Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 10:14, контрольная работа
Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция – формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т.е. целесообразность и практичность.
Деловой этикет включает в себя две группы правил:
нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);
наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).
Введение
Этика – от греч. ethos – нрав, характер, обычай) – одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль. В широком смысле это система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни.
Подмечена взаимосвязь между этикой вообще и деловой этикой. Практически все направления деловой этики имеют правила, применяемые этикой поведения в широком смысле. Направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики.
Принципы
этики деловых отношений –
это обобщённое выражение нравственных
требований, выработанных в моральном
сознании общества, которые указывают
на необходимое поведение
Деловое общение
– это сложный многоплановый
процесс развития контактов между
людьми в служебной сфере. Его
участники выступают в
нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);
наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).
Общим требованием
считается приветливое и
Следуя требованиям этикета, человек не только экономит энергию, время, нервы, и нередко деньги, но также и приобретает их.
1.
Характеристика отношений
Процесс взаимоотношений
руководителя и подчиненных - это
общение друг с другом и взаимовлияние
друг на друга в совместной работе
для достижения единой цели. Руководитель
направляет подчиненных ему людей
на выполнение определенных задач, которые
стоят перед организацией. Определенные
рамки производственного
Руководитель
способен решать стоящие перед организацией
задачи только благодаря людям, работающим
в организации. Когда он эмоционально
грамотно и компетентно реагирует
на результаты решения задач и
на сотрудников, которые участвуют
в этом; интеллектуально и чувственно
разбирается в рабочих
Одна из главных
задач руководителя - помнить о
людях, о том, что это живые, эмоционально
реагирующие сотрудники, являющиеся
частью организации. Для сохранения
имиджа организации и собственного
статуса эффективного руководителя
управленцу нужно уметь понимать
эмоциональные особенности
Эффективность работы, отдача подчиненных во многом предопределяются характером отношений с руководителем, который должен находить индивидуальный подход к каждому. Чутким отношением, стремлением понять нужды и трудности, умением поставить себя на место работника и сделать из этого необходимые практические выводы, поддержкой в случае необходимости, демонстрацией заинтересованности в его успехе можно добиться в тысячу раз больше, чем принуждением.
Вот несколько правил общения с подчиненными:
Формами распоряжения могут быть: приказ, просьба, вопрос. Вопрос лучше применять в тех случаях, когда руководитель хочет вызвать обсуждение, как лучше сделать работу или подтолкнуть сотрудника к тому, чтобы он взял инициативу на себя. «Есть ли смысл заняться этим?», «Как мы должны это сделать?». При этом сотрудники должны быть инициативными и достаточно квалифицированными. В противном случае некоторые могут воспринять подобный вопрос как проявление слабости и некомпетентности руководителя. Просьба используется в том случае, если ситуация рядовая, а отношение между руководителем и подчиненным основано на доверии и доброжелательности. Такая форма позволяет сотруднику высказать свое мнение на проблему в том случае, если она по каким-либо причинам не может быть решена. А если соответствующим образом произнести фразу, то у сотрудника не возникнет никакого сомнения, что это приказ. Приказ чаще всего следует использовать в чрезвычайной ситуации, а также в отношении недобросовестных сотрудников.
Наказание - сложнейший способ активизации человека, но отдельные руководители считают, что это лучшее и самое простое средство мобилизации трудовых усилий. Наказание применяется с целью предупреждения проступков в дальнейшем.
Однако не
при всяком нарушении дисциплины
следует наказывать подчиненных. Нередко
бывает достаточным ограничиться требованием,
шуткой в адрес нарушителей
При применении
наказания очень важно
Весомость наказания
зависит от взаимоотношений подчиненного
с руководителем. Даже к мягкому
порицанию авторитетного, уважаемого
начальника относятся болезненно. И
наоборот, заслуженное наказание
со стороны малоавторитетного
Применение одной и той же формы наказания притупляет силу, неожиданное, непривычное наказание обычно действует лучше, чем самое строгое, но привычное. Необходимо учитывать, что разных работников за одно и то же необходимо наказывать по-разному. При этом следует учитывать уровень их общей культуры, знаний, индивидуальные особенности. В отличие от поощрения наказание часто объявляется не сразу после совершенного проступка, а через некоторое время, чтобы дать провинившемуся успокоиться и обдумать свое поведение. При вынесении наказания необходимо делать конкретные замечания по конкретному поводу. Но никогда не следует забывать, что поощрение более весомая мера воздействия, чем наказание. Регулярное применение поощрений предупреждает необходимость вынесения наказания.
2.
Этика взаимоотношений с “
Подавляющее большинство сотрудников любой организации в той или иной степени считают своего руководителя «трудным». Как правило, некоторые претензии по выполнению руководящей роли имеются к каждому начальнику. При этом достаточно часто подчиненные считают своего руководителя «трудным» во всех проявлениях его специфической должностной роли.
Необходимость
работать вместе с «трудным» руководителем
— нередко встречающаяся
Этому способствуют такие факторы, как, с одной стороны, некоторое субъективное восприятие сотрудником своего «трудного» руководителя и, с другой стороны, проявление отдельных «трудных» черт в профессиональном поведении руководителя, который в целом не вызывает сомнений как профессионал и хороший организатор.
Руководитель
— фигура, как правило, более заметная,
чем остальные сотрудники, он практически
постоянно находится под
Вероятно, это связано с тем, что многие сотрудники недостаточно ясно представляют себе особенности должностной роли руководителя, не учитывают тот факт, что многие руководящие функции, направленные на подчиненных сотрудников, изначально вызывают у них негативную реакцию.
Как, например,
выполнение руководителем такой
общей функции управления, как
регулирование
В силу своей
должностной роли руководитель должен
выполнять такую общую функцию
управления, как контроль. Ее выполнение
практически всегда вызывает негативную
психологическую реакцию у