Этика современного человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 12:10, контрольная работа

Описание работы

Вторая половина XIX - начало XX в. стали временем перелома, знаменовавшего собой конец классической и становление новой, современной философии и этики. Это выразилось в изменении подходов к традиционным проблемам. Классическая философия морали базировалась на культе разума, который должен был открыть и сформулировать принципы устройства мира на началах человечности и справедливости. Нравственность мыслилась как выражение истинной сущности человека, его предназначения как разумного существа. Но развитие истории XIX-XX вв., казалось, полностью опровергло эти ожидания.

Содержание работы

1.Религиозное направление в этике 20 века.
2.Понятие чести и достоинства и их эволюция.
Глава I. Правовая характеристика чести, достоинства и деловой репутации
1.1 Понятие чести и достоинства
1.2 Понятие деловой репутации, ее взаимосвязь с честью и достоинством
1.3 Содержание чести, достоинства и деловой репутации
Глава II. Защита чести, достоинства и деловой репутации
2.1 Условия, необходимые для гражданско-правовой защиты чести достоинства и деловой репутации
3.Зачем человеку этикет.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Cодержание.docx

— 33.53 Кб (Скачать файл)

Cодержание.

1.Религиозное направление  в этике 20 века.

2.Понятие чести и достоинства  и их эволюция.

Глава I. Правовая характеристика чести, достоинства и деловой  репутации

1.1 Понятие чести и достоинства

1.2 Понятие деловой репутации,  ее взаимосвязь с честью и  достоинством

1.3 Содержание чести, достоинства  и деловой репутации

Глава II. Защита чести, достоинства  и деловой репутации

2.1 Условия, необходимые  для гражданско-правовой защиты  чести достоинства и деловой  репутации

3.Зачем человеку этикет.

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Религиозное направление  в этике 20 века.

Вторая половина XIX - начало XX в. стали временем перелома, знаменовавшего собой конец классической и становление  новой, современной философии и  этики. Это выразилось в изменении  подходов к традиционным проблемам. Классическая философия морали базировалась на культе разума, который должен был  открыть и сформулировать принципы устройства мира на началах человечности и справедливости. Нравственность мыслилась  как выражение истинной сущности человека, его предназначения как  разумного существа. Но развитие истории XIX-XX вв., казалось, полностью опровергло эти ожидания. Разум и наука, хотя и подтвердили свое торжество  в познании и подчинении сил природы, обнаружили свое бессилие в устройстве человеческой жизни. И требовались  какие-то новые пути для реализации этих ожиданий, либо разоблачение их иллюзорности и избавление человечества от напрасных  надежд.

Наиболее решительную  попытку сохранения классического  наследия, но на других основах, сделал марксизм. Своей заслугой считает  правильное разрешение вопроса о  соотношение духа и материи. По мнению марксистов, источником ценностей, целей, идеалов является общественно-исторический процесс, развертывающийся на основе материального  производства, т. е. бытие определяет сознание. Поэтому мораль - продукт  общественного производства. По-новому понимается и сущность человека, которая  видится в изучении совокупности общественных отношений, создаваемых  им. В соответствии с этим, все  моральные качества человека, его  добродетели и пороки предстают  не как изначально данные ему от природы, а как выработанные в  процессе общественного развития. Через  выявление закономерностей развития способа производства материальных благ, смену общественных формаций, Маркс выявил общую логику человеческого  общества. Благодаря этому воззрению  изучение явлений нравственной жизни  было поставлено на почву объективного исторического детерминизма, т. е. логика общественного развития отражается моралью в форме выработки  требований и ценностей. Решение  всех моральных противоречий марксизм переносит в практическую сферу, т. е. возможно преобразование человеческой природы за счет изменения системы  общественных отношений.

"Философия жизни"  Ф. Ницше (1844-1900) ознаменовала собой  окончательную переоценку всех  ценностей предшествующей философии,  культуры, морали. Ницше обрушивался  на ценности традиционного гуманизма,  показывая их противоестественный  характер, и деградация европейской  культуры, по его мнению, обусловлены  ее краеугольным основаниям - христианской  моралью. Ее он называл моралью  рабов, поскольку она нивелирует  личностный потенциал, усредняет  человека, уничтожает волю к творчеству, к совершенствованию. Только раб  выдвинет вперед те качества, которые могут облегчить его  страдальческое существование - сострадание, терпение кротость  и т. п., только он зачислит  в категорию зла все мощное, грозное, богатое. Поэтому сами  понятия добра и зла являются, по мнению Ницше, порождениями  плебейства, рабской зависимости.  Он ставит задачу переоценки  ценностей, смысл которой состоит  в том, чтобы проникнуть "по  ту сторону добра и зла", обосновать безграничную власть  сильной личности, в том числе  ее право попирать нравственные  законы, традиционную мораль.

