Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 20:13, реферат
Этика как философская дисциплина изучает мораль, нравственность. Как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т. е. совпадала с антропологией: «Этика» Б. Спинозы — учение о субстанции и ее модусах. Этика — наука о должном в системе Канта, который развил идеи автономной нравственной этики как основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах, противопоставляя ее этике гетерономной, исходящей из каких-либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей
1. Введение
2. Этика как философская наука
3. Сущность и структура морали
4. Заключение
5. Литература
Моральное сознание включает в себя познание, знание, волевое побуждение и определяющее воздействие на моральную деятельность и моральные отношения. Сюда также относятся моральное самосознание и моральная самооценка, порождающие нравственные чувства: стыд, укоры совести, раскаяние или же моральную удовлетворенность своими действиями, сознание правоты, довольство собою, гордость за совершенный поступок. Моральное сознание всегда аксиологично, ибо в каждом своем элементе оно заключает оценку с позиции выработанной системы ценностей и опирается на определенную совокупность моральных норм, образцов, принципов, традиций, идеалов. В моральном сознании этика тесно сближается с эстетикой, ибо подлинно нравственные элементы нравственного сознания (и порождаемые им поступки и отношения) - прекрасны. Недаром М.Горький называл этику эстетикой будущего.6
Моральное сознание порождается потребностями общественного развития - прежде всего потребностью в регуляции общественной жизни людей и их взаимоотношений - и призвано обслуживать эти потребности. Будучи формой отражения действительности, моральное сознание, как и другие формы общественного сознания, может быть истинным или ложным, критерием его истинности служит практика, оно содержит диалектику абсолютного и относительного, субъективного и объективного и т.д. Однако оно обладает и некоторыми специфическими свойствами. Прежде всего по сравнению с другими формами общественного сознания оно способно оказывать более активное воздействие на повседневное поведение людей.
Моральные представления, принципы, идеалы непосредственно вплетены в человеческую деятельность, выступая мотивами поступков. В отличие от науки моральное сознание действует в основном на уровне общественной психологии, обыденного сознания. Лишь на высшем уровне - в этике моральное сознание приобретает черты научного познания, а нравственные представления и идеалы становятся продуманными убеждениями.
Моральное сознание, моральные знания носят обязательный характер. Мы можем себе представить человека (и не подвергаем его за это суровому осуждению), который не обладает знанием философии, далек от политики, не разбирается в искусстве, не интересуется религиозными проблемами, но дико и нелепо обнаружить, что человек не обладает моральным сознанием: не имеет никаких знаний об этических нормах и принципах, не обладает своей системой ценностей, не испытывает моральных побуждений и т.д.7
Существенный интерес представляет вопрос о соотнесении морального и религиозного сознания. Существует довольно широко распространенная точка зрения (особенно усиленно она проповедуется служителями церкви), что только верующий человек может быть подлинно нравственным, ибо он "живет по-божески", то есть уважает и соблюдает и библейские 10 заповедей и заповеди, изложенные в Нагорной проповеди Иисуса Христа и в других религиозных текстах. А паче всего он боится "гнева Божьего" на том и на этом свете, и чувство это человеку неверующему недоступно. В подтверждение ссылаются часто на роман Достоевского "Братья Карамазовы", где один из братьев -Иван ставит вопрос так: "Но если Бога нет, значит все позволено!" Однако, во-первых, далеко не все верующие являются людьми богобоязненными: к верующим относятся многие представители криминальной среды, что нисколько не мешает им творить зло и нарушать постоянно чуть ли не все заповеди. Да и сама церковь на этот случай предусмотрела институт покаяния: грешить (то есть совершать безнравственные поступки) в общем можно. Важно только своевременно покаяться, и "Бог простит". А, во-вторых, сами религиозные тексты в вопросах нравственности весьма противоречивы. И если в Ветхом завете утверждается принцип "Око за око и зуб за зуб", "Мне отмщение и аз воздам", то в Новом завете, наоборот, предлагается "любить врагов своих" и "ударившему тебя по одной щеке подставить и другую".
Великий Кант писал: "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительней мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне". Кант не был атеистом, но суть дела он схватил совершенно точно. Во мне! В моей душе. Подлинно нравственному человеку не нужно бояться законов ни божеских, ни человеческих. Он может не знать ничего о Боге и о праве - все равно он будет жить "по правде", ибо любовь к людям, нравственное чувство - чувство справедливости, живущее в его душе, его совесть будут побуждать его служить добру и противостоять злу.8
Следует отметить, что на практике все три компонента - моральная деятельность, моральные отношения и моральное сознание - выступают как единая целостность, где они являются как бы гранями, разделение их делается лишь в теории и лишь для осмысления особенностей каждого из компонентов.
Еще раз подчеркну, что отнесение поступков и отношений к внеморальным носит условный характер: просто в данном случае (или в данном аспекте) моральная сторона или не рассматривается или составляет малосущественный элемент, которым можно пренебречь. Что может быть, на первый взгляд, морального в бухгалтерском отчете? Но вовремя представленный, аккуратно и красиво написанный бухгалтерский отчет благотворно сказывается на реноме учреждения, вызывает положительное представление о деятельности служебного коллектива, а это уже аспект нравственный: в своей совокупности такие аспекты благотворно влияют на отношение к данному учреждению и в определенной степени на судьбы сотрудников, здесь работающих.
