Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 13:30, контрольная работа
Гипотетическая конфликтная ситуация, когда участник эксперимента, представляющий себя главным действующим лицом, должен выбрать один из возможных вариантов действия называется моральной дилеммой. Её решение связано с трудным моральным выбором, например: «нарушить закон и спасти жизнь человека» или «поступить по закону и позволить человеку умереть». Решение моральных дилемм дает важную информацию о способе мышления людей, сталкивающихся с нравственными проблемами в реальной жизни.
Многие проблемы этики бизнеса имеют противоречивый характер и требуют публичного рассмотрения. Это моральные дилеммы, такие как:
Проблема соотношения рынка и морали
Нравственные мотивы деятельности предпринимателя
С зарождением капитализма стремление к богатству приведёт к желанию получать неограниченную прибыль. Современный российский предприниматель в своем стремлении к богатству использует не всегда легитимные средства: борьба за собственность, уход от налогов, вывоз капитала. Такой «бизнес» ведет не к благополучию, а к разрушению общества.
Волны экономического и финансового кризисов выявили, что одна из главных причин - нарушения этики, элементарное мошенничество. Так, например, финансовый кризис 2008 года был спровоцирован крушением банковской системы США, связанным с аферой Мэддоффа. Американский банкир Б. Мэддофф (приговоренный в 2009 году к 150 годам тюрьмы) создал самую крупную финансовую пирамиду финансовую пирамиду за всю историю человечества. Количество потерпевших составляет от одного до трех миллионов человек и несколько сотен финансовых организаций, ущерб оценивается в сумме около $64,8 млрд.
Развитие нечестного, мошеннического, криминального бизнеса ведет не к развитию, а к разрушению общества. Стала ясной связь между степенью этичности бизнеса и благосостоянием общества. Не всякий бизнес ведет к росту благосостояния и качества жизни. Многочисленные исследования показали, что предпринимательская деятельность может быть продуктивной и деструктивной в зависимости от ее целей и тех мотивов, которые двигают эту деятельность. Если цель бизнеса — максимизация прибыли любой ценой, а мотивы — индивидуальное обогащение — то наиболее «выгодным оказывается преступный бизнес или просто воровство — обманул, украл и убежал.
Поэтому, для того, чтобы направить имеющуюся в стране предпринимательскую энергию в русло созидательной деятельности, не обойтись без конструирования модели предпринимательского поведения, где эта деятельность была бы признана основным мотивом. Этика бизнеса конструирует такую модель предпринимательской деятельности, которая ведет к укреплению социальных связей, росту благосостояния.
Сигнализаторство (информирование) — одна из форм реализации индивидуальной моральной ответственности, социальный институт, задача которого — противостоять нарушениям моральных и правовых норм, защищать интересы общества и права человека.
Этот термин относят к разоблачительным заявлениям сотрудников организации, адресованным руководителям фирмы (общественности), о недостойном поведении коллег (о нарушении моральных законов организации в целом). Сигнализаторство призвано побудить корпоративные структуры делать то, что можно и должно, если они желают создать мнение о корпорации как о нравственной. Когда эти корпоративные структуры предотвращают необходимость сигнализаторства, они защищают и права работников (например, на свободу слова, на достойное отношение), и благо общественности.
