Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2013 в 20:54, курсовая работа
Справедливость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём; в экономической науке — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость. Является одной из основных категорий этики.
ВВЕДЕНИЕ.....................................................……………............................ 3
Глава I. Справедливость и законность как базовые категории профессиональной этики.………... ……………………….…………………….
1.Понятие и виды справедливости…………………………….…………
2. Понятие и принципы законности……………………………
Глава II. Анализ и примеры: законных и справедливых деяний.
1.Законные, но несправедливые решения и действия.
2.Справедливы, но незаконные деяния.
3. Анализ законных и справедливых деяний.
Глава III. Комплекс социальных и правовых мер, направленных на достижение тождества справедливости и законности.
Заключение
Список используемой литературы.
План
ВВЕДЕНИЕ......................
Глава I. Справедливость и законность как базовые категории профессиональной этики.………... ……………………….…………………….
1.Понятие
и виды справедливости………………………
2. Понятие и принципы законности……………………………
Глава II. Анализ и примеры: законных и справедливых деяний.
1.Законные, но несправедливые решения и действия.
2.Справедливы, но незаконные деяния.
3. Анализ
законных и справедливых
Глава III. Комплекс социальных и правовых мер, направленных на достижение тождества справедливости и законности.
Заключение
Список используемой литературы.
Глава I. Справедливость и законность как базовые категории профессиональной этики
1.Справедливость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём; в экономической науке — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость. Является одной из основных категорий этики.
Справедливость – это главная тема и основной предмет исследования современной политической и моральной философии. Так было не всегда, хотя центральное положение проблемы справедливости следует понимать как возвращение к истокам, традициям Платона и Аристотеля. В рамках этой традиции было сделано гениальное открытие, что общественные институты можно совершенствовать, наполняя их более справедливым содержанием. В дальнейшем фокус политической и моральной философии менялся. Средневековье прошло под знаком интерпретации вечных истин Святого Писания.
Начиная от Аристотеля принято выделять справедливость уравнивающую и распределительную:
Эти названия
применены для простоты изложения.
Различия этих видов справедливости
были впервые определены Аристотелем,
который употреблял различные названия
для обозначения одного и того
же явления. Например, он пишет о
геометрическом и арифметическом равенстве
как видах справедливой пропорциональности.
Геометрическое равенство означает
применение равного критерия к неравным
людям. В результате мы можем вознаграждать
по достоинству, хотя и неравной мерой.
Арифметическое равенство, напротив, означает
применение равного критерия к людям,
игнорируя их действительное неравенство,
как это имеет место в суде
или на рынке. В другом случае в
«Никомаховой этике» Аристотель употребляет
слово «равенство» для
Как уже было
сказано, все три вышеперечисленных
вида частной
справедливости могут быть основаны
как на геометрическом, так и на
арифметическом равенстве. Распределение
по заслугам – тоже равенство, но равенство
геометрическое, поскольку люди равны,
неравна только их заслуга. В арифметическом
равенстве, как, например, при частном
обмене, они равны арифметически,
их заслуга перед обществом не
имеет значения. Уравнивающая справедливость
имеет место всякий раз и во
всех видах отношений
свою очередь, приносит обществу блага. Наказывая преступника, общество не только воздает ему за причиненное зло, но и поддерживает систему распределения, которая превращается в своеобразный обмен между обществом и правонарушителем: соверши преступление – получишь наказание. Отношения распределения, обмена и воздаяния и соответственно справедливость присутствуют на всех уровнях общественной жизни, будь то отношения двух друзей, любовников, социальной группы, коллектива, политического общества или человечества в целом. Политическую и моральную философию, прежде всего, интересуют проблемы справедливости в рамках политического общества. Политическое общество предполагает наличие определенной системы справедливых норм, действующих на определенной территории, ограниченной политическими границами этого государства. В этой связи можно различать также справедливость различных сфер общественной жизни, как это и делает Аристотель, совершенно определенно обозначая политическую, гражданскую и семейную (домашнюю) справедливость, поскольку они основаны на различных нормах.
Исходя из вышеизложенного, общая классификация видов частной справедливости может быть представлена в виде таблицы.
2. Законность и ее принципы являются объектом пристального внимания ученых-юристов. В теории государства и права относительно их соотношения сформулирована методологическая аксиома: принципы – это содержание, а категория «законность» – форма их выражения. На основе этого метода и ведутся научные исследования различных аспектов рассматриваемого феномена. В результате чего в правоведении сложилась самостоятельная теория законности, в рамках которой существуют различные определения данного явления. Проведем их краткий анализ.
В учебной и монографической
литературе нет единства мнений и
трактовке этой правовой категории.
Например, В.В. Борисов дает следующее
определение: «Законность – демократический
принцип Советской власти. Он проявляется
в том, что ко всем органам государства,
учреждениям, предприятиям, общественным
организациям, должностным лицам
и гражданам предъявлено
В других источниках интерпретировано
сходное по сути определение законности
как принципа. На наш взгляд, законность
как принцип представляет собой
совокупность идей и взглядов, посредством
которых у всех участников правовых
отношений формируется
Сама по себе идея системного
подхода к законности не нова. Однако
в общетеоретическом плане
В этой связи можно выделить два типа аспектов.
1. Внутренние отражают функциональную роль законности в системе правовых явлений, используемых для характеристики правовой действительности. К их числу относятся определения законности как принципа, как метода государственного руководства, как режима, как состояния.
2. Внешние определяют место и роль законности в системе ценностей, которые используются для познания и объяснения окружающей действительности.
На наш взгляд, к внешним аспектам, определяющим сущность и содержание данного понятия, можно отнести следующие: социально-экономический, политико-идеологический, духовный, логико-семантический и юридический.
Социально-экономический
аспект определяет объективную природу
законности, формирует условия и
предпосылки ее становления и
развития как самостоятельного явления
политико-правовой действительности,
исключает возможность
Исследование политико-
Поэтому с точки зрения
политико-идеологического
Исходя из этой посылки, можно
дать следующее определение. Законность
– обусловленная
Духовные устои народа всегда имели непреходящее значение. Не является исключением и современное состояние правовой мысли. В этом плане законность – одна из универсальных категорий теории государства и права, которая способна аккумулировать в своем содержании социально-экономические, политико-идеологические, нравственные и собственно юридические ценности посредством реализации идеи справедливости.
Одним из условий претворения в жизнь идеи справедливости, заключенной в содержании законности, выступает категория долга как следствие проявления определенного уровня правового сознания, выраженного в действующем законодательстве в виде юридической обязанности, что способствует формированию системы требований, предъявляемых обществом к поведению своих граждан в интересах их же собственного благополучия.
Таким образом, с нравственной точки зрения законность – юридическая форма выражения идеи справедливости путем формирования у индивида потребности строгого следования предписаниям права.
Целью любого исследования в правоведении является определение юридической природы изучаемого феномена. Для успешного решения
поставленной задачи, как
нам представляется, необходимо прежде
всего уяснить логико-
С учетом изложенного можно дать краткую характеристику собственно юридического содержания проблемы законности, которая, как правило, начинается с анализа правовых предпосылок и условий зарождения и развития данного политико-правового явления. К ним можно отнести следующие:
1. Наличие государствообразующих
органов, выполняющих право-
2. Действующая система
правовых предписаний,
3. Достижение обществом
определенного уровня правовой
культуры и правосознания,
Главное в любой теоретической
конструкции – определение