Через нравственную деятельность и нравственные отношения человек осознает интересы других людей, коллектива и общества в целом. Именно они вырабатывают и закрепляют в сознании образцы поведения, образующие в своей совокупности систему ценностей, которая включает нормы, правила, запреты, требования, принципы и т.д., и все они являются различными элементами структуры морали. Все они базируются на основном нравственном требовании: твори добро и не делай зла, а также на золотом правиле нравственности: не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
4. Заключение.
Исходя из вышеизложенного проанализировав данную тему можно прийти к следующим выводам:
1. Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль. Этика возникла как неотъемлемая, а по мнению многих мыслителей, важнейшая часть философии.
2. Предметом изучения этики, как я уже говорила, является мораль. Мораль - это форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей и гуманистических идеалов. Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни - в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, личных, межгрупповых, международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых человеку в каждой из этих областей, принципы морали имеют всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее, основное и изначальное, что делает возможным сами эти особые требования и составляет ценностный базис общества, взаимоотношений между людьми. Они поддерживают и санкционируют в самой общей форме определенные общественные устои, строй жизни, общение. Принципы морали не допускают исключений, претендуют на абсолютность. Мораль принадлежит к основным типам нормативной регуляции действий человека, таких как право, обычаи, традиции и др., пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них.
3. Основная проблематика этики как науки о морали:
Проблема прикладной ( профессиональной этики), изучение основных категорий морали, проблема нравственного воспитания личности, история философско – этических учений, исследование сущности и содержания морали.
4. Моральная деятельность - важнейший и определяющий компонент морали, проявляющийся в поступках. Только совокупность поступков, характеризующая поведение личности, дает представление о подлинной ее моральности. Таким образом, только деятельность, только практическая реализация моральных принципов и норм дают личности право на признание ее моральной воспитанности, на наличие у нее подлинной моральной культуры.
5. Моральные нравственные отношения, те отношения, в которые вступают люди, совершая моральные (аморальные) поступки. Нравственные отношения представляют собой диалектику субъективного (побуждения, интересы, чувства индивидов) и объективного (нормы, идеалы, нравы, обычаи и другие социальные факторы, с которыми индивидам приходится считаться, и которые имеют для них императивный характер). Вступая в нравственные отношения, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства и вместе с тем приобретают определенные моральные права.
6. Моральное сознание включает в себя познание, знание, волевое побуждение и определяющее воздействие на моральную деятельность и моральные отношения. Сюда также относятся моральное самосознание и моральная самооценка, порождающие нравственные чувства: стыд, укоры совести, раскаяние или же моральную удовлетворенность своими действиями, сознание правоты, довольство собою, гордость за совершенный поступок. Моральное сознание всегда аксиологично, ибо в каждом своем элементе оно заключает оценку с позиции выработанной системы ценностей и опирается на определенную совокупность моральных норм, образцов, принципов, традиций, идеалов. В моральном сознании этика тесно сближается с эстетикой, ибо подлинно нравственные элементы нравственного сознания (и порождаемые им поступки и отношения) - прекрасны. Недаром М.Горький называл этику эстетикой будущего.9
5. Литература.
1 http://elskst.ucoz.ru/load/
Балашов Л.Е. Этика. Учебное пособие. - М., 2003
http://www.smolsoc.ru/images/
Есикова М.М. Основы этики Основы этики : учебное пособие / М.М.. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007.
2 http://elskst.ucoz.ru/load/
Балашов Л.Е. Этика. Учебное пособие. - М., 2003
http://www.smolsoc.ru/images/
Есикова М.М. Основы этики Основы этики : учебное пособие / М.М.. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007.
3 http://elskst.ucoz.ru/load/
Балашов Л.Е. Этика. Учебное пособие. - М., 2003
4 http://elskst.ucoz.ru/load/
Балашов Л.Е. Этика. Учебное пособие. - М., 2003
http://booksshare.net/index.
Солоницина А.А. Профессиональная этика и этикет.
http://www.5ka.ru/103/1362/1.
Матвеев П.Е. Этика. Основы общей теории морали: Курс лекций.
5 http://elskst.ucoz.ru/load/
Балашов Л.Е. Этика. Учебное пособие. - М., 2003
6 http://elskst.ucoz.ru/load/
Балашов Л.Е. Этика. Учебное пособие. - М., 2003
http://booksshare.net/index.
Солоницина А.А. Профессиональная этика и этикет.
http://www.5ka.ru/103/1362/1.
Матвеев П.Е. Этика. Основы общей теории морали: Курс лекций.
http://www.smolsoc.ru/images/
Есикова М.М. Основы этики Основы этики : учебное пособие / М.М.. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007.
7 http://elskst.ucoz.ru/load/
Балашов Л.Е. Этика. Учебное пособие. - М., 2003
8 http://elskst.ucoz.ru/load/
Балашов Л.Е. Этика. Учебное пособие. - М., 2003
9 Заключение, составлено мною, на основании, прочитанных, мною, книг\лекций.
Есикова М.М. Основы этики Основы этики : учебное пособие / М.М.. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007
Матвеев П.Е. Этика. Основы общей теории морали: Курс лекций. Ч. 1Владим. гос. ун-т. – Владимир, 2002.
Солоницина А.А. Профессиональная этика и этикет Владивосток. - Изд-во Дальневост. ун-та, 2005.
Балашов Л.Е. Этика. Учебное пособие. - М., 2003
http://www.smolsoc.ru/images/
http://www.5ka.ru/103/1362/1.
http://booksshare.net/index.
http://elskst.ucoz.ru/load/