Этика и психология юридической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Преподавание юридической этики, главная цель которой состоит в получении знаний, способствующих формированию у студентов (будущих юристов) самостоятельной нравственно-правовой позиции, необходимой им в процессе выполнения профессиональных задач, является важным элементом в структуре юридического образования. Знания, полученные в результате изучения дисциплины, должны помочь им в решении проблем нравственного характера, зачастую возникающих в процессе осуществления профессиональных функций, связанных с законотворческой деятельностью юриста и с регулированием его взаимоотношений с людьми как в рамках своей профессии, так и с представителями других сфер деятельности.

Содержание работы

1) Введение;
2)Основная часть:
Глава 1.Этика как философская наука;.
Глава 2. Понятие и виды профессиональной этики;
Глава 3.Юридическая этика – вид профессиональной этики:
Раздел 3.1. Понятие и виды профессиональной этики;
Раздел 3.2. Судебная этика как особый вид юридической этики.
Глава 4. Особенности профессии юриста и их нравственное значение;
Глава 5. Юридическая психология: отличия науки от смежных психологических наук;

Заключение;
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство образования Республики беларусь

Учреждение образования «Юридический колледж Белорусского государственного университета»

 

 

 

 

 

                           Кафедра гражданско-правовых и

                           уголовно-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Этика и психология юридической деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Выполнил:

 

                                   Научный руководитель:

                                   преподаватель

                                  

 

 

 

Минск 2010

Оглавление

     1) Введение;

     2)Основная часть:

        Глава 1.Этика как философская наука;.

         Глава 2. Понятие и виды профессиональной этики;

          Глава 3.Юридическая этика – вид профессиональной этики:

              Раздел 3.1. Понятие и виды профессиональной этики;

              Раздел 3.2. Судебная этика как особый вид юридической этики.

          Глава 4. Особенности профессии юриста и их нравственное значение;

          Глава 5. Юридическая психология: отличия науки от смежных психологических наук;

 

  1. Заключение;
  2. Список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Преподавание юридической этики, главная цель которой состоит в получении знаний, способствующих формированию у студентов (будущих юристов) самостоятельной нравственно-правовой позиции,  необходимой им в процессе выполнения профессиональных задач, является важным элементом в структуре юридического образования. Знания, полученные в результате изучения дисциплины, должны помочь им в решении проблем нравственного характера, зачастую возникающих в процессе осуществления профессиональных функций, связанных с законотворческой деятельностью юриста и с регулированием его взаимоотношений с  людьми как в рамках своей профессии, так и с представителями других сфер деятельности.

Теоретический раздел юридической этики, рассматривающий общие теоретические вопросы взаимосвязи права и морали, нравственные основы науки уголовного права и другие, способствует умению характеризовать и анализировать существующие правовые механизмы с позиций высших моральных ценностей, формирует навыки критического анализа принимаемых законов и нормативных актов. Прикладной раздел дисциплины исследует реализацию нравственных принципов в юридической практике через изучение основ существующего законодательства и профессиональных кодексов, регулирующих и регламентирующих взаимоотношения, возникающие в процессе выполнения профессиональных функций.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Этика как философская наука

Этика относится к древнейшим наукам, и возникла на рубеже 5-4 вв. до н.э. Слово этика происходит от древнегреческого слова «этос» - дом, очаг, (во времена Гомера, 7 в. до н. э.), а позднее: нрав, обычай, характер. Этика - это наука о поведении людей, нравах и обычаях в поведении. Явление, которое изучает этика (нравы, обычаи и т.д.), позднее - с 1 в. до н.э. - получило название Мораль. Родоначальник этого слова Гай Юлий Цезарь, он образовал его от латинского слова «moss» - так же обозначающего дом, очаг, обычай и т.д. В большинство языков мира понятия этика и мораль вошли в первоначальном варианте: этика - наука о морали. Но в некоторых языках есть свои слова, так в русском языке существует слово нравственность.

 

Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль. Слово "мораль" означает в современном языке примерно то же самое, что и нравственность. Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и нравственностью и считает эти слова синонимами.

 

Следует сказать, что и слово "этика" первоначально означало то же, что и "мораль", и "нравственность". До сих пор говорят об этике поведения, этике офицера, о педагогической этике и т. д., имея в виду главным образом моральные нормы и нравственные отношения, которые сложились в той или иной сфере общественной жизни. И все же слово "этика" в настоящее время чаще используется для обозначения науки о морали. Именно в таком смысле мы и будем употреблять эту категорию.

