Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 19:58, реферат
В современном этикете выделяют множество видов подарков: а) подарки на дни рождения (индивидуальные и групповые); б) подарки любимой девушке или любимой женщине; в) подарки хозяевам дома; г) подарки жене (мужу), детям к торжественным дням; д) подарки коллегам после путешествий; е) подарки среди деловых людей; ж) свадебные подарки. Знание правил дарения для каждой из перечисленных групп поможет избежать неловких ситуаций.
Среди подарков особая роль принадлежит такому красивому символу внимания как цветы, где значение придается не только виду, цвету, числу, но и соответствующей композиции.
Преподнося спиртные напитки, вы должны знать, что состояние здоровья и убеждения человека не запрещают ему употреблять алкоголь.
Опасным подарком могут быть религиозные атрибуты (кресты, иконы, четки и т.п.) или изделия c изображениями религиозных символов (картины, поздравительные открытки и т.п.). Человек, которому адресуется подарок, или люди из его окружения могут быть атеистами, либо представителями разных конфессий. Только будучи абсолютно уверенным во взаимопонимании и единомыслии с вашим партнером, реально оценивая ситуацию, вы можете сделать подобный презент.
К нежелательным подаркам можно отнести и те, которые требуют специальной или постоянной заботы: щенки, котята, аквариумные рыбки, птицы и т.д.
Дарить деньги также не всегда уместно. Человек со скромными доходами потратит их на повседневные покупки и не ощутит радости и исключительности события. Пожалуй, лишь молодые супружеские пары, чьи планы приобретений намного превосходят их возможности, и пенсионеры, которые едва сводят концы с концами, с радостью примут такой подарок.
Не стоит дарить острые и колющие предметы - кинжалы, шпаги, перочинные ножи, так как во многих странах это является дурной приметой. Спиртное также не считается хорошим подарком деловому партнеру: на подобный шаг можно решиться только в том случае, если вы хорошо знаете человека и уверены, что предложенный напиток действительно отвечает его вкусам Зарайченко В.Е. Этикет государственного служащего: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2004. - 324 с..
Ценность подарка не в его денежной стоимости, а в необычности, уникальности и в том, насколько учтены интересы партнера.
Иностранцам дорог сувенир, лучше ручной работы: декоративные керамические блюда, сервизы и подносы, например, керамика, скульптура малых форм из глины, деревянные изделия в этническом стиле, изделия из художественного стекла, кожи (фотоальбомы, обложки для книг), для женщин подойдут шкатулки и прочие изящные вещицы. Главное, чтобы это был не фабричный ширпотреб, а вещи высокого художественного качества. Избегайте конъюнктурных изображений церквушек, матрешек и самоваров. Вышивкам также не стоит отдавать предпочтение; в «рейтинге» интересов они занимают самые последние позиции, к тому же могут быть предназначены только для представительниц прекрасного пола.
Не задаривайте приезжих партнеров книгами и альбомами репродукций: это достаточно тяжелая кладь для перевозок. Не следует дарить антикварные вещи, это может создать проблемы на таможне. Авторскую картину (живопись, графику) приезжему можно дарить без рамы и сопроводить справкой о разрешении на вывоз.
Подарки к юбилеям (дни рождения, годовщины фирмы и др.) должны быть более солидными и предназначаться всей фирме - авторская картина, дорогой письменный набор, фотоаппарат, видеокамера. По случаю других праздников (профессиональных, национальных, религиозных) дорогих подарков можно не делать. Избавьтесь от стереотипов «что обычно дарят», будьте оригинальны, а в качестве подарка подойдут:
Подписка на иллюстрированный журнал. Такой подарок (кстати, с большим диапазоном цен!) приносит истинное удовольствие.
Билеты в театр, на шоу-представление, концерт, в филармонию, консерваторию (в зависимости от интересов того, кому адресован подарок). Вместе с поздравительной открыткой или визиткой, предварительно сделав на ней необходимую пометку, вложите в изящный конверт из красивого почтового набора два билета и отошлите его по почте или курьерской службой. Выраженное столь изысканным образом внимание дарителя, несомненно, произведет впечатление.
Набор видеокассет. Коллеги могут порадовать друг друга видеокассетами с записями спектаклей МХАТа: «Гроза», «Чайка», «Горе от ума». А может, кто-то из ваших друзей и партнеров тоже был бы рад иметь в своей видеотеке концерты Пугачевой и Жванецкого, спектакли с участием Фаины Раневской, записи исторических футбольных матчей?
Компакт-диски (если вы знаете музыкальные
вкусы вашего партнера).
Количество зависит от ассигнуемых на
это средств.
Недорогая антикварная вещица (нож для бумаги, подсвечник, пресс-папье, чернильница, кожаная папка для бумаг со старинной инкрустацией) считается модным аксессуаром и на современном деловом столе.
Образец продукции вашей фирмы (но он не должен быть с явно доминирующим рекламным акцентом). Обратите внимание: блокноты, авторучки и календари с логотипом вашей фирмы ни для кого интереса не представляют, такие мелочи не вручают боссам. Это всего лишь рекламные сувениры, они предназначены для журналистов, переводчиков, секретарей.
Подарки сотрудникам
Большую часть времени мы проводим на работе. И вполне естественно, что общими становятся не только производственные проблемы и конфликты, но и праздники, знаменательные даты в жизни сотрудников. Чаще всего в этом случае мы делаем коллективные подарки. Постарайтесь, чтобы они соответствовали стилю жизни того, кому предназначены. Если сотрудник занимается спортом, можно подарить что-то из спортивного инвентаря, любителю путешествовать - рюкзак, дорожный фен или утюг; дачнику - складной стол и стулья, подвесные качели или гамак; меломану - годовой абонемент в филармонию, подставку для компакт-дисков.
Среди прочего могут быть картриджи для электронных видеоигр или что-то из программного обеспечения, путевка для трехдневной туристической поездки, кожаный портфель или атташе-кейс, набор рюмок и бокалов. Приятной неожиданностью станет и приглашение в ресторан, где можно коллективно отпраздновать знаменательную дату, а затем оплатить счет.
Подарки, которые делают сотрудники друг другу (неколлективные), лучше вручать в нерабочей обстановке, чтобы остальные ваши коллеги не почувствовали себя обделенными вниманием.
Не следует делать личные подарки начальнику: это всегда имеет оттенок заискивания или принуждения относиться к вам иначе, чем к другим. Лучше, если руководитель получит подарок от всего коллектива, предпочтительно что-то из письменных или курительных принадлежностей, набор фирменных алкогольных напитков, картину, альбом в кожаном переплете, подставку для цветов, подписку на журнал. Такой презент не должен быть слишком дорогим и претенциозным, лучше, если он соответствует финансовым возможностям сотрудников Хороший тон: Сборник правил и советов на все случаи жизни, общественной и семейной. Репринтное издание. М.: Советский писатель, 1991..
Поздравительные открытки
Стоит использовать любой уместный повод, для того чтобы напомнить партнеру о себе и продемонстрировать, что вы не забываете о нем. И это не только благодарственные письма после успешно проведенных переговоров и деловых встреч, отправка новых информационных и рекламных материалов, но и поздравления с праздниками.
Заведите специальный журнал (для этого можно использовать обычный ежедневник), где будут расписаны все знаменательные даты ваших партнеров. Регулярно обращайтесь к этому журналу: вносите дополнения и коррективы, информацию о новых партнерах, заранее рассылайте поздравления. Сделайте соответствующие записи и в личном органайзере о друзьях, приятелях и родственниках (о предстоящем событии делайте пометки за несколько дней).
Вы должны иметь образцы официальной (для вышестоящих и малознакомых партнеров) и неофициальной форм поздравления и всякий раз вносить в текст небольшие изменения. Кроме того, сейчас выпускают открытки с уже готовым текстом, и вам остается лишь от руки сделать приписку, к примеру, «С наилучшими пожеланиями…», «Искренне Ваш…», и поставить подпись.
Личные поздравления нужно персонифицировать: получатель должен чувствовать, что слова эти предназначены именно для него, и написаны они тем единственным человеком, с которым сложились особенные отношения.
Открытки, которые прилагаются к подарку, вкладываются в конверт, заклеивать который стоит лишь в том случае, если текст поздравления представляет собой сугубо личное послание Мирзоян А. Мир этикета: Энциклопедия. Урал Л.Т.Д., 2001..
Благодарственные письма за подарки
Часто приходится слышать, что иностранцы не такие душевные и чуткие люди, как мы. Но почему я ни разу не получал благодарственного письма от соотечественников, а от зарубежных приятелей получаю постоянно? Мне представляется поучительным рассказ одного американца: «Мой друг начал в Голливуде многообещающую карьеру продюсера. Между тем проходило время, а профессиональных успехов он так и не добился. Отсутствие хороших манер только ускорило его падение. Никогда я не слышал от этого человека слов благодарности за еду, билеты на спектакль, рекомендации для потенциальных работодателей и пр. Наконец, и я поступил также, как все его знакомые: просто перестал что-либо для него делать. Если один игрок своим грубым поведением оскорбляет остальных, его исключают из игры».
Благодарственное письмо, написанное
от руки, принято отправлять в течение
24 часов после получения подарка. В письме
следует сказать немного о презенте (что
он для вас значит, чем понравился), не
забыв о самом дарителе (внимательный,
чуткий, знает ваши интересы).
Используйте естественные выражения,
избегая канцелярского стиля, и не стесняйтесь
эмоциональности слога - представьте,
что вы с глазу на глаз общаетесь с дарителем.
Отправить такое письмо нужно, даже если
подаренная вещь кажется вам нелепой или
экстравагантной или, к примеру, в шкафу
уже хранятся три такие же книги. В этом
случае этикет - единственная разрешенная
форма неискренности.
Мы принимаем подарки как должное и только изредка прибегаем к помощи телефона, чтобы к непременному «Ой, слушай» добавить несколько бессвязных слов, которые необходимо принять за «спасибо». Объясняем мы свою душевную черствость и неучтивость к дарителю, конечно, занятостью и спешкой. Да, наше «нет времени» - надежное прикрытие неорганизованности, лени и наплевательского отношения к тем, кто проявляет внимание, заботу, кто потратил не только деньги, но и свое время ради того, чтобы сделать нашу жизнь радостней и человечней.
Слова благодарности могут быть коротки, но у них бесконечное эхо Этикет. - М.: Цитадель-Триада, 1995..
Заключение
Преподнесение презента определяется специальными правилами этикета. Тяжелые, крупногабаритные вещи обычно доставляют за счет фирмы, поэтому нелишним будет заранее договориться в магазине о желательном времени прибытия машины. Остальные предметы, заранее оформленные должным образом, несут в руках или кладут в пакет, который убирают уже перед дверью в квартиру одариваемого.
Вручать подарки в тесной прихожей не рекомендуется. Гости должны снять верхнюю одежду, переобуться, если есть необходимость - поправить прически и макияж, и лишь, после этого проследовать в комнату, где будет происходить празднование. Презенты вручают до того, как хозяин приглашает всех присутствующих разместиться за столом. На свадьбах и банкетах чаще всего предусматривается специальный столик, на который приглашенные складывают свои подарки, заранее снабженные карточками или открытками с указанием фамилии дарителя.
Так же подарки создают в трудовом коллективе хорошую атмосферу.
Деловой презент - вещь совершенно особенная, так как предназначен, как правило, малознакомым людям, о вкусах и интересах которых мы мало что знаем, да и в принципе знать не обязаны. В то же время - согласно этикету - наше символическое подношение должно быть приятным и полезным, недорогим, но и недешевым, желательно - со смыслом. Согласитесь, критериев много, поэтому порадовать коллегу на праздник, да так, чтобы самому не остаться на мели, - задача не из простых. Тем не менее, проявив фантазию и руководствуясь основными правилами служебного этикета, ее можно решить с блеском.
И главное - следует помнить, что деловой презент в первую очередь служит для поддержания доброжелательной атмосферы в коллективе.
1. Подарок не должен быть дорогим
- чтобы не нарушить равновесия
деловых взаимоотношений и
2. Подарок не должен быть
3. Упаковка не может затмевать подарок.
4. По служебному этикету во
всем мире не принято, чтобы
подчиненные одаривали своего
начальника. Лучше всего скинуться
и сделать коллективное, опять-таки
чисто символическое, подношение. Например,
вручить вашему