Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 00:59, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в следующем:
рассмотреть общие понятия фармацевтической этики и деонтологии;
ознакомиться с историческими моментами возникновения и развития этики и деонтологии фармацевта;
изучить особенности и проблемы фармацевтической деонтологии;
рассмотреть морально - правовые аспекты фармацевтической профессии.
Введение
. Историческое становление этики и деонтологии
. Особенности и проблемы фармацевтической деонтологии
. Морально-правовые аспекты фармацевтической профессии
. Деонтология в системе отношений фармацевт - больной - общество
. Взаимоотношения в фармацевтическом коллективе (фармацевт - фармацевт)
. Взаимоотношения фармацевтического работника и врача (фармацевт - врач)
Заключение
Приложения
Литература
) основной обязанностью
фармацевта является забота о
благе каждого пациента. Обязательствами,
вытекающими из этого принципа,
согласно этическому кодексу
FIP, являются: - быть объективным; - ставить
здоровье и благополучие
Это главный принцип ЭКФ, «заповедь №1», и он стоит на первом месте почти во всех этических кодексах. Большинство фармацевтов мира считают этот принцип ключевым. «Этический кодекс российского фармацевта» формулирует «первую заповедь» так: «Главная цель профессиональной деятельности фармацевта - всегда помнить об обязанности сохранять человеческую жизнь»;
) фармацевт проявляет
одинаковое отношение ко всем
пациентам. Этот принцип можно
сравнить с положением
) фармацевт уважает право пациента на свободу выбора способа лечения. Согласно кодексу FIP, в тех случаях, когда фармацевт вовлечен в процесс разработки планов лечения, он должен быть уверен, что это делается с ведома больного. «Code of Professional Conduct» формулирует этот принцип несколько иначе: «Фармацевт уважает самостоятельность и достоинство клиента и его право быть информированным о решениях, связанных с его лечением»;
) фармацевт уважает и защищает право пациента на конфиденциальность. Согласно клятве Гиппократа, «что бы при лечении, а также и без лечения я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной»;
) фармацевт сотрудничает
с коллегами и другими
) в своих профессиональных
взаимоотношениях фармацевт
) фармацевт служит каждому
человеку в отдельности и
) фармацевт поддерживает
и постоянно развивает свои
профессиональные знания и
) фармацевт обязан обеспечить
непрерывность оказания
Среди других принципов различных ЭКФ можно отметить следующие:
фармацевт отвечает за качество лекарственной помощи;
фармацевт не должен соглашаться работать в условиях, компрометирующих его профессиональную независимость, честность и компетентность, и не должен навязывать подобных условий другим фармацевтам («Code of Professional Conduct» PSA);
фармацевт соблюдает закон, придерживается высоких профессиональных стандартов и хранит достоинство и честь своей профессии (модельный ЭКФ NAPRA);
злоупотребление знанием и положением фармацевта несовместимо с избранной профессией («Этический кодекс российского фармацевта»);
фармацевт вносит свой вклад в систему здравоохранения и нужды социальной медицины (модельный ЭКФ NAPRA).
ЭКФ считается общим «кодексом чести» для всех фармацевтических работников. Однако углубление процесса структурирования фармацевтического сообщества и, как следствие этого, возникновение ассоциаций госпитальных фармацевтов, фармпроизводителей, фармдистрибьюторов и т.д., поставило перед их членами вопрос о необходимости разработки своих корпоративных этических кодексов.
Одной из самых актуальных
этических проблем
Применение в фармацевтической практике современных технологий также зачастую ставит перед работниками отрасли новые проблемы этического характера. Появление в последние годы нового вида аптечных предприятий, интернет-аптек, не обошли вниманием разработчики вышеупомянутого кодекса RPSGB. Специальная статья, посвященная этому виду аптечного сервиса, начинается с фразы о том, что люди, пользующиеся аптечными услугами on-line, имеют право на такое же высокое их качество, как если бы эти услуги оказывались «face-to-face» в аптечном помещении.
Появление профессиональных
ассоциаций и союзов, таких как
Российская фармацевтическая лига (РФЛ),
Союз профессиональных фармацевтических
организаций (СПФО), Ассоциация российских
фармацевтических производителей (АРФП)
и других объединений способствует
созданию здорового корпоративного
климата. Большое количество задач
в области обращения
Появление новых отечественных ЭКФ станет свидетельством очередного этапа зрелости российского фармацевтического общества. Создание этических кодексов - это процесс добровольный; члены фармацевтического сообщества должны сами принять принципиальное решение и приступить к разработке своего корпоративного кодекса, возможно, с привлечением широкого круга заинтересованных и компетентных лиц.
