Комплекс социальных и правовых мер, направленных на достижение тождества справедливости и законности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2013 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Справедливость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём; в экономической науке — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость. Является одной из основных категорий этики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.....................................................……………............................ 3
Глава I. Справедливость и законность как базовые категории профессиональной этики.………... ……………………….…………………….
1.Понятие и виды справедливости…………………………….…………
2. Понятие и принципы законности……………………………
Глава II. Анализ и примеры: законных и справедливых деяний.
1.Законные, но несправедливые решения и действия.
2.Справедливы, но незаконные деяния.
3. Анализ законных и справедливых деяний.
Глава III. Комплекс социальных и правовых мер, направленных на достижение тождества справедливости и законности.
Заключение
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Этика.docx

— 33.45 Кб (Скачать файл)

 

 

 

План

ВВЕДЕНИЕ.....................................................……………............................ 3

Глава I. Справедливость и законность как базовые категории профессиональной этики.………... ……………………….…………………….

1.Понятие  и виды справедливости…………………………….…………

2. Понятие  и принципы законности……………………………

Глава II. Анализ и примеры: законных и справедливых деяний.

1.Законные, но несправедливые решения и действия.

2.Справедливы,  но незаконные деяния.

3. Анализ  законных и справедливых деяний.

Глава III. Комплекс социальных и правовых мер, направленных на достижение тождества справедливости и законности.

Заключение

Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

Глава I. Справедливость и  законность как базовые категории  профессиональной этики

1.Справедливость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём; в экономической науке — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость. Является одной из основных категорий этики.

Справедливость  – это главная тема и основной предмет исследования современной  политической и моральной философии. Так было не всегда, хотя центральное  положение проблемы справедливости следует понимать как возвращение  к истокам, традициям Платона  и Аристотеля. В рамках этой традиции было сделано гениальное открытие, что общественные институты можно  совершенствовать, наполняя их более  справедливым содержанием. В дальнейшем фокус политической и моральной  философии менялся. Средневековье  прошло под знаком интерпретации  вечных истин Святого Писания.

Начиная от Аристотеля принято выделять справедливость уравнивающую и распределительную:

Эти названия применены для простоты изложения. Различия этих видов справедливости были впервые определены Аристотелем, который употреблял различные названия для обозначения одного и того же явления. Например, он пишет о  геометрическом и арифметическом равенстве  как видах справедливой пропорциональности. Геометрическое равенство означает применение равного критерия к неравным людям. В результате мы можем вознаграждать  по достоинству, хотя и неравной мерой. Арифметическое равенство, напротив, означает применение равного критерия к людям, игнорируя их действительное неравенство, как это имеет место в суде или на рынке. В другом случае в  «Никомаховой этике» Аристотель употребляет  слово «равенство» для обозначения  арифметического равенства и  «пропорциональное неравенство» для  обозначения геометрического равенства. В третьем случае он пишет о  количественном равенстве и равенстве  по достоинству1. Но смысл от этого не меняется. Аристотель совершенно определенно утверждает, что справедливость (неважно, распределительная, меновая или воздающая) возможна лишь в форме справедливого равенства (уравнивающая) или справедливого неравенства (разделяющая). Это позволяет ему дать еще одно возможное определение справедливости, которое до настоящего времени широко используется в современных теориях справедливости: «Так, например, справедливость, как кажется, есть равенство, и так оно и есть, но только не для всех, а для равных; и неравенство также представляется справедливостью, и так оно и есть на самом деле, но опять таки не для всех, а лишь для неравных»2. Соответственно, с формальной точки зрения можно утверждать, что дело обеспечения справедливости есть дело достижения должного равенства или должного неравенства. Вся проблема заключается только в том, что бы определить эти самые должное равенство или неравенство.

