Моральные дилеммы в этике бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 13:30, контрольная работа

Описание работы

Гипотетическая конфликтная ситуация, когда участник эксперимента, представляющий себя главным действующим лицом, должен выбрать один из возможных вариантов действия называется моральной дилеммой. Её решение связано с трудным моральным выбором, например: «нарушить закон и спасти жизнь человека» или «поступить по закону и позволить человеку умереть». Решение моральных дилемм дает важную информацию о способе мышления людей, сталкивающихся с нравственными проблемами в реальной жизни.
Многие проблемы этики бизнеса имеют противоречивый характер и требуют публичного рассмотрения. Это моральные дилеммы, такие как:
Проблема соотношения рынка и морали
Нравственные мотивы деятельности предпринимателя

Файлы: 1 файл

Моральные дилеммы в этике бизнеса.docx

— 55.50 Кб (Скачать файл)

С зарождением капитализма стремление к богатству приведёт к желанию получать неограниченную прибыль. Современный российский предприниматель в своем стремлении к богатству использует не всегда легитимные средства: борьба за собственность, уход от налогов, вывоз капитала. Такой «бизнес» ведет не к благополучию, а к разрушению общества.

Волны экономического и финансового кризисов выявили, что одна из главных причин - нарушения этики, элементарное мошенничество. Так, например, финансовый кризис 2008 года был спровоцирован крушением банковской системы США, связанным с аферой Мэддоффа. Американский банкир Б. Мэддофф (приговоренный в 2009 году к 150 годам тюрьмы) создал самую крупную финансовую пирамиду финансовую пирамиду за всю историю человечества. Количество потерпевших составляет от одного до трех миллионов человек и несколько сотен финансовых организаций, ущерб оценивается в сумме около $64,8 млрд.

Развитие нечестного, мошеннического, криминального бизнеса ведет не к развитию, а к разрушению общества. Стала ясной связь между степенью этичности бизнеса и благосостоянием общества. Не всякий бизнес ведет к росту благосостояния и качества жизни. Многочисленные исследования показали, что предпринимательская деятельность может быть продуктивной и деструктивной в зависимости от ее целей и тех мотивов, которые двигают эту деятельность. Если цель бизнеса — максимизация прибыли любой ценой, а мотивы — индивидуальное обогащение — то наиболее «выгодным оказывается преступный бизнес или просто воровство — обманул, украл и убежал.

  Поэтому, для того, чтобы направить имеющуюся в стране предпринимательскую энергию в русло созидательной деятельности, не обойтись без конструирования модели предпринимательского поведения, где эта деятельность была бы признана основным мотивом. Этика бизнеса конструирует такую модель предпринимательской деятельности, которая ведет к укреплению социальных связей, росту благосостояния.

 

6. Дилемма служебного информирования

Сигнализаторство (информирование) — одна из форм реализации индивидуальной моральной ответственности, социальный институт, задача которого — противостоять нарушениям моральных и правовых норм, защищать интересы общества и права человека.

Этот термин относят к разоблачительным заявлениям сотрудников организации, адресованным руководителям фирмы (общественности), о недостойном поведении коллег (о нарушении моральных законов организации в целом). Сигнализаторство призвано побудить корпоративные структуры делать то, что можно и должно, если они желают создать мнение о корпорации как о нравственной. Когда эти корпоративные структуры предотвращают необходимость сигнализаторства, они защищают и права работников (например, на свободу слова, на достойное отношение), и благо общественности.

Примером сигнализаторства может послужить конкретный случай фирмы «Форд Мотор» в деле с «Пинто» — не выпускаемой более моделью. После того, как три женщины погибли в своих автомобилях модели «Пинто» выпуска 1973 г. из-за возгорания машин после наезда на них сзади, компания «Форд» была привлечена к суду. Руководители фирмы утверждали, что вточности следовали федеральным правилам, проведя экономический анализ и показав, что добавление 11-долларовой детали, которая могла бы предотвратить загорание топливной системы, — это лишние расходы по сравнению с оценкой низкой вероятности гибели людей или получения ими телесных повреждений по указанной причине. Однако другие свидетельства по делу гласили, что:

1) руководители фирмы должны были  знать об опасности со стороны  топливной системы по отчетам  о результатах испытаний на  наезды;

2) модель «Пинто» не могла выдержать наезд на скорости 50 км/ч без высоко-вероятного разрушения бензобака;

3) главный инженер проекта указал, что его неоднократные письменные  и устные напоминания руководству  фирмы о недостаточной безопасности  «Пинто» были, по сути дела, проигнорированы и привели к его перемещению на работу, не связанную с проблемами соблюдения федеральных стандартов.