Исходя из того, что фармацевтических
работников разных стран объединяют
не только общая международная
. ДЕОНТОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ФАРМАЦЕВТ - БОЛЬНОЙ - ОБЩЕСТВО
Один из главных разделов фармацевтической деонтологии рассматривает взаимоотношения аптечных работников с посетителями аптек. При общении с больными и их родственниками фармацевты (провизоры) должны следовать нескольким деонтологическим требованиям.
Внешний вид
Психологи отмечают, что почти в 80% случаев мнение о человеке составляется по первому впечатлению. Белоснежный накрахмаленный халат, скромная прическа, внешняя подтянутость и аккуратность, опрятность и скромность сотрудника аптеки создают предпосылки для установления доверительных отношений с клиентами.
Поведение
Необходимо помнить, что больным свойственны раздражительность и внушаемость, повышенная требовательность и обидчивость. Поэтому при общении с ними следует проявлять максимум чуткости, внимания и такта. Аптечному работнику надо следить за своими жестами и мимикой, так как больные очень чувствительны к проявлениям недоброжелательности. Неприятное впечатление оказывают на больного обсуждения затруднительных моментов при изготовлении лекарственных средств, споры между работниками аптеки и посторонние разговоры в его присутствии. Приветливое обращение, вежливость, предупредительность, желание облегчить недуг способствуют укреплению авторитета фармацевта.
Речь
Нередко и слово лечит,
поэтому важно не только, что, но
и как сказать. Необдуманное слово
может подорвать доверие
Умение выслушать
Некоторым клиентам свойственно желание поговорить о своих болезнях в надежде услышать слова участия. Невнимание обижает их. Умение выслушать, посочувствовать, разделить чужую боль является важным деонтологическим требованием к фармацевту. Однако слушать не значит молчать: следует выразить свое отношение, причем не формально, иначе человек почувствует неискренность.
Оформление витрин
Выкладка лекарств должна быть не только профессиональной с точки зрения мерчандайзинга, но и корректной с точки зрения профессиональной этики. В частности, нельзя выставлять на обозрение препараты, отпускаемые по рецепту врача.
Эстетическое оформление лекарственных средств
В целях укрепления веры больного
в назначенное лекарственное
средство необходимо уделять внимание
его оформлению. Неправильное оформление,
непривлекательный вид
Сохранение в тайне от больного некоторых неблагоприятных сведений
Это может благотворно воздействовать на динамику заболевания и его лечение. Больные часто стремятся узнать свой диагноз. Не рекомендуется называть заболевание, достаточно указать лишь симптоматическое действие лекарственного средства.
Разъяснение правил приема лекарственных средств
При отпуске лекарственного средства аптечный работник должен подробно объяснить, как его хранить в домашних условиях, как и когда принимать, чем запивать, какой соблюдать режим приема. Надо осторожно, не внушая страха, предупредить о возможных побочных действиях препарата и объяснить, что при этом делать: прекратить прием, обратиться к врачу, уменьшить дозу. Следует также сказать больному о том, что некоторые побочные эффекты, включенные в аннотацию, встречаются крайне редко.
Авторитет врача
Фармацевт должен всемерно поддерживать авторитет врача для сохранения веры пациента в эффективность лекарственного средства. В его присутствии недопустимо высказывание критических замечаний в адрес врача или выражение сомнений в целесообразности назначения. Не следует также сообщать клиенту аптеки об ошибке в рецепте: необходимо найти способ исправить ее без его ведома. В то же время эти ошибки нельзя оставлять без внимания. Обо всех неправильно выписанных рецептах необходимо ставить в известность главного врача лечебно-профилактической организации.
Повышение профессионального уровня
Аптечный работник должен
иметь высокий уровень
Совершенствование знаний и методов работы - один из главных деонтологических принципов, так как от квалификации провизора зависит здоровье человека. Это особенно актуально сегодня, когда объем медицинской информации возрос, номенклатура лекарств значительно увеличилась. К тому же многие хозяева аптек, не являющиеся провизорами по специальности, не понимают важности информационной работы среди сотрудников, врачей и населения. Поэтому провизоры вправе в вежливой форме требовать от владельца аптечной организации информационного обеспечения (справочники, отраслевые журналы и газеты) и внедрения современных информационных технологий (компьютер, доступ к Интернету).
Сегодня нет провизоров-информаторов,
утрачена существовавшая в советское
время тесная связь между клиниками
и аптеками. Поэтому крупным аптекам
желательно иметь информационные центры
с филиалами в ЛПУ в виде
кабинетов медико-
Профессиональная
Этика продаж
Часто больные стремятся
приобрести широко рекламируемые средства,
основываясь на знаниях, полученных
из СМИ или от знакомых. Задача фармацевта
в таком случае состоит в том,
чтобы в доступной форме
Информация о работе Этика профессионального общения провизора