Этикет дарения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 19:58, реферат

Описание работы

В современном этикете выделяют множество видов подарков: а) подарки на дни рождения (индивидуальные и групповые); б) подарки любимой девушке или любимой женщине; в) подарки хозяевам дома; г) подарки жене (мужу), детям к торжественным дням; д) подарки коллегам после путешествий; е) подарки среди деловых людей; ж) свадебные подарки. Знание правил дарения для каждой из перечисленных групп поможет избежать неловких ситуаций.
Среди подарков особая роль принадлежит такому красивому символу внимания как цветы, где значение придается не только виду, цвету, числу, но и соответствующей композиции.

Файлы: 1 файл

Культура дарения.docx

— 33.91 Кб (Скачать файл)

Введение

Подарок выражает почтение, уважение, любовь. Этикету дарения уделяется много внимания в любой культуре. В русской культуре сюжетная линия подарка ярко отражена в пословицах («любила, а ничего не подарила», «не дорог подарок, дорога любовь», «любишь подарки, люби отдарки» и т.д.). Современное восприятие подарка - это культурный символ внимания, радости дарения, средство сохранить и укрепить дружбу.

Нормам этикета противоречит представление о подарке как обременительной обязанности, которую выполняют, чтобы не показаться невежливым. Не желают вникать в суть этого символа те люди, которые дарят подарки только в надежде получить эквивалентную компенсацию. Воспитанный человек никогда не будет демонстрировать через подарок свое благополучие. Общепринятые нормы требуют, чтобы подарок не был слишком дорогим или слишком дешевым, он должен быть к месту и ко времени.

По подарку можно судить о дарящем человеке, о его отношении к тому, кому предназначен подарок, о стиле жизни дарящего, его воспитании, интеллекте, бескорыстии, степени юмора.

Социальный опыт свидетельствует о том, что взрослые более рациональны к акту дарения, а дети более естественно относятся к тем, кого любят, выражая в подарке и творческое начало (поют песни, читают стихи, рисуют, дарят любимую игрушку и т.д.).

В современном этикете выделяют множество видов подарков: а) подарки на дни рождения (индивидуальные и групповые); б) подарки любимой девушке или любимой женщине; в) подарки хозяевам дома; г) подарки жене (мужу), детям к торжественным дням; д) подарки коллегам после путешествий; е) подарки среди деловых людей; ж) свадебные подарки. Знание правил дарения для каждой из перечисленных групп поможет избежать неловких ситуаций.

Среди подарков особая роль принадлежит такому красивому символу внимания как цветы, где значение придается не только виду, цвету, числу, но и соответствующей композиции. К примеру, сложно представить себе молодого человека, идущего на свидание к девушке с пышным букетом, или наоборот, идущего на юбилей к друзьям с одной розой в руке. Иными словами, каждый букет должен «соответствовать», и только в этом случае может появиться уверенность, что он доставит радость. В современном этикете символика цветов занимают видное место и ее надо знать.

Таким образом, умение дарить подарки важно не только в личном, но и в деловом общении, что и обусловливает актуальность темы данной работы, целью которой является исследование правил и этикета дарения. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

1. охарактеризованы общие правила  и этикет дарения;

2. показаны нежелательные и желательные  подарки.

Поставленные цель и задачи обусловили структуру данной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Этикет дарения

Начиная с эпохи раннего средневековья огромную роль играл ритуальный обмен подарками. Очень многие события в жизни человека, например, вступление в брак, посещение гостей, заключение сделок, подписание мира, а также похороны, сопровождались взаимным вручением подарков. Дары могли иметь значительную материальную ценность, но могли быть и символическими. Самым важным было то, что между людьми возникали узы дружбы или признательности. Подарки считались важным средством поддержания общественных связей, а подчеркнутая щедрость и гостеприимство обеспечивали человеку положение в обществе. Пригласившего в гости необходимо было в свою очередь приглашать к себе на более пышный пир.

Традиция преподносить подарки восходит к древним временам. Но всегда заботились не только и не сколько о ценности преподносимой вещи, сколько о том, чтобы обрадовать ею человека.

Наиболее распространенный подарок - это цветы. Но, как правило, вместе с букетом мы дарим и ещё что-либо.

Мужчина протягивает хозяйке дома или имениннице цветы левой рукой, оставляя правую свободной для рукопожатия Сафронов В.И. Культура общения: Конспект лекций.-- М.: Изд-во «Мир книги», 1992.-- 108 с..

Какие бывают подарки?

- официальные (цветы, срезанные или  в корзине; художественно оформленное  издание, хорошее вино, хрусталь, конфеты)

- предметы гардероба (сумка, шарф, тапочки, мужская рубашка, перчатки, ремень, очки)

- гастрономические (торт, чай хорошего  сорта, кофе, шоколад)

- курящему приятелю (зажигалка, красивая  пепельница, коробка сигар)

- зарубежному гостю (национальные  художественные произведения, альбомы  с национальными произведениями  искусства)

- ювелирные изделия (ожерелье, браслет, серьги, кольцо)

- живые подарки (щенок, котенок, золотая  рыбка)

- косметика (духи, пудреница, крем  для бритья)

- подарки «в хозяйство» (утюг, чайник, скатерть)

- всякие (альбом для марок, ручка  хорошего качества, бумажник, ваза) Этика общения.-- М.: Знание, 1991.

