Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:41, контрольная работа
Что такое этикет? Понятие это философское, этическое. По словарю: «Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры, одежда). В этом определении содержится указание на внешнее проявление отношения к людям. Однако внешнее проявление, как правило, отражает внутреннюю суть отношений, которые в идеале должны быть взаимно доброжелательными.
Введение…………………………………………………………………………...2
Что такое культурная картина мира?………………………………………
Опишите типологию культур по критерию «избегание неопределённости».………………………………………………………………..3
Опишите источники сведений о национальном характере?……........4
Опишите характерные черты национально-культурного этикета народов Северного Кавказа (на примере чеченцев)…
5. Опишите характерные черты национально-культурного этикета грузин.
6. Что такое шведский стол? ………………………………………………….
7.Опишите характерные черты национально-культурного этикета французов…………………………………………………………………………
8. Опишите японский этикет подарков………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………….15
1. Международные анекдоты, полностью базирующиеся на стереотипных представлениях о том или ином народе. Эти стереотипы не столько отражают некие наиболее существенные и типичные черты народа, сколько формируют их и в глазах других народов, и в собственных глазах.
2. Национальная классическая
3. Фольклор, или устное народное
творчество, как наиболее надежный
источник сведений о национальн
4. Последним по порядку, но и самым надежным и научно приемлемым свидетельством существования национального характера является национальный язык. Язык и отражает, и формирует характер своего носителя, это самый объективный показатель народного характера.
4. Опишите характерные черты национально-культурного этикета народов Северного Кавказа (на примере чеченцев).
В исторически сложившейся
системе ценностей горских
Любая жизненная ситуация - это общение людей, обладающих различными статусами, соответственно которым нормы этикета и предписывают им, как вести себя. Все многообразие социальных рангов в этикетной ситуации так или иначе сводится к простейшим моделям, имеющим общую черту, которую можно образно представить формулой «доминирование - подчинение». Вот ее модификации, существенные для Северного Кавказа: доминирование - подчинение; лучше - хуже; верх - низ; перед - зад, правое - левое; центр - периферия; мужчина женщина; старше - младше; знатный - простой; чужие - свои; гость - хозяин; гость дальний - гость ближний; свойственник - родственник; родственник по матери - родственник по отцу.
При всей условности этой схемы она выражает некие общие принципы этикетного поведения. Так, при встрече двух мужчин первым приветствует младший по возрасту или общественному положению. Прощаясь, младший несколько шагов делает пятясь, так как неуважительным считается поворачиваться спиной к старшему (оппозиция «перед - зад»). Если супруги идут по улице, то муж всегда впереди на 1-2 шага («мужчина - женщина»; «перед - зад»). Если рядом идут два мужчины, то почетная правая сторона всегда уступается старшему («правое - левое»). При встрече путников этикетное предпочтение оказывается тому, кто идет сверху, то есть спускается с гор («верх - низ»).
В обрядах гостеприимства гость обладает этикетными привилегиями перед хозяином независимо от возраста и ранга («гость - хозяин»). При рассаживании гостей на торжественном пиру гостям, прибывшим издалека, оказывается предпочтение перед теми, кто живет по соседству (дальний - ближний»). В повседневной жизни и в торжественных случаях свойственникам (родственникам супруга) оказывается этикетное предпочтение перед родственниками супруги, а родственникам по материнской линии - перед родственниками по отцовской.
Предложенная схема имеет свою специфику в различных местностях Северного Кавказа. Так, этикетные нормы аристократических обществ Западного Кавказа (кабардинцы, бесленеевцы, темиргоевцы, бжедуги) в прошлом особое значение придавали знатности.
В «демократических» племенах гораздо важнее был возраст, чем знатность. В советское время знатность в этикетном смысле стала заменяться должностным статусом человека.
Общие принципы поведения при контакте людей на Северном Кавказе порой поражают своей изощренностью. Контакт при встрече начинается с приветствия, которое почти у всех народов состоит из приветственного жеста правой рукой, поднятой к головному убору (шапку ни в коем случае не снимают - это символ мужского достоинства, ее снятие означает демонстрацию самоуничижения), мужчины обнимаются, пожимают друг другу правую руку, обязательны благопожелания-либо общемусульманская формула (у мусульман), либо приличествующая ситуации, возрасту и рангу фраза из богатого фонда кавказского красноречия.
