Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 20:10, реферат
Проблема определения категориального аппарата заключается в том, что основные этические категории современной отечественной ( постсоветской) науки обусловлены сильным и длительным доминированием марксизма и как следствие, этика строит свою систему категорий в соответствии с диалектическим, историко-материалистическим пониманием морали, как способа регулирования и манипулирования сознанием людей, механизм которого имеет чрезвычайно сложный и многосторонний характер, но тем не менее представляет собой нечто органически цельное. Однако конкретно такая система не разработана. Можно предположить, что наиболее полной и содержательной будет система категорий, отражающая структуру самой морали.
Введение
1. Долг, как этическая категория.
2. Совесть, как этическая категория.
3. Проблема соотношения долга и совести.
Заключение
Литература
Совесть — феномен эмоциональный, она проявляет себя через глубокие негативные переживания, самоупреки, укоры, через тревожность и озабоченность человека моральностью и гуманностью своего поведения.
Совесть — чувство ответственности за конкретно понятый долг, это внутренний самоотчет за выполнение совершенно определенных моральных обязанностей, которые далеко не всегда совпадают с обязанностями абстрактного морального субъекта и могут далеко от них уклоняться. Человек может считать своим долгом совершение кровной мести и мучиться упреками совести за то, что не мог ее совершить. В подобных случаях всегда встают вопросы: является ли истинным то добро, перед которым мы держим отчет? Тем ли идеалам мы служим? Возникает проблема иерархии ценностей, рефлексии по поводу самих установок нашей совести. И здесь совесть неизбежно вновь возвращается к разуму, без которого человек не может совершить верный выбор в сложной ситуации (1, с.93).
Субъективная форма проявления
совести послужила источником множества
идеалистических мистификаций данного
понятия в истории этической
мысли. До сих пор вопрос об истинных
истоках совести остаётся открытым,
ведь он затрагивает психологические
аспекты человеческого
Совесть истолковывали как голос «внутреннего Я», проявление природного человеку чувства, как единственное основание морального долга (Фихте, Кант, теории нравственного чувства). Совесть – это внутренний монолог, хотя чаще происходит диалог, даже многоголосая дискуссия. Латинская поговорка звучит: «Совесть – тысяча свидетелей». Вечный судья в человеке видит, слышит и чувствует то, что скрывается от общественного мнения, - противоречия между убеждениями, помыслами, мотивами и непосредственной деятельностью.
Совесть можно рассматривать
также как психологическую
Можно также сказать, что
совесть как внутренний контролёр
тесно связана с общественным
сознанием как внешним
Специфическое понимание совести дано в психоанализе. В частности, Э. Фромм считает, что совесть бывает двух видов — авторитарная и гуманистическая. Различие в понимании этих двух видов совести Э. Фромм обозначил следующим образом: «Есть не только отцовская, также и материнская совесть. Есть голос, который повелевает нам исполнить нам наш долг; и есть голос, который велит нам любить и прощать других людей и самих себя» ( 5, с.43 ). Авторитарная совесть выражает нашу подчиненность внешнему авторитету. В гуманистической же этике развитое чувство совести выражается в способности к верной оценке фактов и собственной роли в том или ином действии, в способности соотнести это действие с общечеловеческим и индивидуальным пониманием добра и зла и в переживании по этому поводу.
Совесть как зов, была понята в XX в. экзистенциалистами, в частности, Мартином Хайдеггером. Совесть для него сродни истине. Она заставляет человека вспомнить о своей конечности, смертности и вынырнуть из обезличенного обыденного мира, обернувшись к вопросу о Бытии и к теме собственной неповторимой индивидуальности. «Зов совести приходит в молчании» (1, с.94).
3. Проблема соотношения долга и совести.
Особый интерес представляет вопрос о соотношении долга и совести. Взаимосвязь между этими двумя этическими категориями носит весьма сложный характер.
