Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 20:19, реферат
Любовь по праву считается одной из высших среди духовных ценностей человечества. И в то же время любовь - многозначный феномен, который остается самым загадочным из всех. Пожалуй, наиболее существенные характеристики любви обнаруживаются при его этико-философском рассмотрении. Проблема обусловлена непреходящим значением любви, связывающей человека с высшими духовными ценностями. Любовь имеет также важное значение и в связи с вопросами межличностного единения.
Связь между двумя мирами, обуславливающими промежуточное положение человека, осуществляется посредством эроса. Стремление души к своей истинной, бессмертной вселенской сути - настоящая любовная демоническая страсть, импульс, которому подвержено все живое. Для выражения такого безотчетного и безумного влечения Платону подходит понятие любви как эроса, а не любви-дружбы (цпАлос), не нежной привязанности родителей к детям (аторуг|), и не просто любви к ближнему (ауалт). Философию эроса Платон развивает в диалогах "Пир" и "Федр". В них мотив эроса как томления по абсолюту переплетается с идеей познания как припоминания истин, которые душа знала, находясь в чистом, идеальном виде.
Напряженность любовного устремления по воссоединению со второй половиной бытия Платон иллюстрирует в мифе об андрогинах -- существах, соединявших когда-то в себе две половинки - мужскую и женскую. Андрогины за их самостоятельность и непокорность были расчленены Зевсом надвое. Половинки существ стали с вожделением стремится друг к другу. В отсутствие второй половины андрогины бездействовали, умирали от голода и жажды. С тех пор, пишет Платон, "когда кому-либо случается встретить как раз свою половину, обоих охватывает такое поразительное чувство привязанности, близости и любви, что они поистине не хотят разлучаться даже на короткое время. И люди, которые проводят вместе всю жизнь, не могут даже сказать, чего они, собственно, хотят друг от друга"'. Видимо каждый "одержим стремлением слиться и сплавиться с возлюбленным в единое существо".
Двойственному началу человеческой души соответствует и идея эроса у Платона. Эрос соединяет в себе противоположные стороны человеческой природы. В диалоге "Пир" бог Эрот изображается как порождение Пороса и Пении, бога и смертной женщины. Эрот не бог и не человек, а демон, посредник между богом и человеком, он оказывается связующим звеном между земным и небесным и средством восхождения к Благу. Эрос происходит от нищеты - материи и богатства-логоса, исходит от Нуса и принадлежит Афродите-душе. Потому бог Эрот соединяет в себе пользу и вред, добро и зло, стремление к благу и нужду. Эти свойства Платон делит между телом и духом. На стороне души оказывается благо, добро и бессмертие, на стороне тела - нужда, жестокость, зло.
При всей ориентации на сущностный идеал, Платон далек от того, чтобы исключить из любви ту ее часть, что принадлежит телу. Для древнегреческого мировоззрения это неприемлемо. Сказывается чувственно-пластическое понимание космоса: влюбленным, по Платону, приятнее всего видеть любимого человека, и это ощущение зрения они предпочитают всем остальным, ибо зрением более всего питается любовь и благодаря зрению она возникает.
По Платону, тот, кто хочет избрать верный путь к высшим таинствам любви, должен начать с устремленности к прекрасному телу. Сначала он полюбит одно тело, потом поймет, что красота одного тела родственна прекрасному телу любого другого, и что, "если стремиться к идее красоты, то нелепо думать, будто красота у всех тел не одна и та же. Поняв это он станет любить все прекрасные тела".
2.5 Эпоха иллинизма
Новое понимание любви и выявление в ней человеческих, внекосмологических черт связано с эпохой эллинизма (с IV века до н.э.).
В новом свете любовь представляется не как космологический принцип взаимосвязи, а как человеческое чувство, человеческая страсть, имеющая, правда, много природного.
Теперь описываются различные переживания героя, и меняется отношение к женщине. Женщина наделяется нравственными достоинствами и умом, владеет ораторским искусством не хуже мужчины, как, например, Хариклея, Тарсия из романа об Аполонии Тирском. Мужчины преклоняются перед красотой женщины. Подчеркивается также принципиально иной характер отношения просвещенного мужчины к женщине, которую он страстно желает.
Вместе с тем психические переживания еще слабо выражены, внутренний человек для писателей закрыт. Любовь -- это скорее психологически окрашенный эротизм героев, главную роль в любви играет прекрасная внешность.
Впервые в греческой литературе появляется мотив верности в любви, становится стержневым и проводится идея об облагораживающей силе любви (Ахилл Татий). Одновременно здесь отражаются и черты общественного упадка; о нем свидетельствует и сатирическая манера изложения любовной коллизии (Татий, Апулей, Петроний), и характеры героев: зачастую они не отличаются высокими моральными качествами, искушены в любовных делах -- типичные представители богатой молодежи того времени.