Примером сигнализаторства может послужить конкретный случай фирмы «Форд Мотор» в деле с «Пинто» — не выпускаемой более моделью. После того, как три женщины погибли в своих автомобилях модели «Пинто» выпуска 1973 г. из-за возгорания машин после наезда на них сзади, компания «Форд» была привлечена к суду. Руководители фирмы утверждали, что вточности следовали федеральным правилам, проведя экономический анализ и показав, что добавление 11-долларовой детали, которая могла бы предотвратить загорание топливной системы, — это лишние расходы по сравнению с оценкой низкой вероятности гибели людей или получения ими телесных повреждений по указанной причине. Однако другие свидетельства по делу гласили, что:
1)
руководители фирмы должны
2) модель «Пинто» не могла выдержать наезд на скорости 50 км/ч без высоко-вероятного разрушения бензобака;
3)
главный инженер проекта
Критерием этической оправданности информирования вышестоящих органов о нарушениях в организации служит мотив совершения поступка. Если обращение используется не для решения собственных карьерных проблем или мести какому-либо конкретному лицу, а ради интересов дела и если данный поступок не преследует личную выгоду, а продиктован заботой о благе других людей, то такое поведение можно признать оправданным с этической точки зрения. Прежде чем перейти к анализу реальных ситуаций, необходимо уточнить, что некоторые люди психологически склонны играть роль "борцов за правду", хотя в действительности преследуют совершенно другие цели. Поэтому важно не поддаться на описание и интерпретацию ситуации участвующими в ней и заинтересованными сторонами, а беспристрастно, на основе фактов проанализировать происшедшее и принять надлежащие меры. Что можно сказать о конкретных мотивах лиц, идущих на служебное информирование? Желание сделать деловое сообщение, а не анонимный донос основано обычно на твердой вере в личную ответственность, подкрепленной чувством профессиональной чести, религиозными соображениями и лояльностью по отношению к обществу.
Решение деловых и личных проблем, идущее вразрез с существующими экономическими, юридическими и моральными нормами, за счет использования положения отдельных людей, имеющих привилегированный доступ к товарам или услугам, - явление весьма распространенное в мире бизнеса. Использование выгодных связей может носить как личный, так и корпоративный характер. В том случае, если некое лицо, наделенное определенными полномочиями (т.е. "используя служебное положение"), намерено оказать нам личную услугу, необходимо задать себе следующие вопросы:
1) имеет ли данное лицо законные права на продукты или услуги, которые он вам предоставляет, или он фактически крадет их? Что позволяет ему вести себя так в данном случае? Кому на самом деле принадлежат эти продукты или услуги?
2)
имеют ли другие люди, кроме
вас, подобную возможность? Справедливо
ли распространяется услуга
3)
считать ли оказанную услугу
не подлежащей разглашению? Можно
ли сообщить о ней другим, не
попав в неловкое положение
или без негативных
Ситуация с незаконным или безнравственным получением некоторых товаров или услуг усложняется, если речь идет не о личных интересах, а об интересах организации. Допустимо ли идти на нарушение правил, чтобы совершить выгодную и полезную сделку, например, зарегистрировать организацию, открыть новое дело, получить то, что вам положено по закону? Моральным оправданием в данном случае нередко служит то, что за всем этим стоят интересы других людей: работников предприятия, ваших будущих клиентов, потребителей вашего будущего продукта или услуги и т.д. Одно из наиболее известных проявлений "этики выгодных связей" - взятка. С моральной точки зрения особенно важно провести черту между скрытой формой взятки и подарком. Является ли, например, скрытой формой взятки приглашение на банкет, путевка в санаторий, оплата совместной туристической поездки или, наконец, небольшой подарок от фирмы, которая хотела бы заключить с вами выгодный контракт?
Этические рекомендации по этому вопросу должны прежде всего учитывать нравственные и культурные традиции той или иной страны. Существует, как минимум, три рода культурных традиций, лежащих в основе современных деловых операций:
1) "замкнутый круг" (круговая порука),
2) система взаимных услуг
3) обмен подарками.
В странах с недостаточно развитой экономикой и низкой культурой деловых отношений большинство людей считают, что принадлежность к определенному "замкнутому кругу", состоящему из родственников, друзей и ближайших коллег, подразумевает взаимную защиту и обеспечение взаимного процветания. Любой человек вне этого круга - "чужак", чьи намерения необходимо ставить под сомнение. Именно поэтому бизнесмены (как и правительственные чиновники) предпочитают иметь дело со знакомыми людьми, которым они доверяют.
