Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:01, контрольная работа
Социальная работа направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно «слабых» социальных групп, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности. Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющейся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории - благополучие людей, социальная справедливость, достоинство индивида.
Введение
Профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений, содействует укреплению способностей к самостоятельному функционированию людей в обществе в целях повышения уровня их благополучия.
Этические знания – фундаментальная часть профессиональной практики социальных работников. Их способность поступать в соответствии с этическими нормами является важнейшим аспектом качества услуг, предоставляемых клиентам. 1
Основными задачами
профессиональной этики являются воздействие
на сознание специалиста с целью совершенствования
его как личности и как профессионала
и содействие наиболее полному и эффективному
решению профессиональных задач. В целом
же профессиональная этика является приложением
общей, теоретической этики к определенным
видам профессиональной деятельности.
Социальная работа, как особый вид профессиональной
деятельности, обладает специфической,
только ей присущей совокупностью идеалов
и ценностей, сложившихся в процессе становления
принципов и норм поведения специалистов.
Будучи специализированной деятельностью,
социальная работа содержит в себе неповторимые
ситуации, противоречия, которые необходимо
разрешать в самом процессе деятельности
и которые нередко являются предметом
этой деятельности. Это обстоятельство
вызывает необходимость придерживаться
в деятельности особых, более жестких
моральных принципов и норм. В своей практической
деятельности специалисты нуждаются не
только в нравственных ориентирах, определяющих
общее, основное направление их деятельности,
но и в правилах повседневной деятельности,
без соблюдения которых невозможно реализовать
моральные нормы и принципы. Поэтому в
этических нормах социальной работы отражаются
основные требования и критерии поведения
и действий социального работника, которые,
при всем их разнообразии, продиктованы
специфическими условиями и содержанием
его труда. Этика в социальной работе –
не конечный продукт, а одна из неотъемлемых
составляющих повседневной деятельности,
наряду с теоретическим обоснованием
необходимости действий, законодательно
предусмотренной возможностью действовать,
определением наиболее эффективного пути
решения проблемы, его экономическим обеспечением
и организацией выполнения принятого
решения. Глубокое знание норм и принципов
профессиональной этики, неукоснительное,
творческое применение их в повседневной
деятельности помогает социальному работнику
осуществлять сотрудничество с клиентами,
их близкими, коллегами, представителями
общественных, государственных и негосударственных
организаций и учреждений.2
Профессия специалиста по социальной
работе пользуется все большим уважением
в России. Ее престиж возрастает по мере
развития территориальных служб, становления
новых социальных учреждений. Обладая
обширными знаниями в социальной сфере
и находясь на переднем плане борьбы с
социальным неблагополучием в стране,
специалисты по социальной работе играют
большую роль в системе социальной защиты
населения, создании государственно-общественного
института возрождения человеческого
достоинства в России. В России появилась
осознанная потребность в социальных
работниках.
В практике социальной работы на протяжении
ее истории происходили значительные
перемены, но социальные работники продолжали
придерживаться определенного комплекса
ценностей, в котором и произошли некоторые
изменения, но ключевые элементы сохранились.
Социальная работа
направлена на оказание помощи, поддержки,
защиты всех людей, особенно «слабых»
социальных групп, испытывающих нужду
в процессе своей жизнедеятельности.
Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственности,
социальная работа ориентируется на ключевые
элементы комплекса ценностей, сохраняющейся
с незначительными изменениями в ходе
всей ее истории - благополучие людей,
социальная справедливость, достоинство
индивида. Это означает, что подход к жизни
каждого индивида как высшему ценностному
измерению дополняется пониманием того
обстоятельства, что сама эта жизнь должна
быть достойной человека. Каждый человек
ценен своей уникальностью, которую следует
учитывать и уважать.3
Этические принципы социальной работы
Гипотетическая
модель социального работника
В отечественной и зарубежной литературе
постоянно предпринимается попытка углубить
представления о профессионально-этических
качествах социальных работников, дать
типологию личности специалиста.
