с.
  1. Кондаленко Л. К. Этикетная культура. М.: МарТ, 2013. 201 с.
  1. Максимовский М. В. Этикет делового человека. М.: Владос, 2013. 255 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Истомин Н. Н. Деловой этикет. М.: Прогресс, 2014. 410 с.

2 Кондаленко Л. К. Этикетная культура. М.: МарТ, 2013. 201 с.

 

3 Аверин И. О. Корпоративная культура. М.: Зерцало, 2014. 350 с.

 

4 Ботавина Р. Н. Этика деловых отношений. М.: БЕК, 2013. 287 с.

 


Информация о работе Этические принципы гражданского служащего