Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:11, реферат
Коммуникация является одной из основных функций менеджера, а также одним из основных процессов в жизнедеятельности организации. Без коммуникации невозможно существование никакой организованной группы людей. Коммуникация является средством, с помощью которого модифицируется поведение, осуществляются изменения, информация приобретает эффективность, реализуются цели. Поэтому в сфере управления персоналом очень важно уметь выстраивать эффективные коммуникации (коммуникации, в которых взаимодействующие стороны достигают поставленных целей), уметь управлять ими.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Понятие компетентности. 4
2.Понятие коммуникативной компетентности руководителя. 6
3.Основные составляющие коммуникативной компетенции руководителя. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14
Министерство образования
и науки Российской Федерации
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ «НИНХ»
Кафедра Социальных коммуникаций и социологии управления
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Деловые коммуникации»
на тему: Коммуникативная компетенция
руководителя:
понятие, составляющие.
Выполнил:
Проверила :
Новосибирск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Понятие компетентности. 4
2.Понятие коммуникативной компетентности руководителя. 6
3.Основные составляющие коммуникативной компетенции руководителя. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14
Коммуникация является одной
из основных функций менеджера, а
также одним из основных процессов
в жизнедеятельности
Одним из приоритетов политики руководителя на современном этапе является обеспечение системы управления высококвалифицированными кадрами.
Понятие "компетентность"
включает в себя сложное, емкое содержание,
интегрирующее
Высокий уровень профессиональной компетентности повышает конкурентоспособность специалиста.
В настоящее время в научной литературе нет однозначного подхода к определению понятия "профессиональная компетентность". Понятие "профессиональная компетентность" рассматривается как: совокупность знаний и умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; вектор профессионализации; единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять сложные культуросообразные виды действий и др. Разнообразие и разноплановость трактовок понятия "профессиональная компетентность" обусловлены различием научных подходов: личностно-деятельностного, системно-структурного, информационного, культурологического и других к решаемым исследователями научным задачам.
Формирование профессиональной компетентности - процесс воздействия, предполагающий некий стандарт, на который ориентируется субъект воздействия; процесс, подразумевающий некую законченность, достижение определенного уровня стандарта.
Таким образом,
определение профессиональной компетентности
включает в себя ряд взаимосвязанных
между собой характеристик, таких
как: гностическую или когнитивную,
отражающую наличие необходимых
профессиональных знаний; регулятивную,
позволяющую использовать имеющиеся
профессиональные знания для решения
профессиональных задач; рефлексивно-статусную,
дающая право за счет признания авторитетности
действовать определенным образом;
нормативную характеристику, отражающую
круг полномочий, сферу профессионального
ведения; коммуникативную характеристику,
т.к. пополнение знаний или практическая
деятельность всегда осуществляются в
процессе общения или взаимодействий.[2]
Коммуникативная компетентность
руководителя предполагает развитие у
него определенных умений:
1) давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
2) социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
3) «вживаться» в социально-психологическую атмосферу коммуникативной ситуации;
4) осуществлять социально-психологическое управление коммуникативными процессами.
Иными словами, коммуникативная компетентность в управленческом общении требует от руководителя знания основных законов и правил межличностного взаимодействия, хорошей адаптивности и свободы владения всеми средствами общения, гибкости и адекватности в выборе психологических позиций, развитых коммуникативных способностей, умений и навыков. Коммуникативная компетентность руководителя выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной управленческой деятельности.
В общении с подчиненными
руководителю необходимо умение найти
правильное слово, правильный тон, верную
«пристройку» к партнеру, чтобы стремление
убедить в чем-либо достигло необходимой
цели. Это предполагает, прежде всего,
возможность для управленца дать
точный социально-психологический
прогноз коммуникативной
При таком подходе к
характеристике коммуникативной компетенции
руководителя в ней отчетливо
выделяются основные составляющие: диагностическая,
прогностическая, программирующая, организационная,
исполнительская. Особого внимания,
безусловно, заслуживает коммуникативно-
Коммуникативный потенциал – это единство трех его составляющих:
− коммуникативные свойства личности (характеризуют отношение к способу общения, развитие потребности в общении);
− коммуникативные способности (определяют активность и инициативу в общении, эмоциональный отклик на состояние партнера, возможность реализации индивидуальной программы общения);
− коммуникативная компетентность (знание норм и правил общения, владение психотехниками и технологией в целом).