Как уже было сказано, все три вышеперечисленных  вида частной              справедливости могут быть основаны как на геометрическом, так и на арифметическом равенстве. Распределение  по заслугам – тоже равенство, но равенство  геометрическое, поскольку люди равны,  неравна только их заслуга. В арифметическом равенстве, как, например, при частном  обмене, они равны арифметически, их заслуга перед обществом не имеет значения. Уравнивающая справедливость имеет место всякий раз и во всех видах отношений справедливости,  будь то распределение, обмен или  воздаяние, если они строятся на буквальном, простом, арифметическом равенстве. Мы можем распределять равно, мы можем  вести равный обмен (Это различие разделяющей и уравнивающей справедливости широко использует, со ссылкой на Аристотеля, и Т.Гоббс в «Левиафане». Он полагает, что это важнейшие виды «справедливости действий». 25 ночный обмен эквивалентными стоимостями) или воздавать равной мерой. Разделяющая справедливость имеет место всякий раз, когда мы распределяем неравно, на основе того или иного критерия, но все же пропорционально. Разделяющая справедливость проявляет себя также в обмене всякий раз, когда мы обмениваем нечто, исходя из неравной пропорции. Разделяющая воздающая справедливость имеет место в том случае, если воздаяние не равно тому, за что воздается, но учитывает некоторые иные обстоятельства и особенности (например, степень социальной опасности деяния). Несмотря на внешнее существенное различие, виды справедливости сохраняют внутреннюю связь и являются составными частями той системы норм справедливости в широком смысле, которая была названа Дж.Ролзом «реальной справедливостью». Всякое распределение предполагает, как правило, обмен, обмен предполагает взаимное воздаяние. Распределяя ограниченные социальные блага, политическое общество, как правило, основывает это распределение на принципах обмена. Высокое жалование, квоты на добычу полезных ископаемых, государственные награды получают в идеале те, кто, в

свою очередь, приносит обществу блага. Наказывая преступника, общество не только воздает ему за причиненное зло, но и поддерживает систему распределения, которая превращается в своеобразный обмен между обществом и правонарушителем: соверши преступление – получишь наказание. Отношения распределения, обмена и воздаяния и соответственно справедливость присутствуют на всех уровнях общественной жизни, будь то отношения двух друзей, любовников, социальной группы, коллектива, политического общества или человечества в целом. Политическую и моральную философию, прежде всего, интересуют проблемы справедливости в рамках политического общества. Политическое общество предполагает наличие определенной системы справедливых норм, действующих на определенной территории, ограниченной политическими границами этого государства. В этой связи можно различать также справедливость различных сфер общественной жизни, как это и делает Аристотель, совершенно определенно обозначая политическую, гражданскую и семейную (домашнюю) справедливость, поскольку они основаны на различных нормах.

Исходя из вышеизложенного, общая классификация  видов частной справедливости может  быть представлена в виде таблицы.

 

 

2. Законность и ее принципы являются объектом пристального внимания ученых-юристов. В теории государства и права относительно их соотношения сформулирована методологическая аксиома: принципы – это содержание, а категория «законность» – форма их выражения. На основе этого метода и ведутся научные исследования различных аспектов рассматриваемого феномена. В результате чего в правоведении сложилась самостоятельная теория законности, в рамках которой существуют различные определения данного явления. Проведем их краткий анализ.

В учебной и монографической  литературе нет единства мнений и  трактовке этой правовой категории. Например, В.В. Борисов дает следующее  определение: «Законность – демократический  принцип Советской власти. Он проявляется  в том, что ко всем органам государства, учреждениям, предприятиям, общественным организациям, должностным лицам  и гражданам предъявлено требование строжайшего выполнения советских  законов; провозглашенные права  и свободы граждан, их организаций, их законные интересы гарантируются, и  обеспечивается выполнение возложенных  на них обязанностей, реализация ответственности; точное и неуклонное выполнение нормативных  актов и актов реализации права  обеспечивается государственными и  общественными мерами»3.

В других источниках интерпретировано сходное по сути определение законности как принципа. На наш взгляд, законность как принцип представляет собой  совокупность идей и взглядов, посредством  которых у всех участников правовых отношений формируется внутренняя потребность в совершении правомерных  поступков. В характеристиках законности как метода государственного руководства  обществом, как режима, состояния  и т.д. фактически речь идет о строгом  и неуклонном соблюдении всеми субъектами правоотношений действующего законодательства, юридических норм. Вместе с тем  в последние годы в отечественной  теории государства и права предпринимаются  попытки по-новому сформулировать определение законности. Так, Н.В. Витрук пишет: «Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве», В.Н. Кудрявцев: «Законность – определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов»4. Приведенные суждения о понятии законности являются следствием исследования отдельных аспектов данной проблемы с применением конкретных методов познания, что способствовало формированию такого многообразия определений законности. В своей совокупности все эти аспекты образуют методологическую основу научной разработки законности как сложного политико-правового явления.