Американские ученые Джун Г. Хоппс и Элейн
Б. Пиндерхьюс», предлагая структуру профессионально-теоретической
подготовки социальных работников разных
уровней, дают перечень квалификационных
норм практической деятельности, подчеркивают
значение профессиональной ответственности
специалиста с позиций этических норм
и стандартов социальной работы. По их
мнению, изменяющиеся общественные процессы
потребуют от социальных работников адекватной
реакции на усложняющиеся обстоятельства,
поэтому ряды социальных работников должны
пополнять талантливые люди, способные
критически мыслить, отвечать на просьбы
о помощи, использовать современные технологии
в работе с людьми.
Профессионально-личностные характеристики
социального работника, данные специалистами
из Швеции, Великобритании, США, Германии,
Финляндии, Израиля и других стран, позволяют
более глубоко осознать сущность профессии
и современные требования к ней.
Особый интерес представляют обобщенные
в документе «Этика социальной работы:
принципы и стандарты», принятом Международной
федерацией социальных работников в октябре
1994 г., нормы профессиональной компетентности
и моральной ответственности социального
работника. Социально-этические ориентиры,
изложенные в этом документе, обусловливают
систему требований к социальному работнику,
подчеркивают значимость личностных ценностей
специалистов: «Этические знания — необходимая
часть профессиональной деятельности
социального работника. Его способность
действовать в соответствии с этическими
нормами существенно повышает качество
услуг, предлагаемых клиентам». Основные
стандарты этического поведения специалиста
по существу являются гипотетической
моделью нравственно-этических качеств
социального работника.
Более подробно профессионально-этические
качества, функции и роль социальных работников
рассмотрены в двух сборниках, разработанных
Московским государственным социальным
университетом. В учебно-методическом
пособии «Функции и роли социальных работников
в условиях обеспечения адресной системы
социальной защиты населения» дана характеристика
профессионализма социального работника,
определены критерии оценки эффективности
труда социальных работников, освещен
вопрос о системе подготовки, переподготовки
и повышения квалификации специалистов
по социальной работе*. В главе «Профессионализм
социального работника» на материале
социологического исследования показано
противоречие между нормативно-этическими
требованиями, предъявляемыми социальным
работникам, и реальным наличием у этих
работников профессионально-этических
качеств: многие социальные работники
имеют слабое представление о современной
системе социальной защиты населения,
современных технологиях, этике социальной
работы. Во многих регионах Российской
Федерации ощущается дефицит культуры
взаимодействия социальных работников
и клиентов социальных служб. Но главная
проблема состоит в том, что у значительной
части социальных работников нет глубокой
мотивации к выполнению должностных обязанностей,
они вынуждены работать в данной должности
не по причине желания реализовать свои
способности, а в силу сложившихся житейских
обстоятельств.
Принципиально важную роль в становлении
профессионализма социальных работников
сыграл Федеральный закон «Об основах
социального обслуживания населения в
Российской Федерации» (1995 г.). В ст. 25 закона
«Кадровое обеспечение социальных служб»
говорится: «Эффективность деятельности
социальных служб обеспечивают специалисты,
имеющие профессиональное образование,
соответствующее требованиям и характеру
выполняемой работы, опыт работы в области
социального обслуживания и склонные
по своим личным качествам к оказанию
социальных услуг». Совершенно очевидно,
что в статье выдвинуты критерии качества
профессионализма социальных работников,
имеющие не только правовой, но и этически-личностный
характер.
Требования к профессионально-этическим
качествам специалистов по социальной
работе определяются:
Содержание,
способы реализации, виды и формы
профессиональной деятельности социальных
работников отражают не только специфику
определенной отрасли, предопределяющую
характер этой деятельности, но и особенности
ситуации в социально-экономической сфере
общества, конкретном регионе, поселении.
Требования к профессионально-этическим
качествам социальных работников могут
варьировать в зависимости от сферы реализации
задач социальной работы и особенностей
объектов социальной защиты населения.
Совершенно очевидно, что такие социальные
явления, как бедность, безработица, бездомность,
бродяжничество, асоциальное поведение
детей и подростков, девиантное поведение
взрослых, проституция, сиротство, алкоголизм,
инвалидность и др., являются важнейшими
факторами, влияющими на характер деятельности
специалиста и предопределяющими формирование
необходимых профессиональных качеств.4
Социальный работник должен использовать себя осознанно. Социальный работник, планируя свою деятельность, опирается на практические умения. Первичным инструментом социального работника является он сам. Поэтому большую роль в его оценке каких-нибудь предрассудков или предпочтений, сильных или слабых сторон личности играет самообразование или самосознание. Базовым элементом практики социальной работы является способность работников строить и поддерживать эффективные отношения по оказанию помощи населению. Эти отношения требуют понимания социальным работником мыслей клиентов, их восприятия и реакций на окружающий мир. Социальный работник должен быть способен отступать, если необходимо, от стандартов в работе и критически рассматривать собственную профессиональную деятельность.