В системе взаимных услуг подарок или услуга обязывают получателя возвратить их когда-нибудь в будущем, но с "процентами". А когда услуга возвращена, то даритель обязан отплатить за нее еще большей услугой. Тем самым система взаимных обязательств и обмена услугами обеспечивает доступ в замкнутый крут доверенных лиц, становясь основой для ведения деловых операций. Культурная традиция, тесно связанная с системой взаимных услуг, предполагает, прежде всего, подношение подарков. Сделать подарок или получить его в сфере деловых отношений означает нечто большее, чем дружеское расположение. Это знак корпоративной идентичности, который делает бизнесмена "своим" и открывает ему перспективу выгодных сделок. Включившись в традиционный обмен подарками и услугами и войдя в "замкнутый круг", бизнесмен может завоевать доверие, облегчить себе доступ на местный рынок товаров и технологий и свести к минимуму риск в чужой среде.
Одно из наиболее известных проявлений этики выгодных связей — взятка. С моральной точки зрения особенно важно провести черту между скрытой формой взятки и подарком. Является ли, например, скрытой формой взятки приглашение на банкет, путевка в санаторий, оплата совместной туристической поездки или, наконец, небольшой подарок от фирмы, которая хотела бы заключить с вами выгодный контракт?
Трудности, связанные с участием в традиционном обмене подарками, заключаются в том, чтобы научиться отличать подарки от взяток. Попросив у вас взаймы, занимается ли ваш деловой партнер вымогательством или он подталкивает вас к вступлению в систему взаимных услуг? В качестве критерия могут выступать: а) размер суммы (чем меньше сумма, тем это менее похоже на взятку); б) предназначение денег (если деньги предполагается передать третьей стороне, особенно обладающей властью, то это, скорее всего, взятка). В подобных случаях обычно советуют давать деньги не частным лицам, а переводить безвозмездные субсидии для строительства больниц и школ, обеспечивая техническую и экспертную помощь в организации общественных работ. Наиболее надежным моральным критерием допустимости взаимных услуг служит их открытость, позволяющая наилучшим образом развеять посторонние подозрения относительно мотивов и действий компаний и отдельных лиц и создать доверие между бизнесом и обществом.
В области ведения бизнеса с моральными проблемами приходится сталкиваться часто, так как нередко перед нами стоит необходимость выбора между многими решениями, которые, так или иначе, приведут к отрицательному результату.
Моральные дилеммы в бизнесе в разных его проявлениях (например, в бухгалтерии предприятия, в рекламном бизнеса, в финансовых отчетах организации и т.п.) встречаются не только в работе персонала предприятия (рабочие), но и в деятельности управляющих (менеджеров). И тем, и другим свойственно проявлять неэтическое поведение по отношению друг к другу. Это может быть взяточничество, мошенничество, сокрытие информации, сексуальное приставание, беспричинный найм и увольнение и т.д. Если не перед каждым из нас, то перед многими стоит непростой выбор моральных поступков – сотрудник не знает, каким моральным качеством пренебречь, а каким воспользоваться в тех или иных случаях. Именно тогда и возникает моральная дилемма (например, в связи с сокращением штата необходимо уволить сотрудник, лояльных и компетентных по отношению к своей работе).
Но не только внутри организации возникают моральные проблемы, на рынке в целом появляются ситуации, граничащие с законами морали бизнеса. Например, вопрос о повышении благосостояния населения страны остро обсуждается вот уже много лет. Логично предположить, что, следуя рыночной концепции, чистая конкуренция на рынке должна стимулировать рост качества продаваемых товаров и услуг (что само по себе является моральными качествами и целями бизнеса), но на практике мы часто видим несоответствие этого принципа с реальной жизнью. А именно: так как целью любой коммерческой организации является получение прибыли, то порой последнее, о чем заботится предприниматель, - это качество производимого товара.
По моему мнению, решения моральных дилемм в этике бизнеса, нет, так абсолютно все проблемы, рассматриваемые в данной работе, заключаются в принятии моральных решений, а мораль сама по себе уже установленное в обществе понятие о плохом и хорошем. Следовательно, неважно, какое решение будет тобою принято, если оно соответствует моральным ценностям общества.
№ |
Конкурирующая организация |
Преимущества конкурентов |
Задачи для решения |