Сама по себе идея системного подхода к законности не нова. Однако в общетеоретическом плане нелишне  выяснить, что следует понимать под  словом «аспект». В юридической литературе термин «аспект» имеет различное  значение – свойство, фактор, качество, сторона. По мнению автора, аспект –  это способ отражения существенных особенностей социально-экономических  процессов посредством категории  «законность».

В этой связи можно выделить два типа аспектов.

1. Внутренние отражают функциональную роль законности в системе правовых явлений, используемых для характеристики правовой действительности. К их числу относятся определения законности как принципа, как метода государственного руководства, как режима, как состояния.

2. Внешние определяют место и роль законности в системе ценностей, которые используются для познания и объяснения окружающей действительности.

На наш взгляд, к внешним  аспектам, определяющим сущность и  содержание данного понятия, можно  отнести следующие: социально-экономический, политико-идеологический, духовный, логико-семантический  и юридический.

Социально-экономический  аспект определяет объективную природу  законности, формирует условия и  предпосылки ее становления и  развития как самостоятельного явления  политико-правовой действительности, исключает возможность субъективно-идеалистического истолкования идеи и принципов законности. Он как бы материализует идею законности на практике.

Исследование политико-идеологического  аспекта имеет принципиальное значение для понимания законности как  закономерности общественного развития. Он обусловливает мировоззренческую  основу теории законности. В качестве примера можно привести диаметрально противоположную оценку, данную различными учеными-юристами, событиям августа  – сентября 1991 г. и октября 1993 г.

Поэтому с точки зрения политико-идеологического аспекта  в содержание понятия «законность» вводится ее системообразующий принцип  – недопустимость противопоставления законности и целесообразности. С  учетом данного подхода законность выступает не только в качестве критерия оценки политико-правовых деяний в  плане их соответствия или несоответствия целям и задачам развития общества, но и как специфическая закономерность выполняет функцию их упорядочения.

Исходя из этой посылки, можно  дать следующее определение. Законность – обусловленная закономерностями общественного развития политико-правовая форма, обеспечивающая процесс движения общества к состоянию правомерности  путем разрешения противоречий между  политико-экономической целесообразностью  и ценностями права, выраженными  в действующем законодательстве.

Духовные устои народа всегда имели непреходящее значение. Не является исключением и современное  состояние правовой мысли. В этом плане законность – одна из универсальных  категорий теории государства и  права, которая способна аккумулировать в своем содержании социально-экономические, политико-идеологические, нравственные и собственно юридические ценности посредством реализации идеи справедливости.

Одним из условий претворения  в жизнь идеи справедливости, заключенной  в содержании законности, выступает  категория долга как следствие  проявления определенного уровня правового  сознания, выраженного в действующем  законодательстве в виде юридической  обязанности, что способствует формированию системы требований, предъявляемых  обществом к поведению своих  граждан в интересах их же собственного благополучия.

Таким образом, с нравственной точки зрения законность – юридическая  форма выражения идеи справедливости путем формирования у индивида потребности  строгого следования предписаниям права.

Целью любого исследования в правоведении является определение  юридической природы изучаемого феномена. Для успешного решения

поставленной задачи, как  нам представляется, необходимо прежде всего уяснить логико-семантическое  значение слова законность». Оно заключается в том, что существительные подобной группы производны от сравнительного прилагательного «законный» и указывают на процесс движения к цели. Поэтому история становления и реализации идеи законности на практике выражается следующей формулой: по справедливости – по закону – законность.

С учетом изложенного можно дать краткую характеристику собственно юридического содержания проблемы законности, которая, как правило, начинается с анализа правовых предпосылок и условий зарождения и развития данного политико-правового явления. К ним можно отнести следующие:

1. Наличие государствообразующих  органов, выполняющих право-творческую  и правоохранительную функции.

2. Действующая система  правовых предписаний, отражающих  закономерности развития общества, направленная на упорядочение  общественных отношений и обеспечение соответствующего состояния правопорядка.

3. Достижение обществом  определенного уровня правовой  культуры и правосознания, позволяющего  ставить задачу по формированию  идеи законности и претворению  ее в жизнь.

Главное в любой теоретической  конструкции – определение сущности исследуемого явления. В нашем случае мы исходим из предпосылки, что сущностью законности является требование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства всеми участниками правовых отношений.

Информация о работе Комплекс социальных и правовых мер, направленных на достижение тождества справедливости и законности