Коммуникативный потенциал человека – это характеристика его возможностей и способностей, которые и определяют качество общения.
Коммуникативно-
Эмоционально-психологическая саморегуляция создает настрой на общение в соответствующих ситуациях (встречи, беседы, собрания, дискуссии, переговоры и др.). В современных условиях делового общения возникает необходимость планировать «эмоциональную партитуру» как отдельных актов общения, так и всей системы взаимодействий. Определяющим фактором здесь является психологический настрой руководителя, т. е. перевод обыденных эмоций в тональность, соответствующую ситуации общения. Эмоционально-психологическая саморегуляция заключается в предварительном эмоциональном «заражении» проблематикой предстоящего взаимодействия, психологической идентификации на стадии разработки модели своего поведения и программы общения, оперативной эмоционально-психологической перестройке в коммуникативном процессе.
Эмоционально-психологическая саморегуляция непосредственно проявляется в умении гибко реагировать на изменения обстановки общения и перестраиваться с учетом перемены эмоционального настроя партнеров. Это возможно только при наличии развитых перцептивных навыков.
Перцептивные навыки личности проявляются в умении:
1) управлять своим восприятием и организовывать его;
2) верно оценивать психологический настрой партнеров и подстраиваться к нему.
Перцептивные навыки настолько тесно смыкаются с коммуникативными способностями, что их можно рассматривать и как собственно процессы, и как качества личности. Основными среди них являются следующие процессы и формирующиеся на их основе личностные качества.
Идентификация как коммуникативный процесс буквально означает уподобление себя другому («умение походить в чужих ботинках»). Действительно, одним из самых простых способов понимания другого является уподобление себя ему. Человек при этом как бы переносит себя, погружается в личностное пространство другого, систему его ценностей и особенностей.
С идентификацией тесно связаны процессы проекции и децентрации.
Децентрация означает условный отказ от своего «Я» и принятие в качестве «центра» своей индивидуальности образа «Я» другого человека. Миропонимание строится при этом по принципу «как если бы…» – т. е. как бы это сделал другой, исходя из черт своего «Я».
Проекция означает, что при идентификации себя с другим этот «другой» одновременно наделяется теми чертами, которыми обладает сам человек, осуществляющий идентификацию. Проще говоря, идентифицируя себя с кем-либо, человек невольно переносит на него некоторые свои черты. Поэтому идентификация никогда не является ни полной, ни точной, ни «объективной». Необходимой коррекции восприятия помогает эмпатия.
Эмпатия – проникновение во внутреннее состояние другого человека, постижение его, искусство сочувствия и сопереживания. Это – особый способ проникновения в личностные особенности другого, основанный не столько на рациональном осмыслении, сколько на стремлении эмоционально откликаться и вникать в проблемы человека. Эффективность процессов эмпатии возрастает по мере увеличения прошлого опыта, в случае сходства партнеров по общению; совместимости их установок, ценностей, направленности личности, а также культурно-образовательного уровня. Житейским эквивалентом эмпатии часто выступает проницательность, которая хотя к ней и не сводится, все же во многом базируется на ней, предполагая при этом развитую рефлексию.
Рефлексия (если рассматривать ее в контексте общения) обеспечивает понимание себя и других, формирование образов своего и чужого «Я». Процесс рефлексии включает рассмотрение общения с другими людьми, анализ собственного «Я» глазами другого, рассуждение за другое лицо и понимание другого. Рефлексия – как бы зеркало в руках человека, позволяющее понять, как он в действительности воспринимается и оценивается окружающими. В связи с этим выделяют две формы рефлексии: рефлексию собственной деятельности и рефлексию внутреннего мира другого человека.
Рефлексивные процессы занимают
ведущее положение при
Установлены некоторые психологические
особенности структуры
При этом необходимо отметить,
что между уровнем
Важную роль в управленческой деятельности играют экспрессивные навыки общения, представляющие систему умений, создающих единство голосовых, мимических, визуальных и моторных средств коммуникации. [4]
Профессиональная
Информация о работе Коммуникативная компетенция руководителя: понятие, составляющие