Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 13:30, контрольная работа
Гипотетическая конфликтная ситуация, когда участник эксперимента, представляющий себя главным действующим лицом, должен выбрать один из возможных вариантов действия называется моральной дилеммой. Её решение связано с трудным моральным выбором, например: «нарушить закон и спасти жизнь человека» или «поступить по закону и позволить человеку умереть». Решение моральных дилемм дает важную информацию о способе мышления людей, сталкивающихся с нравственными проблемами в реальной жизни.
Многие проблемы этики бизнеса имеют противоречивый характер и требуют публичного рассмотрения. Это моральные дилеммы, такие как:
Проблема соотношения рынка и морали
Нравственные мотивы деятельности предпринимателя
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра финансов и менеджмента
Этика бизнеса
КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Моральные дилеммы в этике бизнеса»
Выполнил: студент группы 720711 Тихова В.Д.
Проверил: доцент кафедры ФиМ Сорокина Н.Ю.
Тула, 2013
Оглавление
Гипотетическая конфликтная ситуация, когда участник эксперимента, представляющий себя главным действующим лицом, должен выбрать один из возможных вариантов действия называется моральной дилеммой. Её решение связано с трудным моральным выбором, например: «нарушить закон и спасти жизнь человека» или «поступить по закону и позволить человеку умереть». Решение моральных дилемм дает важную информацию о способе мышления людей, сталкивающихся с нравственными проблемами в реальной жизни.
Многие проблемы этики бизнеса имеют противоречивый характер и требуют публичного рассмотрения. Это моральные дилеммы, такие как:
Моральная дилемма (от гр. di(s) - дважды и lemma - предположение) - это необходимость выбора между несколькими альтернативами, приводящего в любом случае к негативному результату.
Моральный аспект корпоративных проблем не всегда очевиден. Говоря о моральном знании в бизнесе, следует подчеркнуть широкий круг проблем, с которыми сталкиваются как работники, так и менеджеры. Используемые в учебниках варианты систематизации этических проблем основываются как на отдельных сферах бизнеса (этика в сферах финансов, рекламы, маркетинге, бухгалтерии, информатизации, а также глобальная деловая этика), так и на исследовании отдельных аспектов неэтичного поведения (мошенничество, манипулирование информацией, взяточничество, конфликт интересов, сексуальные приставания, безопасность продукта, наем и увольнение сотрудников).
Оба подхода, сводящиеся к систематизации отдельных видов нарушения этических принципов, изображают организационную этику преимущественно как предписательную, направленную на формирование программ обеспечения соответствия поведения принятым нормам.
Типичные формализованные механизмы формирования этического знания – моральные кодексы, специальные должностные лица, обеспечивающие соблюдение моральных норм, «горячие линии» и системы наставлений – сводятся к тому, что некоторый работник – если не рядовой служащий и менеджер, то специальный сотрудник – знает, что хорошо, а что плохо.
В соответствии с этим подходом, основная проблема этики бизнеса − проблема соответствия нормам.
Существенно отличающая категория этических проблем – моральные дилеммы. Речь идет о выборе между взаимоисключающими требованиями морали (например, лояльность или честность; необходимость уволить одного из двух преданных сотрудников).
Еще одна обособленная категория моральных проблем − слабость воли, под которой понимается неспособность учесть имеющиеся возможности и сделать практический шаг в направлении высокой моральной цели.
Рассматривая перечисленные категории моральных проблем, нужно отметить, что картина моральных проблем бизнеса остается неполной, а также что необходимо их систематизировать. Охарактеризовать природу моральных проблем в бизнесе позволяют два измерения:
− однозначная и нечеткая моральная позиция;
− выраженность мотивации поступать правильно.
