Модельный этический кодекс государственного служащего Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:31, доклад

Описание работы

Задачами этических комиссий является формирование, поддержание и развитие должных этических норм служебного поведения государственных служащих, разрешение различного рода моральных конфликтов.
Этические комиссии вправе выносить государственным служащим за аморальное поведение общественные порицания, ставить вопрос перед соответствующими государственными службами, структурами об административном наказании их, рекомендовать уволить с работы.

Файлы: 1 файл

модельный этический кодекс гос.служащего.docx

— 26.06 Кб (Скачать файл)

МОДЕЛЬНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Преамбула

1. Необходимо четко  разделять требования административных, уголовных кодексов, законов, нормативных  документов к должностным обязанностям, поведению государственного служащего  и общественные требования к  ним. Этический кодекс не является  административно-правовым документом, невыполнение его норм не влечет  за собой какого-либо административного  или тем более уголовного наказания  государственного служащего.

2. Этический кодекс  государственного служащего есть  система моральных норм, обязательств  и требований добросовестного  служебного поведения должностных  лиц государственных органов  и органов местного самоуправления, основанная на нравственных общепризнанных  принципах и нормах российского  общества и государства.

В силу того, что  в кодексе собраны воедино  и систематизированы общественные требования к нравственности государственных  служащих, он:

служит основой  для формирования содержания должной  морали в сфере государственной  службы;

призван помочь государственному служащему правильно ориентироваться  в сложных нравственных коллизиях, ситуациях, обусловленных спецификой его работы;

является важным критерием для определения профессиональной пригодности человека к работе в  сфере государственной службы;

выступает как инструмент общественного контроля за нравственностью государственных служащих.

Этический кодекс государственного служащего призван содействовать  укреплению авторитета государственной  власти, доверия граждан к институтам государства, обеспечить единую нравственно-правовую основу для согласованных и эффективных  действий всех государственных структур, противодействовать падению нравственной культуры в обществе.

3. Государственный  служащий объективно выступает  одновременно как должностное  лицо, занимающее определенное место  в служебной иерархии, как общественный  деятель, оказывающий влияние  на развитие социальных и экономических процессов, как наемный работник, зачастую как руководитель персонала и работодатель, а также как частное лицо.

Эти роли могут вступать в противоречие друг с другом, следствием чего являются нравственные дилеммы  и конфликты, которые не всегда имеют  однозначное решение. Этический  кодекс призван помочь государственному служащему правильно разобраться  в подобных ситуациях.

4. В Этическом  кодексе нельзя предусмотреть  всех коллизий, возникающих в  практической деятельности госслужащего. Правила Кодекса не заменяют  личного нравственного выбора, позиции  и убеждений государственного  служащего, его совести и ответственности.

5. Государственная  служба не является привилегией.  Гражданин, поступая на государственную  службу, добровольно ограничивает  некоторые свои права, в частности,  право на критику, предпринимательскую  деятельность, избирательные права  и др. Это обусловлено тем, что  этические нормы государственного  служащего являются более строгими, чем нравственные нормы граждан,  не занятых в сфере государственной  и муниципальной службы. Высшие  должностные лица, госслужащие любого  уровня объективно наделены большей  властью и полномочиями. Этические  требования становятся более  строгими, и ответственность тем  больше, чем выше статус государственного  служащего.

6. Возможны разные  формы функционирования Этического  кодекса: в виде присяги, принимаемой  человеком при приеме на государственную  или муниципальную службу, в виде  особого документа, с которым  он обязан ознакомиться и который  хранится в его личном деле, и т.д.

Действия ряда норм и требований Кодекса распространяются на определенное количество лет (по усмотрению принимающего его субъекта) после  оставления человеком государственной  службы (переход на работу в коммерческую организацию, ранее связанную с  ним служебными отношениями; получение  от подобных организаций каких-либо подарков, льгот, услуг; использование  в личных интересах конфиденциальной или служебной информации и т.д.).

7. В данном Кодексе  понятие «государственный служащий»  распространяется также и на  муниципальных служащих.

Статья I. Основные нравственные принципы административной морали.

1. Служение государству. 

1. 1. Государственная  служба представляет собой осуществление  полномочий, посредством которых  должностное лицо реализует от  имени государства его функции.  Интересы государства, а через  него общества в целом являются  высшим критерием и конечной  целью профессиональной деятельности  государственного служащего.

Моральный, гражданский  и профессиональный долг государственного служащего руководствоваться государственными интересами и отстаивать их в процессе принятия и осуществления практических решений.

1. 2. Государственный  служащий не имеет права подчинять  государственный интерес частным  интересам индивидов или политических, общественных, экономических и любых  других групп, действовать на  пользу частным интересам, во  вред государству.

2. Служение общественным  интересам.

2. 1. Государственный  служащий обязан действовать  в общенациональных интересах,  во благо всех народов России.

2. 2. Государственный  служащий не должен использовать  свое влияние и власть в  интересах какой-либо одной из  социальных групп и ее ближайшего  окружения за счет интересов  других социальных групп.

2. 3. Действия государственного  служащего не могут быть направлены  против социально незащищенных  групп населения. Ни при каких  обстоятельствах они не должны  подвергаться дискриминации.

2. 4. Конфликт между  интересами различных социальных  групп государственный служащий  должен рассматривать с точки  зрения законных прав, социально-политической  и экономической целесообразности, общественных представлений о  справедливости и моральных ценностях.

3. Уважение к  личности.

3. 1. Признание, соблюдение  и защита прав, свобод и законных  интересов человека и гражданина  есть нравственный долг и профессиональная  обязанность государственного служащего.

3. 2. Государственный  служащий должен уважать честь  и достоинство любого человека, его деловую репутацию, не дискриминировать  одних путем предоставления другим  незаслуженных благ и привилегий, способствовать сохранению социально-правового  равенства индивидов.