Любимая женщина оказывается единственной, неповторимой, способной дать полную радость, боль и страдания. Любовь становится сложным, многогранным чувством. Спектр любовного отношения богат: от обожания до скоропреходящей ненависти, от нежности до бесконечных мучений. Появляется мотив безумной ревности и желание, чтобы любовь длилась вечно.
2.6 Краткие итоги
Для древних греков любовь была вписана в порядок мироздания, судьбы, как был вписан туда человек. Любовь -- это универсальная космическая связь, пролагающая себе дорогу для всеобщего соединения, творчества. Это томление, которое не задается вопросом, прекрасно ли и нравственно ли оно, но является таковым для грека в силу природной целесообразности и совершенства. Любви как чувства, как переживания почти нет. Есть всепоглощающая сила порыва, экстаза, вселенского тяготения. Она неотделима от самого себя свершающего бытия и не предполагает осознания чего-либо за ней. Свершая себя с человеком, любовь остается вне него; она внеличностна, иногда страшна, часто прекрасна, сулит то радость, то страдание, но всегда подчиняет себе. Любовь пластическителесна, как сам космос, чувственно-целостна; это -- вселенская, а не просто человеческая страсть. Есть бытие и в нем связь всего -- так обозначает себя любовь в сознании древнего грека.
Другая линия античного понимания любви выделила в ней, согласно бытию Идей и бытию вещей, две стороны. Одна сторона любви -- томление по земному, телесному. Другая -- томление по совершенству, которого на земле нет. Это - любовь к идее, благу, к божественному. Разделение любви на духовную, совершенную и телесную, несовершенную таит возможность аскезы, отказа от телесной любви как греховной ради любви к божественному, к благу, что станет основой христианской морали в средние века. С эпохи эллинизма общественная мысль обращается к частной жизни, к быту. Поздний греческий роман и римская любовная поэзия, отражая культурную жизнь того периода, представляет любовь как особое эротическое чувство, предполагающее сложный душевный мир. Это понимание оказало большое внимание на развитие средневекового куртуазного романа.
3. Часть 2. Любовь в наши дни
3.1 Загадочная сущность любви
Любовь -- одно из самых сложных отношений, богатых индивидуально неповторимыми нюансами. Понятие «любовь» многогранно: оно включает в себя и любовь к людям (гуманизм), и любовь к Родине (патриотизм), и любовь к искусству, природе, путешествиям, и родительскую любовь, и любовь детей к родителям. Любовь -- понятие необычайно емкое и многозначное. Любят свое дело, своих товарищей, друзей. Любят близких, семью, детей. Бывает любовь живая и действенная, бывает и отвлеченная, ни к чему не обязывающая -- к человечеству вообще, к природе вообще…. Но умы людей больше всего занимает чувство любви женщины и мужчины. Поэты и прозаики, композиторы и художники романтической ориентации возвысили эту любовь до уровня всемогущей силы, правящей ходом мировой истории. Конечно, с этим можно спорить, но любовь действительно может стать, смыслом жизни человека, оттеснив на второй план все другие дела и чувства. Отсюда непреходящий интерес к природе любовного чувства, стремление понять, что же такое любовь.
В широком смысле слова любовь -- это нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче.
Наиболее специфична любовь, связывающая мужчину и женщину, любовь, которая представляет собой сложный комплекс человеческих переживаний, возникающих в результате слияния биологических потребностей, трансформированных культурой, с нравственно-эстетическими и психологическими устремлениями личности.
Понять любовь сложно, еще труднее - объяснить ее. Не случайно две тысячи лет назад римский поэт Тибулл называл любовь «сладчайшей тайной», а немецкий поэт Г. Гейне -- Сфинксом, Тысячелетней Загадкой. Она приносит много радости, делает жизнь человека приятной и красивой, рождает светлые мечты, окрыляет и возвышает. Но в то же время любовь -- источник многих страданий и даже трагедий. С ней связаны волнения, ревность, тревога. В любви соединяются противоположные чувства: страдание и наслаждение, радость и печаль, восторг и разочарование. «Любовь -- обманная страна» и вместе с тем -- самое манящее из чувств. Она дарит не только самое яркое наслаждение, но и одновременно самую сильную боль, не только самое острое счастье, но и самое тяжкое горе. Ее полюса и контрасты сливаются в массу неповторимых сочетаний, и какое из этих сочетаний выпадет человеку -- предугадать невозможно.
Любовь издавна считалась самым сложным из человеческих чувств -- и не только потому, что с ней непосредственно связана тайна жизни.
3.2 Толкование любви Ф. Мориака
Суть душевной жизни Мориак видит в страсти, для которой характерно бесконечное изменение и страдание неудовлетворенности. Источник противоречивости и алогичности страсти Мориак усматривает в трансцендентном: "Я верю в того, кого люблю. Я люблю не себя". Потому любовь -- постоянно ускользающее чувство, за которым стоит тайна, вынесенная за пределы личности. Раскрывая самое худшее в человеке как проблему поиска себя, Мориак не допускает, что причиной преступления могут быть фрейдовские инстинкты. Согласно Мориаку, за всем стоит целостное влечение к трансцендентному.