Тенденции, сложившиеся в  этике в конце XIX века, развиваются  и в XX столетии. Продолжается развитие научно- рационалистических направлений  в этике (прагматизм, позитивизм), стремящихся  сосредоточится на вопросах методологии  естествознания. Основная задача философии  позитивизма состоит в разработке строгих критериев научности. В  ее анализе моральных проблем  формально-логические компоненты превалируют  над содержательными.

Этика эмотивизма (Б. Рассел, А. Айер, Р. Карнап), используя принцип "верификации" (проверяемости  эмпирическим путем) в исследовании моральных суждений, приходит к выводу, что эти суждения неверифицируемы, поэтому не обладают объективным  смысловым значением, а всего  лишь отражают личные эмоциональные  предпочтения говорящего. Традиционная религиозная этика ненаучна - таковы выводы эмотивизма.

В рамках позитивизма эмотивистская  концепция дополняется теорией  интуитивизма. Ее основоположник Дж. Мур  критикует натуралистический подход к нравственной проблематике. Он делает вывод о том, что исходное понятие  морали в принципе неопределимо и  не выводимо, а является предметом  интуитивного знания, следовательно, натуралистическая  этика также ненаучна, как и  религиозная.

Появление этики прагматизма  связано с именем Ч. Пирса, сформулировавшем свои идеи еще в конце XIX в.. Его  последователи (У. Джемс, Д. Дьюи и др.) способствовали широкому распространению  этого направления в XX веке. Прагматизм претендует на рациональное решение  моральных проблем, стремясь превратить этику в практическую науку. Вся  нравственная жизнь человека складывается из уникальных, неповторимых моральных  ситуаций, единственным основанием выбора в которых, является индивидуальная полезность избираемого. Другими словами, добро это то, что соответствует  желанию (потребности) и вызывает действие, ведущее к успеху. Таким образом, мораль и этика рассматриваются  прагматистами, лишь как набор "инструментов", помогающих индивиду разрешить свои ситуации наилучшим для него образом.

В XX в. возникают также  новые системы иррационалистической этики (психоанализ, экзистенциализм).

Основатель психоанализа З. Фрейд (1856-1939), стремясь понять подлинную  природу человеческого поведения, приходит к выводу о существовании  бессознательного начала (ОНО), которое  носит иррациональный характер, подчиняется  принципу удовольствия и обуславливает  всю структуру человеческой психики. Из энергии бессознательного рождается  сознание (Я), как способность осознавать свои желания, соотносить их с реальностью  и, в соответствии с этим, корректировать свое поведение. Одновременно общество, стремясь ограничить разрушительные силы бессознательного и усилить действие сознания, вырабатывает в своем развитии механизмы социальной регламентации  поведения человека - религиозные, правовые, моральные нормы, которые с детства  внушаются человеку. Они образуют в его психике надстройку над  сознанием - сверхсознание (СВЕРХ-Я). Таким  образом, мораль, по Фрейду, изначально является сферой давления, принуждения, как и вся цивилизация и  культура, которыми общество стремиться обезопасить себя от разгула стихии бессознательного. И в глубине  души человек является противником  морали, которая его сдерживает.

Представителями еще одного иррационалистического течения, экзистенциализма, возникшего в 20-х годах, являются М. Хайдеггер, К. Ясперс, А. Камю, Ж.-П. Сартр. Они сосредоточены на смысложизненной  проблематике (судьба человека, смерть, вина и т. п.). Существование человека в этом мире раздваивается на подлинное  и неподлинное. Сфера не подлинного - это природно-социальная реальность, таящая в себе возможность обезличивания, манипулирования, т. е. враждебная человеку. Подлинность существования обретается в переживаниях и настроениях  человека, отражающих его "самость", т. е. экзистенцию. Таким образом, истинность связывается не с результатами научно-теоретического познания, а с субъективными состояниями  сознания, отраженными в эмоциональных  переживаниях преимущественно отрицательного плана (отчаяние, страх, тревога). Подлинные моральные ценности уникальны, у индивида нет никакой внешней опоры в их выборе и реализации, поэтому, принимая решение, он предоставлен самому себе и несет полную ответственность за его последствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Понятие чести и достоинства  и их эволюция.

Глава I. Правовая характеристика чести  достоинства и деловой репутации

1.1 Понятие чести и достоинства

Честь, достоинство и репутация  относятся к нематериальным благам личности или к так называемым личным неимущественным правам, приобретаемым  человеком с момента рождения.Особенность  данных прав заключается в том, что  они лишены имущественного содержания, то есть не могут быть оценены в  денежном выражении. Личные неимущественные  права, в том числе и право  на честь, достоинство и репутацию, неразрывно связаны с личностью  человека и непередаваемы другим лицам.

По своему содержанию честь  и достоинство — это очень  близкие понятия. Их различия заключаются  лишь в субъективном или объективном  подходе к оценке общественно  значимых качеств личности: если имеется  в виду оценка этих качеств со стороны  окружающих — речь идет о чести, а если самооценка — о достоинстве  личности.