Поведенческая культура предусматривает определенный минимум расстояния между беседующими. Младшие по отношению к старшим должны выдерживать дистанцию в 1-1,2 метра, для этого младший, подойдя для рукопожатия, тут же должен сделать 1-2 шага назад. Между разговаривающими мужчиной и женщиной «приличная» дистанция увеличивается до 1,5-2 метров, между женщинами сокращается до 70 сантиметров.
Контакт в динамике при
встрече регламентируется еще более
сложными нормами этикета. Демонстрацией
«благородного смирения»
В этих, казалось бы, однозначных предписаниях этикета есть немало исключений и вариаций. Так, повстречавшись с женщиной за пределами селения, мужчина должен учесть не только «стандартный» почтительный вариант, но и то, где находится селение, с тем, чтобы женщина оказалась между ним и селением (почтительность по формуле «ближе к центру»).
Если мужчина догоняет идущего впереди путника, он в любом случае должен проходить слева от него, обязательно поприветствовать и, если тот, к кому он присоединился, младше его, то это уже дело последнего занять верную с точки зрения учтивости позицию. Если же впереди идут двое и больше человек, то нагнавший обходит их справа и в этом случае часто бывает учтивая перестройка с демонстрацией «благородной скромности».Правила хорошего тона требуют, чтобы, увидев идущих сзади, человек остановился и подождал их, а если входящий в свой дом человек увидит идущего по улице, он обязан подождать его и совершить обряд приветствия.
5. Опишите характерные черты национально-культурного этикета грузин
Грузины. В общественном сознании в национальной культуре грузин тема Родины – на первом месте. Каждый мужчина считается воином, который должен защищать свою Родину, близких, самого себя. От мужчин требуется хорошо владеть оружием. Грузинам присущи храбрость, смелость, воинственность.
У грузин пользуется особым уважением люди, особенно обладающие знаниями, оптимизмом, остроумием, находчивостью, талантами, умением обращаться к народному эпосу, цитатам из популярных произведений грузинских поэтов и писателей. В почете и любовь к народным мелодиям, хорошему исполнению песен. Для народа Грузии характерна психология терпимости, такта, сотрудничества в межнациональном общении и взаимоотношениях с представителями других этнических общностей. Грузины с иронией и юмором относятся к себе и своим слабостям. Одна их пословица гласит: «Если у тебя загорелся сарай и не можешь потушить пожар, то хотя бы руки погрей».
У грузин высоко ценится дружба, искреннее веселье. Мир и согласие, любовь и счастье – основа человеческих радостей, - считают в Грузии. Во время застолья прежде всего ценится умение сказать хороший тост. Это своего рода искусство. Состязание гостей в произнесении тостов на любом торжестве не означает столь же активного употребления напитков. В стране пропагандируются и жизнелюбие, гостеприимство. На грузинских праздниках распространено искреннее веселье, витиеватая, но понятная игра слов, тонкий юмор, человеческая теплота, рыцарское отношение к женщине.
6. Что такое шведский стол?
Шведский стол» и вправду придумали шведы. Много веков назад, когда скандинавы ожидали приезда множества гостей, они делали заготовки из долгохранящейся еды - соленой рыбы, вареной картошки и овощей, копченого мяса - чтобы не готовить каждый раз заново, и накормить всех вновь прибывших. Еду подавали на стол в больших мисках и каждый брал столько, сколько захочет.
Сейчас, разумеется, ситуация иная: в нормальном отеле повар должен подавать на стол исключительно свежую пищу. Остался лишь принцип подачи: вся еда - на виду у гостя и он может сам определить, чего он хочет попробовать, а чего нет, и положить столько, сколько хочет.
Определение «шведский стол», применяемое для обозначения формата в русском языке, в английском дублируется более точным «buffet» (буфет). Кстати, сами шведы такой формат называют smergasbord, что в буквальном переводе означает «бутербродный стол».
