Этика делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 10:14, контрольная работа

Описание работы

Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция – формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т.е. целесообразность и практичность.
Деловой этикет включает в себя две группы правил:
нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);
наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 61.92 Кб (Скачать файл)

Взаимосвязанность и взаимозависимость членов коллектива достигается за счет сближения мнений, оценок, чувств и поступков членов группы, что может привести к сближению  их интересов и ценностных ориентаций, интеллектуальных и личностных особенностей, а в результате уподоблению индивидов  друг другу в той или иной степени. В ходе совместной деятельности образуются специфические механизмы регуляции  динамики индивидуальных познавательных процессов, совместные стратегии решения  задач, общий для группы стиль  деятельности, происходит обмен индивидуальными  качествами, расширяется спектр индивидуальных возможностей, развивается способность, желание и умение соотносить свои цели и действия с целями и действиями других людей. Условия взаимодействия способствуют расширению информационного  пространства, дают возможность увидеть  большее количество аспектов реализуемой  задачи и способов ее решения, а итогом взаимодействия является своего рода унификация представлений участников деятельности.

Общий этический  принцип общения «по горизонтали», т.е. между коллегами , можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги. Отношения друг к другу сотрудников должны быть предельно вежливы и корректны. Если в коллективе царит доброжелательная атмосфера, то настроение поднимается, работа спорится, любое дело выполняется намного быстрее и легче. Вот несколько принципов этики делового общения между коллегами:

  • Рассматривайте вашего коллегу как личность, которую нужно уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей.
  • Не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого.
  • Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы.
  • Если круг ваших обязанностей пересекается с вашими коллегами, это весьма опасная ситуация. Если управляющий не разграничивает ваши обязанности и ответственность от других, попытайтесь сделать это сами.
  • В отношениях между коллегами из других отделов вам следует отвечать самому за свой отдел, а не сваливать вину на своих подчиненных.
  • Если вас просят временно перевести в другой отдел вашего сотрудника, не посылайте туда недобросовестных и неквалифицированных - ведь по нему там будут судить о вас и вашем отделе в целом. Помните, может случиться, что с вами поступят таким же безнравственным образом.
  • Не относитесь с предвзятостью к своим коллегам. Насколько возможно отбрасывайте предрассудки и сплетни в общении с ними.
  • Называйте своих собеседников по имени и старайтесь делать это как можно чаще.
  • Улыбайтесь, будьте дружелюбны и используйте все многообразие приемов и средств, чтобы показать доброе отношение к собеседнику. Помните - что посеешь, то пожнешь.
  • Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить.
  • Не преувеличивайте свою значимость и деловые возможности. Если они не оправдаются, вам будет неудобно, даже если на это были объективные причины.
  • Не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более проблемах.
  • Старайтесь слушать не себя, а другого.
  • Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Рано или поздно все выплывет наружу и встанет на свои места.
  • Посылайте импульсы ваших симпатий - словом, взглядом, жестом дайте участнику общения понять, что он вас интересует. Улыбайтесь, смотрите прямо в глаза.
  • Если кто-то в работе допускает ошибки, то важно тактично указать на них сослуживцу. При этом объяснять и указывать на недостатки в работе следует спокойно и по-деловому.
  • Вести себя на работе нужно уравновешенно и тихо. Необходимо научится избегать того, что могло бы помешать работе людей, работающих рядом. Нельзя кричать, шуметь, громко смеяться, хлопать дверьми, заниматься посторонними разговорами, отвлекающими от работы, делать двусмысленные и циничные замечания и т.п. 
  • В случае какого-либо инцидента нужно откровенно поговорить и выяснить все обстоятельства дела.
  • В отношении женщин-сотрудников действуют все правила делового этикета, плюс правила взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Сослуживцы должны пропускать ее вперед, встречая в дверях или у лифта, первыми приветствовать ее и т.д., но это ни в коем случае не означает, что они должны выполнить за нее часть работы. Мужчины-коллеги могут разговаривать с женщиной-сотрудницей сидя, не вставая со своего места.
  • Для женщины нужно помнить, что информацию несут не только слова, но и одежда, прическа, положение тела, жесты и т.д. Одеваться и причесываться нужно скромно, избегать всего вызывающего и провоцирующего.

