Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 22:05, реферат
Итак, на этапе налаживания контактов важно межличностное общение. Психологи выделяют три принципиально разные ситуации общения: «ритуал», «монолог» (в нем можно выделить две подситуации – «императив» и «манипуляция») и «диалог».
Ритуал (от лат. ritualis – «обрядовый») – это совокупность и установленный порядок обрядовых действий[25]. Но ритуал – это не только пляски первобытных людей у костра. В современном мире мы постоянно сталкиваемся с установленным порядком поведения, или иначе этикетом.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
МИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА: социальные коммуникации философии.
Реферат
по дисциплине "Этика делового общения"
НА ТЕМУ: ЭТИКА И МАНИПУЛЯТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ.
2 курса, 25 ТВ группы
специальности товароведение
Подпись _____________________
Мичуринск - наукоград
2013 г.
Манипулятивное общение. Этика и этикет
Итак, на этапе налаживания контактов важно межличностное общение. Психологи выделяют три принципиально разные ситуации общения: «ритуал», «монолог» (в нем можно выделить две подситуации – «императив» и «манипуляция») и «диалог».
Ритуал (от лат. ritualis – «обрядовый») – это совокупность и установленный порядок обрядовых действий[25]. Но ритуал – это не только пляски первобытных людей у костра. В современном мире мы постоянно сталкиваемся с установленным порядком поведения, или иначе этикетом.
Если ваш партнер – представитель другой страны, культуры, постарайтесь придерживаться тех правил и норм, которые приняты в его стране. Для подробного ознакомления с этикетом других стран воспользуйтесь специальной литературой. В данной же книге очертим круг основных правил поведения в России.
При знакомстве особенно
важно строго придерживаться правил
этикета. Ведь от того, каким будет
первое впечатление о вас, будет зависеть судьба дальнейших
взаимоотношений с партнером. Раньше познакомитьс
Самая распространенная формула представления – фраза: «Разрешите представить вам». Если вы не расслышали имя того, кого вам представляют, переспросите. В противном случае может возникнуть неловкость из-за того, что вы не сможете обратиться к человеку, которого вам только что представили. «Имя человека – для него самое важное слово на свете» (8 совет предпринимателю С. Паркинсона)[26].
Если вы впервые обращаетесь к потенциальному партнеру, используйте имена людей или названия организаций, которые порекомендовали вам его. Весьма желательно попросить человека, предлагающего вам контактировать с какой-либо фирмой, позвонить в эту фирму и представить вас.
Светский этикет жестко регламентирует порядок, в котором знакомые друг другу люди должны здороваться. Но деловой этикет предлагает вам первым приветствовать собеседника независимо от его положения, является он вашим подчиненным или партнером. Приветствие предполагает рукопожатие. Обниматься и целоваться при деловой встрече не принято, хотя в некоторых странах, например Испании, допускается. Деловое общение предполагает обращение на «вы» по имени и отчеству.
Отправляясь на переговоры, будьте пунктуальны. Если по каким-то причинам вы опаздываете, обязательно предупредите телефонным звонком и извинитесь.
Деловой этикет предъявляет ряд требований к внешнему облику и деловой одежде, одно из самых главных – безупречность. Не стоит приходить на переговоры в шортах, майке, пляжных тапочках и т. д. Мужчинам целесообразно надеть костюм, а женщинам – деловое платье или жакет с юбкой. Общаясь с партнером, не жуйте резинку и не курите.
Тактика ведения деловых переговоров будет рассмотрена ниже. Но вот основные требования к речи, которые диктуются этикетом:
1) «будьте благожелательны
и старайтесь все понять» (3
совет предпринимателю С.
2) избегайте излишней многословности. Вследствие этого переговоры нередко затягиваются и теряют свой динамизм;
3) высказывайтесь кратко и по существу;
4) избегайте назидательности.
«Даже самые мудрые из людей
не любят выслушивать
5) в конце переговоров
подтвердите свою
6) овладейте искусством собеседника.
Профессор Кит Дэвис приводит 10 правил эффективного слушания[29]. Прочитав очередное правило, на минуту прервитесь, вообразите разговор с конкретным человеком и представьте, как вы пользуетесь только что прочитанным правилом.
1. Перестаньте говорить.
Невозможно слушать,
2. Помогите говорящему
раскрепоститься. Создайте у
3. Покажите говорящему,
что вы готовы слушать.
4. Устраните раздражающие моменты. Не рисуйте, не постукивайте по столу, не перекладывайте бумаги. Будет ли спокойнее в кабинете, если закрыть дверь?