Понятия чести и достоинства  основываются на признании самоценности каждой человеческой личности независимо от ее социального положения и  всегда рассматриваются со знаком «плюс».

Таким образом, честь личности — социально значимая оценка моральных  и иных черт и свойств конкретной личности; нравственное чувство, включающее в себя и чувство гордости в  связи с признанием обществом  его личных заслуг, достоинства; честь  личности непосредственно связана  с самой личностью человека. Достоинство  же, это самооценка лицом своих  моральных, профессиональных и иных качеств. Таким образом, честь является как бы мерилом достоинства гражданина или организации.

Хотелось бы заметить, что  в настоящее время в российской нормативной правовой базе недостаточно четко определены такие понятия, как «честь», и «достоинство», а  также производные от них —  понятия «клевета», «оскорбление», «неприличная форма», «унижение чести  и достоинства» и другие связанные  с ними термины. Достоинство понимается в ч. 1 ст. 21 Конституции РФ как  абсолютная ценность любой личности, охраняемая государством. Иначе говоря, как бы общество ни оценивало данного  человека, и как бы сам он ни относился  к себе, он уже как личность имеет  ценность в глазах государства и  общества. В юридической литературе достоинство нередко понимается как внутренняя самооценка собственных  качеств, способностей, мировоззрения, своего общественного значения[3]. Тогда  оказывается бессмысленной формулировка «унижение достоинства». Здесь следует  согласиться с авторами, утверждающими, что невозможно унижать ценность личности в ее собственных глазах. При этом «честь» и «достоинство»  разграничены нечетко. В ГК РФ честь, как и достоинство, отнесена к  нематериальным неотчуждаемым правам личности (благам). Но в юридической  литературе она чаще всего понимается как положительная социальная оценка человека, как «сопровождающееся  положительной оценкой общества отражение качеств лица в общественном сознании»[4]. Нет четкого определения  и понятия «унижение чести  и достоинства», что особенно важно, так как многие другие основные понятия  связаны с необходимостью четко  трактовать эти термины. Нет в

правовых текстах и  определения «неприличная форма», хотя на этом понятии основывается понятие  «оскорбление». Смешиваются «порочащие»  и «позорящие» сведения и т.д.[5] Одним словом, нечеткость и неопределенность в трактовке основных понятий  как в текстах законодательства, так и в юридической литературе способствуют субъективности и нечеткости их толкования в правоохранительной деятельности.

Более того, сфера отношений, формирующих понятие чести и  достоинства гражданина, несколько  шире, чем отношения, формирующие  признаки чести и достоинства  юридического лица. Так, существует понятие  человеческого, национального, профессионального, женского и мужского достоинства  личности. Центральное место среди  них занимает идея человеческого  достоинства, признание человека высшей общественной ценностью. Реализация этой идеи является подтверждением гуманистических  основ и нравственного здоровья общества. Уважать, гарантировать, охранять человеческое достоинство — значит уважать и охранять основные жизненные  права человека, обеспечить достойные  его условия жизни, относиться к  нему как к высшей ценность.

В литературе нередко можно  встретиться с понятием чести  и достоинства общности людей (нации, класса, профессионального союза, партии и т. п.). Однако честь и достоинство  всякой общности могут подлежать  гражданско-правовой защите только в  случае, если общность эта обладает правами юридического лица. Гражданин  как представитель той или  иной общности может требовать защиты личных чести и достоинства, но не защиты чести и достоинства этой общности в целом.

1.2 Понятие деловой репутации,  ее взаимосвязь с честью и  достоинством

Репутация — добрая либо дурная слава человека, общее мнение о ком-либо, приобретаемая общественная оценка качеств, достоинств и недостатков кого-либо.

К сожалению, действующее  российское законодательство не дает легального определения понятия  «деловой репутации». В ст. 150, 152 указывается  лишь на охрану деловой репутации. Согласно ч. 3 ст. 152 ГК РФ унижение или умаление деловой репутации может происходить  независимо от истинности или неистинности распространяемых о соответствующем  лице сведений.

Понятие репутации гораздо  реже встречается в правоохранительной практике. По содержанию оно очень  близко ко второй стороне чести, однако не содержит апелляции к самой  личности и касается лишь ее оценки в общественном сознании или общественном мнении. В уголовно-правовой литературе под репутацией (от лат. "reputatio" — обдумывание, размышление) понимают мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация  может быть как положительной, так  и отрицательной, разумеется, она  не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие.

При этом деловая репутация  представляет собой частный случай репутации вообще. В гражданско-правовой литературе под деловой репутацией понимается сложившееся мнение о  качествах (достоинствах и недостатках) коллектива, организации, предприятия, учреждения, конкретного физического  лица в сфере делового оборота, в  том числе в сфере предпринимательства.

Информация о работе Этика современного человека