Контрольная работа по "Этике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:02, контрольная работа

Описание работы

Взаимосвязь морали и этики являются одними из тех ключевых вопросов, которые продолжают оставаться актуальными, интересными и важными уже на протяжении многих веков. Это связано с тем огромным значением, которое сыграли эти понятия в жизни человеческого общества, в человеческой истории, поскольку, с определенной точки зрения, именно механизмы морали и этики, управляли и управляют жизнью деятельностью человека в течение большей части его истории.

Содержание работы

Введение
1. Этика - наука о морали
2. Этические проблемы современности
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

этика-наука о морали.docx

— 36.48 Кб (Скачать файл)

В повседневной жизни каждого  человека нередко возникает вопрос, как правильно поступить в  различных ситуациях на работе, в  общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласован свои поступки с интересами общества, государства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, желательном  и должном поведении в подавляющем  большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых в общей форме  аккумулируется опыт многих поколений  людей. Среди них моральные, правовые, политические, эстетические, корпоративные, религиозные обычаи, традиции, привычки, нравы, деловые обыкновения, обряды, ритуалы, требования этикета, корректности, приличия и др. Нормы – это определенные стандарты, образцы, эталоны, модели поведения участников социального общения. Без них невозможно никакое человеческое общежитие, тем более функционирование таких сложных образований, как государство, общество.

Введение

Взаимосвязь морали и этики являются одними из тех ключевых вопросов, которые  продолжают оставаться актуальными, интересными  и важными уже на протяжении многих веков.

Это связано с тем огромным значением, которое сыграли эти понятия  в жизни человеческого общества, в человеческой истории, поскольку, с определенной точки зрения, именно механизмы морали и этики, управляли  и управляют жизнью деятельностью  человека в течение большей части  его истории.

В то же время, нельзя не заметить, что  взаимосвязь этики и морали является одним из тех вопросов, на которые  абсолютно невозможно дать какой-либо единый ответ, как потому, что различные  аспекты этой проблемы уходят корнями  в глубокую древность, так и потому, что данная взаимосвязь может  быть совершенно по разному выражена не только в различных частях человеческого  общества, разделенных как географически, так и в историческом и социокультурном плане, но и в рамках одного общества, в представлении отдельных его индивидуумов.

В современных условиях, так же наблюдается особый интерес к  этике - этой старейшей и вместе с  тем неповторимо молодой отрасли  философского знания. Научные знания о морали, законах ее возникновения  и развития необходимы каждому человеку, для того, чтобы квалифицированно проводить обучение и воспитание подрастающего поколения, а также  вести со своими коллегами и конкурентами плодотворное деловое общение.

Таким образом, данная работа является попыткой рассмотреть современные  концепции морали и этики.

1. Этика - наука о морали

Если термин "мораль" латинского происхождения, то "этика" происходит от древнегреческого слова "этос" -- местопребывание, совместное жилище. В IV веке до нашей эры Аристотель обозначил прилагательным "этический" класс человеческих добродетелей -- добродетелей характера в отличие от добродетелей разума -- дианоэтических. Аристотель образовал новое существительное ethica (этика) для обозначения науки, которая изучает добродетели. Таким образом, этика как наука существует свыше 20 веков и не перестаёт быть актуальной темой исследований.

В современном понимании этика -- философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление общественной жизни, то этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, место в системе других общественных отношений, теоретически обосновывает определенную моральную систему.

Исторически предмет этики существенно  изменялся. Она начинала складываться как школа воспитания человека, научения его добродетели, рассматривалась и рассматривается (религиозными идеологами) как призыв человека к исполнению божественных заветов, обеспечивающих бессмертие личности; характеризуется как учение о непререкаемом долге и способах его реализации, как наука о формировании "нового человека" -- бескорыстного строителя абсолютно справедливого общественного порядка и т. д.

В отечественных публикациях современного периода преобладающим является определение этики как науки  о сущности, законах возникновения  и исторического развития морали, функциях морали, моральных ценностях  общественной жизни.

В этике принято разделять два  рода проблем: собственно теоретические проблемы о природе и сущности морали и нравственную этику -- учение о том, как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться.

В системе науки выделяют, в частности, этическую аксиологию, изучающую  проблемы добра и зла; деонтологию, исследующую проблемы долга и  должного; деспрективную этику, изучающую мораль того или иного общества в социологическом и историческом аспектах; генеалогию морали, историческую этику, социологию морали, профессиональную этику.

Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в  обществе, но и способствует выработке  таких моральных представлений, которые в максимальной степени  отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию  общества и человека. Этика как  наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению  в нем принципов гуманизма  и справедливости.

Мораль (от латинского moralis - нравственный; mores - нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.

Мораль - это один из способов регулирования  поведения людей в обществе. Она  представляет собой систему принципов  и норм, определяющих характер отношений  между людьми в соответствии с  принятыми в данном обществе понятиями  о добре и зле, справедливом и  несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия,

лективу; к членаобщественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение  и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также  на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые  в длительном процессе исторического  развития общества.

Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают  по единой шкале. Моральные нормы  повседневно воспроизводятся в  обществе силой традиции, властью  общепризнанной и поддерживаемой всеми  дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Ответственность в морали имеет  духовный, идеальный характер (осуждение  или одобрение поступков), выступает  в форме моральных оценок, которые  человек должен осознать, внутренне  принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам  и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном  и недостойном и т. д.

Мораль зависит от условий человеческого  бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного  и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования  поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества  индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную  определенным социальным законам.

Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые  другие ее функции.

Мораль рассматривают и как  особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека - нравственную деятельность.

Нравственное сознание является одним  из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям  определенные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т. д.) с  точки зрения соответствия моральным  требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале  или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти. Нравственное сознание - форма общественного сознания и одновременно область индивидуального  сознания личности. В последнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние  и т. п.).

Мораль нельзя сводить только к  моральному (нравственному) сознанию.

Моральные отношения возникают  между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они  различаются по содержанию, форме, способу  социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отношению к кому и какие нравственные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к т. д.), но во всех колм семьи и случаях человек, в конечном счете, оказывается в системе моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несёт обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.

Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно  говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций  разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный  элемент нравственной деятельности - поступок (или проступок), поскольку  в нем воплощаются моральные  цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные  последствия поступка - это самооценка его человеком и оценка со

кстороны окружающих.

Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых  им в относительно продолжительный  период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека - единственный объективный показатель его моральных  качеств, нравственного облика.

Нравственная деятельность характеризует  только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь  являются побуждения, которыми руководствуется  человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь  определенного идеала и т. д.

В структуре морали принято различать  образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные  принципы, нравственные идеалы, моральные  критерии и др.

Моральные нормы - это социальные нормы, регулирующие поведение человека в  обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного  мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений  о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели  и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать  в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих  регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков  людей. Нравы повседневно воспроизводятся  в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении  при определенных условиях.

В отличие от простых обычаев  и привычек, когда люди однотипно  поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям  и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного  общепринятого порядка, а находят  идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном  поведении как вообще, так и  в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных  норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия  о добре и зле и т. д., действующие  в обществе.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного  мнения, сознанием субъекта о достойном  или недостойном, нравственном или  безнравственном, что определяет и  характер нравственных санкций.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение  влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать  подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так  и всем окружающим. Моральная санкция  подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных норм может  влечь за собой помимо моральных  санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами  общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в  соответствии со степенью его тяжести  на основании воинских уставов последует  соответствующая реакция.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей  форме (например, Моисеевы законы - Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

Моральные принципы - одна из форм выражения  нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том  или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера  взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении  они служат критериями нравственности.

Информация о работе Контрольная работа по "Этике"