Трансценденция обнаруживается у Мориака, во-первых, как темное сплетение желаний, поступков и решений, как толчок, который неосознанно заставляет искать индивидуальную свободу и пробуждает жажду любви. Во-вторых, как случайность на пути человека. И в третьих, как просветление в результате страдания, перемещение интереса с обыденной действительности на подлинную реальность. Показателен в этом смысле роман Мориака "Тереза Дескейру". Парадокс любви состоит в том, что любовь есть возможность, а не действительность. Она существует как пустыня. Богу, который знает все, нечего сказать. Бог - самая молчаливая страсть". Есть лишь неутоленная жажда любви, которая через страдания и мучения ведет личность к осознанию своей уникальности и божественного предназначения. Невозможная возможность индивидуального существования.
3.3 Соблазнение как составляющая любви
Соблазнение предполагает любовь, язык (знаки, жесты, речь и пр.), мазохизм. Все для того, чтобы стать для другого априорным горизонтом его собственных возможностей, т.е. стать всем.
Соблазнение колеблется от самого тонкого расчета до самого грубого физического предложения, но всегда имеет целью собственную свободу, "Я" соблазнителя, а не любовь. Любовь для него только средство соблазнения: вызвал любовь и соблазнил, полюбил ради соблазнения собой. Само существование соблазнителя становится ловушкой, приманкой, искусством. Благодаря вызову, на который надо ответить, другой начинает существовать как смысл, ибо включен в игру под названием соблазнение. И здесь то же правило: любить, чтобы соблазнить, а не наоборот.
Суть игры в соблазнение состоит в том, чтобы заставить другого верить, будто он является субъектом желания, самому не попадаясь в эту ловушку. Или же сделать себя "соблазнительным" сексуальным объектом, если таково "желание" партнера, но никак не становиться им всерьез. Ибо, если попадешься в ловушку соблазна, ощутишь под ногами пустоту, отсутствие смысла любви. Потому что в реальности человек не может стать для другого всем, не порабощая его. Другой тогда теряет свою свободу и становится фактичностью, вещью среди других вещей. А свободный человек не может любить раба, вещь.
Итак, современный дискурс и чувство: любовь соблазняет -это ее цель. Соблазн пронизывает любовь и проходит насквозь. Сила желания существует лишь затем, чтобы быть отобранной, преобразованной, приукрашенной или приуменьшенной. Это ни в коем случае не игра ради игры, но игра ради сохранения смысла любви, удержания невозможного, бегство от пустоты бытия. Тот, кто соблазняет, может действительно любить или желать, но на более глубоком уровне, которому не позволено проявиться ради бегства от возможного разочарования и обыденности. Соблазнитель попадает в атмосферу видимости, иллюзии, куда не достигает бытие "вещественного" и безличного мира, и в которую предлагается войти другому. Он избегает прямого вопроса о действительной природе соблазна: любви и желании, он заставляет истину лишь мерцать, оставляя ее загадкой, которая будет разрушена сразу, как только в реальности кто-то станет "Богом" для другого.
Соблазнение не позволяет установиться никаким отношениям, не изменив их, не затемнив, не эстетизировав. Оно предлагает приманки, самой большой из которых является свобода. Суть свободы -- не только быть для другого всем, "Богом", но и суметь все (опять, же самое невероятное и превосходящее действительность): соединить божественные высоты любви с недозволенностью, нарушением норм. Иными словами, другой полюс соблазна - грех, явно или подспудно освещенный в современной культуре.
3.4 Краткие итоги работы
Необъятность любви, тем более любовного соблазнения с его садомазохистским комплексом не может быть передана классическим литературным языком. На смену приходит искусственная бессвязность речи, поток чувств и сознания, цель которых - приблизиться к реальному (переживаемому) смятению смысловой иллюзии, называемой любовью (Бодрийар, Джойс, Беккет, Батай, Делез). Приведем отрывок из Беккета, демонстрирующий обратную перспективу любви с отсутствием представления и традиционного ожидания идеала красоты: "Лицо как лицо, каких миллионы. Она косила, но я это потом только понял. Не молодое лицо и не старое, так, что-то среднее между свежестью и увяданием.
На наше счастье сознание всерьез попадает в расставленную ловушку соблазна. Мы падаем в реальность и по-настоящему чувствуем любовь -- такую, какую способен вынести каждый из нас: бессмысленную, несчастную, обыденную, реальную, совершенно обнаженную и одухотворенную. Реально мы постоянно выпадаем из современной массовой психологической реальности. Но мы всегда имеем ее в виду. В этом стыке -- наша судьба.
Список использованной литературы
1. Мирская Л.А. Эрос и соблазн. Ростов на Дону.: Изд-во «Ирбис», 1997г.
2. Эмерсон Р. Нравственная философия. -- Мн.: Харвест; М.: ACT, 2000г.