Ко дню рождения подарки делают обязательно. Каковы они - это зависит от взаимоотношений именинника с гостем.

Подарок всегда вручают в упаковке. Это не только придает ему больше прелести и очарования, но и делается согласно традиции. К тому же у дарителя или получателя не всегда возникнет желание демонстрировать подарок, отражающий степень вашей близости, глубину и характер отношений. Вручение подарка без упаковки - это демонстрация пренебрежения и неуважения. Полиэтиленовый пакет, пусть даже с эмблемой фирмы, нельзя считать подарочной упаковкой. В пакетах раздают гуманитарную помощь, а не презенты.

Настройтесь на то, что дарение - это церемония. Вручение подарка сопровождается добрыми пожеланиями, а получение - словами благодарности. Подготовьте эти несложные фразы, найдите не лишенные новизны слова, постарайтесь, избегая штампов, выразить чувства искренне, без тривиальных формулировок.

Отправляясь в гости в дом семейного человека, обязательно захватите презент хозяйке. Хорошо, если подарок будет соответствовать ее пристрастиям (новый журнал по вязанию или цветоводству, нитки для вышивания, фотоальбом, компакт-диск любимого певца). Если же увлечения хозяйки вам неизвестны, можно преподнести ей шоколад, конфеты, цветы (букет или цветочный горшок), ликер (а не вино или шампанское).

Если подарок не вручается, а пересылается (по почте, с курьером), то к нему прилагается визитка или открытка в конверте.

Собираясь поздравить с праздником сразу нескольких подруг или сотрудников, знакомых между собой, помните, что подарки для них должны быть разными.

Если вы не рассчитывали на получение подарка, и он доставлен нежданно-негаданно, а вы чувствуете необходимость ответить тем же, знайте, что не опоздали, поскольку вручать подарки и отсылать поздравления можно в течение десяти дней после «красной» даты.

Коллеге по работе достаточно цветов и книги. Молодой человек не может дарить девушке предметы туалета, бельё - это далеко не всегда моет быть правильно истолковано.

Неприлично говорить о том, сколько стоит подаренная вещь, - кстати, рекомендуется заранее снять ярлык, бирку и проследить, чтобы именинник не получил подарок вместе с чеком. Принимая подарок, нужно сразу же в присутствии дарящего снять обёртку, посмотреть, похвалить.

Подарки на свадьбу зависят от того, насколько близко дарящий знаком с молодоженами и их семьями. Лучше всего на свадьбу дарить предметы, которые переменно понадобятся в хозяйстве.

Желательно, вручая подарок, не молча пожать руку, а сказать несколько теплых, согласно торжеству, фраз - поздравлений, пожеланий.

Совершенна мысль о том, что цена подарка зависит, главным образом, от 3-х условий: во-первых, от чувств, с которыми его дарят, во-вторых, то того, насколько он подходит к празднику и личности; и, в-третьих, от манеры дарить.

Подарок нужно преподносить в упаковке. Если это крупногабаритная вещь, то нужно позаботиться о доставке, причем заказать ее на определенное время.

Подарок нужно обязательно развернуть в присутствии дарителя и искренне обрадоваться, даже если презент вам не пришелся по душе. Ни в коем случае не сравнивайте подарки разных людей - не все имеют одинаковые финансовые возможности, поэтому не стоит выделять вип-подарки среди всех остальных.

Если вы преподносите презент начальнику в присутствии коллег, то личные вещи недопустимы. К тому же, очень шикарный подарок может быть воспринят как взятка или желание выделиться из всего коллектива.

Постельное белье дарят только молодоженам, либо ближайшим родственникам. И вообще - это очень личная вещь, поэтому лучше склониться в сторону более нейтрального подарка.

Несколько слов о цветах. Букеты дарят особы противоположного пола. Если составлена композиция, то целлофан или бумагу убирать с букета не нужно, если же просто какое-то количество одинаковых цветов, то обертка убирается до вручения. Если праздник у вас, то заранее приготовьте несколько ваз с водой, чтобы цветы можно было сразу туда поставить.

Принимать подарки желательно в большой комнате, после того как гости снимут верхнюю одежду, переобуются, дамы - поправят макияж и прическу. Чтобы процесс вручения подарка был более приятен, заранее подготовьте поздравительную речь. Ни в коем случае не говорите, что дарите, что можете; что времени не было выбирать; что дешево, но сердито. Это просто неэтично.

Сладости - это подарок не для мужчин (ну, если только, конечно, вас об этом не попросили), а дамам не дарят крепкие спиртные напитки, зажигалки, пепельницы и прочее.

