Этика работы социального педагога внешкольного учреждения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:13, реферат
Описание работы
Целью работы является рассмотреть основные аспекты этики работы социального педагога в учреждении внешкольного образования. В процессе работы мы поставили перед собой следующие задачи: - рассмотреть личностную характеристику социального педагога; - определить место этической культуры в профессии социального педагога; - проанализировать особенности этики работы социального педагога во внешкольном учреждении.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 5 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 8 3.ОСОБЕННОСТИ ЭТИКИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ВНЕШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16
3. ОСОБЕННОСТИ
ЭТИКИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
ВНЕШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Под внешкольными учреждениями в современной педагогике понимаются
учреждения, проводящие культурно-просветительную
работу среди населения, помогающие молодёжи
и взрослым в самообразовании и ведущие
работу с детьми во внеучебное время [10,
с. 51]. Внешкольные учреждения дополняют
обучение в школе, развивают запросы и
интересы учащихся в различных областях
человеческой деятельности, способствуют
организации досуга детей. К внешкольным
учреждениям относятся дома, центры и
дворцы творчества, детские городки и
площадки, летние загородные и городские
оздоровительные лагеря.
Этика работы социального
педагога во внешкольном учреждении
имеет свои особенности и свою
специфику. Она проявляется в
облике социального педагога, его
компетентности и профессиональном совершенствовании, поведении,
а также в отношениях социального педагога
к коллегам и детям и его этических обязанностях.
Облик
социального педагога. Социальный педагог внешкольного
учреждения должен поддерживать высокие
нравственные стандарты своего положения,
исключая введение кого-либо в заблуждение,
нечестные действия.
Компетентность
и профессиональное совершенствование. Социальный педагог должен
приложить все усилия для того, чтобы быть
и оставаться специалистом высокой квалификации
- экспертом в своей профессиональной
деятельности и в выполнении своих профессиональных
обязанностей. Согласно этическим нормам
социальный педагог имеет право вести
работу только в рамках своей профессиональной
компетентности. Социальный педагог несёт
не только моральную, но и персональную
юридическую ответственность за качество
своей работы, которую он индивидуально
ведёт, назначает или исполняет во внешкольном
учреждении. Действия социального педагога
должны предупреждать возможности негуманного
или дискриминационного отношения к личности
ребёнка.
Поведение
социального педагога. Социальный педагог должен
соизмерять свои поступки с высшими стандартами
профессиональной честности. Он не должен
поддаваться влияниям и нажимам, встречающимся
на пути его профессиональной деятельности,
беспристрастно выполнять свои профессиональные
обязанности. Социальный педагог не имеет
морального права использовать свои профессиональные
отношения в личных целях.
Стандарты этического
поведения социального педагога
во внешкольном учреждении определяют нормы его профессиональной
деятельности в соответствии с этическими
ценностями, принципами и правилами социальной
работы. Стандарты этического поведения
социального педагога рассматриваются
в современной социальной педагогике
в двух ракурсах:
1. Этическое поведение по отношению
к детям, которые находятся под социально-педагогическим
воздействием педагога. Социальный педагог
должен принимать ребёнка таким, какой
он есть, привлекать его к совместной работе,
а также нести ответственность за результат
своей деятельности. Социальный педагог
должен всем своим поведением показывать
уважение личным стремлениям, индивидуальным
особенностям и инициативе ребёнка в процессе
совместного общения и совместной деятельности
во внешкольном учреждении. В своём поведении
и отношении к ребёнку социальный педагог
должен учитывать не только интересы ребёнка,
но и всех заинтересованных сторон.
2. Этическое поведение
по отношению к коллегам. Социальный
педагог должен с уважением
относится к коллегам вне зависимости
от их специализации, уровня профессиональной
подготовки и стажа практической работы
и оказывать им всемерное содействие для
достижения эффективности в их работе
- в области социальной и социально-педагогической
деятельности.
