Эвтаназия как нравственно-этическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 11:28, реферат

Описание работы

Актуальность исследования вызвана тем, что в настоящее время в мире накоплен большой арсенал средств для поддержания жизни искусственным путем. В каком случае неправомерно и несправедливо лишать человека возможности возвращения к жизни, а когда можно прекратить страдания умирающего. Сегодня все человечество ломает голову над этими нравственными проблемами.
Сегодня каждый из нас слышал термин «эвтаназия». Впервые употреблённый в 16 веке английским философом Френсисом Бекконом, он означает лёгкий уход из жизни и до Второй мировой войны идея эвтаназии была довольно популярна в медицинских кругах в ряде европейских стран. Однако политика немецких национал-социалистов, обозначенная как «расовая гигиена», серьёзно дискредитировала идею эвтаназии.
Цель данной работы: рассмотреть эвтаназию как нравственно-этическую проблему

Содержание работы

Введение
1. Понятие эвтаназия.………………………....................................................
2. Эвтаназия как вид насилия…………………………………………………
3. Этический аспект эвтаназии……………………………………………….
Заключение …………………......…………………......…………………...........
Список использованной литературы ………………….……………....……….

Файлы: 1 файл

эвтаназия.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

 учреждение  высшего профессионального образования

«Уральский  государственный педагогический университет»

Институт  социального образования

Кафедра истории и теории социальной работы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Эвтаназия как нравственно-этическая  проблема 

Реферат 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2011

Оглавление
Введение  
1. Понятие эвтаназия.………………………....................................................  
2. Эвтаназия как вид насилия…………………………………………………  
3. Этический аспект эвтаназии……………………………………………….  
Заключение  …………………......…………………......…………………...........  
Список  использованной литературы ………………….……………....……….  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Так сложилось эволюционно, что любое живое существо пытается всеми силами избежать смерти: от инфузории в пруду, до человека. До последней секунды цепляться за жизнь заложено в нас самой природой. Благодаря этому, во многих культурах образ смерти часто ассоциировался с тьмой. Но что делать, когда смерть является единственным выходом на свет? Что делать, когда Божественный дар жизни становится непосильной ношей для его обладателя? Набраться терпения и смиренно выбрать жизнь или найти смелость уйти? Предметом изучения в работе является этические и нравственные проблемы эвтаназии.  
         Актуальность исследования вызвана тем, что в настоящее время в мире накоплен большой арсенал средств для поддержания жизни искусственным путем. В каком случае неправомерно и несправедливо лишать человека возможности возвращения к жизни, а когда можно прекратить страдания умирающего. Сегодня все человечество ломает голову над этими нравственными проблемами.  
         Сегодня каждый из нас слышал термин «эвтаназия». Впервые употреблённый в 16 веке английским философом Френсисом Бекконом, он означает лёгкий уход из жизни и до Второй мировой войны идея эвтаназии была довольно популярна в медицинских кругах в ряде европейских стран. Однако политика немецких национал-социалистов, обозначенная как «расовая гигиена», серьёзно дискредитировала идею эвтаназии.  
           Сегодня в некоторых странах (Бельгия, США, Нидерланды) в различном виде эвтаназия разрешена, однако широкого распространения она не получает. В частности в России, эвтаназия запрещена законом и квалифицируется как умышленное убийство. Однако закон есть закон, а жизнь часто диктует свои правила. Да и у каждого человека есть собственный взгляд на этот вопрос. Спросите своих близких или знакомых, и вы поразитесь как разнице в ответах, так и аргументации взглядов. Подобная разница во мнениях возникает и при разрешении или запрете смертной казни. Гуманнее отменить или все-таки для особенных
случаев разрешить? А ведь эвтаназия и смертная казнь, по сути, родственные явления.

     Цель данной работы: рассмотреть эвтаназию как нравственно-этическую проблему

Задачи:

1. Проанализировать  литературу по теме работы;

2.Охарактеризовать  понятие эвтаназия;

3. Рассмотреть эвтаназию как вид насилия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие эвтаназия. 

       "Эвтаназией называется всякое действие,  направленное  на  то,  чтобы

положить конец  жизни той или иной личности, идя  навстречу  ее  собственному

желанию, и выполненное  незаинтересованным лицом"  (определение  голландского

законодательства).

       Термин "эвтаназия" впервые употреблен Ф. Бейконом в XVII столетии для

определения "легкой смерти", и с XIX века  стал  означать  "умертвить  кого-

либо из  жалости".  Здесь  идет  речь  о  преднамеренном  убийстве  с  целью

облегчить  ненужные  страдания.  В  таком  случае,   не   существует   более

двусмысленного  слова, чем "эвтаназия". [1]

       Сама идея эвтаназии зародилась  давно. Но со времен  Гиппократа  и  до

наших дней традиционная врачебная этика включает в себя запрет:  “я  никому,

даже просящему  об этом, не дам  вызывающее  смерть  лекарство,  и  также  не

посоветую это”. С недавнего времени,  однако,  у  врачей  все  чаще  и  чаще

появляется готовность прибегнуть к этой практике, по  крайней  мере,  тогда,

когда пациент  сам просит  о  смерти.  Как  нам  следует  относиться  к  этой

тенденции? Как  к  освобождению  от  устаревших  запретов—или  как  к  некой

вседозволенности, которая одновременно неверна с  моральной  точки  зрения  и

опасна на практике?

