Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 20:10, реферат
Проблема определения категориального аппарата заключается в том, что основные этические категории современной отечественной ( постсоветской) науки обусловлены сильным и длительным доминированием марксизма и как следствие, этика строит свою систему категорий в соответствии с диалектическим, историко-материалистическим пониманием морали, как способа регулирования и манипулирования сознанием людей, механизм которого имеет чрезвычайно сложный и многосторонний характер, но тем не менее представляет собой нечто органически цельное. Однако конкретно такая система не разработана. Можно предположить, что наиболее полной и содержательной будет система категорий, отражающая структуру самой морали.
Введение
1. Долг, как этическая категория.
2. Совесть, как этическая категория.
3. Проблема соотношения долга и совести.
Заключение
Литература
Тема : Категории морали . Долг и совесть.
Введение
1. Долг, как этическая категория.
2. Совесть, как этическая категория.
3. Проблема соотношения долга и совести.
Заключение
Литература
Введение
Этика возникла и развивается под влиянием необходимости научного осмысления морали в целях практического овладения законами морального регулирования. Представители этической науки с самых ранних этапов её развития стремились дать определенное толкование действующим в обществе моральным нормам.
Поэтому этические категории,
правомерно рассматривать как отражение
в этике различных сторон морального
сознания и нравственных отношений,
теснейшим образом
Для обыденного сознания представления о таких категориях, как добро и зло, справедливость , совесть, долг и т.д. неотделимы от их конкретного предметно-чувственного содержания. В самом широком смысле слова, добро, например, отграничивает моральное от аморального , и, в этом смысле, противостоит своей противоположности — злу.
Что же касается таких
традиционных категорий, как долг, ответственность,
совесть, достоинство, то их реальный смысл
раскрывается через актуализацию того
или иного аспекта добра или,
другими словами, определенного
соотношения общества и личности.
Поэтому, категория долга, фиксирует
внимание на том, как должно поступать
индивиду, а как не должно, поскольку
указывает на отношение субъекта
к обязанностям, обусловливаемым
местом человека в системе общественных
отношений, теми социальными ролями,
которые характеризуют его
Проблема определения
категориального аппарата заключается
в том, что основные этические
категории современной
Например, понятие моральной
нормы отображает один из видов моральных
представлений общества, особый способ
нравственной деятельности и одну из
форм моральных отношений между
людьми. Само моральное сознание в
своих основных понятиях отражает некоторые
узловые моменты моральной
Тем не менее, понятия
этическая теория и обыденное
моральное сознание, не одно
и то же. Например, понятие
долга в первом случае
Моральное понятие
нормативно, оно всегда что-либо
предписывает и оценивает. В
этике это представление о
должном и ценном, получает
научное обоснование (
Принцип научности требует
проводить разграничение между
категориями этики как
Категории этики и формы
морального сознания перекрещиваются
между собой: первые заключают в
себе нормативное содержание, вторые
апеллируют к рациональной аргументации.
Категорий этики постоянно
Так как в области этических
исследований сложилась традиция относить
к числу категорий такие
Исследования категориального
аппарата этики, является плодом длительного
исторического развития науки о
морали. Тем не менее, большинству
работ по этике свойственна подмена
методологического анализа
1. Долг, как этическая категория.
Категория долга
является одной из ключевых
в этике. Она тесно связана
с понятиями свободы и
Можно выделить два вида долга, которые в реальной жизни тесно переплетаются: эмпирический и моральный. Эмпирический долг представлен множеством разновидностей: долг родительский и детский, братский и дружеский, долг перед родиной, профессиональный долг. Моральный долг – это долг бескорыстного неизбирательного благоволения ко всем разумным, а в идеале – ко всем живым существам.
Долг — специфически
моральная категория,
Истолкование
природы и происхождения долга
составляло одну из самых
Категория долга является фундаментальной во многих философско-этических системах. В античную философию её ввёл Сократ, причем не теоретически, а своим послушанием тому приговору, который ему вынес суд Афин. Хотя Сократ был не согласен с приговором суда, но он не мог его нарушить, будучи законопослушным гражданином; тем самым, он продемонстрировал своей смертью пример выполнения гражданского долга. Понятие долга в теоретическом плане появляется только у римских стоиков (4, с.45).
Идея долга как
Западное понимание долга, наоборот, максимально абстрактно носит философский характер. Это связано с тем, что к моменту появления этой идеи на Западе уже сложилась интеллектуальная философская традиция. Западная этика провозглашает лишь саму идею долга, которую сам человек должен наполнить конкретным содержанием. Только сам индивид, исходя из конкретной жизненной ситуации, может и должен решить, в чем конкретно заключается его долг. Эта идея нашла своё отражение в нравственном императиве Канта. Он конкретизирует понятие долга, выделяя следующие его виды:
1.Долг человека по отношению к высшим существам (если они есть).
2.Долг человека перед человеком.
3.Долг человека перед низшими существами (например, животными).
Более подробно он останавливается
на втором виде (нравственном), разделяя
его на две части - долг человека
перед собой и долг перед другими
людьми. Долг человека перед самим
собой распадается на две части
- забота о сохранении своего физического
тела (забота о собственном здоровье)
и забота о себе как духовном существе
(обязанность
Долг - это принятая личностью необходимость подчинять себя общественной воле. Нравственный долг - это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добровольное его выполнение. Принято считать, что источником долга (согласно современным представлениям) является общественный интерес. В долге он обретает повелительный характер, формируя нравственную обязанность индивида по отношению к другим людям и самому себе. Таким образом, долг не тождествен обязанности: простое исполнение обязанностей еще не есть долг в этическом смысле слова. Понятие долга обогащает сухое понятие обязанностей глубокой личной заинтересованностью в их исполнении, добровольным принятием и осознанием их необходимости. Таким образом, долг - это нравственная обязанность человека, выполняемая под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений. Общество ожидает от человека не просто точного и беспрекословного выполнения своих обязанностей, но и личностного отношения к ним. Переживания требований долга в связи со своими интересами и приводит к появлению у человека осознания своего долга и чувства долга.
2. Совесть, как этическая категория.
Совесть
правомерно назвать другой
Совесть как самооценка (чувственная, рациональная) возможна только на основе знания норм общественной морали, ставших глубокими личными убеждениями, установкой к действиям.
Совесть – категория этики,
характеризующая способность
Специфика
совести состоит в том, что
это есть знание или весть
об эмоциональной ценности
Совесть может проявляться не только в форме разумного осознания нравственного значения совершаемых действий, но и в форме эмоциональных переживаний, например в чувстве угрызения совести. Таким образом, совесть – это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом. Но форма этого сознания такова, что они выступают как долг и ответственность человека перед самим собой. Руководствуясь личной совестью, человек судит свои поступки как бы от своего собственного имени.
Главная функция совести — самоконтроль. Совесть напоминает человеку о его моральных обязанностях, об ответственности, которую он несет перед другими и перед самим собой. Совестливый человек — это человек с острым чувством морального долга, предъявляющий к себе высокие нравственные требования. Совестливый никогда не относится к себе снисходительно, спрашивает с самого себя по всей строгости, не ища оправданий. Голос совести — мощнейшее орудие нравственности, он звучит в человеке тогда, когда никакого внешнего контроля нет, и субъект, предоставленный самому себе, казалось бы, мог действовать безо всяких ограничений. Однако ограничителем безбрежной свободы выступает именно совесть, которая есть предостережение и укор со стороны собственного «я». Совесть тревожит личность, не дает ей морально уснуть, заставляет ее корректировать свои поступки согласно ценностям и установлениям, существующим в обществе (1, с.92).