Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 10:55, реферат
Михаил Михайлович Бахтин родился 17 ноября 1895 года в городе Орле, в семье банковского служащего. Ранние годы прошли в Вильно (ныне — Вильнюс) и Одессе, где он посещал гимназии и Новороссийский (Одесский) университет. Уже в эти юношеские годы Михаил Михайлович глубоко изучал наследие всемирной мысли и культуры. Он очень рано, с двенадцати-тринадцати лет, погружался в философские трактаты Канта.
В 1914—1918 годах Бахтин жил в Петербурге и учился в столичном университете, в качестве вольнослушателя. Здесь Михаил Михайлович так или иначе лично соприкасался с виднейшими русскими мыслителями той поры — В.В.Розановым, Н.А.Бердяевым, Н.О.Лосским, А.В.Карташевым и другими, с сочинениями которых он был знаком и ранее.
Содержание 2
1.Введение 3
2.Основная часть 4
а)Краткая биография М.М.Бахтина 4
б)Философия поступка…….……………………………...…………...…………….5
в)Бахтин о религии 8
г)Нравственность и мораль в творчестве М.М. Бахтина 9
3.Заключение 14
Список использованной литературы 15
Взаимодействие морали и нравственности проявляется в механизме деятельности свободного выбора целей и ценностей, самоопределения человека и его ответственности. Нормативно-моральный характер толкования понятия "ответственность" - наша отечественная традиция, связанная преимущественно с социоориентированной парадигмой восприятия и понимания мира, роли и места человека в нем как объекта социализации, и недооценкой гуманистического аспекта его осмысления как субъекта, творца социальных, моральных, правовых и иных норм и предписаний. При гуманистически ориентированном подходе человек воспринимается и осмысливается как последняя инстанция в решении вопроса, как поступить и, следовательно, оказывается готовым и способным к личной ответственности за свои поступки. Проблема свободы и ответственности решается, таким образом, на диалектике процессов социализации и гуманизации, зависимости от социума, необходимости адаптации к его нормам и предписаниям и феномена приватной внутренней, нравственной свободы как подлинного, не декларируемого признания его суверенности и меры всех вещей. Мера личной свободы есть мера личной ответственности. Только тогда человек по своей воле несет это нелегкое, но благотворное бремя перед самим собой, своей совестью и перед людьми.
Человек,
всегда руководствующийся только моральными
нормами, хорошо адаптирован к социуму.
Но такая адаптация приобретается
дорогой ценой: полной или частичной
потерей способности к
Нравственность
в отличие от морали есть сфера
трагических перипетий
Мораль
и нравственность различаются и
содержательно, и функционально. Если
мораль - это относительно жесткая
система норм поведения человека
в обществе, то нравственность - система
более широкая и гибкая, где
выбор линии поведения и
Мораль несет в себе некоторое нравственное содержание: ее моральные нормы могут выражать содержание нравственных принципов, однако не безусловно, а в пределах, обусловленных "полезностью" для данного социума, его подразделений. Моральные нормы и предписания могут совпадать с нравственными принципами и ориентирами конкретной личности, если она по своей воле, по убеждению признает их соответствие и лично принимает их как личные нравственные ценности.
Различение
морали и нравственности в их диалектической
взаимосвязи и взаимодействии представляется
весьма перспективным направлением
поиска новых подходов в реализации
гуманистической философии и
парадигмы нравственного
Заслугой М.М.Бахтина, прежде всего является создание философская концепции, так называемой "первой философии" в равной степени являющейся и философией культуры, и философией личности. М.М.Бахтину свойственна оценка мысли как индивидуального поступка учитывающего и включающего в себя момент значимости мысли-суждения, так и оценка значимости суждения — необходимый момент в составе поступка. Он развил совершенную теорию превращения суждения в ответственный поступок.
Однако надо, заметить тот главный факт, что при всем размахе, с каким оболочки бахтинских текстов пошли в расход и растворились в массовом потреблении, ядро его мысли остается неприступным и довольно таинственным. Его тексты можно читать, анализировать, но постигнуть глубину мысли удается не каждому читателю. Большое количество ученых-философов и литературоведов старалось толковать эти тексты, но результат один - столько людей столько мнений и суждений, хотя каждый из них выносил на суд читателей какое-нибудь рациональное зерно.
Интересен и язык Бахтина, как будто вслед за его признанием пошедший в употребление, нарасхват. Но тогда-то и обнаружилось, что термины Бахтина не работают за пределами его текстов и не годятся для общенаучного употребления. Этим он стал поперек семиотическому движению с его стремлением охватить все гуманитарные сферы как "знаковые системы" единой терминологией. Язык Бахтина упорно сопротивлялся этой тенденции, он оказался неотчуждаем, как личность. Это принципиальный и в то же время личный язык, совсем не язык направления или школы.
При этом, видимо далеко не все мысли Бахтина были изложены в его работах, немало интересных идей он был вынужден скрыть, что совсем неудивительно учитывая порядки, которые царили во время его жизни. Он был вынужден многое скрывать от цензуры. Уже в двух своих ранних интимных трудах (которые были изданы лишь после смерти мыслителя), написанных на сокровенном и чистом языке его философии и, по-видимому, свободных от цензурных приспособлений, он свернул с магистрального пути русской религиозной философии. Фактически, унаследовав ее проблематику, Бахтин сменил язык философствования, и это имело большое значение. Он прошел школу самоограничения в последних вопросах и сделал своим философским жанром "феноменологическое описание" того, что он назвал со-бытием бытия.
Значение работ Бахтина очень велико. Он сумел связать прошлое с настоящим и дать толчок будущему. Его судьба, как и у большинства деятелей культуры того времени, была крайне нелегкой, однако он не сломался и своим творчеством вдохновил своих талантливых современников. В собственном комментарии к книге "К философии поступка " он разделил героев по признаку: тип живущих "последней ценностью" и "тип людей, строящих свою жизнь без всякого отношения к высшей ценности". Безусловно, что сам Бахтин относится к первой категории. Он не просто предложил свою готовую концепцию, он скорее предложил людям самостоятельно дополнить некоторые свои идеи так, как они сочтут верным.