 

4. Понятие моббинга, условия его  формирования и нейтрализации. 

Нападки и  притеснения со стороны коллег по работе известны давно, а само это  явление получило название моббинг. Этим словом обозначается ситуация, в  которой сотрудники фирмы на своем  рабочем месте подвергаются конфронтации со стороны коллег и руководства.

Моббинг в  организации, как правило, выражается в постоянной и часто необоснованной критике, в распространение о  сотруднике заведомо ложной информации (слухов и сплетней), подрывающей  профессиональную компетентность и  репутацию. Также моббинг проявляется  в виде насмешек и провокаций, прямых оскорблений и запугиваний, бойкота  и демонстративного игнорирования, в нападках ущемляющих честь и  достоинство и даже в виде причинения материального или физического  вреда.

Причины возникновения  моббинга на работе могут быть разными  – от желания отомстить до жажды  власти, от личной злобы, вызванной  страхами или завистью до обычной  скуки. И то, что причин у моббинга большое количество, означает, что  стать жертвой моббинга может  любой сотрудник, начиная от обычного служащего и заканчивая руководителем  какого-нибудь отдела. Однако здесь  имеется своя группа риска. Жертвами моббинга часто становятся те, кто  занимает высокооплачиваемую или относительно высокую должность, место, которое  мечтает занять едва ли не любой  работник предприятия. В данном случае моббинг применяется как средство для освобождения заветного кресла. Также в группу риска психологической  травли попадают так называемые «белые вороны» – люди, отличающиеся от большинства, те, кто хоть в чем-то оказался «не похожим на других». Часто это бывают люди, необоснованно  претендующие на то, что они «круче всех», либо неоправданно ощущающие  себя «пустым местом». Потенциально опасной является ситуация прихода  в сформировавшийся коллектив нового руководителя. Особенно если этот руководитель начинает вносить новизну и менять порядки, нарушая устоявшиеся правила  и негласные нормы. Моббинг руководителя со стороны подчиненных – явление  достаточно распространенное. Моббинг  может быть следствием желания руководителя, напугав подчиненных, повысить свой авторитет. Такие люди придерживаются правила одного из древнеримских  императоров: «Пусть ненавидят, только бы боялись». Причиной моббинга может  стать самый незначительный конфликт на работе. В данном случае желание  отомстить является чем-то вроде  вечного двигателя: пока моббер не добьется своего, он не успокоится. Наконец, достаточно распространенной причиной появления  в рабочем коллективе моббинга является скука. Человек оказывается под  психологическим прессом просто из-за чьей-то забавы и желания поразвлечься.

Разновидностей  моббинга большое множество, однако, можно выделить несколько наиболее распространенных:

Горизонтальный  моббинг – это притеснения  со стороны коллег по работе. В случае же если инициатором психологической  травли становится непосредственный руководитель это уже вертикальным моббинг, еще  его называют боссингом.

Открытый  и латентный моббинг. В случае латентного моббинга действия разворачиваются  согласно известной многим пословице: «Предоставьте человеку веревку, а  повесится он сам». Психологическое  давление здесь происходит в скрытой  форме, вам «вставляют палки в  колеса» и как бы намекают на то, что вы пустое место, нежеланная персона  и вам лучше уйти. Однажды, придя  на работу, человек может ощутить  изоляцию, почувствовав вокруг себя информационный вакуум: важную и необходимую информацию ему предоставляют поздно (когда для исправления ситуации он уже не в силах ничего предпринять), либо вовсе эту информацию утаивают. Неформальное общение с начальником и коллегами резко сводится к минимуму. Сослуживцы начинают его сторониться, обращаясь исключительно по делу. Цель латентного моббинга – сделать пребывание на рабочем месте невыносимым, вынудить покинуть предприятие. Для человека, такое отношение коллектива в большинстве случаях становится тяжким испытанием, и он не выдерживает прессинга: пишет заявление об уходе. А скрытый провокатор с улыбкой потирает, казалось бы, ничем не запятнанные руки.

