Коммуникативная компетенция руководителя: понятие, составляющие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:11, реферат

Описание работы

Коммуникация является одной из основных функций менеджера, а также одним из основных процессов в жизнедеятельности организации. Без коммуникации невозможно существование никакой организованной группы людей. Коммуникация является средством, с помощью которого модифицируется поведение, осуществляются изменения, информация приобретает эффективность, реализуются цели. Поэтому в сфере управления персоналом очень важно уметь выстраивать эффективные коммуникации (коммуникации, в которых взаимодействующие стороны достигают поставленных целей), уметь управлять ими.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Понятие компетентности. 4
2.Понятие коммуникативной компетентности руководителя. 6
3.Основные составляющие коммуникативной компетенции руководителя. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ этика.docx

— 34.16 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации 
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ «НИНХ»

Кафедра Социальных коммуникаций и социологии управления

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Деловые коммуникации» 
на тему: Коммуникативная компетенция руководителя:  
понятие, составляющие.

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

Проверила :

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2013 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1.Понятие компетентности. 4

2.Понятие коммуникативной компетентности руководителя. 6

3.Основные составляющие коммуникативной компетенции  руководителя. 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Коммуникация является одной  из основных функций менеджера, а  также одним из основных процессов  в жизнедеятельности организации. Без коммуникации невозможно существование  никакой организованной группы людей. Коммуникация является средством, с  помощью которого модифицируется поведение, осуществляются изменения, информация приобретает эффективность, реализуются  цели. Поэтому в сфере управления персоналом очень важно уметь  выстраивать эффективные коммуникации (коммуникации, в которых взаимодействующие  стороны достигают поставленных целей), уметь управлять ими. А  менеджеру, управленцу необходимо помнить, что то, как он выстраивает коммуникации с сотрудниками, во многом влияет на уровень их мотивации, а значит, на их работу в организации. Поэтому  важно понять, каким образом можно  управлять коммуникациями. Для этого  хотелось бы отразить следующие моменты: роль коммуникаций в организации, взаимосвязь  эффективных коммуникаций и мотивированности персонала. [1]

 

 

1.Понятие компетентности.

 

Одним из приоритетов политики руководителя на современном этапе  является обеспечение системы управления высококвалифицированными кадрами.

Понятие "компетентность" включает в себя сложное, емкое содержание, интегрирующее профессиональные, социально-психологические, правовые и другие характеристики. В обобщенном виде компетентность специалиста  представляет собой совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых  для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере.

Высокий уровень профессиональной компетентности повышает конкурентоспособность  специалиста.

В настоящее время в  научной литературе нет однозначного подхода к определению понятия "профессиональная компетентность". Понятие "профессиональная компетентность" рассматривается как: совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; вектор профессионализации; единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий и др. Разнообразие и разноплановость трактовок понятия "профессиональная компетентность" обусловлены различием научных подходов: личностно-деятельностного, системно-структурного, информационного, культурологического и других к решаемым исследователями научным задачам.

Формирование профессиональной компетентности - процесс воздействия, предполагающий некий стандарт, на который ориентируется субъект воздействия; процесс, подразумевающий некую законченность, достижение определенного уровня стандарта.

Таким образом, определение профессиональной компетентности включает в себя ряд взаимосвязанных  между собой характеристик, таких  как: гностическую или когнитивную, отражающую наличие необходимых  профессиональных знаний; регулятивную, позволяющую использовать имеющиеся  профессиональные знания для решения  профессиональных задач; рефлексивно-статусную, дающая право за счет признания авторитетности действовать определенным образом; нормативную характеристику, отражающую круг полномочий, сферу профессионального  ведения; коммуникативную характеристику, т.к. пополнение знаний или практическая деятельность всегда осуществляются в процессе общения или взаимодействий.[2] 

2. Понятие коммуникативной компетентности руководителя.

 
         Коммуникативная компетентность руководителя предполагает развитие у него определенных умений:

1)  давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

2)  социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

3)  «вживаться» в социально-психологическую атмосферу коммуникативной ситуации;

4)  осуществлять социально-психологическое управление коммуникативными процессами.

