Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 20:13, реферат
Этика как философская дисциплина изучает мораль, нравственность. Как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т. е. совпадала с антропологией: «Этика» Б. Спинозы — учение о субстанции и ее модусах. Этика — наука о должном в системе Канта, который развил идеи автономной нравственной этики как основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах, противопоставляя ее этике гетерономной, исходящей из каких-либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей
1. Введение
2. Этика как философская наука
3. Сущность и структура морали
4. Заключение
5. Литература
Министерство культуры Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный
университет культуры и искусств
Факультет Социально-культурных технологий
Кафедра туризма
РЕФЕРАТ
По дисциплине «Профессиональная этика и этикет»
Тема: «Этика как философская наука. Мораль»
Работу выполнила
Студентка группы 30221
Зиновьева Н.В
Преподаватель: Ведомская Яна Владимировна
Санкт-Петербург
2013 год.
Содержание:
1. Введение
2. Этика как философская наука
3. Сущность и структура морали
4. Заключение
5. Литература
1. Введение.
1Этика как философская дисциплина изучает мораль, нравственность. Как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т. е. совпадала с антропологией: «Этика» Б. Спинозы — учение о субстанции и ее модусах. Этика — наука о должном в системе Канта, который развил идеи автономной нравственной этики как основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах, противопоставляя ее этике гетерономной, исходящей из каких-либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. В 20 в. М. Шелер и Н. Гартман в противовес кантовской «формальной» этике долга разрабатывали «материальную» (содержательную) этику ценностей. Центральной для этики продолжает оставаться проблема добра и зла.
Рассматривая этику как философскую науку о морали, нельзя ничего не сказать о нравственности, как особой форме общественного сознания и вида общественных отношений (моральных отношений), как одного из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы.
Таким образом, мораль изучается специальной философской дисциплиной — этикой.
Этика является одной из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания. Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос» (ethos), означавшего действия и поступки человека, подвластные ему самому, имеющие различные степени совершенства и предполагающие моральный выбор индивида. Первоначально, еще во времена Гомера, этос — жилище, постоянное местопребывание. Аристотель интерпретировал этос как добродетели человеческого характера (в отличие от добродетелей ума). Отсюда производное от этоса — этосный (ethicos — относящийся к нраву, темпераменту) и этика — наука, изучающая добродетели человеческого характера (мужество, умеренность, мудрость, справедливость). И поныне термином «этос» пользуются, когда необходимо выделить общечеловеческие нравственные устои, которые проявляются в исторических ситуациях, угрожающих существованию самой мировой цивилизации. И вместе с тем издревле этос (этос первоэлементов у Эмпедокла, этос человека у Гераклита) выражал то важное наблюдение, что обычаи и характеры людей возникают в процессе их совместного проживания.
В древнеримской культуре словом «мораль» обозначался широкий круг явлений и свойств человеческой жизни: нрав, обычай, характер, поведение, закон, предписание моды и т. д. Впоследствии от этого слова было образовано другое — moralis (букв. относящийся к характеру, обычаям) и позднее (уже в IV в. н. э.) термин moralitas (мораль). Следовательно, по этимологическому содержанию древнегреческое ethica и латинское moralitas совпадают.
В настоящее время слово «этика», сохранив свой первоначальный смысл, обозначает философскую науку, а под моралью понимаются те реальные явления и свойства человека, которые изучаются этой наукой.
Русской первоосновой моральной тематики является слово «нрав» (характер, страсть, воля, расположение к чему-нибудь доброму или порочному). Впервые «нравственность» упоминается в «Словаре Академии Российской» как «сообразность свободных деяний с законом». Здесь же дается толкование нравоучению «часть любомудрия,содержащая наставления, правила, руководствующие к добродетельной жизни, к обузданию страстей и к выполнению обязанностей и должностей человека».
Среди множества определений морали следует выделить то, которое имеет непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу, а именно: мораль принадлежит миру культуры, входит в природу человека (изменчивую, самосозидаемую) и является общественным (неприродным) отношением между индивидами. 2
2. Этика как философская наука.
