Этикет и культура делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 07:13, контрольная работа

Описание работы

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является важнейшим фактором, определяющим шансы добиться успехов, облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения и т.д.
Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений.

Содержание работы

1. Этикет как важная сторона профессионального поведения.
2. Основные правила современного делового этикета.
3. Могут ли этикетные нормы противоречить нравственной позиции в деловом общении?
4. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

деловое общение.docx

— 33.17 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

 

Кафедра философии и социологии

 

Факультет финансово-кредитный   Специальность финансы и кредит

 

Контрольная работа по дисциплине

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

Тема 26. «Этикет и культура делового общения».

 

 

 

 

Студент         Тимофеева  И.А.

 

Курс3      № группы 1С-ФК302

Личное  дело № 09ффд10060

Преподаватель Ратников В.Н.

(

 

 

Москва 2013

 

 

Оглавление

 

 

 

        1. Этикет как важная сторона профессионального поведения.
        2. Основные правила современного делового этикета.
        3. Могут ли этикетные нормы противоречить нравственной позиции в деловом общении?
        4. Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. Этикет как важная сторона профессионального поведения.

 

Умение  вести себя с людьми надлежащим образом  является важнейшим фактором, определяющим шансы добиться успехов, облегчает  установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает  хорошие, устойчивые взаимоотношения  и т.д.

Каждый  культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы  этикета, но и понимать необходимость  определенных правил и взаимоотношений. Овладение этикетом способно помочь преуспеть в деле и наоборот, пренебрежение  им вполне может разрушить карьеру.

Этикет представляет собой «условный язык», имеющий характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет, с помощью которого можно оценивать человека, судить об уровне его внутренней культуры, его нравственных и интеллектуальных качествах уже по тому, как он входит, как здоровается, каким тоном говорит, какие первые слова произносит.

Этикет (от фр. – etiquette – ярлык, церемониал, норма обхождения) – это совокупность норм и обычаев, регулирующих внешние формы поведения человека в обществе. В понятие этикета входит совокупность правил, связанных с умением держать себя в обществе, внешней опрятностью, правильностью построения беседы и ведения переписки, грамотностью и ясностью изложения своих мыслей, культурой поведения за столом и в иных ситуациях делового и светского общения.

Основную функцию делового этикета можно определить как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.

Деловой этикет основывается на тех же нравственных нормах, что и светский:

1) обязательным условием делового общения является вежливость, которая является выражением уважительного отношения к человеку. Проявлять вежливость – означает проявлять доброжелательность. В деловом мире вежливость рассматривается как экономическая категория, содействующая достижению деловых успехов в партнерстве;

2) тактичность  – это чувство меры, соблюдаемое  в разговоре, в личных и служебных  отношениях, умение чувствовать  границу, за которой в результате  наших слов и поступков у  человека возникает обида, огорчение,  а иногда и раздражение. Тактичный  человек всегда учитывает конкретные  обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место  разговора, наличие или отсутствие  посторонних. Уважение к другим  – обязательное условие тактичности  даже между хорошими товарищами;

3) скромность  – сдержанность в оценке своих  достоинств, знаний и положения  в обществе. Скромный человек  никогда не стремится показать  себя лучше, способнее, умнее  других, не подчеркивает свое  превосходство, свои качества, не  требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг. Вместе  с тем скромность не должна  ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью, т.к. это  различные категории;

4) корректность  – это нейтральная, официальная,  сдержанная, сухая вежливость. Умение вести себя с ориентацией на общепринятые правила приличия в любых обстоятельствах, в т.ч. в конфликтных;

5) благородство  – способность совершать бескорыстные  поступки, не допускать унижения  ради материальной или иной  выгоды;

6) точность  – соответствие слова делу, пунктуальность  и ответственность при выполнении  взятых обязательств в деловом  и светском общении.

В современном  обществе хорошими манерами считаются  вежливость, скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.

Манеры – это способ держать и преподносить себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

К плохим манерам можно отнести привычку громко говорить, не стесняясь в  выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявление недоброжелательности к окружающим, пренебрежение к  чужим интересам и запросам, навязывание  другим людям своей воли и желаний, бестактность, неумение сдерживать свое раздражение и т.д.

Этикет  делового общения подразумевает  уважительное и учтивое отношение  к людям; определенные формы знакомства, обращения и приветствия; правила  ведения разговора, беседы и переговоров  и т.д.                         Речевой этикет-принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний. Известный исследователь речевого этикета Н.И.Формановская дает такое определение: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности». К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Изучение речевого этикета занимает особое положение на стыке лингвистики, теории и истории культуры, этнографии, страноведения, психологии и других гуманитарных дисциплин.