 

Этика выясняет место морали в системе общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную ее систему. Как философская наука этика возникает на том этапе развития человеческого общества, когда происходит отдаление духовно-практической деятельности и материально-практической. Вначале она означала жизненную мудрость, практические знания относительно того, как надо себя вести. Древнейшей этической нормой поведения человека является "золотое правило" нравственности. Его наиболее распространенная формулировка гласит: "(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. "Золотое правило" уже встречается в ранних письменных памятниках многих культур (В учении Конфуция, в древнеиндийском Махабрате, в Библии, в "Одиссее" Гомера и др.) и прочно входит в сознание последующих эпох. В русском языке оно предстает в виде пословицы "Чего в другом не любишь, того и сам не делай".

 

В особую дисциплину этика была выделена Аристотелем, который ввел и сам термин в название своих работ: "Никомахова этика", "Большая этика", "Эвдемова этика". Он разделил все науки на три большие группы или категории: теоретические (умозрительные), практические и творческие (созидательные). К первым Аристотель отнес философию, математику и физику, ко вторым -- этику и политику, а к третьим -- искусства, ремесла и прикладные науки. Этика как практическая наука представляет собой учение о нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых, душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, а затем и в личной. Она учит (и приучает) практическим правилам поведения и образу жизни отдельного индивида. Нравственность направлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей, особенно его духовных сил, на совершенствование его жизни, т. е. на достижение человеком высшего блага, на реализацию им смысла своей жизни и ее назначения. Аристотель доказывает, что в сфере деятельности человек сообразует свое поведение и образ жизни с нравственным идеалом, с представлениями о добре и зле.

 

Тот содержательный смысл, который вкладывается в нравственный идеал, существенно зависит от миропонимания людей и поэтому различен в тех или иных философских системах. Например, Гераклид учил, что все совершается по логосу. Отсюда, естественно, было и предположение о том, что поведение человека тогда оказывается нравственным, благочестивым, законным, когда оно согласуется с законом, естественной необходимостью.

 

В дальнейшем происходит углубление и изменение представлений о нравственном идеале человека. Обращается внимание на то, что наряду с естественной необходимостью поведением человека управляют обычаи людей, установления культуры, все то, что составляет иную, вторую, не - вещную природу. Сама эта "вторая природа" предстает как результат выбора и продукт творчества, активности самого человека. Она рукотворна и создана самим человеком. А это означает, что нравственности можно научиться. Индивид, чтобы стать моральным, должен руководствоваться собственными убеждениями, а не полагаться на кого-то (судьбу, оракулов, учителей и т. д.). Нравственность это то, что относится ко "второй природе", к культурному пласту человеческой жизнедеятельности, к тому, что характеризует человека как общественное, а не природное существо.

 

Моральными качествами человека являются те, которые характеризуют его с точки зрения способности жить в обществе. Они формируются в практическом общении и совместной деятельности людей. К таким качествам Аристотель относил мужество, умеренность, щедрость, великолепие, величавость, честолюбие, правдивость, дружелюбие, любезность, а также справедливость и дружбу. Вырабатывая в себе эти качества, человек становится нравственным. И в этом смысле нравственно все, что служит укреплению общества и государства.

 

Важнейшей целью морали является согласование личного интереса с общественным, регулирование поступков людей таким образом, чтобы они служили общему благу. Данная функция морали хорошо известна. Например, французский философ-материалист XVIII века Гельвеций писал, что счастье или несчастье народа зависит исключительно от соответствия или несоответствия интересов частных лиц интересам общественным. Древнегреческий мыслитель Пифагор утверждал, что две вещи делают человека подобным богам: жить на благо обществу и говорить правду. Благо общества -- верховный закон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Понятие и виды профессиональной этики

Среди отраслей этической науки выделяют профессиональную этику.

Термин "профессиональная этика" обычно употребляется для обозначения не столько отрасли этической теории, сколько своеобразного нравственного кодекса людей определенной профессии. Таковы, к примеру, "клятва Гиппократа", Кодекс чести судьи Российской Федерации.

Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой. Люди, выполняющие одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специфические традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группы.