"Этика - философская наука, объектом
изучения которой является
Это относится не только к этике, но и к философии в целом и всем другим гуманитарным наукам. Специфика этики в данном вопросе состоит в том, что указанные цели формируются здесь в форме идей о должном, о добре и зле, в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения, в учении о назначении человека и смысле его жизни. Специфика этики и ее особое место в системе научного знания как раз и обусловлены ее нормативным характером. Этика традиционно видела свою задачу не только в том, чтобы описать и объяснить мораль, но прежде всего в том, чтобы
научить морали - предложить идеальную модель межчеловеческих отношений.
Предметом изучения этики, как я уже говорила, является мораль. Часто в синонимическом значении используются понятия "мораль" и "нравственность". Принято считать, что "мораль - это форма внешнего побуждения к определенному поведению и контролю за ним, а нравственность - форма внутреннего, личностного побуждения к нему и его оценки". "Мораль - это форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей и гуманистических идеалов". Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни - в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, личных, межгрупповых, международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых человеку в каждой из этих областей, принципы морали имеют всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее, основное и изначальное, что делает возможным сами эти особые требования и составляет ценностный базис общества, взаимоотношений между людьми. Они поддерживают и санкционируют в самой общей форме определенные общественные устои, строй жизни, общение. Принципы морали не допускают исключений, претендуют на абсолютность. Мораль принадлежит к основным типам нормативной регуляции действий человека, таких как право, обычаи, традиции и др., пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них.3
Если в праве предписания формулируются, утверждаются и проводятся в жизнь специальными учреждениями, то требования нравственности формируются в самой практике массового поведения, в процессе взаимного общения людей. Моральные нормы воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений. Выполнение требований морали может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. В морали нет характерного для институциональных норм разделения субъекта и объекта регулирования.
В отличие же от обычаев, нормы морали получают идейное выражение в общих фиксированных представлениях о том, как должно поступать. Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, которые содержат в себе то или иное понимание сущности общества, истории, человека и его бытия. Поэтому господствующие в данный момент нравы и обычаи могут быть оценены моралью с точки зрения ее общих принципов, идеалов, критериев добра и зла, и моральное воззрение может находиться в критическом отношении к фактически принятому образу жизни. В морали, таким образом, в отличие от обычая должное и фактически принятое совпадает далеко не всегда и не полностью.
В морали большую роль играет индивидуальное сознание, позволяющее человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать линию поведения. В морали оцениваются не только практические действия людей, но их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим в моральной регуляции особую роль играет формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно определять и направлять свою линию поведения в обществе. Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. В моральных нормах отражаются потребности человека и общества не в границах определенных частных обстоятельств и ситуаций, а как обобщение исторического опыта поколений. С точки зрения этих норм могут оцениваться как особенные цели, преследуемые людьми, так и средства их достижения. "То есть, мораль выступает как личностный образ гармонических общественных отношений. Сила и оправдание моральных требований состоит в том, что субъект должен обращать их к себе и только через опыт собственной жизни предъявлять другим".
Понимание морали, выделение ее отличительных, особенных характеристик является одной из центральных и постоянных проблем этической науки. Будучи по природе своей философской, "вечной", проблема эта не имеет одноразового и бесспорного решения. Осмысление морали органически входит в процесс выработки субъектом собственной моральной позиции.4
3. Сущность и структура морали.
