Этика профессионального общения провизора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 00:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в следующем:
рассмотреть общие понятия фармацевтической этики и деонтологии;
ознакомиться с историческими моментами возникновения и развития этики и деонтологии фармацевта;
изучить особенности и проблемы фармацевтической деонтологии;
рассмотреть морально - правовые аспекты фармацевтической профессии.

Содержание работы

Введение
. Историческое становление этики и деонтологии
. Особенности и проблемы фармацевтической деонтологии
. Морально-правовые аспекты фармацевтической профессии
. Деонтология в системе отношений фармацевт - больной - общество
. Взаимоотношения в фармацевтическом коллективе (фармацевт - фармацевт)
. Взаимоотношения фармацевтического работника и врача (фармацевт - врач)
Заключение
Приложения
Литература

Файлы: 1 файл

культура речи.docx

— 62.72 Кб (Скачать файл)

) основной обязанностью  фармацевта является забота о  благе каждого пациента. Обязательствами,  вытекающими из этого принципа, согласно этическому кодексу  FIP, являются: - быть объективным; - ставить  здоровье и благополучие человека  выше личных или коммерческих  интересов (включая финансовые); - способствовать праву человека на безопасное и эффективное лечение.

Это главный принцип ЭКФ, «заповедь №1», и он стоит на первом месте почти во всех этических  кодексах. Большинство фармацевтов  мира считают этот принцип ключевым. «Этический кодекс российского фармацевта»  формулирует «первую заповедь»  так: «Главная цель профессиональной деятельности фармацевта - всегда помнить об обязанности сохранять человеческую жизнь»;

) фармацевт проявляет  одинаковое отношение ко всем  пациентам. Этот принцип можно  сравнить с положением Женевской  декларации: «Я не позволю, чтобы религиозные, национальные, расовые, политические или социальные мотивы помешали мне исполнить свой долг по отношению к пациенту»;

) фармацевт уважает право  пациента на свободу выбора  способа лечения. Согласно кодексу FIP, в тех случаях, когда фармацевт вовлечен в процесс разработки планов лечения, он должен быть уверен, что это делается с ведома больного. «Code of Professional Conduct» формулирует этот принцип несколько иначе: «Фармацевт уважает самостоятельность и достоинство клиента и его право быть информированным о решениях, связанных с его лечением»;

) фармацевт уважает и  защищает право пациента на  конфиденциальность. Согласно клятве Гиппократа, «что бы при лечении, а также и без лечения я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной»;

) фармацевт сотрудничает  с коллегами и другими специалистами  и уважает их систему ценностей  и профессиональные способности.  «Этический кодекс российского фармацевта» по аналогии с этим принципом кодекса FIP подчеркивает, что «фармацевт является соратником врача при проведении фармакотерапии и должен оказывать ему всяческое содействие для правильного выбора, назначения и применения лекарственного средства», а также «обязан давать в пределах своей компетенции консультации по всем свойствам лекарственных средств, их химическим и фармакологическим аналогам»;

) в своих профессиональных  взаимоотношениях фармацевт проявляет  честность и надежность;

) фармацевт служит каждому  человеку в отдельности и обществу  в целом. «Фармацевт уважает  доверительные отношения, складывающиеся  между ним и пациентом». Рассматривая отношения в системе «фармацевт-пациент», кодекс полагает, что «фармацевт несет моральные обязательства в ответ на доверие, оказанное ему как представителю профессии со стороны общества»;

) фармацевт поддерживает  и постоянно развивает свои  профессиональные знания и навыки;

) фармацевт обязан обеспечить  непрерывность оказания фармацевтических  услуг в случае возникновения  рабочих споров, закрытия аптеки  или конфликта на основе личных  убеждений. В пояснении к девятому  принципу этического кодекса  FIP говорится, что в подобных  ситуациях фармацевт должен направить  пациента к другому фармацевту, а в случае закрытия аптеки  обеспечить пациентов информацией  об аптеке, в которую переведены  их записи, если таковые велись. Этот принцип появился в некоторых  ЭКФ не так давно и отражает  возможность забастовок, прочих  коллизий и конфликтов в трудовых  коллективах.

Среди других принципов различных  ЭКФ можно отметить следующие:

фармацевт отвечает за качество лекарственной помощи;

фармацевт не должен соглашаться  работать в условиях, компрометирующих его профессиональную независимость, честность и компетентность, и  не должен навязывать подобных условий  другим фармацевтам («Code of Professional Conduct» PSA);

фармацевт соблюдает закон, придерживается высоких профессиональных стандартов и хранит достоинство  и честь своей профессии (модельный  ЭКФ NAPRA);

злоупотребление знанием  и положением фармацевта несовместимо с избранной профессией («Этический кодекс российского фармацевта»);

фармацевт вносит свой вклад  в систему здравоохранения и  нужды социальной медицины (модельный  ЭКФ NAPRA).

