Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:01, контрольная работа
Социальная работа направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно «слабых» социальных групп, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности. Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющейся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории - благополучие людей, социальная справедливость, достоинство индивида.
Социальный работник должен основываться на знании возможностей клиента. Профессиональная специализация социального работника формируется на основе изучения различных специфических потребностей человека: физических, психологических и социальных. Но для определения этих потребностей необходимо знать, в какой мере он способен противостоять воздействиям окружающей среды. Социальный работник обязан составить реалистическую картину возможностей своих клиентов, помочь им раскрыть и эффективно использовать свои силы.
Социальный работник должен привлекать клиента к максимальному решению своих проблем. Социальный работник должен работать с клиентом, а не за или вместо него. Мало пользы принесет установление усложненного диагноза ситуации клиента, если он не понимает или не принимает его. Эффективно изменить ситуацию возможно тогда, когда те, кто должен измениться, сами ясно поймут такую необходимость, и у них появится желание и возможность действовать. Социальный работник выступает в разных ролях. Он может рассматривать себя как сотрудника и как помощника. Социальный работник должен действовать в интересах клиентов, которые не желают или не способны принимать участие в процессе изменения, но следует всегда стремиться максимально стимулировать их вовлеченность в этот процесс.
Социальный работник должен способствовать максимальному самоопределению клиента. Социальный работник должен руководить процессом оказания помощи, а не клиентом; он помогает клиентам исследовать альтернативы и их возможное значение, но не диктует окончательный выбор возможностей. Принцип самоопределения допускает, что клиент способен принять решения в отношении себя или других людей. Иногда это предположение не является обоснованным, обо не все клиенты представляют себе последствия своих поступков. Поэтому они могут избрать действия, вредные для них самих или для других людей. В таких ситуациях социальный работник должен взять на себя принятие решения. При этом он использует метод убеждения, принуждения, обращения к властным структурам, закону. Ответственность за принятие решений за клиентов социальный работник должен брать на себя лишь в исключительных случаях и только после тщательного анализа сложившейся ситуации, имея в виду необходимость как можно скорее возвратить эту возможность клиенту.
Социальный работник должен помочь клиенту приобрести навыки самоуправления возникающими проблемными ситуациями. Процесс оказания помощи людям состоит в том, чтобы они научились в настоящем и будущем помогать себе сами. Качественные изменения, которых клиенты достигают с помощью профессионального работника, к сожалению, имеют свойство через некоторое время затухать, ибо люди морально и физически не подготовлены поддерживать их в течение длительного времени. Главным выводом этого принципа является: делайте для клиента то, что он может сделать для себя сам.
Социальный работник должен работать с клиентом конфиденциально. Личность и семьи, ищущие помощи у социального работника, часто раскрывают сугубо личные аспекты их жизни. Иногда используемая в социальной сфере информация об отдельных людях, организациях имеет статус секретной, носит конфиденциальный характер. Все социальные работники должны иметь представление о степени конфиденциальной информации и условиях работы с ней. Степень конфиденциальности, которая может быть обещана клиенту, зависит от характера агенства, государственных и федеральных законов и инструкций, которыми руководствуются социальные работники в своей деятельности.
Социальный работник должен защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии, уважать доверие коллег, соблюдая деликатность и справедливость. Принимать меры против неэтичного поведения своих коллег. Всемерно помогать людям, информируя и делая социальные службы доступными различным группам населения.
Социальный работник должен содействовать развитию благосостояния общества, посредством:
* расширения личностных возможностей людей, семей;
* активной борьбы
против несправедливости и
* инициативы, направленной
на изменения в политике и
законодательстве с целью
Социальная работа как профессиональная деятельность сопровождается столкновением типичных интересов и возникновением характерных для нее противоречий. Эти противоречия обусловлены целями, содержанием, методами и организацией системы социальной защиты, ее местом в системе общественных отношений, всей совокупностью и характером общественных отношений, определяющих нравственную атмосферу в обществе. Сам процесс социальной работы всегда представляет собой совокупность объективно обусловленных интересов его участников. Основные виды интересов, представленных в социальной работе, могут быть объединены в пять групп.
1. Личные интересы, социального работника. Они проявляются в стремлении при меньших затратах добиться лучших результатов, в стремлении к улучшению условий труда, его должной регламентации и справедливой оплаты, избавлению от лишних, не свойственных социальному работнику обязанностей, в выборе такого количества и качества труда, которое давало бы человеку максимальное удовлетворение и возможность полного самовыражения и самореализации в профессиональной деятельности и обеспечивало бы условия для его профессионального и квалификационного роста, а следовательно, повышения социального статуса.
2. Интересы клиента социальной службы. Клиент стремится максимально, с помощью социальной службы и конкретного социального работника, реализовать свои интересы, которые могут быть в общем виде сформулированы как улучшение условий жизнедеятельности, повышение качества жизни, достижение уважения со стороны окружающих и самоуважения, достоинства. При этом он старается, иногда неосознанно, приложить минимум усилий к реализации собственных же интересов, переложив свои заботы на плечи социального работника, и получить желаемые блага в полном объеме.
