Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 18:14, реферат
В современном мире бесспорным является тот факт, что вне общения нет личности. Но процесс общения не может носить спонтанного, непредсказуемого характера. Чтобы он протекал спокойно, бесконфликтно и приводил к ожидаемым и значимым для обеих сторон результатам, он должен подчиняться определённым правилам внешнего поведения, совокупность которых обозначается понятием «этикет».
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Сущность этики деловых отношений.……………………………………..5
2.Основные принципы современного делового этикета..……………...….10
3.Этика и социальная ответственность организаций…………..…………..14
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованных источников …………………………………………..24
Этикет исторически
изменчив, то есть, отвечая требованиям
времени, он может изменять какие-то
из своих постулатов, но какие-то правила,
традиции остаются постоянными на протяжении
веков. Таким образом, можно сказать,
что этикет состоит из двух частей:
неизменной и постоянно изменяющейся,
наращивающей количество принципов
вежливости. Чем больше и дольше
развивается человечество, тем больше
правил этикета оно создает. И
сегодня правил этикета, правил
общения и просто норм вежливости
накопилось столько, что усвоить
их все стало практически
Можно выделить несколько принципов этикета, на которых должно строиться поведение истинно воспитанного человека.
Первым принципом этикета является принцип гуманизма. Он выдвигает ряд моральных требований к процессу общения – это тактичность, точность, скромность и вежливость.
Тактичность – это умение не поставить собеседника в неприятное положение. Способность сглаживать неловкие ситуации; Тактичность – это чувство меры, которое следует соблюдать в отношениях с окружающими;
Скромность – это способность сопоставить самооценку с мнением окружающих. Умение, осознавая свои достоинства, не афишировать их. Она предполагает отсутствие театральности и позерства;
Точность – это умение ценить свое слово и выполнять то, что обещано, вовремя.
Вежливость является достаточно объемным понятием. Можно выделить несколько оттенков вежливости.
- Корректность – это несколько подчеркнутая, сухая вежливость, применяемая обычно в официальной обстановке;
- Учтивость – это вежливость, которая учитывает какие-либо особенности собеседника. Обычно, это вежливость, проявляемая по отношению к старшим, учитывающая возраст собеседника;
- Любезность – это вежливость, в которой явно прослеживается желание быть приятным и полезным окружающим;
- Деликатность – это вежливость, проявляемая с особой мягкостью, тонкостью и чуткостью;
Говоря о первом принципе, можно его проиллюстрировать, приведя пример из жизни: опоздание студентов влечет за собой прерывание преподавателя и отвлекание аудитории от лекции. Данная ситуация демонстрирует отсутствие нескольких составляющих принципа гуманизма.
Второй принцип этикета - принцип целесообразности действий – говорит о тех ситуациях, для которых не существует конкретных правил поведения, и в этих ситуациях следует руководствоваться удобством, но удобно должно быть не только вам, но и окружающим, даже окружающим в первую очередь.
По данному принципу можно привести такой пример, как нецелесообразность действий человека, громко обсуждающего свои проблемы по телефону, находясь в общественном транспорте.
Третьим принципом является принцип эстетической привлекательности поведения - предполагает единство формы и содержания поступка. Даже хорошее отношение к людям должно быть красиво оформлено. Пожать руку, приветливо поклониться, пропустить человека в дверях, подать оброненную вещь — все это надо уметь. Здесь же мы ведем речь о внешнем виде человека (опрятность), его манере общения и поведения.
Проиллюстрировать данный принцип можно такой ситуацией: у мужчины всегда должно быть два носовых платка, один из которых предназначен для девушки, которой мужчина может подать его в случае необходимости.
Четвертый принцип - принцип
народных традиций. Он лежит в основе
норм и правил, которые трудно объяснить
с позиции уже названных
Пятым принципом является принцип субординации. Он предполагает соблюдение правил служебной дисциплины установление на их основе системы служебного подчинения сотрудников младших должностей сотрудникам старших.
Данный принцип можно охарактеризовать следующей ситуацией: в кабинет руководителя зашел подчиненный. Руководитель должен встать и поприветствовать, первым протянув руку. Если руководитель и подчиненной столкнулись в коридоре, то ситуация не меняется: руководитель первым должен протянуть руку для приветствия.
Выделяют следующие
Шестым принципом этикета
является принцип паритетности. Здесь
мы говорим о равенстве. Приводя
пример по данному принципу, можно
описать следующую ситуацию: если
руководитель является старым знакомым
и хорошим другом. Необходимо называть
по имени отчеству в рабочее время,
и возможно применение местоимения
«ты» в свободное от работы время.