При выборе подарка, попробуйте представить свою реакцию, если бы его преподнесли вам: то, что вам не понравится, вряд ли придется по вкусу имениннику. И помните, дарение и принятие подарка должно приносить только удовольствие!

Праздничные мероприятия можно условно разделить на персональные (юбилеи, дни рождения, свадьбы), ведомственные (юбилеи учреждения, фирмы и профессиональные праздники) и традиционные (восьмое марта, Новый год и т.д.).

Классическими и беспроигрышными подарками являются книги, альбомы и цветы. Особенно следует сказать о цветах. Сегодня уже не придают значения их количеству: за редким исключением можно дарить любые цветы и в любом количестве. На дом принято посылать свежесрезанные цветы, не оформленные в букет, чтобы хозяева могли составить композицию по своему вкусу. На работе или официальном приеме принято преподносить цветочные композиции. Нужно лишь помнить о некоторых национальных особенностях.

Например, в Венгрии гортензии и хризантемы символизируют скорбь, а красные розы дарят самым близким людям. В Мексике и других странах Латинской Америки красный цвет, наоборот, олицетворяет кровь и смерть, и, следовательно, партнерам из этих стран лучше дарить белые цветы. В Китае и Турции не любят сочетаний белого и синего, букеты же из этих цветов различных оттенков красного в сочетании с декоративной зеленью пользуются большой популярностью. Лучше выглядят букеты, составленные из цветов одного типа, а сочетание полевых цветов и роз будет скорее свидетельствовать о плохом вкусе дарителя, нежели об оригинальности букета. Совершенно необязательно преподносить большие букеты, можно ограничиться маленькими симпатичными букетиками или одним цветком, например, розой с маленьким бутоном и длинным стеблем. «Один цветок лучше, чем сто, передает свое великолепие», - говорят японцы Шепель В.М. Секреты личного обаяния.-- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1994..

Язык и музыка цветов получили особое развитие в Японии, откуда искусство аранжировки цветов - «икэбана» (ассиметричный букет) распространилось по всему миру, в том числе и в России.

Японцы, как, пожалуй, ни один из народов, не только строго придерживаются упорядоченной символики цветов, но и внимательно относятся к популяризации этой традиции в школах, колледжах и университетах, где читаются курсы истории искусства «икэбаны», деятельности основных школ искусства «икэбаны», практические курсы составления букетов на основе «икэбаны». Знакомство с основными элементами искусства «икэбаны» позволяет по достоинству оценить эту красивую традицию японцев Васнева Н.Н. Этикет как феномен культуры. М., 2003..

Очень щекотливый вопрос - цена делового подарка. Он должен стоить, по западным правилам приличия, от 10 до 100 долларов. Вручая слишком ценный презент, вы ставите человека в неловкое положение: он будет считать, что обязан отблагодарить вас и преподнести вам не менее дорогую вещь. Наконец, нельзя дарить подарки, которые могут быть расценены как взятка, компенсация за оказанную помощь или попытка оказать давление. При вручении презента следует быть предельно деликатными, чтобы у партнера не возникло никаких подозрений.

2. Нежелательные и желательные  подарки

Неправильный выбор подарка может стать намеком совсем не на те отношения, которые имеет в виду дарящий. Прежде всего это касается предметов туалета и одежды (нижнее белье, носки, галстуки и др.). 
Во-первых, это дело вкуса, а во-вторых, одежда и аксессуары - часть того имиджа, который осознанно формирует сам человек, преследуя определенную цель. Цель эта не всегда известна и понятна, и ваш подарок может быть либо «не в тему», либо истолкован превратно - как намек на недостатки человека или ущербность его вкуса.

Может быть, парфюмерия? Скажите, вам легко выбрать себе подходящий аромат? Так почему же вы думаете, что угадаете вкусы другого? На мой взгляд, вы рискуете, преподнося «чувств изнеженных отраду, духи в граненом хрустале» человеку с иными имиджевыми установками. То же самое и с украшениями. Дорогой подарок всегда к чему-то обязывает, например, традиционно вручаемое женихом обручальное кольцо. Если хотите сохранить свою независимость, никогда не принимайте как знак внимания ювелирное украшение. Дарить же бижутерию и ширпотреб - значит, обнаружить недостаток вкуса или средств.

Косметика? Что ж, можете подарить подруге крем от морщин, а она в ответ осчастливит вас дезодорантом от пота. Неплохо, не правда ли? Ну, а если серьезно, то косметика - это личная, даже интимная, часть жизни: кто-то борется с перхотью, кто-то с обильным выпадением волос, кому-то досаждают веснушки, а кто-то приходит в отчаяние от еще одного прыщика. Разве хочется, чтобы это замечали, даже если и вручают нам баночку очередного «чудодейственного» средства? Нет, давайте лучше будем дарить косметику себе сами!

Информация о работе Этикет дарения