Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 16:09, реферат
Утилитаримзм -- направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. Зачатки утилитаризма содержатся уже в трудах древнегреческого философа Эпикура. В более полной форме учение было разработано Джереми Бентамом. Согласно классической формулировке Бентама, морально то, что «приносит наибольшее счастье наибольшему количеству людей». Основные разногласия в теории утилитаризма относятся к определению понятий пользы и счастья. Бентам и многие другие философы считали пользой максимальное превосходство удовольствия над страданием.
Утилитаризм, ставший научной этикой, отказывается от индивидуальной этики во имя одной лишь социальной этики. В первом случае этика может продолжать существовать, поскольку она еще сохраняет за собой основу жизни и лишилась только периферийных участков. Во втором случае она старается утвердиться на периферии и отказаться от центра жизни. Индивидуальная этика без социальной - несовершенная этика, которая, однако, может быть очень глубокой и жизненной. Социальная этика без индивидуальной - это изолированный от всего тела орган, не получающий никаких жизненных соков. Она постепенно оскудевает, прекращая свое существование в качестве этики.
Бессилие
научной, биологической этики
В эволюции
этики господствует неумолимая закономерность.
Античная этика выработала принцип
гуманизма, потеряв в лице позднего
стоицизма интерес к
Общество не может существовать без жертв. Этика, исходящая из индивидуальной этики, старается распределить эти жертвы таким образом, чтобы они благодаря альтруистическим чувствам индивидов были по возможности добровольными, а тяжесть жертв для тех, кто их приносит, несколько облегчалась благодаря участию других индивидов. Эта этика есть учение о самопожертвовании. Социологическая этика, отвергающая индивидуальную этику, утверждает, что прогресс общества осуществляется согласно неумолимым законам ценою свободы и счастья индивидов и групп индивидов. Она есть учение о "жертвах".
3.Поздний утилитаризм
Совершенно
закономерно, что биологический
и социологический утилитаризм
постепенно, но неизбежно приходит
к убеждению, что он, собственно,
не преследует цели дать наибольшее счастье
наибольшему числу людей. Эта
цель, сформулированная Бентамом, отодвигается
теперь утилитаризмом как
Утилитаризм,
направленный на улучшение и совершенствование
жизни, уже не считает обязательными
для себя требования гуманизма, более
того - он полон решимости при
соответствующих
Если предположить,
что благополучие общества зависит
от использования достижений биологии
и социологии, то в таком случае
исчезает необходимость оставлять
некоторые этические нормы
В связи с
появлением социализма этический утилитаризм
утрачивает свое значение. Надежды
масс обращаются больше не к тому, что
может сделать для общества все
более крепнущая и более
Утилитаризм
продолжает еще оставаться в моде
среди интеллигенции как
Это движение поддерживает также и христианство. В 1864 году епископ из Майнца Кеттелер в своей книге "Рабочий вопрос и христианство" выступил за создание христиански-социальной идеологии.
Представители
английского духовенства
Заключение
Итак, мир
получил действенное социально-
Сколь удивительна
судьба этики! Утилитаризм ограждает
себя от всякой натурфилософии, стремясь
быть этикой, заботящейся только о
практической стороне жизни. Но потому
ему и не удается избежать своей
судьбы - погибнуть от натурфилософии.
При попытке утвердить себя и
раскрыть до конца свою сущность он
становится биологическим и
Список литературы
1.Гусеинов А.А., Апресян Р.Г., «Этика» 2005г.
2.Апресян Р.Г., «Этика» Москва 1998г.
3.Прокофьев А.В., «Этика» Москва 1998г.
4.Бердяев Н.А., « О назначении человека» 2000г.