Этикетное действо, посвященное особенно важному  событию и выполняемое с соблюдением всех деталей, квалифицируется как церемония. Церемонии устраиваются в честь юбиляра — юбилей, в честь открытия фирмы, выпуска нового товара, книги — презентация, в честь конференции, симпозиума, выставки — открытие. Как правило, церемонии тщательно готовятся, иногда репетируются. Особенно важна в процессе проведения церемонии речевая роль ведущего, открывающего мероприятие. Предварительная подготовка в этом случае не ограничивается составлением текста и сценария мероприятия. Она включает и репетиции, сверку временных рамок фрагментов церемонии, проверку оформления зала и т.п.              В письменной речи, в отличие от устной, необходимость использования этикетных средств остается неизменной. В значительной степени оно определяется жанром послания (письма-приглашения, письма-поздравления, письма-соболезнования), социальным статусом адресата, о котором уже шла речь. Этикетные формулы в значительной мере носят условный характер. Так, англичанин, возмущенный проделками своего конкурента, пишет ему: "Дорогой сэр, вы мошенник!" Без "дорогого сэра" он не может начать письмо. И в русском этикете фразы типа: буду рад вас видеть; искренне Ваш — это не выражение экспрессии, а, скорее, дань ритуалу. Еще А.С. Пушкин заметил в "Путешествии из Москвы в Петербург": "Мы всякий день подписываемся покорнейшими слугами, и, кажется, никто из этого еще не заключал, чтобы мы просились в камердинеры".

Деловые письма-приглашения  и поздравления включают много этикетных  фраз. Вместо этикетной рамки (слов приветствия и прощания) в деловых  письмах используются обращения: Уважаемый  Николай Иванович! Уважаемый г-н  Бобылев! В конце письма перед  подписью помещают заключительную формулу  вежливости: Искренне Ваш!, С уважением; С искренним почтением!; С наилучшими пожеланиями!; Заранее благодарны за ответ! и т.п.

За этими  заключительными репликами вежливости следует самоименование должностного лица, подписывающего документ, и его подпись. В самоименование включаются указание на занимаемую должность и название организации, если письмо направляется не на бланке учреждения, в противном случае — только должность.

Нельзя не учитывать эффективность этикетных  формул, арсенал которых в русском  речевом этикете очень велик. От тона письма во многом зависит успех  дела. Еще Френсис Бэкон утверждал, что вести деловой диалог в  доброжелательном тоне более важно, чем употреблять хорошие слова  и располагать их в правильном порядке. Универсальным принципом  использования этикетных средств  является принцип вежливости, который  выражается в рекомендациях, данных читателям в одном старом русском письмовнике и не утративших актуальности по сей день: "Первая обязанность пишущего — помнить свое собственное положение, знать положение лица, которому мы пишем, и представлять себе последнего так ясно, как будто мы стоим перед ним и разговариваем". Это особенно важно сегодня, когда официальная переписка начинает носить более личный и динамичный характер.

 

 

 

 

 

        1. Основные правила современного этикета.

 

Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят  как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей  является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость  определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Следует отметить, что тактичный  и воспитанный человек ведет  себя в соответствии с нормами  этикета не только на официальных  церемониях, но и дома. Подлинная  вежливость, в основе которой лежит  доброжелательность, обуславливается  актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при  тех или иных обстоятельствах. Такой  человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства. 
 
К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один - на людях, другой - дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и не тактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.

Современный этикет регламентирует поведение  людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.

Рукопожатие - традиционный, символический жест-приветствие. В наше время им стали немного злоупотреблять. Так, например, сослуживцам, ежедневно встречающимся на работе, вовсе не обязательно утром и вечером пожимать друг другу руки. Подавая руку, полезно помнить о том, чтобы не предлагать ее своему знакомому расслабленной, лениво, как бы вручая подержать медузу. Но не следует также изо всех сил жать руку партнера, потрясая ею в воздухе несколько раз. Подавайте руку жестом свободным, уверенным. Пожатие должно быть коротким. Первым подает руку человек, которому представили другого. Женщина протягивает руку мужчине, старший - младшему (не забудьте, если вы уже знакомы, то это делается наоборот). Обычай при встрече целовать женщине руку все дальше уходит в прошлое, оставаясь национальной особенностью поляков.

Лицо, которое только что представили, приветливо и спокойно ждет, когда  можно будет наконец ответить взаимным пожатием руки. Когда представляют мужчину, он должен встать. Дама встает лишь в случае знакомства с гораздо более старшей женщиной или с весьма почтенным во всех отношениях мужчиной.

Большую роль играет способ обращения  к собеседнику. Он может быть:

- официальным (товарищ, гражданин,  по фамилии, имени, отчеству);

- интимным (дорогой Сергей, милая Оля);

- доверительным (уважаемые коллеги, друзья);

- шуточным (детское прозвище данного лица).

Тут все зависит от конкретных обстоятельств. И в первую очередь от того, в  каких отношениях вы находитесь с  данным человеком. Обращение "вы" прежде всего свидетельствует о вашей собственной культуре. И конечно же, оно подчеркивает ваше уважение к лицу, с которым вы беседуете. Это вежливое местоимение чаще всего употребляется при общении с незнакомыми и малознакомыми людьми и в официальной обстановке.

Если вы действительно хорошо воспитаны  и корректны, вы воспользуетесь этой формой обращения независимо от того, с кем вы в данный момент беседуете: будь то ваш непосредственный начальник  или подчиненный, человек значительно  старше вас или моложе, мужчина  или женщина. Обращение "вы" ни в коем случае не унизит вас, даже если вы употребляете его в разговоре  с человеком неприятным вам, с  вашим соперником или даже врагом.

Младших по возрасту представляют или, при необходимости, они сами представляются старшим. То же при очевидной разнице  в общественных положениях: младший  представляется старшему. Женщина, вне зависимости от возраста и положения, никогда не представляется мужчине первой.

Информация о работе Этикет и культура делового общения