Этика работы социального педагога внешкольного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:13, реферат

Описание работы

Целью работы является рассмотреть основные аспекты этики работы социального педагога в учреждении внешкольного образования. В процессе работы мы поставили перед собой следующие задачи:
- рассмотреть личностную характеристику социального педагога;
- определить место этической культуры в профессии социального педагога;
- проанализировать особенности этики работы социального педагога во внешкольном учреждении.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 5
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 8
3.ОСОБЕННОСТИ ЭТИКИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ВНЕШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Файлы: 1 файл

ГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

ГЛАВЛЕНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ 3
  • 1. ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 5
  • 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 8
  • 3.ОСОБЕННОСТИ ЭТИКИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ВНЕШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 12
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

ВВЕДЕНИЕ

Социальная педагогика является одной из молодых отраслей педагогической науки. В современной педагогике она понимается как деятельность людей и институтов социума, государства и общества, объектом которой выступают научные исследования, обобщение опыта социально-педагогической деятельности, знания в области социума и отношений в нём. Одной из целей социальной педагогики является формирование научной социально-педагогической картины мира у тех педагогов, которые работают с людьми в разнообразных сферах и областях социума, в школьных и внешкольных учреждениях.

Социально-педагогическая работа требует от специалиста не только профессионального мастерства, но и  высокой профессиональной культуры. Один из главных результатов работы социального педагога - улучшение  морально-психологического состояния ближайшего социального окружения личности, снижение отрицательных влияний на неё. Социальная деятельность концентрируется вокруг личности ребёнка и направлена на создание благоприятного социально-психологического фона для позитивного развития и становления.

В настоящее время, когда  социальная работа стала неотъемлемой частью жизнедеятельности государства  и общества, когда социальные работники  включены в политические, экономические  и социальные структуры общества и общественные отношения, появилась потребность формализации этических нормативов деятельности в сфере социальной защиты населения, так как, подобно всем социальные институтам, институт социальной защиты и социальной работы выполняет одну из важнейших задач государства и общества - задачу стабилизации и сохранения социума, поддержания и гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий для его дальнейшего всестороннего развития.

Проблемами, связанными с  социальным педагогом - его личностью, профессиональными качествами, этикой - занимались такие исследователи, как М.А. Галагузова, Т.А. Евдокимова, Р.Н. Кедярова, И. Липский, Г.П. Медведева, Р.В. Овчарова, И. Протасова, А. Сидоренко и др.

Тема нашего реферата - «Этика работы социального педагога внешкольного учреждения» - представляет собой одну из актуальных проблем, находящихся на стыке различных областей современного педагогического знания - социальной педагогики, профессиональной педагогической этики и вопросов, связанных с функционированием системы внешкольного образования. Целью работы является рассмотреть основные аспекты этики работы социального педагога в учреждении внешкольного образования. В процессе работы мы поставили перед собой следующие задачи:

- рассмотреть личностную  характеристику социального педагога;

- определить место этической  культуры в профессии социального  педагога;

- проанализировать особенности  этики работы социального педагога  во внешкольном учреждении.

В соответствии с определённой темой, сформулированной целью и  логикой работы, мы определили её следующую структуру: введение, первая часть «Личностная характеристика социального педагога», вторая часть «Профессиональная этика социального педагога», третья часть «Особенности этики работы социального педагога внешкольного учреждения», заключение и список использованных источников.

1. ЛИЧНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Социальный  педагог является в нашей стране новым типом педагога. У него новое  отношение к ребёнку, новые отношения  и у ребёнка к педагогу. Педагог  признаёт ребёнка как самостоятельную личность, способную иметь своё мнение, анализирует процесс его формирования как процесс социальный, процесс развития его задатков и способностей. Одно из основных требований к социальному педагогу, по словам Ю.В. Васильковой, - это любовь к детям, к педагогической работе, знания и эрудиция, педагогическая интуиция и интеллект, общая культура и нравственность, профессиональное владение методами воспитания детей, а также умение общаться, артистичность, весёлый нрав и хороший вкус [1, с. 7].