Вертикальный  латентный моббинг может проявляться  в том, что ваш босс будет не замечать результаты вашего труда, давать вам самую безнадежную работу, проводить в ваше отсутствие важные совещания, игнорировать всякую инициативу. То есть блокировать возможности  вашего продвижения по карьерной  лестнице, незаметно для любого, но только не для вас.

Открытый  моббинг – это крайняя его  степень. В ход идут все средства – открытые насмешки, издевательства и оскорбления, порча имущества (важных рабочих документов или личных вещей).

Медицинские исследования, проводимые в Европе и США (там слово «моббинг» звучит сегодня практически повсеместно) показали, что люди, подвергающиеся на работе эмоциональному насилию, очень быстро становятся психологически нестабильными. Сначала жертвы моббинга доказывают коллегам и начальству свою социальную и профессиональную состоятельность. Когда давление усиливается, они попадают в социальную изоляцию. Не получив положительных оценок и растратив все силы на бессмысленные доказательства жертвы моббинга становятся уязвимыми, неуверенными и беспомощными. Их начинают терзать различные фобии, падает самооценка, появляются характерные стрессу симптомы – головная боль, простуда, невозможность быстро уснуть… Люди попадают в замкнутый круг, у них развиваются хронические заболевания, а вынужденное отсутствие на работе из-за плохого самочувствия вызывает претензии и все новые и новые моббинг-атаки. Часто моббинг становится причиной потери концентрации внимания и умственной работоспособности (нередки и случаи инфарктов). В результате человек уже не в силах выполнять свои должностные обязанности и вынуждено увольняется по собственному желанию. Однако на этом его проблемы со здоровьем могут не закончиться – могут остаться или даже усилиться, приведя к такому диагнозу, как посттравматический стресс.

Но не только от моббинга страдает его непосредственная жертва (его здоровье и психическое  состояние), последствия коллективного  психологического террора также  негативно сказываются на близких  и родных этих людей, а также на фирмах, в которых они трудятся. Страдают отношения, в компании значительно  падает уровень продуктивности труда, ведь энергию, которые люди должны направлять на выполнение ежедневных задач они  тратят на осуществление моббинга.

Существование моббинга в трудовых коллективах  может стать причиной снижения эффективности  деятельности любого предприятия. Поэтому  владельцам и директорам предприятий  и организаций для профилактики моббинга следует принять ряд  мер:

  • Формировать в организации здоровую организационную культуру.
  • Роль руководителя – поддержать в рабочих коллективах здоровый социально-психологический климат.
  • Развивать у высшего руководства управленческие навыки.
  • Создавать механизмы получения обратной связи от служащих.
  • Четко формулировать служебные обязанности и точно обозначать границы индивидуальной ответственности каждого работника.
  • Обеспечить четкое и рациональное разделение труда между различными структурными подразделениями, исключающее пересечение и дублирование стоящих перед ними задач.
  • Формировать понятную систему кадрового продвижения, дающую возможность карьерного роста.
  • Обеспечить открытость информационных потоков на предприятии и создать прозрачный механизм принятия управленческих решений.
  • Исключить возможность родственных или интимных связей между руководством и подчиненными.
  • Создавать нетерпимость в отношении к разносчикам сплетен и пресекать любые интриги на работе.

Эти меры помогут  руководству компании в профилактике моббинга.