3. Интересы социального окружения клиента могут быть выделены в отдельную группу интересов, поскольку они не всегда совпадают с интересами клиента социальной службы. Так например, родственники клиента могут представлять себе конечный результат деятельности социального работника иначе, чем видят это и социальный работник, и его клиент. Причину такого несовпадения интересов следует искать в том, что социальное окружение клиента социальной службы может усматривать в действиях социального работника возможность реализации собственных, не имеющих отношения к благополучию клиента, интересов (например, избавиться от надоевших хлопот по уходу за престарелым или больным, получить на основании дарственной его имущество и т.п.).
4. Интересы профессиональной группы социальных работников. Эти интересы проявляются в действиях, направленных на повышение престижа профессии, создание благоприятных условий для функционирования и развития социальной работы, - развитии сети социальных служб, системы подготовки, переподготовки кадров и повышения их квалификации, стабильности трудовых коллективов и отношений в них, создании обстановки взаимопонимания и сотрудничества как внутри профессиональной группы, так и с внешними организациями, разработке и внедрении новых форм и методов работы, приращении и обмене накопленным опытом.
5. Интересы общества. Интересы общества заключаются в достижении стабильной обстановки в государстве на основе гармонизации. интересов различных групп и слоев общества, в оказании профессиональной высокоэффективной помощи гражданам, ограниченным в силу различных причин в своих возможностях, в выравнивании возможностей граждан в реализации их основных прав, в активизации личностного потенциала каждого индивида. Эти интересы общество стремится реализовать с наименьшими затратами всех видов ресурсов.
При реализации этих пяти групп интересов задача социальной работы заключается в том, чтобы не допустить антагонизма между ними равно как и использования интересов одной группы в качестве инструмента реализации интересов других групп. Так, например, забота социальных работников о повышении престижа профессии, выражаемая через развитие системы социальной защиты, не только не противоречит интересам отдельных социальных работников, клиентов и общества, а напротив, дополняет их: имея возможность выбрать профильную социальную службу, клиент увеличивает вероятность получения квалифицированных услуг; государство и общество с помощью развитой сети социальных служб могут обеспечить более широкий охват различных категорий населения социальными услугами; социальный работник может внутри системы реализовать свои сущностные интересы и передать решение вопросов, несвойственных ему и представляемой им службе, своим коллегам.
Работая непосредственно
с клиентом, социальный работник относительно
свободен в своих действиях, однако
это не означает, что обществу безразлично,
как он пользуется своей свободой, какой
интерес он выбирает в качестве определяющего.
Суть социальной работы заключается не
только в том, чтобы разрешить возникающее
противоречие, но и в том, чтобы решая противоречие,
осуществить акт социальной справедливости
и целесообразности. Именно такая постановка
вопроса делает этические нормы социальной
работы и специфическими, и целесообразными.7
Заключение
России еще
предстоит фундаментально разработать
стандарты и нормы
Для выполнения предписанных социальным работникам функций им необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы.
За последнее
время было предложено немало теорий
и идей, касающихся моральных противоречий.
Многие из них могут стать основой
решений этических проблем в
социальной работе, учитывая свои особенности
в силу специфики профессии, времени,
страны.8
Этика социальной работы основывается
на моральных нормах (лат. norma - правило,
образец; одна из наиболее простых форм
нравственного требования, выступающая
как элемент моральных отношений и форма
морального сознания), принимаемых обществом
в качестве одного из важнейших регуляторов
совместной деятельности и существования,
и на тех профессиональных ценностях,
которые составляют сущность социальной
работы. Этический подход к профессиональной
деятельности социального работника позволяет
вернуть этическим нормам то императивное
значение, которое им присуще, но которое
долгое время игнорировалось, и повысить
индивидуальную и коллективную ответственность
специалистов за свои действия, поднять
значимость и авторитетность профессиональной
деятельности каждого социального работника,
всей системы социальной защиты населения.
Профессиональная этика социальной работы не является каким-либо эксклюзивным, противоречащим другим механизмам, регулятором поведения специалистов. Ее нормы и принципы служат тем же целям, что и требования нормативно-правовой базы или технологического процесса в социальной работе. Напротив, этика социальной работы требует от специалистов и их коллективов служения интересам общества и профессии, клиентов и их групп. Профессиональная этика социального работника предписывает поиск резервов, использование всех возможных видов ресурсов - от социальных до личных ресурсов как самого социального работника, так и его клиента; однако допустимо это лишь в социально и профессионально одобряемых целях, но ни в коем случае не в узкокорпоративных или личных корыстных интересах.
Сегодня для
социальной работы все большее значение
приобретает вопрос о необходимости
определения этических
Общество - это сложный социальный организм, явление качественно иного порядка, нежели сумма отдельных индивидов.
Таким образом,
профессиональная этика социального
работника строится на основе уважения
прав личности, специфики социальной
работы как профессиональной деятельности
и социального института и
предполагает не только знание норм и
принципов взаимодействия и взаимоотношений,
но и наличие определенных личностных
качеств у специалиста, поскольку профессиональные
моральные требования не могут охватить
всего многообразия ситуаций, возникающих
в процессе деятельности, и многие этические
проблемы социальный работник решает,
руководствуясь своими собственными понятиями
о долге, о добре и зле, т.е. своими собственными
нравственными принципами. Высокий уровень
нравственности формируется у специалиста
при наличии определенных черт, развиваемых
им в процессе самовоспитания и обучения
профессиональной деятельности.9
Список используемой литературы: