Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:58, контрольная работа
В деятельности современного специалиста любого профиля этикет играет важную роль, способствуя развитию конструктивных, доброжелательных отношений и с клиентами, и с коллегами по работе. Особенно важно понимание сущности этикета и культуры поведения для такого должностного лица, каким является социальный работник. В общении и взаимоотношениях с клиентами и их близкими, с коллегами, представителями различных организаций он является официальным лицом выполняющим возложенные на него обязанности и представляющим свое учреждение и государство, от имени которых он действует.
В деятельности
современного специалиста
Общение –
важнейший аспект
1. Понятие этикета
Понятие этикет
происходит от французского
Существует много определений этикета, но все они выражают примерно одно и тоже.
Этикет обычно понимается как:
1). правила поведения ( от «веды» - знание);
2). правило вежливости (от «ведать», знать);
3). правила приличия (от «лик», «образ», лицо).
Словарь по
этикету трактует этикет как
установленный в обществе
В современной
литературе этикет
1). Семиотический
аспект: этикет рассматривается
как знаковая система,
2). Коммуникативный
аспект: этикет рассматривается
как посредник, общий
3). Поведенческий аспект: этикет рассматривается как бытие идеальной поведенческой нормы и как реализация ее конкретных поведенческих актах. Здесь подразумевается осознанность в творческий подход, который проявляется в различных стилистических вариантах поведения – аристократизм, благородство, вульгарность, распущенность, сдержанность, экспрессивность.
«Разноликость»
этикета позволяет ему
- регулятивную,
- опознавательную ( идентификационную),
- коммуникативную,
- ценностно-ориентирующую,
- художественно-эстетическую,
- воспитательную и др.
Механизм действия этикета. Посредством простых по содержанию и утонченных по форме требований этикет обеспечивает ограничение, социализацию и одухотворение естественных проявлений индивидов. Поэтому этикет – это всегда форма культуры, которую иначе называют «культурой поведения», «малой этикой», включающей правила общепринятого, положенного, подобающего поведения.
Этикет –важная часть общечеловеческой культуры, вырабатываемая на протяжении многих веков совокупными усилиями людей в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности, красоте и порядке.2
Этикет, возникнув
в традиционном обществе
Однако в
этикете обнаруживается
В современных
условиях этикет отражает
2. Принципы этикета
Этикет по-прежнему
определяет внешние формы,
1. Принцип гуманности. Выражает сущность культуры поведения, требуя уважения человека, доброжелательного к нему отношения. Признание достоинства его личности. Этот принцип воплощается в таких требованиях к поведению социального работника, как вежливость, тактичность ( чувство меры), внимательность, чуткость и точность.
2. Принцип целесообразных
действий. Если человек не знает.
Как действовать в
3. Принцип эстетики
поведения. Этикет
4. Принцип соблюдения
народных обычаев и традиций.
Социальному работнику, что бы
случайно не попасть в
Приоритетным
среди вышеперечисленных
Вежливость
– в отношениях не является
формой лицемерия, антиподом
Тактичность
– является чувством меры, которое
следует соблюдать во
Скромность
– предполагает умение
Чуткость –
включает в себя способность
понимать и считаться с
Внимательность
– не только является
Своеобразная
форма уважения к человеку, поскольку
подразумевает умения, ценить чужое
время, не опаздывать и не
заставлять ждать понапрасну, не
обманывать, давая легкомысленные,
невыполнимые и невыполняемые
обещания, не вводить в заблуждение,
не вольно трактуя и букву,
и дух достигнутой
Типичными ситуациями в профессиональной деятельности социального работника являются знакомство, повторная встреча с клиентом, консультирование, повседневное общение (например, в стационаре), общение с окружением клиента.4
Знакомство:
К встрече необходимо подготовиться: наметить вопросы, которые нужно будет задать клиенту, составить схему беседы, продумать манеру своего поведения, привести в порядок внешний вид. Беседу следует начинать с приветствия и представления. Представляясь, социальный работник должен назвать свое имя, отчество, фамилию и должность. Если договоренность о встрече была достигнута ранее (например, по телефону), следует упомянуть об этом, чтобы клиент знал, что беседует именно с тем человеком, с которым уже разговаривал. Если же произошла неожиданная замена социального работника, следует объяснить причину этого.
Выясняя сущность проблемы клиента и его мнение по поводу необходимой помощи, следует в корректной форме задавать уточняющие вопросы. Получив всю нужную информацию, важно в присутствии клиента внимательно просмотреть ее, чтобы удостовериться, что ни один существенный вопрос не упущен, и затем вкратце повторить клиенту основные, ключевые моменты беседы, чтобы он мог убедиться, что его поняли правильно. Если в ходе первой встречи не были решены все вопросы и намечаются дальнейшие встречи, то социальному работнику и клиенту следует договориться о времени их проведения – назначить конкретный день и час. День приема устанавливается заблаговременно и соблюдается неукоснительно. Чтобы не создавать очередь, необходимо стараться ограничить время приема одного клиента 30 минутами. Важно также позаботиться об элементарных удобствах для ожидающих приема посетителей. Если встреча происходит на дому, не рекомендуется принимать предложения клиента пообедать или выпить чай, нужно деликатно отклонить предложение, поблагодарив. Работнику социальной службы не следует также открыто изучать обстановку, если этого не требуют интересы дела и не предложено клиентом.
Консультирование:
Социальному работнику, проводящему консультацию, следует в первую очередь помнить о том, что клиент пришел за советом, а не за тем, чтобы выслушивать нотации, поучения или получить оценку своих качеств. Тон беседы поэтому ни в коем случае не должен быть нравоучительным, а тем более обличительным – он должен быть дружеским, благожелательным. Необходимо выяснить, чего именно от консультации ждет клиент. После того, как социальный работник собрал достаточную информацию и принял решение, он может рекомендовать своему клиенту различные возможные варианты решения проблемы, тщательно их проанализировав и указав на вероятные последствия. При этом выбор варианта решения – право клиента.
Если клиенту необходимо несколько консультаций, следует сразу обговорить, когда и по какому поводу будет проведена следующая. Консультационная работа прекращается, когда проблема решена или по желанию клиента. Если клиент неожиданно перестал посещать консультации, следует связаться с ним и выяснить, почему это произошло.
Постоянное общение:
Как правило, нахождение клиента в стационарном учреждении или надомное обслуживание являются длительными, и это накладывает на социального работника определенные обязательства. Повседневные встречи предполагают более или менее близкое знакомство с клиентом, поэтому общение может носить не столь официальный характер. В то же время стоит избегать фамильярности. Приветствуя клиента как старого знакомого, следует обратить внимание на его внешний вид, отметить в разговоре положительные изменения, справиться о проблемах. Находясь в стационаре, клиент может испытывать одиночество и коммуникативную изоляцию. Социальный работник призван восполнить недостающие социальные связи, быть при необходимости источником информации и терпеливым собеседником. В отношениях с клиентом должны присутствовать не только профессиональный интерес, но и душевное тепло, человеческие чувства.