Выход на профессиональный уровень постановки и реализации социальной работы требует, чтобы эту  профессию избирали люди определённых личностных качеств и определённой культуры. Деятельность социального  педагога - это в первую очередь  зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, взаимопомощи и взаимоответственности. Социальный педагог должен обладать определёнными качествами, которые и определяют его профессиональную пригодность. М.А. Галагузова разделяет профессиональные качества (профессионально-значимые личностные характеристики) социального педагога на две группы - специальные и профессиональные [11, с. 27]. В качестве специальных качеств социального педагога выделяют наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, рефлексию и самоконтроль.

Среди основных профессионально важных качеств - эмпатия, доброжелательность, деликатность и др. Эмпатия представляет собой умение видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как они, воспринимать их поступки с тех же позиций. Доброжелательность - это способность демонстрировать своё отношение приязни, положительного отношения, симпатии, готовность поддержать другого человека. Деликатность как качество социального педагога представляет собой вежливость и мягкость в общении с людьми. Аутентичность - это способность быть естественным в отношениях с людьми, быть самим собой в контактах с окружающими. Открытость социального педагога - это готовность открыть другим свой внутренний мир, быть искренним, уметь говорить о своих чувствах и мыслях. Конкретность также важна в деятельности социального педагога и представляет собой отказ от общих рассуждений и умение конкретно отвечать на вопросы. Непосредственность - это умение говорить и действовать в обстановке «здесь и сейчас», иметь чёткое представление о человеке и его ситуации.

М.А. Галагузова выделяет следующие личностные качества социального педагога [11]:

- гуманистические  качества (доброта, альтруизм, чувство  собственного достоинства и т.д.);

- психологические  характеристики (высокий уровень протекания психологических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик);

- психоаналитические качества (самоконтроль, самокритичность, самооценка);

- психолого-педагогические  качества (коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость и др.).

Человек, который избрал профессию социального педагога, должен быть гуманистом, обладать высокой  духовной, нравственной и общей культурой, быть педагогом, психологом и социальным работником, осознающим свою активную роль в защите прав ребёнка на обучение, воспитание, развитие и достойное существование. Специфика функций социального педагога предполагает органичное сочетание личностных и профессиональных качеств, широкой образованности в различных областях педагогической и социальной действительности.

Одним из важнейших качеств  личности социального педагога является сформированность у него этической  культуры. В современном понимании  этика представляется как одна из отраслей философского знания, предметом анализа которой является человеческая мораль. Все люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личностных связях между собой, должны быть определённым образом организованы и в определённой мере соотносить свою деятельность с остальными членами человеческого сообщества. Вследствие этого в каждом обществе вырабатывается набор определённых средств, целью которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности - в семье, в отношениях с другими людьми, в профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность социального педагога в этом случае не является исключением. Этическая культура социального педагога является неотъемлемой частью его профессии.

Этические вопросы в профессиональной деятельности социального педагога охватывают несколько основных моментов. Это определение и характеристика основных этических принципов работы социального педагога, анализ реализации этических принципов в облике социального педагога и в его поведении, а также этические обязательства социального педагога - перед своей организацией, перед своей профессией и пред обществом.

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА  СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Профессиональная этика, как этика вообще, вырабатывается постепенно в процессе повседневной совместной деятельности людей. Профессиональная этика систематизирует накопленный в процессе практики опыт, характерный для конкретного вида деятельности, обобщает его и совершенствует по мере развития и совершенствования данного вида деятельности. Поэтому профессиональная этика может рассматриваться как разновидность общей морали, несущая в себе специфические черты, обусловленные видом и типом деятельности. Вместе с тем она может рассматриваться как прикладная теория нравственности, бытующей в профессиональной среде.

Социальная работа, как  особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления  принципов и норм поведения специалистов. Будучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе неповторимые ситуации, противоречия, которые необходимо решать в самом процессе деятельности и которые нередко являются предметом этой деятельности. Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в деятельности особых, более жёстких моральных принципов и норм.

