Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 22:05, реферат
Итак, на этапе налаживания контактов важно межличностное общение. Психологи выделяют три принципиально разные ситуации общения: «ритуал», «монолог» (в нем можно выделить две подситуации – «императив» и «манипуляция») и «диалог».
Ритуал (от лат. ritualis – «обрядовый») – это совокупность и установленный порядок обрядовых действий[25]. Но ритуал – это не только пляски первобытных людей у костра. В современном мире мы постоянно сталкиваемся с установленным порядком поведения, или иначе этикетом.
Не правда ли, тяжело сделать выбор? При возникновении сложных ситуациях, когда необходимо выбрать между материальными выгодами и общечеловеческими ценностями, менеджер должен вспомнить о таких понятиях, как добро, зло, справедливость, долг, совесть, ответственность. Но в двойственной ситуации любой вариант ее разрешения приведет к двойственной реакции окружения: если менеджер выберет действия, приводящие к прибыли и быстрому эффекту, то общество оценит его поступок как безнравственный, но заинтересованные лица, например акционеры, будут говорить о его компетентности, профессионализме.
Солидные компании с мировым именем и многолетним опытом вырабатывают этические принципы, которые применяют в спорных ситуациях. Все нормы, представленные в подобных сборниках, можно разделить на три группы[35]:
1) нормы высшего уровня
(гипернормы), основанные на
а) социальная ответственность бизнеса;
б) модернизация технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций;
в) повышение доверия к бизнесу;
г) уважение правовых норм и обеспечение равных возможностей в конкуренции;
д) признание верховенства этических норм;
е) содействие свободе многосторонней торговли;
ж) уважительное отношение к окружающей среде;
з) отказ от противозаконных действий;
2) национальные нормы (макронормы), т. е. этические постулаты, реализуемые в отраслевых и национальных кодексах этики бизнеса:
а) уважение частной собственности и рыночной конкуренции;
б) достоверность информации;
в) отсутствие несправедливой дискриминации на рынке труда;
3) корпоративный уровень
(микроуровень). Обычно принципы
этого уровня определяются
Хотелось бы еще раз отметить такой важный этический принцип, как социальная ответственность бизнеса. Ответственность перед обществом – неотъемлемая составляющая современного бизнеса. Вклад должен быть соразмерен масштабам вашей фирмы. Если у вас розничный магазин, позаботьтесь о чистом тротуаре около него и клумбах с цветами, если холдинг – мероприятие должно иметь национальный размах.
Пример социальной ответственности крупного бизнеса – Благотворительный фонд Владимира Потанина (частный фонд, бюджет которого формируется из личных средств,Владимира Потанина и компании «Интеррос»). Учредители фонда так видят свою миссию: «способствовать реализации потенциала наиболее активной, одаренной и образованной молодежи как самого перспективного ресурса российского общества, а также поддерживать социально-культурные инновации». Основное направление деятельности фонда – осуществление образовательных программ. Фонд стремится поддержать тех, кто завтра составит интеллектуальную элиту России. У фонда есть несколько стипендиальных и грантовых программ. Одна из них – Федеральная стипендиальная программа. Фонд составляет список лучших вузов страны (в этом году их 67). Далее проводит конкурсный отбор активных молодых людей, обладающих лидерскими и организаторскими качествами и умеющих нестандартно мыслить, в зачетке которых только «пятерки». Победители конкурса в течение года получают стипендию. Но стратегическая цель организаторов стипендиальной программы – «помочь студентам найти свое место в жизни, расширить их возможности в выборе профессиональной карьеры». С этой целью после конкурсных отборов в каждом из федеральных округов проводятся специальный тренинг для стипендиатов и деловая игра, где будущие специалисты общаются с представителями бизнеса и власти.[36]
Итак, подытоживая все сказанное о деловой этике, приведем список необходимых качеств этичного предпринимателя:
1) убежденность в полезности своего труда для общества;
2) отношение к окружающим
людям как к равноправным
3) вера в бизнес
как творческий процесс,
4) признание необходимости конкуренции и сотрудничества;
5) уважение себя как личности, а любой личности – как себя;
6) уважение всех форм
7) уважение профессионализма и компетентности;
8) способность ценить образование, науку и технику, культуру,
9) бережное отношение к
10) стремление к нововведениям;
11) ответственность за принятие решений;
12) терпимость к недостаткам других людей;
13) согласование целей
14) бесконечное терпение.