Этика утилитаризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 16:09, реферат

Описание работы

Утилитаримзм -- направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. Зачатки утилитаризма содержатся уже в трудах древнегреческого философа Эпикура. В более полной форме учение было разработано Джереми Бентамом. Согласно классической формулировке Бентама, морально то, что «приносит наибольшее счастье наибольшему количеству людей». Основные разногласия в теории утилитаризма относятся к определению понятий пользы и счастья. Бентам и многие другие философы считали пользой максимальное превосходство удовольствия над страданием.

Файлы: 1 файл

этика утилитаризма.docx

— 24.36 Кб (Скачать файл)

Утилитаризм, ставший научной этикой, отказывается от индивидуальной этики во имя одной  лишь социальной этики. В первом случае этика может продолжать существовать, поскольку она еще сохраняет  за собой основу жизни и лишилась только периферийных участков. Во втором случае она старается утвердиться  на периферии и отказаться от центра жизни. Индивидуальная этика без  социальной - несовершенная этика, которая, однако, может быть очень глубокой и жизненной. Социальная этика без  индивидуальной - это изолированный  от всего тела орган, не получающий никаких жизненных соков. Она  постепенно оскудевает, прекращая свое существование в качестве этики.

Бессилие  научной, биологической этики проявляется  не только в том, что она остановилась на утверждении относительности  всех этических норм, - она не в  состоянии больше должным образом  защищать идеи гуманизма.

В эволюции этики господствует неумолимая закономерность. Античная этика выработала принцип  гуманизма, потеряв в лице позднего стоицизма интерес к организованному  обществу, существовавшему в античном государстве. Современный утилитаризм  вновь теряет чувство гуманности - и в той мере, в какой он все последовательнее превращается в этику социально организованного  общества. Иначе и быть не может. Сущность гуманности состоит в том, что индивиды никогда не могут  мыслить со столь безличной целесообразностью, как это свойственно обществу, и приносить отдельную жизнь  в жертву какой-либо цели. Мораль, направленная на процветание организованного общества, не может предложить ничего другого, кроме жертвования индивидами или группами индивидов.

Общество  не может существовать без жертв. Этика, исходящая из индивидуальной этики, старается распределить эти  жертвы таким образом, чтобы они  благодаря альтруистическим чувствам индивидов были по возможности добровольными, а тяжесть жертв для тех, кто  их приносит, несколько облегчалась  благодаря участию других индивидов. Эта этика есть учение о самопожертвовании. Социологическая этика, отвергающая  индивидуальную этику, утверждает, что  прогресс общества осуществляется согласно неумолимым законам ценою свободы  и счастья индивидов и групп индивидов. Она есть учение о "жертвах".

3.Поздний  утилитаризм

Совершенно  закономерно, что биологический  и социологический утилитаризм  постепенно, но неизбежно приходит к убеждению, что он, собственно, не преследует цели дать наибольшее счастье  наибольшему числу людей. Эта  цель, сформулированная Бентамом, отодвигается теперь утилитаризмом как сентиментальная  и заменяется идеей, более соответствующей  действительности. То, что должно осуществиться  в условиях все более расширяющегося взаимодействия между индивидом  и обществом, не есть - если об этом сказать  открыто - повышение благополучия индивида или общества, а... есть просто дальнейшее улучшение и совершенствование жизни. Как бы ни старался утилитаризм противиться этому выводу, ясно одно - став биологическим и социологическим, он изменяет свой этический характер и оказывается на службе у надэтических целей. Правда, Спенсер еще борется за то, чтобы удержать его в колее естественного этического чувства.

Утилитаризм, направленный на улучшение и совершенствование  жизни, уже не считает обязательными  для себя требования гуманизма, более  того - он полон решимости при  соответствующих обстоятельствах  выйти за рамки этих требований. Утилитаризм полностью подчинен биологии.