Этические обязательства
социального педагога представляют собой одно из
необходимых условий его профессиональной
деятельности. Этические обязательства
социального педагога можно разделить
на этические обязательства перед своей
профессией и этические обязательства
по отношению к руководящей организации
- к тому внешкольному учреждению, где
проходит его профессиональная деятельность
и социально-педагогическая практика.
Этические обязательства
социального педагога перед своей
профессией говорят о необходимости
поддерживать и повышать значимость,
этику, знания и цели своёй профессии.
Социальный педагог должен защищать и
усиливать «чистоту» своей профессии,
быть ответственным и активным в области
совершенствования профессии, предотвращать
неквалифицированную и запрещённую практику
в социально-педагогической работе.
Этические обязательства
социального педагога перед внешкольным
учреждением (или его руководителем)
ориентируют его на работу по совершенствованию
и корректировке политики этого
заведения, повышение эффективности
и действенности её служб. Социальный
педагог должен действовать таким образом,
чтобы предупредить и исключить ошибки
и недостатки в практике и политике деятельности
внешкольного учреждения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальный педагог - это
относительно новая профессия в
нашей стране. Выход социальной работы
на профессиональный уровень уже требует
от людей, которые её выбирают наличие
определённых личностных качеств. Среди
качеств, которые необходимы профессиональному
педагогу в его деятельности, - наблюдательность,
способность быстро ориентироваться в
ситуации, рефлексия, самоконтроль, эмпатия,
доброжелательность, деликатность и др.
Одним из важнейших качеств личности социального
педагога является сформированность у
него этической культуры.
Этические вопросы в профессиональной
деятельности социального педагога
охватывают такие момент, как определение
и характеристика основных этических
принципов работы социального педагога,
анализ реализации этических принципов
в облике социального педагога и в его
поведении, а также этические обязательства
социального педагога. Среди основных
принципов этики социального педагога
- принцип принятия ребёнка таким, каков
он есть, уважение права ребёнка на принятие
самостоятельного решения на любом этапе
совместных действий, принцип ответственности
социального педагога за результаты своей
деятельности и др.
Внешкольные учреждения в
нашей стране призваны развивать
запросы и интересы учащихся в
различных областях человеческой деятельности,
способствовать организации досуга
детей. Этика работы социального
педагога во внешкольном учреждении имеет
свои особенности и свою специфику. Она
проявляется в облике социального педагога,
его компетентности и профессиональном
совершенствовании, поведении, а также
в отношениях социального педагога к коллегам
и детям и его этических обязанностях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Василькова Ю.В. Методика
и опыт работы социального
педагога. - М.: «Академия», 2001. - 160 с.
2. Евдокимова Т.А. Система
взаимодействия специалистов социально-педагогического
центра с учреждениями образования
// Сацыяльна-педагагічная работа. - 2002.
- № 5 (33). - С. 53-59.
3. Кедярова Р.Н. Введение
в специальность «Социальная
педагогика» // Социальная педагогика
- 2002. - № 3 (31). - С. 102-111.
4. Липский И. Кодекс
этики социального педагога и
социального работника - основа
профессиональной позиции // Социальная
педагогика. - 2006. - № 2. - С. 103-112.
5. Медведева Г.П. Этика
социальной работы. - М.: Владос, 2002.-
208 с
6. Овчарова Р.В. Справочная
книга социального педагога. - М.:
ТЦ Сфера, 2002. - 480 с.
7. О работе социального
педагога. Методическое письмо // Социальная
работа. - 1994. - № 1(4). - С. 11-17.
8. Протасова И. Социальный
педагог в образовательном учреждении:
модель личности и деятельности
// Социальная педагогика. - 2007. - №
1. - С. 81-88.
9. Сидоренко А. Повышение
квалификации социальных педагогов: от
опыта к базовым знаниям и к практике на
новом уровне // Социальная педагогика.
- 2006. - № 2. - С. 93-97.
10. Современный словарь
по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С.
- Мн.: «Современное слово», 2001. - 928 с.
11. Социальная педагогика / Под
общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 416 с.