ДЕКЛАРАЦИЯ  ОБ ЭВТАНАЗИИ

(принята  39-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей,

Мадрид, Испания, октябрь 1987)

   Эвтаназия,  как акт  преднамеренного   лишения  жизни  пациента,  даже  по

   просьбе  самого пациента или на основании  обращения с  подобной  просьбой

   его близких,  не этична. Это  не  исключает   необходимости  уважительного

   отношения   врача  к   желанию   больного   не   препятствовать   течению

   естественного  процесса умирания в терминальной  фазе заболевания. 

                     ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОГО  ВРАЧА

           (утвержден 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России,

                        Москва, Россия, ноябрь 1994)

       Статья 14. Врач и право пациента на достойную смерть.

    Эвтаназия,  как  акт  преднамеренного  лишения  жизни  пациента  по  его

   просьбе,  или по просьбе его близких,  недопустима, в том числе и в  форме

   пассивной  эвтаназии. Под  пассивной   эвтаназией  понимается  прекращение

   лечебных  действий у постели умирающего  больного.

   Врач  обязан облегчить страдания умирающего  всеми доступными и легальными

   способами.

   Врач  обязан гарантировать пациенту право по его желанию  воспользоваться

   духовной  поддержкой служителя любой религиозной  конфессии…[2] 

       Давайте начнем с некоторых  определений и пояснений. Буквально   термин

“эвтаназия” переводится  “благоумирание”, но  сам  термин  стал  означать  не

столько “благую” смерть саму по себе,  сколько  ее  причинение.  “Эвтаназию”

можно определить  как  “умерщвление  другого  человека  для  предполагаемого

блага умерщвляемого” при его согласии  (“добровольная  эвтаназия”)  или  без

согласия,   или   даже   против   воли    человека    (“недобровольная”    и

“принудительная”  эвтаназия).  Под  “умерщвлением”  понимают  действие   или

допущение  действия,  выбранное  с  целью  лишения  человека  жизни,   т.е.,

независимо от того, прямое ли воздействие или косвенное.[7]

       Здесь существует некоторая терминологическая  неразбериха  (по  мнению

многих,  нарочно  спровоцированная  сторонниками  эвтаназии)  возникшая  под

воздействием  различного рода заявлений о том, что нужно  понимать  под  этим

термином,  ставя  на  одном  и  том  же  уровне   понятия   "дать   умереть"

(негативная, или  пассивная эвтаназия)  и  "помочь  умереть"  (активная,  или

настоящая   эвтаназия).   Это   смешение   не   является   безобидным;   оно

поддерживается   преднамеренно   для   того,   чтобы   привести   врачей   и

общественное  мнение к ложной дилемме:

          . или вы гуманны и способны  сочувствовать  ближнему  -  а  значит,

            должны перешагнуть через недозволенное  (причинить смерть);

          . или вы ставите абстрактные догмы выше  простого  человеческого

            сочувствия - а значит, не остановитесь  даже  перед  тем,  чтобы

            продлить эти бессмысленные страдания,  которых не вынесли бы и  вы

            сами.

В каком случае можно говорить об эвтаназии?

         Об  эвтаназии  речь  идет  лишь  тогда,  когда  мы  имеем  дело  с

преднамеренным  убийством. В одном случае  отнимается  жизнь  у  безнадежно,

смертельно  больного  лица  -  для  того,  чтобы  избавить  его  от лишних

страданий,  -  либо  при  помощи  прямого  вмешательства  (напр.,  инъекции

барбитуратов), либо "оставив его умирать",  перестав  кормить  больного.  В

другом случае лишается жизни новорожденный ребенок  с  тяжелыми  физическими недостатками, когда его  прямо  убивают  или  обрекают  на  верную  смерть, прекращая подачу питания и  основного  лечения  лишь  для  того,  чтобы  не причинять новой боли его родителям.

        Эвтаназию можно поставить в  ряд различных медицинских методов:

          .  эвтаназия  присутствует  в  том  случае,  когда  употребляется

            препарат, вызывающий смерть,  а   также,  если  больного  лишают

            всего того, что ему необходимо  для жизни (еда), или всего того,

            что для него благотворно (реанимация, которая позволила бы  ему

            прийти в себя и самостоятельно  поддерживать  жизнь,  или  такое

            лечение, которое способно дать  шанс  на  продолжение  жизни   в

            нормальных условиях);

          . эвтаназии нет в случае, когда прекращается или упускается такое

            лечение, которое имело бы неблагоприятное  влияние  на  больного

            (напр.,  лечение,  которое  лишь  продлило  бы  саму  жизнь   в

            нечеловеческих условиях, не облегчив  состояния пациента);

          . эвтаназии нет в случае прекращения  реанимации, когда  состояние

            церебральной смерти является  необратимым  (всякое  лечение   не

            дает уже никакого результата, не облегчает страданий,  не  дает

            никакого шанса на дальнейшее  выздоровление, а только продолжает

            время агонии и,  кроме  того,  приносит  невыносимые  страдания

            семье и несоразмерные расходы  государству);

          . эвтаназии  нет  в  случае  нереанимации  плохо  сформированного

            новорожденного ребенка, или в   тяжелом  патологическом  случае,

            если  он  естественным  образом   ведет  к  смерти  (когда   лишь

            искусственно можно продолжать  жизнь, без надежды на улучшение  и

            на возникновение способности  к самостоятельному существованию);

          .  эвтаназии  нет,  если   "дают   спокойно   умереть"   больному

            смертельной болезнью, которая естественным  образом  приводит  к

            смертельному исходу в краткий срок -  в  случае,  когда  всякая

            терапия позволила бы лишь  на короткое время  продлить  жизнь  в

            невыносимых условия. [1]

                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Эвтаназия как нравственно-этическая проблема