В многочисленных исследованиях, посвященных проблеме моббинга в трудовом коллективе, приводятся различные рекомендации как себя надо вести, чтобы избежать моббинга на рабочем месте. В обобщенном виде эти советы выглядят следующим образом:

  • Моббинг редко направляют на обаятельных, так что по возможности будьте доброжелательны со всем коллективом. Это не значит, что надо перед всеми заискивать и пресмыкаться.
  • Придя на новую работу (особенно во время испытательного срока), общайтесь с коллективом более ровно и формально вежливо. Не стремитесь сразу ввязываться во внутренние разборки, не привлекайте излишнее внимание неординарным поведением, не навязывайте свое эмоциональное расположение.
  • Найдите золотую середину между тем, чтобы не выделяться из коллектива и сохранить свое лицо.
  • Никого не унижайте своего коллегу. Напротив, хвалите и старайтесь возвысить его в собственных глазах и в глазах работников. Только не переусердствуйте!
  • Не сплетничайте и не злословьте, а услышав сплетню, не распространяйте ее в коллективе (и вообще надо знать, когда следует промолчать).
  • Если кто-то из работников пробует вас «достать», не переживайте, спокойным тоном попытайтесь выяснить чего он добивается. Не реагируйте на обидные слова. Помните, что «на обиженных воду возят».
  • Не давайте себя в обиду. Иногда стоит «показывать зубы».
  • Не игнорируйте корпоративные мероприятия, придерживайтесь традиций и негласных правил коллектива.
  • Не фамильярничайте с руководителем, даже если вы с ним в приятельских отношениях. Не афишируйте эту дружбу, дружите за пределами фирмы.
  • Добросовестно и профессионально исполняйте свои обязанности. При возникновении конфликта начальник примет вашу сторону, вряд ли он захочет терять хорошего работника.
  • И главное, чтобы избежать моббинг на работе, надо постоянно наблюдать за тем, что происходит в частности вокруг вас и в целом на предприятии. Наблюдательность и проницательность помогут услышать и увидеть чуть больше, а анализ полученной информации даст возможность всегда принять правильное решение.

С моббингом  бороться можно и делать это надо обязательно. Если вы стали объектом целенаправленной, регулярной психологической  травли, прежде всего, необходимо попытаться понять или выяснить ее причины. Анализ ситуации в подобной ситуации очень  важен: ведь, не разобравшись, следствием чего является моббинг, можно постоянно  «наступать на одни и те же грабли», вновь и вновь меняя место  работы. Иногда изменить ситуацию и  поменять о себе мнение коллектива помогает располагающий поступок или  откровенный разговор. Если целью моббера является устранение вас из фирмы, и он не хочет идти ни на какие компромиссы, у вас остается единственный вариант – противостояние. Если главным нарушителем вашего спокойствия на работе является непосредственный начальник, докажите ему, и всему коллективу свою полезность, сделайте результаты своей профессиональной деятельности заметными не только для коллег, но и для более важных и значимых лиц компании. В случае если кто-то хочет занять ваше место, вынуждая вас уйти из компании, главное – быть начеку и ни в коем разе не допускать профессиональных промашек. Не стоит устраивать истерики или пытаться, как то разжалобить «террористов», увидев вашу слабость, они станут проявлять еще большую активность. А вот доверительная беседа с начальником часто дает результаты: боязнь лишиться работы, оказывается сильнее стремления присвоить чужую должность. Избавиться от моббинга нередко помогают такие подручные средства, как портативная видеокамера или диктофон (польза мобильника здесь очевидна, ведь подобными устройствами сегодня оборудованы большинство моделей). При их помощи можно получить неоспоримые доказательства противоправных действий и остановить моббинг, угрозой обнародования этих доказательств. Для тех, кто стал жертвой психологического моббинга в организации и понимает, что с этим уже практически нельзя ничего сделать, необходимо задать себе ряд вопросов:

Как проучить моббера?

Есть ли еще  какой-нибудь неиспробованный способ получить помощь?

Можно ли внутри предприятия перейти на другую должность?

Готовы ли я к поискам работы?

Что надо делать, чтобы приготовиться к переходу на новую работу?

Нуждаюсь  ли я в медицинской или психологической  помощи?

Психологи советуют при непрекращающемся моббинге покинуть этот агрессивно настроенный коллектив, и чем раньше, тем лучше. Чем  терпеть продолжительные унижения, которые могут стать причиной ухудшения здоровья, лучше принести временные жертвы.

 

5. Способы регулирования сложных  межличностных отношений в коллективе.

Информация о работе Этика делового общения