Этика работы социального педагога внешкольного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:13, реферат

Описание работы

Целью работы является рассмотреть основные аспекты этики работы социального педагога в учреждении внешкольного образования. В процессе работы мы поставили перед собой следующие задачи:
- рассмотреть личностную характеристику социального педагога;
- определить место этической культуры в профессии социального педагога;
- проанализировать особенности этики работы социального педагога во внешкольном учреждении.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 5
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 8
3.ОСОБЕННОСТИ ЭТИКИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ВНЕШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Файлы: 1 файл

ГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

3. ОСОБЕННОСТИ  ЭТИКИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА  ВНЕШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Под внешкольными учреждениями в современной педагогике понимаются учреждения, проводящие культурно-просветительную работу среди населения, помогающие молодёжи и взрослым в самообразовании и ведущие работу с детьми во внеучебное время [10, с. 51]. Внешкольные учреждения дополняют обучение в школе, развивают запросы и интересы учащихся в различных областях человеческой деятельности, способствуют организации досуга детей. К внешкольным учреждениям относятся дома, центры и дворцы творчества, детские городки и площадки, летние загородные и городские оздоровительные лагеря.

Этика работы социального  педагога во внешкольном учреждении имеет свои особенности и свою специфику. Она проявляется в  облике социального педагога, его  компетентности и профессиональном совершенствовании, поведении, а также в отношениях социального педагога к коллегам и детям и его этических обязанностях.

Облик социального педагога. Социальный педагог внешкольного учреждения должен поддерживать высокие нравственные стандарты своего положения, исключая введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия.

Компетентность  и профессиональное совершенствование. Социальный педагог должен приложить все усилия для того, чтобы быть и оставаться специалистом высокой квалификации - экспертом в своей профессиональной деятельности и в выполнении своих профессиональных обязанностей. Согласно этическим нормам социальный педагог имеет право вести работу только в рамках своей профессиональной компетентности. Социальный педагог несёт не только моральную, но и персональную юридическую ответственность за качество своей работы, которую он индивидуально ведёт, назначает или исполняет во внешкольном учреждении. Действия социального педагога должны предупреждать возможности негуманного или дискриминационного отношения к личности ребёнка.

Поведение социального педагога. Социальный педагог должен соизмерять свои поступки с высшими стандартами профессиональной честности. Он не должен поддаваться влияниям и нажимам, встречающимся на пути его профессиональной деятельности, беспристрастно выполнять свои профессиональные обязанности. Социальный педагог не имеет морального права использовать свои профессиональные отношения в личных целях.

Стандарты этического поведения социального педагога во внешкольном учреждении определяют нормы его профессиональной деятельности в соответствии с этическими ценностями, принципами и правилами социальной работы. Стандарты этического поведения социального педагога рассматриваются в современной социальной педагогике в двух ракурсах:

1. Этическое поведение по отношению к детям, которые находятся под социально-педагогическим воздействием педагога. Социальный педагог должен принимать ребёнка таким, какой он есть, привлекать его к совместной работе, а также нести ответственность за результат своей деятельности. Социальный педагог должен всем своим поведением показывать уважение личным стремлениям, индивидуальным особенностям и инициативе ребёнка в процессе совместного общения и совместной деятельности во внешкольном учреждении. В своём поведении и отношении к ребёнку социальный педагог должен учитывать не только интересы ребёнка, но и всех заинтересованных сторон.

2. Этическое поведение  по отношению к коллегам. Социальный  педагог должен с уважением  относится к коллегам вне зависимости  от их специализации, уровня профессиональной подготовки и стажа практической работы и оказывать им всемерное содействие для достижения эффективности в их работе - в области социальной и социально-педагогической деятельности.

Этические обязательства  социального педагога представляют собой одно из необходимых условий его профессиональной деятельности. Этические обязательства социального педагога можно разделить на этические обязательства перед своей профессией и этические обязательства по отношению к руководящей организации - к тому внешкольному учреждению, где проходит его профессиональная деятельность и социально-педагогическая практика.

Этические обязательства  социального педагога перед своей  профессией говорят о необходимости  поддерживать и повышать значимость, этику, знания и цели своёй профессии. Социальный педагог должен защищать и усиливать «чистоту» своей профессии, быть ответственным и активным в области совершенствования профессии, предотвращать неквалифицированную и запрещённую практику в социально-педагогической работе.

Этические обязательства  социального педагога перед внешкольным  учреждением (или его руководителем) ориентируют его на работу по совершенствованию  и корректировке политики этого  заведения, повышение эффективности  и действенности её служб. Социальный педагог должен действовать таким образом, чтобы предупредить и исключить ошибки и недостатки в практике и политике деятельности внешкольного учреждения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальный педагог - это  относительно новая профессия в  нашей стране. Выход социальной работы на профессиональный уровень уже требует от людей, которые её выбирают наличие определённых личностных качеств. Среди качеств, которые необходимы профессиональному педагогу в его деятельности, - наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, рефлексия, самоконтроль, эмпатия, доброжелательность, деликатность и др. Одним из важнейших качеств личности социального педагога является сформированность у него этической культуры.

Этические вопросы в профессиональной деятельности социального педагога охватывают такие момент, как определение и характеристика основных этических принципов работы социального педагога, анализ реализации этических принципов в облике социального педагога и в его поведении, а также этические обязательства социального педагога. Среди основных принципов этики социального педагога - принцип принятия ребёнка таким, каков он есть, уважение права ребёнка на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий, принцип ответственности социального педагога за результаты своей деятельности и др.

Внешкольные учреждения в  нашей стране призваны развивать  запросы и интересы учащихся в  различных областях человеческой деятельности, способствовать организации досуга детей. Этика работы социального  педагога во внешкольном учреждении имеет свои особенности и свою специфику. Она проявляется в облике социального педагога, его компетентности и профессиональном совершенствовании, поведении, а также в отношениях социального педагога к коллегам и детям и его этических обязанностях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Василькова Ю.В. Методика  и опыт работы социального  педагога. - М.: «Академия», 2001. - 160 с.

2. Евдокимова Т.А. Система  взаимодействия специалистов социально-педагогического  центра с учреждениями образования  // Сацыяльна-педагагічная работа. - 2002. - № 5 (33). - С. 53-59.

3. Кедярова Р.Н. Введение  в специальность «Социальная  педагогика» // Социальная педагогика - 2002. - № 3 (31). - С. 102-111.

4. Липский И. Кодекс  этики социального педагога и  социального работника - основа  профессиональной позиции // Социальная педагогика. - 2006. - № 2. - С. 103-112.

5. Медведева Г.П. Этика  социальной работы. - М.: Владос, 2002.- 208 с

6. Овчарова Р.В. Справочная  книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 480 с.

7. О работе социального  педагога. Методическое письмо // Социальная работа. - 1994. - № 1(4). - С. 11-17.

8. Протасова И. Социальный  педагог в образовательном учреждении: модель личности и деятельности // Социальная педагогика. - 2007. - №  1. - С. 81-88.

9. Сидоренко А. Повышение  квалификации социальных педагогов: от опыта к базовым знаниям и к практике на новом уровне // Социальная педагогика. - 2006. - № 2. - С. 93-97.

10. Современный словарь  по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. - Мн.: «Современное слово», 2001. - 928 с.

11. Социальная педагогика / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 416 с.


Информация о работе Этика работы социального педагога внешкольного учреждения