Формат «шведский стол» появился в нашей стране в начале 90-х годов прошлого века и быстро обрел популярность. Потребителей привлекала возможность есть столько, сколько хочется, не ограничиваясь стандартной порцией. Отечественные рестораторы, вдохновленные примером зарубежных коллег, начали развивать шведский стол в России. Заведений общественного питания тогда было мало, а потенциальных клиентов - много.
«Шведский стол» окажется, кстати, везде, где необходимо предложить разнообразный ассортимент блюд большому количеству гостей за короткий срок. Во-первых, его устройство позволяет обслужить множество клиентов одновременно. Во-вторых, у поваров и официантов есть достаточно времени, чтобы все для этого подготовить.
Хорошо и то, что буфет не требует фиксированного меню (если только это не тематический стол, специально посвященный какой-нибудь национальной кухне). С технической точки зрения он очень удобен в использовании: компактен, мобилен, многообразен, универсален, экономичен и при этом достаточно красиво выглядит.
«Шведский стол» очень популярен у посетителей: многие предпочитают заранее увидеть те блюда, которые будут, есть (что не всегда возможно сделать, заказывая по меню), да и стоит дешевле, так как часть работы клиент «бесплатно» делает сам. Ресторану тоже выгодно устраивать шведский стол: хотя гости думают, что могут съесть продуктов на большую сумму, чем они заплатили, на самом деле происходит наоборот. (У аппетита «глаза велики», а возможности человеческого организма весьма ограниченны.)
Конечно, не обходится и без трудностей. Подготовка блюд для шведского стола требует больших временных затрат. Случаются ошибки в расчетах (количество гостей не всегда можно точно предугадать), и тогда бывает, что продукты пропадают зря - ведь остатки от шведского стола полагается списывать и выбрасывать. Использовать на следующий день можно лишь свежие нетронутые продукты, которые накануне предназначались для шведского стола, но не успели туда попасть (а уж что попало - то пропало).
Нелегко бывает тем ресторанам, где заявлен ежедневный буфет. Как известно, назвался груздем - полезай в кузов, и сколько бы ни пришло посетителей, шведский стол приходится накрывать. Он не должен выглядеть пустым, даже если обслуживать придется всего одного-двух человек. И все же преимуществ у буфета намного больше, и при достаточном числе гостей он приносит заведению хорошую прибыль.
В пивных и пиццериях устраивают салат-бары с холодными блюдами и закусками, а в демократичных кафе и заведениях фаст-фуда -- целые буфеты, предлагающие холодное, горячее и десерты. В то же время даже в дорогих заведениях доступные цены на шведский стол позволят продемонстрировать высокий уровень кухни и уют интерьера. Познакомившись с рестораном в этом легком жанре, гость, возможно, придет в другой раз на обслуживание a-la-carte.
7. Опишите характерные черты национально-культурного этикета французов.
Французы — старейшая
и самобытнейшая нация в
Французы, как правило, учат и знают иностранные языки, но крайне неохотно разговаривают на них с иностранцами. Большинство французов не любят английскую речь, поэтому, если вы не знаете французского языка, лучше сразу сказать, что вы русский. Французы очень чувствительны к ошибкам во французском языке.
Общепринятой формой приветствия является легкое рукопожатие. О встречах следует договариваться заранее. Опоздание считается проявлением невежливости. Однако общее правило таково: чем выше статус гостя, тем больше допускается опоздание. Приглашение в гости на обед означает особое расположение к вам
Только после разговоров на нейтральную тему можно переходить к главному, иначе это посчитают дурным тоном, французы не любят с ходу затрагивать главный вопрос, это особенно важно учитывать при ведении деловых переговоров.
В целом, поведение французов очень разнообразно. Они изящно отстаивают свою точку зрения, свою позицию, но не склонны к торгу. Разговор начинают быстро и непринужденно, к тому же скорость речи французов одна из самых быстрых в мире.
Для французов огромное значение имеет образование, общий уровень знаний, эрудиция. Они по праву гордятся своей культурой. Хорошее знакомство с историей, философией, искусством высоко ценятся. Соответственно, и подарки, отвечающие интеллектуальным запросам или чувству прекрасного, будут хорошо восприняты (например, книги или альбомы по искусству). Хотя коробка конфет и цветы для хозяйки будут тоже уместны.