Критерием этической оправданности информирования вышестоящих органов о нарушениях в организации служит мотив совершения поступка. Если обращение используется не для решения собственных карьерных проблем или мести какому-либо конкретному лицу, а ради интересов дела и если данный поступок не преследует личную выгоду, а продиктован заботой о благе других людей, то такое поведение можно признать оправданным с этической точки зрения. Прежде чем перейти к анализу реальных ситуаций, необходимо уточнить, что некоторые люди психологически склонны играть роль "борцов за правду", хотя в действительности преследуют совершенно другие цели. Поэтому важно не поддаться на описание и интерпретацию ситуации участвующими в ней и заинтересованными сторонами, а беспристрастно, на основе фактов проанализировать происшедшее и принять надлежащие меры. Что можно сказать о конкретных мотивах лиц, идущих на служебное информирование? Желание сделать деловое сообщение, а не анонимный донос основано обычно на твердой вере в личную ответственность, подкрепленной чувством профессиональной чести, религиозными соображениями и лояльностью по отношению к обществу.

 

 

7. Дилемма выгодных связей

Решение деловых и личных проблем, идущее вразрез с существующими экономическими, юридическими и моральными нормами, за счет использования положения отдельных людей, имеющих привилегированный доступ к товарам или услугам, - явление весьма распространенное в мире бизнеса. Использование выгодных связей может носить как личный, так и корпоративный характер. В том случае, если некое лицо, наделенное определенными полномочиями (т.е. "используя служебное положение"), намерено оказать нам личную услугу, необходимо задать себе следующие вопросы:

1) имеет ли данное лицо законные  права на продукты или услуги, которые он вам предоставляет, или он фактически крадет их? Что позволяет ему вести себя  так в данном случае? Кому на  самом деле принадлежат эти  продукты или услуги?

2) имеют ли другие люди, кроме  вас, подобную возможность? Справедливо  ли распространяется услуга или  возможность и все ли в организации  имеют равный доступ к ней?

3) считать ли оказанную услугу  не подлежащей разглашению? Можно  ли сообщить о ней другим, не  попав в неловкое положение  или без негативных последствий?

Ситуация с незаконным или безнравственным получением некоторых товаров или услуг усложняется, если речь идет не о личных интересах, а об интересах организации. Допустимо ли идти на нарушение правил, чтобы совершить выгодную и полезную сделку, например, зарегистрировать организацию, открыть новое дело, получить то, что вам положено по закону? Моральным оправданием в данном случае нередко служит то, что за всем этим стоят интересы других людей: работников предприятия, ваших будущих клиентов, потребителей вашего будущего продукта или услуги и т.д. Одно из наиболее известных проявлений "этики выгодных связей" - взятка. С моральной точки зрения особенно важно провести черту между скрытой формой взятки и подарком. Является ли, например, скрытой формой взятки приглашение на банкет, путевка в санаторий, оплата совместной туристической поездки или, наконец, небольшой подарок от фирмы, которая хотела бы заключить с вами выгодный контракт?

Этические рекомендации по этому вопросу должны прежде всего учитывать нравственные и культурные традиции той или иной страны. Существует, как минимум, три рода культурных традиций, лежащих в основе современных деловых операций:

1) "замкнутый круг" (круговая  порука),

2) система взаимных услуг 

3) обмен подарками.

В странах с недостаточно развитой экономикой и низкой культурой деловых отношений большинство людей считают, что принадлежность к определенному "замкнутому кругу", состоящему из родственников, друзей и ближайших коллег, подразумевает взаимную защиту и обеспечение взаимного процветания. Любой человек вне этого круга - "чужак", чьи намерения необходимо ставить под сомнение. Именно поэтому бизнесмены (как и правительственные чиновники) предпочитают иметь дело со знакомыми людьми, которым они доверяют.

В системе взаимных услуг подарок или услуга обязывают получателя возвратить их когда-нибудь в будущем, но с "процентами". А когда услуга возвращена, то даритель обязан отплатить за нее еще большей услугой. Тем самым система взаимных обязательств и обмена услугами обеспечивает доступ в замкнутый крут доверенных лиц, становясь основой для ведения деловых операций. Культурная традиция, тесно связанная с системой взаимных услуг, предполагает, прежде всего, подношение подарков. Сделать подарок или получить его в сфере деловых отношений означает нечто большее, чем дружеское расположение. Это знак корпоративной идентичности, который делает бизнесмена "своим" и открывает ему перспективу выгодных сделок. Включившись в традиционный обмен подарками и услугами и войдя в "замкнутый круг", бизнесмен может завоевать доверие, облегчить себе доступ на местный рынок товаров и технологий и свести к минимуму риск в чужой среде.