5. Сопереживайте говорящему.
Постарайтесь встать в
6. Будьте терпеливым.
Не экономьте время. Не
7. Сдерживайте свой характер. Рассерженный человек придает словам неверный смысл.
8. Не допускайте споров
или критики. Это заставляет
говорящего занять
9. Задавайте вопросы. Это подбадривает говорящего и показывает ему, что вы слушаете. Это помогает продвигаться вперед.
10. Перестаньте говорить! Это наставление идет и первым, и последним, ибо все остальные зависят от него. Вы не сможете эффективно слушать, если будете разговаривать.
Правила эффективного слушания относятся не только к правилам хорошего тона, но и способам манипулятивного общения.
Манипулирование – это способ незаметно склонить человека к словам и поступкам, выгодным манипулятору[30]. Манипулятор – это человек, разбирающийся в психологии. Иногда он действует примитивно, и его несложно распознать, а бывает, это «мастер жанра», и попасть под их влияние могут даже люди, сами неплохо разбирающиеся в психологии.
Способов манипуляций сотни. Вот наиболее часто встречающиеся:
1) силовое давление. Манипулятор прямо или завуалированно угрожает своему собеседнику;
2) оказание неожиданных
3) усиление эмоций. Манипулятор в ходе деловых переговоров пытается вызвать сочувствие, испуг и т. д.;
4) искусственное создание дефицита времени, отпущенного на принятие решения. Если нет серьезных причин, то нехватка времени – попытка манипулирования оппонентом;
5) затягивание переговоров.
6) сужение круга обсуждаемых
тем. Признаки применения
7) «метод сандвича». В начале
и в конце переговоров
Научиться искусству манипулирования людьми можно на специальных курсах, в достаточном количестве предлагаемых различными консультационными компаниями.
Но гораздо важнее
противостоять атаке
Психологи советуют для защиты от манипулятора выбрать одну из двух стратегий – пассивную или активную.
Ваше поведение при пассивной стратегии выглядит так:
1) вы принимаете правила игры, но увеличиваете дистанцию между собой и манипулятором;
2) вы избегаете общения с манипулятором;
3) вы ставите под сомнение все идеи и предложения оппонента;
4) вы пытаетесь подружиться с манипулятором.
Набор действий при активном противостоянии таков:
1) вы открыто отвергаете возможность сотрудничества с партнером-манипулятором;
2) вы разоблачаете методы манипулятора вопросом «Зачем вы все это мне говорите?»;
3) вы применяете весьма
эффективный «метод отложенной
реакции». Не отвечайте на реплики
манипулятора сразу, делайте
4) держитесь спокойно
и уверенно. Говорите сдержанно.
Если вы произведете на
По поводу применения манипулятивных приемов на практике существует множество мнений. Грань между воздействием и манипулированием крайне тонка. Но, в конце концов, вам решать, как вести себя с партнерами. Вопрос «манипулировать или нет?» можно отнести к этическим дилеммам менеджера.
Этика – это система
норм нравственного поведения
Деловая этика – набор основных этических понятий, которые используются бизнесменом при ведении переговоров с партнерами, ведении документации, в конкурентной борьбе. Целевые ориентиры этики деловых отношений – сотрудничество, укрепление деловых отношений, координация отношений между партнерами. Выполняя правила и нормы бизнес-этики, вы приближаетесь к данным целям. Этика позволит сделать ваши отношения с партнером гармоничными, постоянными и взаимовыгодными.
Золотое правило морали «не делай другому того, чего не хочешь себе» замечательно работает не только в повседневности, но и в деловых отношениях. Это правило регулирует жизнь бизнес-сообщества, заставляя предпринимателей заботиться не только о получении сиюминутной, единомоментной прибыли, которая, как известно, является главной целью существования фирмы. Для того чтобы обеспечить деятельность компании в долгосрочной перспективе, менеджерам просто необходимо ориентироваться на нравственные нормы, которые на практике очень часто вступают в конфликт с расчетом и меркантильными интересами. Филипп Котлер в своей книге «Основы маркетинга» приводит 14 трудных нравственных ситуаций. Вот пример дилеммы менеджера.
«Являясь вице-президентом по маркетингу пивоваренной компании, вы узнаете, что в одном из самых прибыльных для вас штатов собираются поднять возраст официально разрешенного потребления спиртных напитков с 18 лет до 21 года. Вам предложили присоединиться к другим пивоварам, организующим лобби против законопроекта, а также сделать определенные денежные взносы. Как вы поступите?»[34].