Вопрос о связи моральных норм с хозяйственной деятельностью рассматривался во многих учениях: как в нравственно-философических, так и религиозно-этических. Именно в связи с этим следует говорить о сложившейся системе добродетелей, а именно: воздержании, милосердии, благотворительности, справедливости, верности и обязанности во всех предпринимательских делах и т.п. Но даже во всей своей совокупности, они не составляют предмета экономической этики, а наоборот – отказ от них в качестве главного мотива ведения и регулирования возникших проблем хозяйственных отношений является причиной возникновения экономической этики. Одним из главных приверженцев этой тенденции, широко заявившей о себе в области взаимодействия морали и экономики, был шотландский философ-моралист и экономист Адам Смит (1723—1790). В своем знаменитом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» он преследовал цель улучшения положения бедных слоев населения. Он утверждал, что движение нации к богатству обеспечивается общеэкономическим ростом, который обеспечивается с помощью ринка и конкуренции.
Существует широко распространенное убеждение в том, что рынки являются саморегулирующимися, а мировая экономика может процветать без вмешательства мирового сообщества. Утверждается, что общественный интерес удовлетворяется наилучшим образом путем предоставления всем возможности удовлетворять собственные интересы, а попытки защитить общественный интерес путем принятия коллективных решений нарушают рыночный механизм. В XIX веке эта идея называлась «свободным предпринимательством», в наши дни это явление получило название рыночный фундаментализм.
Концепция рыночного фундаментализма, опираясь на идеи А. Смита, считает, что механизм конкуренции обладает моральным потенциалом, так как содержит стимулы для совершенствования товаров (здоровую конкуренцию) и ведет к увеличению благосостояния общества. То есть, благосостояние общества как моральная цель, достигается с помощью рыночных механизмов (конкуренция, открытая информация, свобода владения собственностью). Однако, как показала практика, не всякий рынок автоматически ведет к росту благосостояния. Кроме того, сегодня существуют такие способы ведения бизнеса, которые не предполагают никакого продукта (например, рынок ценных бумаг) и не ведут к росту благосостояния. То есть не всякий рынок, а только цивилизованный рынок, опирающийся на социально ориентированный рамочный порядок (то есть порядка, действующего в определенных экономических рамках), ведет к росту благосостояния общества.
Для успешного вхождения физического лица в образ предпринимателя, последнему необходимо, прежде всего, осознать мотивы, побуждающие его открыть свое дело и, тем самым, стать самостоятельным субъектом предпринимательского бизнеса (Приложение 1).
Под мотивом следует понимать совокупность побуждений людей к тем или иным действиям. Мотивы к предпринимательскому поведению формируются при наличии потребности быть предприимчивыми. Осознанная, осмысленная, изученная потребность становится поведенческим мотивом. Поэтому предприимчивые действия людей и выбор ими предпринимательской профессии опираются не только на их призвание, но и на их желание.
Ф. Хайек считает, что, кроме вполне естественного стремления к эффективности и прибыли у предпринимателя есть и другие мотивы активности, имеющие нравственный смысл: стремление к самореализации, к независимости от опеки различного вида, склонность к благотворительности, желание получить социальное одобрение, чувство гордости за свою деятельность, социальное служение и служение своему делу, предприимчивость, верность долгу и честное выполнение взятых обязательств.
Другими словами, предпринимателя увлекает сам процесс стремления к независимости и самореализации. И, деньги (как доход) – это критерий успеха, который демонстрирует, насколько хорошо реализован изначально задуманный предпринимательский проект. Также эти деньги выступают средством обеспечения социального признания со стороны общества и повышения деловой репутации предпринимателя.Тем не менее, предпринимательская деятельность является сферой морального риска, - она санкционирует стремление человека к наживе и собственной выгоде.
Известно, что основным элементом рыночного хозяйства является конкуренция, но не менее важным элементом хозяйственной деятельности является способность к сотрудничеству, социальная солидарность и партнерство. Ценность сотрудничества порой превышает интересы конкурентной борьбы, а общие правила (рамочный порядок) важнее интересов отдельных игроков. Бизнес — это не война на уничтожение, и его главный результат — не лидерство любой ценой.
Первый пример — Европейский союз — добровольное объединение стран Европы, в котором интересы общего выше интересов отдельных стран.