В каждой профессии есть свои нравственные проблемы. Но среди всех профессий можно выделить группу таких, б которых они возникают особенно часто, которые требуют повышенного внимания к нравственной стороне выполняемых функций. Профессиональная этика имеет значение прежде всего для профессий, объектом которых является человек. Там, где представители определенной профессии в силу ее специфики находятся в постоянном или даже непрерывном общении с другими людьми, связанном с воздействием на их внутренний мир, судьбу, с нравственными взаимоотношениями, существуют специфические "нравственные кодексы" людей этих профессий, специальностей. Таковы этика учителя, этика врача, этика судьи.

Существование нравственных кодексов определенных профессий – свидетельство общественного прогресса, постепенной гуманизации общества. Врачебная этика требует делать все ради здоровья больного, вопреки трудностям и даже собственной безопасности, хранить врачебную тайну, ни при каких обстоятельствах не способствовать смерти пациента. Педагогическая этика обязывает уважать личность ученика и проявлять к нему должную требовательность, поддерживать собственную репутацию и репутацию своих коллег, заботиться о моральном доверии общества к учителю. Этика ученого включает требование бескорыстного служения истине, терпимости к другим теориям и мнениям, недопустимости плагиата в любой форме или преднамеренного искажения результатов научных исследований. Этика офицера обязывает беззаветно служить Отечеству, проявлять стойкость и мужество, заботиться о подчиненных, всемерно беречь офицерскую честь. Свои требования содержит этика профессий журналиста, писателя, художника, этика работников телевидения, сферы обслуживания и т. д.

Таким образом, профессиональная этика – это прежде всего специфический нравственный кодекс людей определенной профессии. Д. П. Котов высказывает иное мнение, считая, что следует различать понятия "профессиональная мораль (нравственность)" и "профессиональная этика", понимая под последней лишь раздел этической науки1[1].

Профессиональная этика – это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности.

Профессиональная этика распространяется на те социальные группы, к которым предъявляются обычно наиболее высокие нравственные требования.

 

 

 

  ГЛАВА 3. Юридическая этика: структура, предмет и задачи

Раздел 3 1. Юридическая этика: структура, предмет и задачи.

Среди всех видов профессиональной этики особое место занимает такой ее вид,  как  юридическая этика.  Это связано с особенностями юридической деятельности, в которой как ни в какой другой нарушение ее норм может привести к необратимым последствиям, связанным с изменениями человеческой судьбы.

Юридической деятельностью занимаются специалисты различных юридических профессий: следователи, прокуроры, судьи, адвокаты, работники органов внутренних дел, государственной безопасности, таможенники, работники налоговой полиции, юрисконсульты, нотариусы и т.д. Для каждой из них существуют свои кодексы профессиональной этики, зафиксированные в  различных документах и предписаниях.  К ним можно отнести: Кодекс чести судьи РБ (принят на первом съезде судей РБ 5 декабря 1997 г.), Кодекс  чести судьи Конституционного Суда РБ (утвержден Конституционным Судом РБ 24 июня 1994 г.),  Правила профессиональной этики адвоката РБ (приняты 19 апреля 1994 г.),  Кодекс чести работника органов и подразделений внутренних дел РБ (утвержден 31 августа 1994 г.), Присягу работника Прокуратуры РБ (утверждена 10 февраля 1992 г.),  нормы Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов РБ, принятые в 1998–1999 гг. Перечисленные  документы составляют основу профессиональной этики представителей юридических профессий,  однако не сводятся только к ним (большая роль  отводится простым нормам нравственности,  не зафиксированным  в  кодексах). 

Таким образом, юридическая этика – это вид профессиональной этики,  представляющий  собой совокупность правил поведения работников юридической сферы,  зафиксированных в кодексах, положениях, присягах, регулирующих их служебное и внеслужебное поведение.

Однако из всех видов юридической этики наиболее разработанной областью знания  является судебная этика,  поскольку нарушение норм профессиональной этики в ходе следственной, судейской, прокурорской и адвокатской деятельности как ни в какой другой затрагивает коренные права и интересы граждан.

 

 

Раздел 3.2. Судебная этика как особый вид юридической этики. 

Основателем судебной этики  является известный юрист,  общественный деятель и выдающийся судебный оратор А.Ф. Кони (1844–1927). В 1878 г. суд  под  председательством Кони вынес оправдательный приговор по делу В. Засулич.  Осенью 1901 г. он начал читать курс уголовного  судопроизводства в  Александровском  лицее  в Петербурге.  В 1902 г. в «Журнале министерства юстиции»  была  опубликована  его  вступительная лекция «Нравственные начала в уголовном процессе» с подзаголовком «Общие черты судебной этики». 

Информация о работе Этика и психология юридической деятельности