Этика социальной работы основывается на моральных нормах, принимаемых  обществом в качестве одного из важнейших  регуляторов совместной деятельности и существования, и на тех профессиональных ценностях, которые составляют сущность воспитательной работы [5, с. 47]. Этический подход к профессиональной деятельности социального работника, по словам Г.П. Медведевой, позволяет вернуть этическим нормам то императивное значение, которое им присуще, но которое долгое время игнорировалось, и повысить индивидуальную и коллективную ответственность специалистов за свои действия, поднять значимость и авторитетность профессиональной деятельности каждого социального работника и всей системы социальной защиты населения.

Этические принципы являются теми основополагающими положениями, которыми руководствуется социальный педагог в своей практической деятельности. Остановимся подробно на них [4, с. 110].

1. Принцип принятия ребёнка таким, каков он есть. Социальный педагог при решении проблем жизненных ситуаций детей должен ориентироваться на разумный характер их требований. Главной задачей в практической ситуации становится оказание помощи клиенту для его побуждения к самостоятельным действиям по разрешению своих проблем. Ни личные качества, ни физические недостатки, ни психические отклонения, ни вероисповедание не могут служить основанием в отказе в помощи социальным педагогом и причиной для любой формы дискриминации ребёнка (или иного объекта воздействия). Социальный педагог должен учитывать все специфические особенности своих подопечных в процессе принятия решения по оказанию помощи.

2. Уважение права ребёнка на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий. Социальный педагог не может оказывать помощь человеку без его согласия. Вне зависимости от степени рациональности поступков клиента социальный педагог и социальный работник не могут принуждать его (психологически или физически) следовать своей профессиональной логике. Основными инструментами воздействия социального педагога являются доводы и аргументы, логика убеждения, этические ценности государства и общества, нормы действующего законодательства, возможности системы социальной защиты и собственный профессиональный опыт социального педагога.

3. Конфиденциальность сотрудничества социального педагога. Конфиденциальной информацией (доверительной, не подлежащей разглашению) является всё, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств и проблем, а также всё остальное, что будет определено клиентом во взаимодействии с социальным работником и социальным педагогом. Социальный педагог должен гарантировать такую конфиденциальность и принять все меры к её обеспечению.

Социальный  педагог должен заранее поставить клиента в известность, что та или иная информация должна быть переданной другим работникам, возможно руководству для принятия оптимального решения на более высоком административном уровне. Однако даже при этом, подобная информация может быть передана только с разрешения клиента и только тем, кто имеет непосредственное отношение к решению данной конкретной проблемы.

Нарушение же конфиденциальности возможно только в условиях непосредственной опасности для клиента - для жизни, здоровья, материального или психического благополучия.

4. Принцип ответственности социального педагога за результаты своей деятельности. Социальный педагог, занимаясь решением конкретных проблем, несёт личную ответственность за результаты своей деятельности, за качество и эффективность, своевременность и действенность социальной помощи и за её последствия.

Социальный  педагог несёт ответственность  не только перед своими клиентами, но и перед собой и своей семьёй. Постоянное участие в разрешении множества «чужих» проблем, «проживание» вместе со своими клиентами их бед, нужд, трагедий, несчастий объективно приводит к профессиональному «выгоранию» личности социального педагога. Каждый социальный педагог обязан уметь защитить себя как в личных интересах, так и в интересах своих клиентов.

Социальные  педагоги и социальные работники  несут ответственность и перед  своей профессией. Они обязаны  повышать её престиж, социальный статус в обществе, значимость в межличностном  и групповом общении в различных  видах и типах социума.

5. Принцип порядочности социального педагога. Порядочность социального педагога, по мнению И. Липского [4, с. 111], является весьма важным принципом в связи с необходимостью обеспечить баланс интересов, как своих личных, так и интересов своих клиентов и их социального окружения. Личная порядочность социального педагога заключается в обеспечении разумного баланса, в гармонизации интересов всех сторон, умении предотвратить установление приоритетов одних над другими.

Все выше обозначенные этические принципы деятельности социального педагога должны найти непосредственное отражение в его практической деятельности. Остановимся подробно на особенностях этики работы социального педагога во внешкольном учреждении.

Информация о работе Этика работы социального педагога внешкольного учреждения