Иными словами, коммуникативная  компетентность в управленческом общении  требует от руководителя знания основных законов и правил межличностного взаимодействия, хорошей адаптивности и свободы владения всеми средствами общения, гибкости и адекватности в  выборе психологических позиций, развитых коммуникативных способностей, умений и навыков. Коммуникативная компетентность руководителя выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические  проявления в профессиональной управленческой деятельности.

В общении с подчиненными руководителю необходимо умение найти  правильное слово, правильный тон, верную «пристройку» к партнеру, чтобы стремление убедить в чем-либо достигло необходимой  цели. Это предполагает, прежде всего, возможность для управленца дать точный социально-психологический  прогноз коммуникативной ситуации. Такой прогноз формируется в  процессе анализа ситуации, в которой  предстоит организовать общение, на уровнях: а) коммуникативных установок  партнеров (т. е. программы поведения  личности в процессе общения); б) включенности партнеров в систему межличностного взаимодействия; в) эмоциональных оценок форм общения.[3]

При таком подходе к  характеристике коммуникативной компетенции  руководителя в ней отчетливо  выделяются основные составляющие: диагностическая, прогностическая, программирующая, организационная, исполнительская. Особого внимания, безусловно, заслуживает коммуникативно-исполнительское  мастерство личности, в котором наиболее полно раскрывается коммуникативный потенциал человека.

Коммуникативный потенциал – это единство трех его составляющих:

−     коммуникативные свойства личности (характеризуют отношение к способу общения, развитие потребности в общении);

−     коммуникативные способности (определяют активность и инициативу в общении, эмоциональный отклик на состояние партнера, возможность реализации индивидуальной программы общения);

−     коммуникативная компетентность (знание норм и правил общения, владение психотехниками и технологией в целом).

Коммуникативный потенциал  человека – это характеристика его  возможностей и способностей, которые  и определяют качество общения.

Коммуникативно-исполнительское  мастерство руководителя означает владение им в совершенстве комплексом навыков: эмоционально-психологического саморегулирования, перцептивных, экспрессивных.

Эмоционально-психологическая саморегуляция создает настрой на общение в соответствующих ситуациях (встречи, беседы, собрания, дискуссии, переговоры и др.). В современных условиях делового общения возникает необходимость планировать «эмоциональную партитуру» как отдельных актов общения, так и всей системы взаимодействий. Определяющим фактором здесь является психологический настрой руководителя, т. е. перевод обыденных эмоций в тональность, соответствующую ситуации общения. Эмоционально-психологическая саморегуляция заключается в предварительном эмоциональном «заражении» проблематикой предстоящего взаимодействия, психологической идентификации на стадии разработки модели своего поведения и программы общения, оперативной эмоционально-психологической перестройке в коммуникативном процессе.

Эмоционально-психологическая саморегуляция непосредственно проявляется в умении гибко реагировать на изменения обстановки общения и перестраиваться с учетом перемены эмоционального настроя партнеров. Это возможно только при наличии развитых перцептивных навыков.

Перцептивные навыки личности проявляются в умении:

1)  управлять своим восприятием и организовывать его;

2)  верно оценивать психологический настрой партнеров и подстраиваться к нему.

Перцептивные навыки настолько тесно смыкаются с коммуникативными способностями, что их можно рассматривать и как собственно процессы, и как качества личности. Основными среди них являются следующие процессы и формирующиеся на их основе личностные качества.

Идентификация как коммуникативный процесс буквально означает уподобление себя другому («умение походить в чужих ботинках»). Действительно, одним из самых простых способов понимания другого является уподобление себя ему. Человек при этом как бы переносит себя, погружается в личностное пространство другого, систему его ценностей и особенностей.

С идентификацией тесно связаны  процессы проекции и децентрации.

Децентрация означает условный отказ от своего «Я» и принятие в качестве «центра» своей индивидуальности образа «Я» другого человека. Миропонимание строится при этом по принципу «как если бы…» – т. е. как бы это сделал другой, исходя из черт своего «Я».

