Прагматический смысл любви,
конечно, заключается в наслаждении другим.
Метафизические элементы любви связаны
с приукрашиванием другого, сосредоточением
на нем или даже с его обожествлением.
Но здесь важно подчеркнуть,
что прагматический смысл , как не парадоксально,
теряется, если исчезают метафизические
элементы. Полное устранение метафизического
смысла устраняет данный феномен.
Как показали этнографические
исследования, древние общества не знали
феномена любви в упомянутом метафизическом
смысле. Люди этого общества не понимали,
как можно из-за любви страдать или тем
более жертвовать жизнью. А вот, рыцарские
времена - это период романтического культа
любви, соединение любящих обязательно
оттягивался, что приводило к напряжению
эмоций и усилению страсти.
Сильные эмоции, сопровождающие
любовь, Ибн-Сина пытался объяснить как
болезнь и писывал методы психотерапевтического
воздействия для излечения. А. Шопенгауэр
утверждал, что любовь большая помеха
в жизни. Он говорил: «….эта страсть доводит
до сумасшедшего дома». [4 с. 372] В восточной
традиции к сильным любовным эмоциям относились
с осторожностью. Считая, что они способны
вывести человека из равновесия, принеся
тем самым вред здоровью и отвлечь от других
важных дел.
Фейербах в описании любви
использовал прагматические элементы
любви. С его точки зрения, любящий заботиться
о другом человеке просто из эгоистических
соображений, так без счастья этого человека
его собственное счастье будет не полным.
Позиция Фейербаха предполагает определенную
моральность, которая стоит перед его
разумным эгоизмом. С точки зрения Фейербаха,
заботясь об объекте любви из чисто прагматических
соображений, тем не менее, объект этот
должен быть одним и тем же. Это налагает
определенные нравственные обязательства,
вытекающие из необходимости учета слабостей
друг друга, прощения взаимных недостатков,
взаимной поддержки.
Прагматическая позиция опасна
тем, что в ней основания любви оказываются
сугубо эгоистичными. Если же эгоизм, личное
счастье и, в конечном счете, - наслаждения
составляют основу любви, возникает опасность
вообще отвергнуть любовь как ненужное
чувство, сохранив при этом другого лишь
в качестве объекта собственного наслаждения.
Из всего следует, что если прагматический
момент любви не теряет ее метафизического
смысла, то это возвышает человека в его
личных достоинствах, за которые его можно
и любить. Любовь является прорывом к другому
человеку через массу препятствий. созданных
жизнью. Необходимой посылкой любви является
уважение человека как человека, видение
в нем уникального духовного существа.
Здесь метафизические и прагматические
характеристики взаимодействуют в виде
равных компонент, одна из которых усиливает
другую лавинообразным порядком. Кажется,
что чувство любви возрастает постоянно
до тех пор, пока сама любовь не разрушиться
совершенно.
2. Смысл жизни
В глубокой древности в сознании
человека зародились вопросы, которые
связаны с пониманием смысла своего бытия,
определением места человека в жизни.
Кто я? Зачем я? Кто мы? Зачем я живу? Чего
я хочу от жизни? Каждый человек размышляет
об этом, у каждого имеется своя шкала
ценностей, здесь невозможно давать конкретные
советы, ведь эти вопросы носят личностный,
даже интимный характер, и поэтому в них
человек должен определиться самостоятельно,
искать свой вариант решения.
2.1 Основные концепции
смысла жизни
Во всякой этической системе
всегда имеется представления о смысле
жизни. Смысл жизни у Сократа - в разумном
содержании «искусства жить», у Платона
понятие смысла жизни связано с идеей
высшего блага. Смысл жизни в совершенной
деятельности - у Аристотеля. В соблюдении
заповедей и стремлении к божественному
совершенству - у Иисуса Христа.
Весьма условно можно в истории
этики выделить три подхода к вопросу
о смысле жизни: пессимистический, скептический,
оптимистический. Пессимистический подход
состоит в отрицании какого-то смысла
жизни. Жизнь воспринимается как бессмысленная
череда страданий, зла, болезней, смерти.
Пессимистический подход к смыслу жизни
нередко приводит человека к роковому
шагу - самоубийству. Причем экзальтированные
романические натуры лишают себя жизни,
чтобы что-то сделать «назло», доказать
родителям, учителям, окружающим свое
достоинство, свою правоту. Это жестокость
и легкомыслие, прежде всего, по отношению
к самому себе, по отношению к своей собственной
уникальной и единственной реальной конкретной
жизни.
Скептический подход к пониманию
смысла жизни связан с наличием сомнения
в смысле и значимости земного бытия.
Скептицизм выражается в чрезмерной
осторожности, подозрительности ко всему
необычному, своеобразному; в боязни поступка,
в бездействии. В отсутствии какой бы то
ни было активности.
Оптимистический подход к
вопросу о смысле жизни выражается в признании
жизни как наивысшей ценности и возможности
ее реализации. Оптимизм в подходе к пониманию
смысла жизни требует обратиться в первую
очередь у самой жизни, сфере основных
человеческих желаний и интересов. Смысл
жизни - получать максимум наслаждений.