3. 3. Государственный  служащий обязан обеспечить конфиденциальность  ставшей ему известной в связи  с исполнением должностных обязанностей  информации, затрагивающей частную  жизнь, честь и достоинство  гражданина.

4. Принцип законности.

4. 1. Государственный  служащий обязан своими действиями  соблюдать и отстаивать Конституцию  страны, законы и нормативные  акты РФ. Морально недопустимо  нарушать законы исходя из  политической, экономической целесообразности, по любым другим, даже благородным,  мотивам. Принцип законности своей  деятельности, своего служебного  и внеслужебного поведения должен  быть нравственной нормой государственного  служащего.

4. 2. Нравственный  долг государственного служащего  обязывает не только его самого  строго соблюдать все нормы  законов, но и активно противодействовать  их нарушениям со стороны своих  коллег и руководителей любого  ранга. Моральная обязанность  служащего информировать соответствующие  инстанции о подобных нарушениях.

5. Принцип лояльности.

5. 1. Государственный  служащий обязан соблюдать принцип  лояльности осознанное, добровольное  соблюдение установленных государством, отдельным и его структурами,  учреждениями правил, норм, предписаний  служебного поведения; верность, уважение и корректность по  отношению к государству, ко  всем государственным и общественным институтам; поддержание имиджа властных структур, постоянное содействие укреплению их авторитета.

Нравственным долгом для государственного служащего  в случае его принципиального  несогласия с политикой, проводимой государством или конкретным органом, где он служит, является уход в отставку.

Принцип лояльности распространяется на отношения:

ко всем ветвям власти;

ко всем государственным  институтам;

к законодательно утвержденным общественным институтам, партиям;

к политическому  большинству, находящемуся у власти;

к другим государственным  служащим.

5. 2. Государственный  служащий не должен выступать  в средствах массовой информации, давать интервью и выражать  любым другим способом свое  мнение, принципиально отличное  от политики государства в  целом и от политики государственного  органа, интересы которого он  представляет как должностное  лицо, как внутри страны, так и  за рубежом.

5. 3. Государственный  служащий должен избегать контактов  с лицами, вступившими в конфликт  с государственной властью.

5. 4. Государственный  служащий обязан вести дискуссию  в корректной форме, не подрывающей  авторитет государственной службы.

6. Принцип политической  нейтральности.

6. 1. Государственный  служащий обязан соблюдать в  своем поведении политическую  нейтральность - не высказывать  публично в прямом или косвенном  виде свои политические симпатии  и антипатии, не подписывать  любые политические или идеологические  документы, не участвовать в  качестве должностного лица в  любых политических акциях, не  афишировать публично свои особые  отношения с конкретными политическими  деятелями.

6. 2. Нравственной  обязанностью государственного  служащего является необходимость  полностью исключить возможность  какого-либо влияния политических  партий или иных общественных  организаций на исполнение им  своих должностных обязанностей, на принимаемые им решен и я.

6. 3. Государственный  служащий не должен допускать  использование материальных, административных  и других ресурсов государственного  органа для достижения каких-либо  политических целей, выполнения  политических решений, задач.  Особенно тщательно он должен  соблюдать нейтральность во время  избирательной кампании; его нравственным  долгом является неиспользование  своего положения и полномочий  для предвыборной агитации в  свою пользу или пользу других  кандидатов, политических партий, избирательных  блоков.

Статья II. Соблюдение общих нравственных принципов.

1. Государственный  служащий в своей деятельности  должен руководствоваться нравственными  нормами, основанными на принципах  гуманизма, социальной справедливости, правах человек а.

2. Честность и  бескорыстность

– обязательные правила  нравственного поведения государственного служащего, непременные условия  его служебной деятельности.

3. Вступление в  государственную должность и  пребывание в ней предполагает  развитое чувство долга и ответственности.  Государственный служащий должен  выполнять долг, возложенный на  него государством и законом,  с величайшей степенью личной  ответственности.

4. Нравственным  долгом и должностной обязанностью  государственного служащего является  корректность, вежливость, доброжелательность, внимательность и терпимость  по отношению ко всем гражданам,  в том числе к непосредственным  руководителям и к лицам, зависимым  от него по должностным обязанностям.

5. Государственный  служащий должен проявлять толерантность  к людям, вне зависимости от  их национальности, вероисповедания,  политической ориентации; уважение  к обычаям и традициям народов  России, учитывать культурные и  иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий.

Статья III. Выполнение служебных обязанностей.

1. Государственный  служащий должен исполнять свои  должностные (служебные) обязанности  добросовестно, ответственно, на  высоком профессиональном уровне, в целях обеспечения эффективности  работы государственного органа.

2. Нравственным  долгом и профессиональной обязанностью  государственного служащего является  стремление к постоянному совершенствованию,  к росту своих профессиональных  навыков, своей квалификации, к  получению новых знаний.

3. Государственный  служащий должен посвящать все  свое рабочее время исключительно  выполнению служебных обязанностей, прилагать все усилия для эффективной  и четкой работы.

4. Нравственным  долгом и профессиональной обязанностью  государственного служащего является  открытость для общества своей  работы, обеспечение доступности  информации о деятельности своего  государственного органа в пределах  и порядке, установленных соответствующими  законами, иными нормативными правовыми  актами.

5. Государственный  служащий не должен перекладывать  решение подведомственных ему  вопросов на других, своевременно  принимать обоснованные решения  в рамках своей компетенции  и нести за них личную ответственность.

6. Государственный  служащий обязан выполнять распоряжения  руководства, соблюдать служебные  нормы иерархии в отношениях  с начальством и подчиненными.

Информация о работе Модельный этический кодекс государственного служащего Российской Федерации