Второй пример. Представим себе такую ситуацию: владелец завода (например, машиностроительного) ежегодно собирался со своими ближайшими конкурентами и выезжал вместе с ними в пансионат на «нейтральной территории», где они вместе усердно учились у приглашенного на этот период юриста появившимся за год новым прецедентам в законодательстве, которые могли иметь отношение к их бизнесу, способам смягчения налогового бремени, вариантам разрешения спорных ситуаций с поставщиками и т. п. Почему же вместе с конкурентами? Во-первых, вместе можно было сэкономить на оплате услуг специалиста, ведь чем специализированее и квалифицированнее юрист, тем он дороже. Во-вторых, желательно было добиться единообразия в обосновании своих налоговых отчетов, дабы у налоговых органов не возникало лишних вопросов по поводу того, почему аналогичные предприятия подают столь разнообразно оформленные сведения о своей деятельности. В-третьих, если бы вопросы о своих проблемах юристу задавали одновременно пирожник, сапожник и дорожник, то две трети времени были бы потрачены для каждого впустую.
Однако сегодня процесс понимания связи конкуренции и партнерства явно продвинулся вперед. Он развивается и на политическом уровне, где создаются самые разнообразные «профессиональные» объединения бизнесменов, призванные защищать их интересы, — от Ассоциации российских банков до Московской гильдии пекарей. Но этот же процесс постоянно идет и на гораздо более незаметном, «низовом», повседневном уровне, и его движущая сила — осознание выгодности партнерства сначала в отдельных тактических ситуациях, а потом и на стратегическом уровне.
Противоречие конкуренции и сотрудничества создает основное поле напряжения предпринимательской деятельности. Это одна из причин, по которой темы партнерства и конкуренции в бизнесе неразрывно связаны. При этом одно не исключает другого: быть партнерами не значит отказываться от конкуренции, быть конкурентами не означает отказываться от партнерства в любых ситуациях. И то и другое не просто неразумно, но и «непрофессионально» для бизнеса.
Конкуренция и партнерство легче всего сходятся в одной теме — это возможность научиться чему-то у своего конкурента. В работе с бизнес-организациями используется простейшая техника «конкурентного анализа», которая часто позволяет получить достаточно ощутимый эффект на самых разных уровнях организации (Приложение 2).
В процессе подобной работы можно получить как минимум несколько позитивных результатов:
В тех случаях, когда информация о конкурентах отрывочна или неполна, можно поставить целенаправленную задачу и найти под нее исполнителя, который взялся бы восполнить этот пробел. Обычно для этого даже не требуется особых «аналитических отделов». Иногда достаточно поднять трубку и позвонить в эту самую фирму, иногда — посетить ее несколько раз. Ведь основные секреты успеха скрываются не в сейфах компаний, но в способах ее работы с клиентами.
Наряду с потенциальной выгодой сотрудничества или возможностью найти у конкурента что-то полезное, есть и другая, не менее серьезная причина, но зачастую хуже осознаваемая бизнесменами, которая заставляет их прибегать к партнерству. И если первый мотив для партнерства — выгода, то второй — это осознаваемый или неосознаваемый страх, опасение потерять рынок, как таковой.
Данная дилемма - это противоречие между инстинктивной жаждой наживы и разумными целями предпринимательства, к которым относятся качество товаров, потребительский спрос, инвестиции. Примером может послужить высказывание американского промышленника, производство практичных и недорогих автомобилей которого позволило улучшить жизнь множества людей во всем мире.
“Главная цель капитала – не добыть как можно больше денег, а добиться, чтобы деньги вели к улучшению жизни” – Генри Форд
Хотя главная цель бизнеса - удовлетворение инстинкта наживы, но при этом, правильный бизнес способствует развитию общества и росту благосостояния людей.
Сама деятельность Генри Форда наглядно воплотила в жизнь его же афоризм: используя свой собственный капитал (как умственный, так и материальный), он создал первый в мире автомобиль, его машины были самыми первыми доступными по цене для населения; именно он ввел понятие конвейера и изобрел его, тем самым увеличив производство автомобилей и сделав их еще более дешевыми. Высказывание Генри Форда характеризует не просто полезную для потребителей деятельность отдельно взятой фирмы, использующей свой капитал на благо общества, но главную задачу всей экономической сферы общества – улучшение качества жизни населения, которого можно добиться только производством качественной и недорогой продукции.