[1. с. 208]
2.2 Смысл, осмысленность и цель
жизни
По-видимому, наиболее оптимальным
подходом к толкованию смысла жизни являются
взгляды, согласно которым смысл человеческого
существования заключается в любви.
Люди считают смыслом своей
жизни любовь вообще и любовь мужчины
и женщины в частности. Полагают, что эту
точку зрения впервые наиболее полно сформулировал
Л. Фейербах. Он считал, что все люди во
все времена и во всех обстоятельствах
имеют безусловное и обязательное право
на счастье, но общество не в состоянии
удовлетворить это право в равной мере
для всех. Только в любви Фейербах видел
единственное средство удовлетворения
стремления каждого человека к счастью.
Конечно, трудно переоценить значение
любви в жизни человека. Тем не менее, философия
и этика XIX века приходит к выводу, что
любовь не может быть единственным смыслом
жизни - при всей значимости любви как
важнейшего элемента личной жизни человека.
Современная философия, прежде всего психоанализ,
позволяет прояснить некоторые социально-психологические
механизмы формирования у индивида представления
о смысле жизни. Философы считают, что
стремление человека к поиску и реализации
смысла жизни есть выражение особого рода
ориентировочной потребности. Это врожденная
тенденция. Она присуща всем людям и является
основным двигателем поведения и развития
личности. Потребность к поиску и реализации
смысла жизни формируется под влиянием:
а) тех условий, в которых проходит
изначальная активность ребенка: действия
ребенка должны соответствовать не только
конкретным практическим действиям, но
и тем требованиям, которые предъявляют
ребенку взрослые;
б) ожиданий самого индивида
в отношении результатов своей деятельности,
практического опыта;
в) требований и ожиданий окружения,
группы;
г) личного стремления быть
полезным другим;
д) требований личности к себе.
Человек должен верить в смысл,
которым обладают его поступки, а смысл
требует своей реализации.
Смысл жизни человека задает
система определенных высших ценностей.
Это ценности: трансцендентные, социально-культурные
и ценности личной жизни.
Трансцендентные ценности
- это представления:
а) о Боге
б) об абсолютных принципах,
которые лежат в основе мировоздания;
в) о системе моральных абсолютов.
Трансцендентные ценности
позволяют человеку осмыслить свою жизнь
и смерть, придать смысл жизни, они объединяют
людей в общество.
Социально-культурные ценности
это:
а) политические идеалы;
б) история страны;
в) культура страны;
г) традиции, язык и др.
Человек может видеть смысл
своей жизни в служении Родине, ее культуре.
Ценности личной жизни человека
- это:
а) представление о здоровье,
здоровом образе жизни;
б) ценности творчества, основным
путем реализации которых является труд,
а также сопутствующий ему успех, слава,
престиж;
в) любовь и чувственность,
семейная жизнь, дети.
Наличие смысла жизни - положительное
эмоциональное состояние, которое сопровождается:
наличием цели;
сознанием своей значимости
в отношениях с другими людми;
принятием существующего миропорядка,
признание его как блага;
осознанием своего места в
мире, своего призвания.
Вместе с тем найти смысл еще
не значит осуществить его. Человек до
последнего своего вздоха так и не узнает,
удалось ли ему действительно осуществить
смысл своей жизни.
Различают смысл жизни и осмысленность.
Смысл предполагает объективную
оценку, содержательный критерий.
Осмысленность - это субъективное
отношение к своей жизни, осознание ее
смысла.
Осознать смысла своей жизни
- значит, найти «свое место под солнцем».
С осознанием смысла тесно связано понятие
цели. Цель - это определенный рубеж, а
смысл жизни - не конечная цель, а генеральная
линия, определяющая цели. [1 с. 213]
Заключение
В заключении следует отметить
следующее. Вполне естественно существование
различных точек зрения на проблемы любви
и смысла жизни. Порой эти точки зрения
взаимоисключающие. Но важно помнить о
том, в этих вопросах нравственной жизни
значительную роль играет роль вера в
то, что все-таки любовь и смысл жизни существуют.
Без этой веры (пусть даже слабой) человеческая
жизнь станет слишком тягостной, обременительной.
Жизнь человека наполняется
смыслом, становиться содержательной,
достойной человека тогда, когда она полезна
другим, когда человек с удовольствием
и полной самоотдачей занимается своим
делом, когда его существование проникнуто
любовью, нравственным добром и справедливостью.
Вслед за Н. Бердяевым можно воскликнуть:
«Мы не знаем, в чем смысл нашей жизни.
Но поиск этого смысла и составляет смысл
жизни». [3 с. 83]
Список литературы
1. Голубева Г.А. Этика. Учебник/
Г.А. Голубева М.: Издательство «Экзамен»
2005 - 320с. ( Серия учебник для вузов)
2. Разин А.В. Этика. Учебник
для вузов. 2-е изд. М.: Академический
Проект 2004 - 624с. ( Классический университетский
учебник)
3. Попов Л.А. Этика. Курс
лекций М.: Центр 1998.
4. Шопенгауэр А. Избранные
произведения М.: Просвещение, 1993.- 479с.
