Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 15:41, реферат
Как известно, предпринимательская деятельность - это свободная деятельность дееспособных граждан и (или) их объединений. Но экономическая свобода в осуществлении предпринимательской деятельности не означает, что ее участники свободны от неисполнения установленных принципов и методов регулирования предпринимательской деятельности. Экономическая свобода как основа культуры предпринимательства не означает проявления вседозволенности для отдельных ее участников - обладателей огромного финансового состояния (так называемых олигархов). Государство устанавливает определенные преграды для ограничения проявления всемерной экономической свободы отдельными представителями предпринимательской деятельности во имя защиты интересов и экономической свободы других участников предпринимательства и других субъектов рыночной экономики, общества в целом.
5) гордость
за свой бизнес независимо
от его области и масштабов.
Любой бизнес, служащий удовлетворению
потребностей покупателей и
6) такой принцип: успехи в бизнесе не должны достигаться за счет разрушения окружающей среды.
7) принцип
«в распределении прибыли
2.1 Существует ли «честная» конкуренция?
Для того чтобы возникла потребность в нетривиальном обосновании предпринимательской этики, необходимо, чтобы существовали предприниматели продуктивного типа, чья деятельность теснее связана с этически ориентированным образом жизни. То, что общество явно испытывает возрастающую потребность в таких людях, ни у кого сомнений не вызывает.
Что же такое «честная» конкуренция?
Сфера международного предпринимательства уже давно выработала, а практика коммерческой деятельности отшлифовала и подтвердила дееспособность правил «рыночной игры» - поведения предпринимателей на рынке. Приведу пример попытки разобраться в этих правилах, разобраться в особом положении частного предпринимательства в обществе с тем, чтобы оградить его от обвинений в неэтичности.
Около тридцати лет назад экономист Альберт Э. Карр опубликовал в журнале «Гарвард бизнес ревью» статью «Этичен ли блеф в бизнесе?». Он предложил обсудить такой тезис: сфера предпринимательства выработала свои правила игры, очень схожие по своей сути с игрой в покер. Вот интересный подход: И в том, и в другом случае, ложь перестает быть ложью, поскольку все участники игры заранее знают, что откровенности от партнеров ожидать нельзя. В покере и в бизнесе силен элемент случайности, но в итоге победителем выходит тот, кто играет с неизменным искусством. Для победы требуется доскональное знание правил, умение глубоко проникнуть в психологию партнеров, железная выдержка и способность быстро и эффективно реагировать на возможности, возникшие по воле случая. Никто не ожидает от игроков в покер соблюдения этических норм. Считается вполне правомерным с помощью блефа «высадить» из игры близкого друга, даже если у него на руках неплохая комбинация. Каждый защищает себя сам. Проявление милосердия к пострадавшему рассматривается как личное дело игрока.
Своеобразная
этика покера отличается от этических
идеалов цивилизованных человеческих
отношений. Игра призывает питать недоверие
к партнеру, игнорирует претензии
на дружбу. Не доброта и добросердечие,
а хитроумный обман и стремление
скрыть свою подлинную силу и намерения
- вот что лежит в основе этой
игры. Тем не менее, никто не осуждает
покер за его правила. Точно так
же нельзя осуждать правила игры в
сфере предпринимательства из-
Для
примера приведу несколько
- Предприниматель,
занимающийся продажей крупных
партий сигарет, до сих пор
не был убежден в том, что
курение вызывает рак. Недавно
он познакомился с отчетом
об исследовании, в ходе которого
со всей очевидностью
- Фирма
с помощью исследований
- Предприниматель
познакомился с женщиной, которая
еще совсем недавно была
- У
предпринимателя существует
- Предприниматель
узнал, что конкурирующая
- Глава
фирмы изо всех сил старается
добиться заключения большого
контракта и в ходе
- Предприниматель
хочет опросить выборку
- Предприниматель
беседует со способной
Однако
есть подозрения, что ее прием на
работу вызовет отрицательную реакцию
со стороны ряда нынешних торговых
агентов, среди которых нет женщин,
и может раздосадовать
Вернемся
к сравнению сферы
Разумеется,
такой подход вовсе не предполагает,
будто в частной жизни
Если
хочешь преуспеть в бизнесе, а
для этого приходится преодолевать
препятствия, надо отойти от святой правды
и научиться вводить в
2.2
Этика бизнеса на
Становится
все очевиднее, что, действуя в собственных
интересах, многонациональные корпорации
должны рассматривать себя в качестве
посредников в обменах, обусловливающих
экономическое и социальное развитие.
Желая или не желая этого, такие
корпорации часто решающим образом
и длительно воздействуют на другие
страны. Влияние на местные культуру,
институты, религию и образ жизни
следует, поэтому тщательно оценивать.
Этические моменты должны обязательно
стать важнейшим элементом
Многонациональные организации должны следовать следующим рекомендациям:
1. Разработка этических нормативов, применимых во всем мире.
2. Учет
этических вопросов при
3. Уход
с сомнительного рынка при
возникновении крупных не
4. Составление
периодических отчетов о «
3. Этика и современное управление
За свою историю человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления-то есть воздействия на людей.
1. Иерархия,
организация, где основное
2. Культура,
этика, то есть вырабатываемые
и признаваемые обществом
3. Рынок,
то есть сеть равноправных
отношений по горизонтали,
Эти
явления сложные, это не просто «инструменты
управления». В живых, реальных хозяйственных
и социальных системах они все
почти всегда сосуществуют. Речь идет
лишь о том, чему отдается приоритет,
на что делается главная ставка.
Это и определяет сущность, облик
экономической организации
В нашей стране долгое время существовала административно-командная система. Ее корнем была иерархия, самый мощный инструмент управления. Но одновременно с этим была и «жесткая» этика советского общества, когда большое влияние на людей в процессе управления оказывали традиции, социальные нормы общества. Идеология, членство в партии удачно помогали управлять. Сегодня, когда ушла административно-командная система, вместе с ней уходит и этика отношений, в том числе и деловых отношений. Этика в сфере предпринимательства - это отражение этических норм в обществе. Закончилась советская идеология, а что же осталось? Как вести себя российскому предпринимателю? Как управлять делами в новой системе экономических отношений? Скорее всего со временем нынешняя ситуация изменится и наряду с «рыночным» инструментом управления больший вес будет приобретать и «этический», их соотношение сбалансируется, как во всех цивилизованных странах. А какая ситуация сегодня, рассматривалось в первом разделе данной работы.
Итак,
этика и современное
Люди,
полагающие, что организации должны
максимизировать прибыль, подчиняясь
закону, скорее всего, придадут высокую
ценность максимизации прибыли, эффективности
и жесткому следованию закону и низкую
ценность - альтруизму. Такие люди считают,
что организация ведет себя правильно
и является социально ответственной,
пока ее действия отвечают данной системе
ценностей. Чтобы сделать выбор
в пользу правильного поведения,
важно иметь начальное
Однако
этика бизнеса затрагивает не
только проблему социально ответственного
поведения. Она сосредоточена на
широком спектре вариантов
Более того, в фокусе ее внимания - и цели, и средства, используемые для их достижения теми и другими. Например, почти все американцы, скорее всего, считают, что неэтично давать взятку иностранному чиновнику ради получения контракта. В этом случае неэтичны средства. Еще одна иллюстрация: многие люди считают неэтичным ведение компаниями дел с Ю А Р. или с Югославией вследствие политики, проводимой там. Мнение этих людей является результатом действий правительств ЮАР или субъектов бывшей федерации в Югославии, которые нарушают ценностные представления людей об отношении к индивидам в обществе.
Действия
руководителей или рядовых