ЭКФ считается общим «кодексом  чести» для всех фармацевтических работников. Однако углубление процесса структурирования фармацевтического сообщества и, как  следствие этого, возникновение  ассоциаций госпитальных фармацевтов, фармпроизводителей, фармдистрибьюторов и т.д., поставило перед их членами вопрос о необходимости разработки своих корпоративных этических кодексов.

Одной из самых актуальных этических проблем фармацевтической отрасли, остро стоящей не только в нашей стране, но и во всем мире, является строгое соблюдение этических  норм при продвижении и рекламе  фармацевтической продукции. Ее решение  требует совместных усилий как минимум  двух сторон - рекламного мира и корпоративных  фармацевтических сообществ.

Применение в фармацевтической практике современных технологий также  зачастую ставит перед работниками  отрасли новые проблемы этического характера. Появление в последние  годы нового вида аптечных предприятий, интернет-аптек, не обошли вниманием разработчики вышеупомянутого кодекса RPSGB. Специальная статья, посвященная этому виду аптечного сервиса, начинается с фразы о том, что люди, пользующиеся аптечными услугами on-line, имеют право на такое же высокое их качество, как если бы эти услуги оказывались «face-to-face» в аптечном помещении.

Появление профессиональных ассоциаций и союзов, таких как  Российская фармацевтическая лига (РФЛ), Союз профессиональных фармацевтических организаций (СПФО), Ассоциация российских фармацевтических производителей (АРФП) и других объединений способствует созданию здорового корпоративного климата. Большое количество задач  в области обращения лекарственных  средств и возникающие в связи  с этим трудности заслоняют собой  проблему регулирования этических  норм. Тем не менее, в современных  условиях, при наличии высоких  требований со стороны общества к  уровню фармацевтических услуг и  профессионально-нравственных качеств  фармработников эта проблема не может считаться второстепенной.

Появление новых отечественных ЭКФ станет свидетельством очередного этапа зрелости российского фармацевтического общества. Создание этических кодексов - это процесс добровольный; члены фармацевтического сообщества должны сами принять принципиальное решение и приступить к разработке своего корпоративного кодекса, возможно, с привлечением широкого круга заинтересованных и компетентных лиц.

Исходя из того, что фармацевтических работников разных стран объединяют не только общая международная организация, но и общие проблемы, а российская фармация является частью мирового фармацевтического  пространства, было бы не совсем правильно  при разработке российских ЭКФ не учесть опыт составителей «Code of Ethics for Pharmacists» FIP. Этот документ представляет собой не только собственно этический кодекс, но и каркас для его составления, которым могут воспользоваться любые заинтересованные в этом организации и лица и в первую очередь - национальные фармацевтические сообщества. Исходя из вышеизложенного, ЭКФ, предложенный Международной фармацевтической федерацией, вполне может послужить моделью для написания новых отечественных «кодексов чести» в тот момент, когда те или иные корпоративные сообщества участников фармацевтического рынка приступят к формированию своих заповедей (5, 13).

 

. ДЕОНТОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ  ОТНОШЕНИЙ ФАРМАЦЕВТ - БОЛЬНОЙ  - ОБЩЕСТВО

 

Один из главных разделов фармацевтической деонтологии рассматривает  взаимоотношения аптечных работников с посетителями аптек. При общении  с больными и их родственниками фармацевты (провизоры) должны следовать нескольким деонтологическим требованиям.

Внешний вид

Психологи отмечают, что почти  в 80% случаев мнение о человеке составляется по первому впечатлению. Белоснежный  накрахмаленный халат, скромная прическа, внешняя подтянутость и аккуратность, опрятность и скромность сотрудника аптеки создают предпосылки для  установления доверительных отношений  с клиентами.

Поведение

Необходимо помнить, что  больным свойственны раздражительность и внушаемость, повышенная требовательность и обидчивость. Поэтому при общении с ними следует проявлять максимум чуткости, внимания и такта. Аптечному работнику надо следить за своими жестами и мимикой, так как больные очень чувствительны к проявлениям недоброжелательности. Неприятное впечатление оказывают на больного обсуждения затруднительных моментов при изготовлении лекарственных средств, споры между работниками аптеки и посторонние разговоры в его присутствии. Приветливое обращение, вежливость, предупредительность, желание облегчить недуг способствуют укреплению авторитета фармацевта.