Поскольку мораль охватывает практически все сферы поведения людей и их взаимоотношений, то даже для того, чтобы сказать о морали самое главное, необходимо написать огромное количество томов, ибо сфера морали поистине бесконечна и безгранична. На протяжении веков, начиная еще с античных времен, о морали написано неисчислимое количество трактатов, авторы которых пытались выявить в морали «самое, самое». Мораль трактовалась и как исполнение божественных установлений, и как опыт житейской мудрости, и как школа воспитания человека, и как сосредоточение человеческих добродетелей, и как высшая удовлетворенность индивида своим поведением, и как возвышенное служение чести, и как непререкаемое исполнение долга, и как инструмент обеспечения общественной стабильности и порядка, и как требование общественной пользы, и как обличение несправедливости и орудие утверждения справедливости в обществе, и как следование голосу совести, и как путь к достижению высшего смысла человеческой жизни.5
Вышесказанное приведено лишь для того, что бы показать бесцельность поисков точного определения сущности морали, поэтому доктор философских наук, профессора Г. В. Дубов, дает схематически, основной каркас понятий, которые «организуют» науку этику. Наполнить это «каркас» реальным содержанием – дело всей жизни каждого человека, ибо всю свою жизнь каждый человек строит, достраивает, совершенствует свою систему ценностей, свою концепцию нравственных представлений о должном поведении, о добре и зле, о счастье, справедливости, порядочности и других этических категориях и понятиях.
Итак, структура морали состоит из следующих компонентов.
Моральная деятельность- важнейший и определяющий компонент морали, проявляющийся в поступках. Только совокупность поступков, характеризующая поведение личности, дает представление о подлинной ее моральности. Таким образом, только деятельность, только практическая реализация моральных принципов и норм дают личности право на признание ее моральной воспитанности, на наличие у нее подлинной моральной культуры.
Поступок в свою очередь, содержит 3 компонента:
1)Мотив- нравственно осознанное побуждение совершить поступок или же мотивация- совокупность мотивов, означающее предпочтение тех или иных ценностей в моральном выборе индивида, совершающего поступок.
2)Результат- материальные или духовные последствия поступка, имеющие определенное значение.
3)Оценка окружающими, как самого поступка, так и его результата и мотива.
Моральные нравственные отношения, те отношения, в которые вступают люди, совершая моральные (аморальные) поступки. Нравственные отношения представляют собой диалектику субъективного (побуждения, интересы, чувства индивидов) и объективного (нормы, идеалы, нравы, обычаи и другие социальные факторы, с которыми индивидам приходится считаться, и которые имеют для них императивный характер). Вступая в нравственные отношения, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства и вместе с тем приобретают определенные моральные права. Устойчивые нравственные отношения присущи стабильному состоянию общества, социальной группы, профессионального коллектива и т.д. В целом установившаяся система моральных отношений лежит в основе морально-психологического климата определенной социальной группы (служебного коллектива). Нравственные отношения в служебном коллективе подразделяются, в свою очередь, на 3 уровня: 1) субординированные отношения - отношения между начальниками и подчиненными; 2) отношения между коллегами; 3) отношения с гражданами. В каждой правоохранительной структуре и в определенной степени в каждом служебном коллективе эти формы отношений приобретают свой характер и формируются опять-таки по принципу диалектического сочетания общего, особенного и отдельного. Общее и в значительной части особенное, определяются служебными документами: уставами, приказами, служебными инструкциями, наставлениями и т.п. (в частности, в органах внутренних дел, приказом МВД "О вежливом и внимательном обращении с гражданами" и другие.), а отдельное и некоторая часть особенного вырабатываются в процессе служебного опыта того или иного коллектива, причем значительную роль здесь играет командно-воспитательная деятельность и личный опыт руководителя коллектива, и работников воспитательного аппарата. Именно служебный опыт - опыт взаимной деятельности в процессе решения служебных задач подсказывает формы нравственных отношений, которые невозможно предусмотреть никакими инструкциями. Так, в частности, позитивное воздействие на нравственный климат оказывает форма отношений между начальниками и подчиненными, основанная не на сугубо приказном тоне ("Я приказал, а вы выполняйте"), но на деловом сотрудничестве, где немаловажную роль играет взаимное доверие, взаимная ответственность, обязательность, внимание друг к другу, взаимная заинтересованность в решении задач. Другим позитивным фактором является взаимная культура общения: умение слушать и слышать собеседника, уважительное отношение к его точке зрения, соблюдение правил вежливого тона и вообще правил служебного этикета.