Социальный работник должен придерживаться профессиональной объективности. Клиент, прежде чем войти в контакт с профессиональным помощником, пытается либо сам решить свои проблемы, либо обращается за помощью в семью, к друзьям или к другим людям. Но часто такие контакты носят эмоциональный характер, что мешает ясному пониманию сути проблем и их разрешению. В противоположность помощнику из бытового окружения профессионал вносит новое измерение и в отношении с клиентами, и в выяснение их трудностей, придерживаясь при этом эмоционального нейтралитета.
Сохранять нейтралитет, не проявляя при этом безразличия и незаинтересованности, может только достаточно искусно балансирующий социальный работник. Другая крайность состоит в недостаточной заинтересованности в делах клиента, и это проявляется в неумении (нежелании) пробудить его энергию, в худшем случае у клиента пропадает желание проявлять эмоциональную энергию, необходимую для изменения или разрешения своих сложных житейских ситуаций. Кроме того, профессиональная объективность важна для сохранения психического здоровья социального работника. Эмоциональная беспристрастность необходима для поддержания собственной независимости и способности эффективно решать профессиональные задачи.
Социальный работник должен уважать человеческую непохожесть. Деятельность социального работника ориентирована на людей из всех слоев общества, представляющих различные национальные и этнические образования, культуры, имеющих какие-либо физические или умственные недостатки, на людей разных полов, сексуальных предпочтений и возрастов. Он должен это помнить и уважать особенности своих клиентов. То, что иногда может показаться социальному работнику отклонением от нормы, в действительности, скорее всего, является нормальным поведением клиента, соответствующим каким-то иным установкам, социальному опыту. Учет этих многообразных восприятий жизни, терпимость по отношению к ним обусловливают эффективность практической социальной работы.
Социальный работник должен добиваться личного и профессионального роста. Социальная работа была и остается одной из самых трудных профессий. Процесс оказания помощи людям, связанный с изменяющейся средой, требует, чтобы социальный работник находился в гармонии с миром. Невозможно быть чутким к клиенту и творческим работником, взаимодействовать с широким кругом клиентов, имея узкий, непрофессиональный взгляд на жизнь. Поэтому следует непрерывно добиваться своего роста и развития и в качестве личности, и в качестве профессионала.
Социальный работник должен осознанно применять конкретные знания и навыки в конкретной ситуации. Социальный работник должен постоянно спрашивать себя, какие конкретные знания применимы в данной ситуации. Знания, почерпнутые из самой жизни, в результате практических экспериментов и полученных впечатлений являются ценными, тем не менее, следует тщательно искать и осваивать наиболее прогрессивные теоретические новинки, апробированные и доступные для анализа. Социальный работник должен осознавать, что вера клиента является могучим стимулом к действию. Социальный работник обязан воспринимать клиента как неповторимую личность. Полного знания о клиенте не может быть никогда, это невозможно. Вместе с тем, следует стремиться к тому, чтобы получить знания, необходимые для оказания помощи. При этом главным источником информации служит сам клиент.
Социальный работник должен заниматься целостной личностью. Большинство профессий сосредотачиваются только на одном измерении человеческой личности. Социальная работа является уникальной среди профессий, поскольку направлена на человека целостного - его биологическое, психологическое, социальное и духовное состояние.
Социальный работник
должен предоставлять клиенту современ
Социальный работник должен с достоинством вести деловые отношения с клиентом. Воспринять клиента таким, каков он есть, не означает одобрить все его поступки. Однако каждый из них обязательно должен встретить достойный прием. Коммуникативная связь предполагает, что социальный работник будет избегать установления вины или невиновности клиентов. Это состояние неосуждаемости со стороны профессионального помощника помогает клиентам сосредоточиться на своих достоинствах, сводя к минимуму страх быть воспринятыми негативно или неточно. Обслуживание клиентов с достоинством помогает социальным работникам избежать навязывания своих пристрастий или стандартов.