Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 11:28, реферат
Актуальность исследования вызвана тем, что в настоящее время в мире накоплен большой арсенал средств для поддержания жизни искусственным путем. В каком случае неправомерно и несправедливо лишать человека возможности возвращения к жизни, а когда можно прекратить страдания умирающего. Сегодня все человечество ломает голову над этими нравственными проблемами.
Сегодня каждый из нас слышал термин «эвтаназия». Впервые употреблённый в 16 веке английским философом Френсисом Бекконом, он означает лёгкий уход из жизни и до Второй мировой войны идея эвтаназии была довольно популярна в медицинских кругах в ряде европейских стран. Однако политика немецких национал-социалистов, обозначенная как «расовая гигиена», серьёзно дискредитировала идею эвтаназии.
Цель данной работы: рассмотреть эвтаназию как нравственно-этическую проблему
Введение
1. Понятие эвтаназия.………………………....................................................
2. Эвтаназия как вид насилия…………………………………………………
3. Этический аспект эвтаназии……………………………………………….
Заключение …………………......…………………......…………………...........
Список использованной литературы ………………….……………....……….
Этический аспект эвтаназии
Эвтаназия
как проблема существует только для тех,
кто признаёт гуманистический принцип
безусловной ценности личности и её жизни,
в отношениях между индивидами, которые
по характеру личных связей и общественных
позиций желают друг другу только блага.
Если отношения людей насыщены враждой
и недоверием, то об эвтаназии не может
быть и речи, ибо она будет в этих ситуациях
только ещё одной прикрытой возможностью
совершения зла. Внутреннее напряжение
ситуации эвтаназии (ситуацией эвтаназии
мы называем ситуацию нравственного выбора,
когда необходимо принять решение по поводу
эвтаназии), проблемность этой ситуации
в том и состоит, что она рассматривается
как продолжение и конкретное выражение
гуманного, нравственно-уважительного
отношения к тому, кому помогают умереть.
Она воспринимается как исключительный
случай, когда принцип гуманизма удаётся
утвердить в своём позитивном значении
через видимое отступление от него. [8]
Судя формально, намеренное умерщвление
невинного всегда является нравственным
злом. Значит, эвтаназия – нравственное
зло. Сторонники эвтаназии могут апеллировать
к факту, что и вышеприведённое умозаключение
подразумевает различие между оправданными
и неоправданными умерщвлениями. Если
некоторые виды умерщвления оправданны,
почему нельзя оправдать, хотя бы в некоторых
обстоятельствах добровольную эвтаназию?
Как известно, два вида убийства принимаются
даже многими из самых рьяных противников
эвтаназии – самооборона и наказание.
Ни один из них не является несправедливым;
по сути, ни один из них не является злом.
[5]
Защитники эвтаназии часто задаются вопросом,
не является ли случай эвтаназии тем случаем,
когда приходится выбирать из двух зол?
Если одно хуже другого, что же плохого
в выборе меньшего зла?
Если и смерть невинного человека, и его
постоянное страдание являются злом, то
выбор эвтаназии как меньшего из двух
зол едва ли может быть оправдан. Выбирая
смерть (т. е. умерщвление) в противоположность
простому примирению с тщетностью дальнейшего
продления жизни и позволению смерти прийти
естественным путём, мы совершаем ошибку.
Любой акт эвтаназии, как выбор смерти,
попадает под этот запрет.
Существует два пути, с помощью которых
можно подвести человека к добровольной,
и, возможно, даже к принудительной эвтаназии.
Первый путь коренится в вопросе: почему
следует ограничивать такую быструю и
милосердную смерть тем, кто ещё в состоянии
просить о ней? Почему одним её можно разрешить
(кто был предусмотрительным и попросил
о ней заранее или кто в состоянии просить
о ней сейчас), но другим (кто не был столь
предусмотрителен и кто не в состоянии
это сделать сейчас) следует отказать
в ней? Не станет ли отказ в таком важном
акте милосердия несправедливым наказанием
для тех, кто был недальновиден и не позаботился
о будущем?
Таков путь от добровольной эвтаназии
к недобровольной. Очевидно, подобная
тенденция существует уже в Нидерландах,
где согласно официальному докладу правительства
имели место 1000 случаев недобровольной
эвтаназии при 2700 случаях добровольной.
Решения апелляционного суда Девятого
округа в США показывают ту же тенденцию.
[5]
Второй путь, подводящий к недобровольной
или принудительной эвтаназии, несколько
иной. Философ Маргарет Бэттин, ведущий
защитник эвтаназии, защищает самоубийство
в одном случае, говоря: «Оно оставляет
меньше на один число примеров человеческой
деградации в этом мире». Если самоубийство
недавно овдовевшей женщины, страдающей
от глаукомы и рака, «оставляет меньше
на один число примеров человеческой деградации
в этом мире», как был бы воспринят отказ
той женщины совершить самоубийство? Логичный
ответ очевиден: в мире сохранился бы ещё
один пример человеческой деградации!
Таким образом, подобно гильотине, эвтаназия
может попасть в руки людей менее человечных,
чем её изобретатели. [7]
Конечно, часто боль является невыносимой,
но нередко она бывает ещё более невыносимой
для тех, кто находится рядом с больным.
«Избавляя» больного от боли, они часто
избавляют от страданий самих себя. Труднее
сопровождать больного в его страдании,
чем уничтожить его.
Аргументы «За» | Аргументы «Против» |
1. Жизнь есть благо только тогда, когда в целом удовольствия превалируют надстраданиями, положительные эмоции — над отрицательными. |
|
2. Жизнь
можно считать благом до тех
пор, пока она имеет |
|
3. Поддержание
жизни на стадии умирания |
Этот аргумент следует принимать во внимание в пределах практических решений, но нельзя, когда идет речь о нравственном оправдании самого акта эвтаназии. |
Эвтаназию
пытаются оправдать с помощью соображений
милосердия и справедливости. Она считается
милосердной в отношении того, кому помогают
умереть, и справедливой в отношении окружающих
и общества. О какой справедливости может
идти речь, когда она перечеркивает само
отношение между пациентом и обществом,
года все гири ставятся на одну чашу. [4]
Заключение
Существуют четыре места, в которых действует это разрешение, - Нидерланды, две части Америки, и Северная Территория Австралии. Только в Северной Территории эвтаназия официально разрешена законом. В некоторых штатах Америки врач может выписывать пациенту, но не давать сам, вызывающие смерть препараты. В Нидерландах самоубийство с помощью врача, и активная (добровольная) эвтаназия запрещены законодательным актом, но разрешены на практике. По заявлению суда, врач, умертвивший (или способствовавший в самоубийстве) своего пациента при определенных обстоятельствах, не признается виновным. [2]
Все
вышесказанное о законном и незаконном
является совершенно правильным, но недостаточным
в современном споре об эвтаназии.
Настоящим ответом сторонникам эвтаназии
является поддержка умирающего больного
и помощь ему, сопровождение его в эти
последние моменты жизни. Это настоящий
христианский ответ, перед которым умолкают
всякие возражения, если нет намерения
высмеять саму любовь, терпеливость, профессионализм
тех, кто посвятил себя этому служению
умирающим, или, точнее, сопровождению
живых на их пути к смерти: "сопровождать
жизнь до самой смерти".
Список использованной литературы
Информация о работе Эвтаназия как нравственно-этическая проблема