Проекция означает, что при идентификации себя с другим этот «другой» одновременно наделяется теми чертами, которыми обладает сам человек, осуществляющий идентификацию. Проще говоря, идентифицируя себя с кем-либо, человек невольно переносит на него некоторые свои черты. Поэтому идентификация никогда не является ни полной, ни точной, ни «объективной». Необходимой коррекции восприятия помогает эмпатия.

Эмпатия – проникновение во внутреннее состояние другого человека, постижение его, искусство сочувствия и сопереживания. Это – особый способ проникновения в личностные особенности другого, основанный не столько на рациональном осмыслении, сколько на стремлении эмоционально откликаться и вникать в проблемы человека. Эффективность процессов эмпатии возрастает по мере увеличения прошлого опыта, в случае сходства партнеров по общению; совместимости их установок, ценностей, направленности личности, а также культурно-образовательного уровня. Житейским эквивалентом эмпатии часто выступает проницательность, которая хотя к ней и не сводится, все же во многом базируется на ней, предполагая при этом развитую рефлексию.

Рефлексия (если рассматривать ее в контексте общения) обеспечивает понимание себя и других, формирование образов своего и чужого «Я». Процесс рефлексии включает рассмотрение общения с другими людьми, анализ собственного «Я» глазами другого, рассуждение за другое лицо и понимание другого. Рефлексия – как бы зеркало в руках человека, позволяющее понять, как он в действительности воспринимается и оценивается окружающими. В связи с этим выделяют две формы рефлексии: рефлексию собственной деятельности и рефлексию внутреннего мира другого человека.

Рефлексивные процессы занимают ведущее положение при реализации любой из основных управленческих функций, ибо они обеспечивают, во-первых, прогнозирование и предвосхищение ответных действий подчиненных посредством  постановки себя в позицию других, во-вторых, способность понять, что  думают другие люди, и осознание  того, как он сам воспринимается партнерами по общению.

Установлены некоторые психологические  особенности структуры самосознания руководителя. Так, неотъемлемой частью общения в любой управленческой деятельности является процесс получения обратной связи, что предполагает осознание себя через соотношение с другими. В результате в самосознании руководителя переплетаются «Я» актуальное (взгляд на других – «что я сделал и как это отразилось на людях») и «Я» зеркальное (взгляд на себя глазами других – «как оценивают мои действия подчиненные и начальство»). В сознании руководителя формируется модель возможных отклонений, которые необходимо избежать, чтобы сохранить необходимый уровень самоуважения («вилка» расхождений «Я» актуального и «Я» зеркального). Самокорректировка внутренних связей между «Я» актуальным и «Я» зеркальным является основой управления руководителем своим поведением, условием успешной управленческой деятельности.

При этом необходимо отметить, что между уровнем рефлексивности и эффективностью управленческой деятельности нет прямой связи и существует более сложная закономерность. Лучшими в своем деле оказываются руководители, у которых «индекс рефлексивности» находится на среднем уровне. Профессионально неэффективны как руководители с невыраженной рефлексией (неадекватны во взаимоотношениях с людьми), так и руководители с сильно выраженной «склонностью к раздумьям» (тревожны и не оперативны в принятии решений). Требования профессии управленца стихийно отсеивают тех, кто обладает чрезмерно высоким уровнем рефлексивности.

Важную роль в управленческой деятельности играют экспрессивные навыки общения, представляющие систему умений, создающих единство голосовых, мимических, визуальных и моторных средств коммуникации. [4]

 

 

 

 

 

3. Основные составляющие коммуникативной компетенции  
руководителя.

 

Профессиональная компетентность - качество действий руководителя, обеспечивающих своевременное и оптимальное  решение управленческих проблем  и типичных профессиональных задач; видение проблем и их преодоление; нахождение нестандартных решений  задач; гибкость и готовность принимать  происходящие изменения, умение их инициировать и управлять ими; владение современными технологиями управления качеством  образования, коллективом; владение проектными технологиями; умение видеть, развивать  возможности и ресурсы работников.

Информация о работе Коммуникативная компетенция руководителя: понятие, составляющие