Одно из наиболее известных проявлений этики выгодных связей — взятка. С моральной точки зрения особенно важно провести черту между скрытой формой взятки и подарком. Является ли, например, скрытой формой взятки приглашение на банкет, путевка в санаторий, оплата совместной туристической поездки или, наконец, небольшой подарок от фирмы, которая хотела бы заключить с вами выгодный контракт?

Трудности, связанные с участием в традиционном обмене подарками, заключаются в том, чтобы научиться отличать подарки от взяток. Попросив у вас взаймы, занимается ли ваш деловой партнер вымогательством или он подталкивает вас к вступлению в систему взаимных услуг? В качестве критерия могут выступать: а) размер суммы (чем меньше сумма, тем это менее похоже на взятку); б) предназначение денег (если деньги предполагается передать третьей стороне, особенно обладающей властью, то это, скорее всего, взятка). В подобных случаях обычно советуют давать деньги не частным лицам, а переводить безвозмездные субсидии для строительства больниц и школ, обеспечивая техническую и экспертную помощь в организации общественных работ. Наиболее надежным моральным критерием допустимости взаимных услуг служит их открытость, позволяющая наилучшим образом развеять посторонние подозрения относительно мотивов и действий компаний и отдельных лиц и создать доверие между бизнесом и обществом.

 

Заключение

В области ведения бизнеса с моральными проблемами приходится сталкиваться часто, так как нередко перед нами стоит необходимость выбора между многими решениями, которые, так или иначе, приведут к отрицательному результату.

Моральные дилеммы в бизнесе в разных его проявлениях (например, в бухгалтерии предприятия, в рекламном бизнеса, в финансовых отчетах организации и т.п.) встречаются не только в работе персонала предприятия (рабочие), но и в деятельности управляющих (менеджеров). И тем, и другим свойственно проявлять неэтическое поведение по отношению друг к другу. Это может быть взяточничество, мошенничество, сокрытие информации, сексуальное приставание, беспричинный найм и увольнение и т.д. Если не перед каждым из нас, то перед многими стоит непростой выбор моральных поступков – сотрудник не знает, каким моральным качеством пренебречь, а каким воспользоваться в тех или иных случаях. Именно тогда и  возникает моральная дилемма (например, в связи с сокращением штата необходимо уволить сотрудник, лояльных и компетентных по отношению к своей работе).

Но не только внутри организации возникают моральные проблемы, на рынке в целом появляются ситуации, граничащие с законами морали бизнеса. Например, вопрос о повышении благосостояния населения страны остро обсуждается вот уже много лет. Логично предположить, что, следуя рыночной концепции, чистая конкуренция на рынке должна стимулировать рост качества продаваемых товаров и услуг (что само по себе является моральными качествами и целями бизнеса), но на практике мы часто видим несоответствие этого принципа с реальной жизнью. А именно: так как целью любой коммерческой организации является получение прибыли, то порой последнее, о чем заботится предприниматель, - это качество производимого товара.

По моему мнению, решения моральных дилемм в этике бизнеса, нет, так абсолютно все проблемы, рассматриваемые в данной работе, заключаются в принятии моральных решений, а мораль сама по себе уже установленное в обществе понятие о плохом и хорошем. Следовательно, неважно, какое решение будет тобою принято, если оно соответствует моральным ценностям общества.

 

Список литературы

  1. Алексина Т.А. Этика бизнеса// Прикладная этика. М.,2010
  2. Алексина Т.А. Этика. Лекции . М.,2012
  3. Алексина Т.А. Философия и этика бизнеса. Учебно-методические материалы. М.,2008
  4. Назаров В.И. Прикладная этика. М., 2008
  5. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Предпринимательская этика. М., 2009
  6. Емельянов Е. Н., Поварницына С. Е. Психология бизнеса. М.: АРМАДА, 2010.
  7. Майкл Мескон. Уроки американского менеджмента. Перевод с английского: Общая редакция и вступительная статья доктора экономических наук Л. И. Евенко. М.: ДЕЛО, 2008

 

Приложение 1.

Результаты деятельности организации.

 

 
Приложение 2.

Матрица конкурентного анализа.

 

 

Конкурирующая организация

Преимущества конкурентов

Задачи для решения


 

 

 

 


Информация о работе Моральные дилеммы в этике бизнеса