Этический аспект проблемы взаимоотношения врача и пациента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 14:18, доклад

Описание работы

Со времён Гиппократа было принято считать, что нравственная культура врача – это не просто добродетель, но и качество, определяющее его профессионализм. Термин «профессиональная культура» подчеркивает, что культура здесь рассматривается в отношении специфического качества деятельности специалиста и раскрывает предметное содержание культуры, определяемое спецификой профессии, профессиональной деятельности и профессионального сообщества.

Файлы: 1 файл

Доклад-2.docx

— 26.26 Кб (Скачать файл)

Термин «терапевтическое сотрудничество» включает в себя взаимопонимание, взаимоуважение и  взаимную ответственность медицинского работника и пациента. Установление терапевтического сотрудничества –  одна из сложнейших задач, ответственность за решение которой несёт, прежде всего, медицинский работник.

С целью улучшения качества взаимодействия между участниками  диалога (врач-пациент) медицинским  работникам необходимо в каждой ситуации общения использовать свою коммуникативную  стратегию. Необходимо найти такую  форму речевого воздействия, которая  была бы убедительной только для того, кого убеждаешь. Именно поэтому нельзя сводить диалог между врачом и  пациентом к банальному обмену информацией, их общение должно быть направлено на выработку общего смысла, взаимопонимания, построения диагностической и лечебно-реабилитационной беседы, единой точки зрения по поводу лечения. Способность эффективно общаться с пациентам присуща в большей степени тем врачам, которые живут в модусе «Бытия» (Э. Фромм) и имеют доминанту «на лицо другого» человека (А.А. Ухтомский).

С целью изучения двух противоположных  способов существования человека по принципу «Бытия» и по принципу «Обладания»  в 2009 году на кафедре истории и  философии Ростовского государственного медицинского университета был проведён соцопрос 400 студентов РостГМУ в равном соотношении мужчин и женщин. Анализ данных показал, что продуктивную ориентацию характера имеют 42% опрошенных, а установку на «Обладание», то есть рыночную ориентацию характера, – 58% респондентов. Хотят быть любимыми, но не любить – 70% молодёжи: из них 40% женщин и 30% мужчин. У 85% опрошенных покупка телефона делается по схеме: приобретение – временное обладание – выбрасывание или продажа – приобретение новой модели. Это свидетельствует о том, что тенденция к обладанию отражается в отношении индивида не только к окружающим людям, но и к своей собственности. По сути, люди распространяют принцип «использовал-выбросил» не только на вещи, но и в отношении другого человека.

Подытожив вышеизложенное, можно сделать вывод о необходимости более детального изучения и внедрения принципов биомедицинской этики в педагогический процесс профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских работников. Любая медицинская специальность формируется исходя из моральных оснований, имеет моральное значение и наполнена моральным смыслом. Забвение нравственной компоненты медицины грозит обществу бездумным и бесконтрольным внедрением в практику новых технологий, применение которых связано с неопределённостью последствий и опасностью воздействия на жизнь конкретного индивида и всего социума.


Информация о работе Этический аспект проблемы взаимоотношения врача и пациента