Если предположить, что благополучие общества зависит  от использования достижений биологии и социологии, то в таком случае исчезает необходимость оставлять  некоторые этические нормы поведения  на усмотрение индивида. Его можно  обязать выполнять эти нормы  при условии, что отношения между  ним и обществом будут благодаря  применению экономических и организационных  мер развиваться в наиболее целесообразной форме. Здесь наряду с социальной этикой выступает на сцену социализм. Первыми социалистами были Анри де Сен-Симон (1760- 1825), Шарль Фурье (1772-1837), Пьер Жозеф Прудон (1809-1865), во Франции, фабрикант Роберт Оуэн (1771-1858), в Англии, Фердинанд Лассаль (1825- 1864), и другие - в Германии. Карл Маркс (1818- 1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) выдвигают в "Капитале" последовательную программу, в которой они требуют уничтожения частной собственности и установления государственного регулирования труда и распределения продуктов труда.

В связи с  появлением социализма этический утилитаризм  утрачивает свое значение. Надежды  масс обращаются больше не к тому, что  может сделать для общества все  более крепнущая и более эффективная  по своему социальному воздействию  мораль, а к тому, что может  быть достигнуто в результате освобождения сил, заложенных в самих вещах.

Утилитаризм продолжает еще оставаться в моде среди интеллигенции как эффективная  идеология реформизма. В соревновании с социализмом возникает даже сильное движение, призывавшее всех людей, общество и государство к  целенаправленной борьбе против социальной нужды. Одним из руководителей этого  движения был Фридрих Альберт  Ланге (1828-1875), автор "Истории материализма" (1866). В своем труде "Рабочий вопрос и его значение для современности и будущего" (1866) он рассматривает социальные задачи времени и целесообразные меры для их решения и взывает к этическому идеализму, без которого, по его мнению, не может быть достигнут положительный результат.

Это движение поддерживает также и христианство. В 1864 году епископ из Майнца Кеттелер в своей книге "Рабочий вопрос и христианство" выступил за создание христиански-социальной идеологии.

Представители английского духовенства Фредерик Денисон Морис (1805-1872) и Чарлз Кингсли (1819-1875) ратуют за социальную направленность христианства. Свою знаменитую проповедь "Послание церкви рабочим" Кингсли произнес в воскресенье 22 июня 1851 года перед рабочими, прибывшими в Лондон на первую всемирную выставку. Ввиду того что его выступление вызвало сильное возбуждение в народе, епископ Лондона запретил ему в дальнейшем произносить проповеди.

 Заключение

Итак, мир  получил действенное социально-этическое  учение. Но оно образует только один рукав в русле большой реки. Господствовавшее во времена рационализма всеобщее убеждение в том, что  предлагаемые реформы должны осуществляться под эгидой этики, теряет свою силу. Этика, стремящаяся создавать будущее  человеческого общества, ценится  все меньше и меньше.

Сколь удивительна  судьба этики! Утилитаризм ограждает  себя от всякой натурфилософии, стремясь быть этикой, заботящейся только о  практической стороне жизни. Но потому ему и не удается избежать своей  судьбы - погибнуть от натурфилософии. При попытке утвердить себя и  раскрыть до конца свою сущность он становится биологическим и социологическим  утилитаризмом, тем самым он теряет свой этический характер. Помимо своей  воли он вынужден заниматься явлениями  и процессами природы, не оставив  без внимания и космические проблемы. Стремясь быть только практической этикой человеческого общества, утилитаризм  на деле становится "природным". Положение  не спасает и то, что удалены  все сучки; шипы ранят руку. Ни одна этика не может избежать дискуссии  с натурфилософией.

 Список  литературы

1.Гусеинов  А.А., Апресян Р.Г., «Этика» 2005г.

2.Апресян  Р.Г., «Этика» Москва 1998г.

3.Прокофьев  А.В., «Этика» Москва 1998г.

4.Бердяев  Н.А., « О назначении человека» 2000г.


Информация о работе Этика утилитаризма