Речь

Нередко и слово лечит, поэтому важно не только, что, но и как сказать. Необдуманное слово  может подорвать доверие больного к фармацевту, нанести психическую  травму, которая станет причиной ятрогенного заболевания. Информируя больных о порядке приема препарата, следует избегать употребления сложных медицинских терминов. Надо говорить понятно и в меру громко, а пожилым основные положения необходимо повторять несколько раз.

Умение выслушать

Некоторым клиентам свойственно  желание поговорить о своих болезнях в надежде услышать слова участия. Невнимание обижает их. Умение выслушать, посочувствовать, разделить чужую боль является важным деонтологическим требованием к фармацевту. Однако слушать не значит молчать: следует выразить свое отношение, причем не формально, иначе человек почувствует неискренность.

Оформление витрин

Выкладка лекарств должна быть не только профессиональной с  точки зрения мерчандайзинга, но и корректной с точки зрения профессиональной этики. В частности, нельзя выставлять на обозрение препараты, отпускаемые по рецепту врача.

Эстетическое оформление лекарственных средств

В целях укрепления веры больного в назначенное лекарственное  средство необходимо уделять внимание его оформлению. Неправильное оформление, непривлекательный вид экстемпоральной формы может вызвать сомнение в ее качестве.

Сохранение в тайне от больного некоторых неблагоприятных сведений

Это может благотворно  воздействовать на динамику заболевания  и его лечение. Больные часто  стремятся узнать свой диагноз. Не рекомендуется  называть заболевание, достаточно указать  лишь симптоматическое действие лекарственного средства.

Разъяснение правил приема лекарственных  средств

При отпуске лекарственного средства аптечный работник должен подробно объяснить, как его хранить в  домашних условиях, как и когда принимать, чем запивать, какой соблюдать режим приема. Надо осторожно, не внушая страха, предупредить о возможных побочных действиях препарата и объяснить, что при этом делать: прекратить прием, обратиться к врачу, уменьшить дозу. Следует также сказать больному о том, что некоторые побочные эффекты, включенные в аннотацию, встречаются крайне редко.

Авторитет врача

Фармацевт должен всемерно поддерживать авторитет врача для сохранения веры пациента в эффективность лекарственного средства. В его присутствии недопустимо  высказывание критических замечаний  в адрес врача или выражение  сомнений в целесообразности назначения. Не следует также сообщать клиенту  аптеки об ошибке в рецепте: необходимо найти способ исправить ее без  его ведома. В то же время эти ошибки нельзя оставлять без внимания. Обо всех неправильно выписанных рецептах необходимо ставить в известность главного врача лечебно-профилактической организации.

Повышение профессионального  уровня

Аптечный работник должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки: хорошо знать фармацию и основы клинической фармакологии, ориентироваться в различных  разделах клинической медицины, чтобы  уметь дать квалифицированную консультацию врачу.

Совершенствование знаний и  методов работы - один из главных  деонтологических принципов, так как от квалификации провизора зависит здоровье человека. Это особенно актуально сегодня, когда объем медицинской информации возрос, номенклатура лекарств значительно увеличилась. К тому же многие хозяева аптек, не являющиеся провизорами по специальности, не понимают важности информационной работы среди сотрудников, врачей и населения. Поэтому провизоры вправе в вежливой форме требовать от владельца аптечной организации информационного обеспечения (справочники, отраслевые журналы и газеты) и внедрения современных информационных технологий (компьютер, доступ к Интернету).

Сегодня нет провизоров-информаторов, утрачена существовавшая в советское  время тесная связь между клиниками  и аптеками. Поэтому крупным аптекам  желательно иметь информационные центры с филиалами в ЛПУ в виде кабинетов медико-фармацевтической информации. Однако следует помнить, что информировать врачей следует  ненавязчиво, тактично, учитывая их знания и опыт в области применения лекарств.

Профессиональная информационная работа аптеки в конечном итоге положительно отражается не только на качестве продаж, но и на рентабельности. Ведь лекарство - это лекарственное средство плюс информация о нем. В аптеку, где  клиент получил исчерпывающие сведения от грамотного провизора, он, вероятнее  всего, придет многократно.

Этика продаж

Часто больные стремятся  приобрести широко рекламируемые средства, основываясь на знаниях, полученных из СМИ или от знакомых. Задача фармацевта в таком случае состоит в том, чтобы в доступной форме рассказать о показаниях и противопоказаниях  к применению лекарства, напомнить  о вреде самолечения.

Информация о работе Этика профессионального общения провизора