С одной стороны, они образуют
единый морально-психологический
С другой стороны, между совестью и долгом могут возникать конфликты, порождающиеся, как правило, несовпадением целей и интересов личность и общества. Вопрос о правоте совести или долга зависти от обстоятельств, от правильного или неправильного понимания долга.
В совести решения, действия
и оценки соотносятся не с мнением
или ожиданием окружающих, а с
долгом. Совесть требует быть честным,
когда никто не может проконтролировать
тебя, когда тайное не станет явным,
когда о возможной твоей
Субъективно совесть может восприниматься как хотя внутренний, но чужой голос (в особенности, когда он редко о себе заявляет или к нему редко прислушиваются), как голос, как будто независимый от «я» человека, голос «другого я». Отсюда делаются два противоположных вывода относительно природы совести. Один состоит в том, что совесть — это голос Бога. Другой состоит в том, что совесть — это обобщенный и интериоризированный (перенесенный во внутренний план) голос значимых других. Так что совесть истолковывается как специфическая форма стыда, а ее содержание признается индивидуальным, культурно и исторически изменчивым. В крайней форме этот вывод обнаруживается в положении о том, что совесть обусловлена политическими взглядами или социальным положением индивида.
Данные точки зрения не исключают друг друга: первая акцентирует внимание на механизме функционирования «зрелой» совести, вторая — на том, как она созревает, формируется; первая рассматривает совесть по преимуществу со стороны ее формы, вторая — со стороны ее конкретного содержания. Совесть в самом деле формируется в процессе социализации и воспитания, через постоянные указания ребенку на то, «что такое хорошо и что такое плохо» и т.д. На ранних стадиях становления личности совесть проявляется как «голос» значимого окружения (референтной группы) — родителей, воспитателей, сверстников, как повеление некоторого авторитета, и соответственно обнаруживается в страхе перед возможным неодобрением, осуждением, наказанием, а так же в стыде за свое действительное или мнимое несоответствие ожиданиям значимых других. Но так обстоит дело с точки зрения развития этой нравственной способности. Однако сформированная совесть говорит на языке вневременном и внепространственном. Совесть — это голос «другого я» человека, той части его души, которая не обременена заботами и утешениями каждого дня; совесть говорит как бы от имени вечности, обращаясь к достоинству личности. Совесть — это ответственность человека перед самим собой, но собой как носителем высших, универсальных ценностей (2, с.264).
Нередко случается так, что совесть вступает в диалектическое противоречие с долгом. Например, в условиях природных катаклизмов или социальных потрясений , таких, как война, у индивида происходит определённая этическая трансформация , в силу чего индивид определяет приоритеты исходя из совершенно иных критериев. Этим могут быть объяснены некоторые, казалось бы парадоксальные социальные феномены, такие как « вьетнамский» и « афганский» синдром, где противоречия долга и совести приобретают зачастую остроту, несовместимую с жизнью индивида.( 5, с.43)
Заключение.
Долг и совесть являются
фундаментальными категориями этики.
Но в ходе развития человеческого
общества эти понятия претерпевали
значительные изменения, которые были
обусловлены конкретно-
Литература
1. Апресян Р.Г. Этика. Общий курс: План и программа. - М.:ИФ РАН, 2001.
2. Балашов Л. Е. . Этика. Учебное пособие -- М., 2003. -- 137 с.
3.Золотухина-Аболина Е. В. Курс лекций по этике: -- Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. - 384 с.
4. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. – СПб.: Издательство Лань, 1997. – 256 с.
5. Исследования молодых ученых Пинщины: материалы II науч.-практ. Конф., посвящ. 60-летию Победы в Великой Отечеств. Войне. Пинск, 14 мая 2005г.- Пинск, КУП « Пинская региональная типография», - 145с.
6. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. – М.:Политиздат, 1992.-151с. – (Над чем работают и о чем спорят философы).
7. Этика: Уч. пос. / Сост. С.Г.Колбовская; /Под ред. Т.А.Степановой. - Ярославль: Ин-т разв. образов., 2001.
8. Этика: Энцикл. словарь / Под ред. Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова. - М.: Гардарики, 2001.