Федеральное агенство по образованию
Российский государственный
Торгово - Экономический Университет
РЕФЕРАТ
По предмету: «Этика»
На тему: «Любовь
и мораль»
Выполнила:
студентка группы 1ЭУ СПО.
Искорестинская Анжелика Артуровна
Проверила:
Кузеванова Ангелина Леонидовна
Волгоград 2007
Содержание
1 Любовь - деятельность
2 Любовь - солнце жизни
3 Любовь и бессмертие
жизни
4 Продолжение человеческого
рода
5 Любовь: норма, отклонение,
патология
6 Любовь и брак
7 Половая мораль
Список используемой литературы
1 Любовь - деятельность
Любовь не только и даже не столько
чувство. В главном своем значении она
есть деятельность - ума, души и тела. К
любви следует относиться как к особой
форме человеческой деятельности. Она
проявляет себя во всех видах человеческой
деятельности и общения, но как специальная
деятельность она осуществляется только
в половом общении мужчины и женщины.
Как объект исследования она
отдана на откуп медикам, психологам, специалистам
по этике. А они рассматривают любовь каждый
по разному. Медики - в аспекте отклонений
от нормального полового поведения, сексопатологи,
психологи - как эмоционально - психологическое
отношение, специалисты по этике - как
нравственную категорию. Недавно появилась
новая научная дисциплина - сексология.
Но и она рассматривает любовь преимущественно
с физической стороны, как секс. Отсутствие
полноценной теории любви приводит к тому,
что о ней формируются односторонние,
искаженные представления. Среди этих
представлением наиболее распространенным
является представление о любви как чувстве,
желании, влечении, т. е. как эмоционально
- психологическом отношении субъекта
к объекту любви.
Большая путаница от того, что
одним и тем же словом обозначают человеческое
чувство, противоположное ненависти, и
человеческую деятельность, лежащую в
основе отношений мужчины и женщины. Это
в какой - то мере оправдано. Ведь в основе
любви - чувства и любви - деятельности
лежит одно и тоже стремление - к гармонии,
единству, красоте (прекрасному). Любовь
является конкретным ( эмоциональным и
\или деятельностным) выражением гармонического
противоречия.
Любовь - деятельность есть
не просто эмоциональное переживание
стремления к гармонии, единству, красоте,
а само это делание - воспроизводство гармонии,
единства, красоты. Именно таковы отношения
мужчины и женщины.
Разграничивая любовь - чувство
и любовь - деятельность, нужно еще отметить,
что последняя не всегда связанна высоким
накалом чувств, любовных переживаний.
Любовь - деятельность не есть что - то
исключительное, встречающееся лишь изредка.
Диапазон форм любви - деятельности весьма
широк: от непосредственного полового
импульса и контакта до высочайших форм
любви, в которых половое влечение и общение
«одеты» в самые нарядные, экстетизированные,
духовно осмысленные «одежды» чувств
и поведения любящих.
Любовь - секс. Проблема любви
и половых отношений приобрела в последнее
время заостренную форму: как проблема
любви и секса. Любовь и секс порой резко
разделяют и даже противопоставляют. Конечно,
если под любовью понимать только чувство,
то, безусловно, любовь и секс - разные
вещи. Если же любовь понимать как деятельность
(в аспекте полового общения мужчины и
женщины), то становится очевидным, что
такая любовь не обходимо предполагает
секс. Ведь что такое секс, как не поведение,
связанное с удовлетворением половой
потребности. А разве половая любовь возможна
без полового влечения и действий, направленных
на его удовлетворение? Нет, конечно.
Некоторые утверждают еще, что
секс возможен без любви, что удовлетворение
половой потребности не всегда возможно
назвать любовью. Действительно, бывает
так, что вступающие в половой контакт
не называют свои отношения любовью и
даже стыдятся называть их любовью. Но
от этого любовь не перестают быть любовью.
Миллионы людей любят и при этом никогда
не употребляют слово «любовь». Если половое
поведение исходит от человека и направлено
на человека же ( на противоположный пол),
то оно всегда не просто секс, не просто
физические действия, манипуляции, а любовь,
человечески осмысленная, в той или иной
степени одухотворенная, окрашенная человеческими
чувствами сексуальность. Чисто по - животному
человек не может любить, как бы он этого
не хотел; он не может отринуть от себя
свою человеческую природу. Всякий секс
человечен и поэтому заслуживает названия
человеческой любви.
Неправы те, которые под сексом
понимают чистую физику половых отношений.
Человек целостен в своих жизненных проявлениях
и поступает всегда не только как животное,
биологическое существо, но и как существо
духовное, нравственное, социальное. Секс
- физика, но не как нечто самодовлеющее,
а как часть любовных, человечески любовных
отношений мужчины и женщины, как физическая
сторона их любви. Бывают, конечно, случаи,
когда любовь и секс рассматривают в аспекте
известного противопоставления любви
настоящей, полноценной, духовно богатой
и любви ущербной, духовно бедной, приближающейся
к чисто животным отношениям. Мир любви
также велик и многообразен, как и мир
человека, и существует столько же видов
любви, сколько людей.