Стоит следовать этому
Вечным и одним из главных регуляторов деловых отношений выступают этические нормы и принципы, следование которым является неотъемлемой частью процесса успешного делового общения. И в зависимости от того, как человек понимает моральные принципы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их учитывает в общении, он может как облегчить деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.
3. Этика и социальная ответственность организаций
В практике сложилась точка зрения на то, как должна вести себя организация, чтобы считаться социально ответственной. Организация социально ответственна, когда получает прибыль, не нарушая законов и норм государственного регулирования. С этой позиции организация преследует экономические цели. Организация при этом обязана ставить и социальные цели: учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия своей деловой активности па работников, потребителей, а также вносить определенный позитивный вклад в решение социальных проблем общества.
Общественность ожидает от современных организаций не только демонстрации высоких экономических результатов, но и существенных достижений с точки зрения социальных целей общества.
Следовательно, с одной
стороны, организация — это
С другой стороны, организация
— это нечто большее, чем экономическая
система. Современная организация
является сложной частью окружения,
включающего множество
Организации несут ответственность перед обществом, в котором функционируют, поэтому они должны направлять часть своих ресурсов и усилий на социальные нужды, жертвовать на благо и совершенствование общества. Более того, в обществе уже сложились определенные представления о том, как должна вести себя организация, чтобы считаться добропорядочной. Организации должны ответственно действовать в таких сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и т. п.
Существует различие между
юридической и социальной ответственностью.
Под юридической
Обществу и человеку совсем не безразлично, какими средствами и по каким правилам достигаются цели организации. Поэтому все острее встает вопрос об этических отношениях внутри организации и об отношениях с другими организациями.
Этические вопросы возникают
и при рассмотрении роли организации
в обществе. На разных этапах развития
общества роль организаций оценивается
по-разному. Во время переходного
периода, который переживает наша страна,
организации призваны решать следующие
задачи: приспособиться, выжить; получить
прибыль для акционеров; сохранить
рабочие места, квалифицированные
кадры; стать конкурентоспособными.
С наступлением более благоприятных
времен функции организации
Этические правила закрепляются в законодательстве. Фактически все правовые нормы являются отражением этических взглядов, носителем которых в момент принятия законов был законодатель.
Таким образом, в разных законах,
в том числе в гражданском
законодательстве, есть нормы, которые
имеют четко выраженную этическую
направленность. Это, например, ст. 10 Гражданского
кодекса РФ, устанавливающая пределы
осуществления гражданских
Ст. 152 Гражданского кодекса РФ о защите чести, достоинства и деловой репутации граждан дает право гражданину по суду требовать опровержения порочащих его честь и достоинство сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
Гражданский кодекс РФ дает право гражданину защищать не только честь и достоинство, но и деловую репутацию. Такое право можно осуществить по требованию заинтересованных лиц и после смерти лица, деловая репутация которого была опорочена.
Защита, охрана чести и
достоинства гражданина безусловно
должны осуществляться нормами трудового
права, отражая одну из тенденций
его развития — гуманизацию трудовых
отношений как важнейшую задачу
государства в условиях рыночных
отношений. Трудовой кодекс РФ не затрагивает
этические отношения между
По своему этическому и экономическому содержанию трудовые отношения могут быть трех видов: сотрудничество, соперничество, эксплуатация. При этом они могут присутствовать в отношениях одновременно, но с доминированием одного из них.
Безусловно, трудовое законодательство должно препятствовать стремлению ряда работодателей достичь своих целей, причиняя при этом моральный и материальный ущерб своим работникам, что является следствием восприятия оценки работников лишь как средства для достижения своих целей и пренебрежением равенства прав членов общества. Вместе с тем эти отношения могут носить как характер разрушительной вражды, посягательства на достоинство людей, так и характер конструктивного состязания.
Трудовые отношения могут быть максимально эффективными при условии, что отношения работодателя и работника рассматриваются государством как связь двух сторон одинакового достоинства при признании за работодателем дисциплинарной власти. Если это отношения господина и слуги, то они будут минимально эффективными и максимально аморальными.
В трудовых отношениях переплетаются
интересы не только работодателей и
работников, но и интересы государства
и общества. Трудовое законодательство
должно включать следующие задачи:
повышение производительности труда;
справедливые оплата труда и распределение
доходов, включая равную оплату за равный
труд; охрана и защита чести и
достоинства и деловой
Вернемся к рассмотрению проблем социальной ответственности организации.
В нашей стране значительные материальные средства были сосредоточены и сейчас в основном сосредоточены в организациях, а не у частных лиц. Традиционно их использовали в решении социально-экономических проблем района, города и прежде всего городов, специально созданных для работающих в одной крупной организации. Эти традиции, на наш взгляд, могут продолжиться и в новых экономических условиях.
Информация о работе Этика деловых отношений как вид профессиональной этики