Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:52, реферат
Невербальная коммуникация – это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система.
8.Невербальная коммун-ция:слуховая, зрительная, кожнотактильная, хеморецепция , теплорецепция
Под невербальной коммуникацией следует понимать средство информации, систему невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения.
Невербальная коммуникация – это система символов, знаков, используемых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система.
В принципе между речевым и неречевым сообщениями возможны соотношения трех типов:
- неречевое сообщение согласуется с речевым, усиливает его (например, неприязнь к человеку, выраженная словесно);
- неречевое сообщение противоречит речевому (например, человек сообщает партнеру о своих симпатиях к нему, но при этом сдвигает брови, морщит лоб, раздувает ноздри);
- неречевое сообщение
касается совершенно иного
Установлено, что люди получают в процессе невербальной коммуникации следующую информацию:
- эта информация о личности коммуникатора, кот. включает сведения о темпераменте человека, его эмоциональном состоянии в данной ситуации, его «Я» – образе и самооценке, личностных свойствах и качествах, коммуникативной компетентности, социальном статусе;
- это информация об
отношении участников
- это инфо об отношении участников коммуникативного процесса к самой ситуации, позволяющая им регулировать взаимодействие.
Выделяют следующие виды невербальной коммуникации:
- слуховая;
- зрительная;
- кожнотактильная;
- хеморецепция (обоняние, вкус);
- теплорецепция (чувство тепла, холода).
кинестетика – зрительно воспринимаемый диапазон движений тела, жесты рук, движения глаз и лица. Центральное место в кинестетике занимает экспрессивная подструктура, кот. подраздел-ся на выразительные движения и физиогномику.
С помощью акустического канала отражается просодическая структура невербального поведения.К ней примыкает экстралингвистическая структура (речевые паузы и психофизиологические реакции человека – плач, кашель, смех, вздохи и т.д.).
Такесика – область невербального поведения, находящаяся под контролем тактильно-кинестетической системы отражения (данные поступают от рецепторов кожи, мышц,), также зрительной и слуховой системы, обеспечивает оценку всех нюансов физ. контакта.
9. Роль мимики, жестов, позы, походки в эффективности коммуникации
Мимика – координированные движения мышц лица, отражающие состояние, чувства, эмоции.
Мимику лица можно проанализировать, опираясь на следующие основания:
- непроизвольные движения, обусловленные эмоциями (сведение бровей, прищуренность глаз, вертикальные складки на лбу и т.д.);
- произвольные движения,
служащие сознательной
- физиологические параметры (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, динамика, амплитуда, симметрия-асимметрия);
- социальные особенности (межкультурные типы выражений лица; выражения лица, принятые в определенной культуре, социальной группе; индивидуальный стиль.
Термин «жесты» понимается как движения рук или кистей рук, и рассматриваются как внешние проявления внутреннего состояния человека, при этом они несут информацию не только о психологическом состоянии человека, но и об интенсивности переживания.
жесты подразделяются на:
-естественные (спонтанные);
- искусственные (жесты глухонемых)
Соотношение вербальной и невербальной информации в процессе коммуникации представлено в следующей классификации:
- коммуникативные жесты.
- описательно-изобразительные жесты.
- модальные жесты, выражающие оценку предметов, явлений, людей.
Поза – опр. положение частей тела чел-ка: головы, туловища, рук, ног, и движения, кот. изменяют это положение или влияют на него.
Анализировать позу трудно. Наблюдатель улавливает гармоничность или дисгармоничность взаимосвязей компонентов позы и делает вывод о ее естественности или неестественности, состоянии человека, его отношении к окружающим.
Походка в меньшей степени, чем др. элементы экспрессии, поддается регуляции, поэтому можно судить об устойчивых индивидуальных характеристиках человека. Походка выполняет ряд ф-ций:
- регулирует пространство общения;
- информирует о текущем состоянии человека;
- информирует о чертах личности человека.
В основу классификации походки положены следующие критерии:
- рисунок походки и размер шага
- возрастные особенности
- особенности, связанные с различиями по полу
- профессиональная
- статусная принадлежность
- характерологические
Отдельные элементы походки с трудом поддаются фиксации, однако ряд авторов приводит их психологическую трактовку:
- ритмичная походка свойственна человеку воодушевленному, она может свидетельствовать о хорошем настроении или о том, что в голову пришло интересное решение;
- размашистая походка
при среднем и малом росте
– свидетельство
- короткие и мелкие
шажки часто присущи
10.Уровни коммуникации: межличностная; коммуникация в малых группах; массовая. Способы повышения их эффективности.
Межличностные коммуникации – устное общение людей. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений, так как их важнейшая специфическая черта – эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы.
В процессе межличностной коммуникации важное значение имеет обратная связь, поскольку она превращает коммуникационный процесс в двухсторонний. Исследователи выделяют следующие основные характеристики эффективной обратной связи:
- намерение.
- конкретность.
- описательность.
- полезность.
- своевременность.
- готовность.
- ясность.
- достоверность.
Явление групповой коммуникации возникает, прежде всего, при непосредственном общении людей в малых группах.
Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой находятся в непосредственном личном общении, объединены общей социальной деятельностью, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Групповой коммуникации присущи специфические для этого типа коммуникации феномены:
- совокупность позиций членов группы относительно получения и хранения значимой для группы информации (структура коммуникационных потоков);
- групповое влияние и степень
идентификации человека с
- принятие группового решения.
Массовая коммуникация – это производственная деятельность, происходящая внутри большой организационной структуры, профессиональные, экономические и юридические законы функционирования которой определяет общественно-политический строй.
Успех или неудача коммуникации зависит от того, вызывают или нет доверие друг у друга партнеры по коммуникации. Это доверие определяется, прежде всего, двумя факторами – личностью человека и его специальными знаниями. Но эти факторы относительны в разных культурах.
11. Профессионально ориентир. коммуникации
Виды профессионально ориентированных коммуникаций:
- политическая;
- публичная;
- межкультурная;
- коммуникации в организациях.
1) Политическая коммуникация – процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и социальной системой.
Полит.коммун. выполняет ф-ции по отношению к полит. системе и гражд.обществу:
- информационная
- регулятивная
- функция политической социализации
- манипулятивная
Модели политической коммуникации:
1) кибернетического направления в анализе социальных систем (К. Дойч и др.),
2)функциональный подход к изучению политики (инструментальные модели) (Г. Алмонд и др.).
На сегодняшний день выделяют три основных способа политической коммуникации:
- коммуникация через средства массовой информации, включающая в себя печатные средства (пресса,), электронные средства (телевидение);
- коммуникация через
- коммуникация через
2) Публичные коммуникации – это вид устного общения, при котором информация в обстановке официальности передается значительному числу слушателей.
2 формы публич. коммуникации:
- устная
- письменная.
Устная публичная речь имеет преимущества перед письменной речью:
1. в устной речи больше каналов передачи информации
2.контактная устная форма коммуникации обеспечивает непосредственную обратную связь с адресатом
3.оратор с помощью спец. приемов может внушить мысль контактно расположенной аудитории, заразить ее своими эмоциями.
3) Межкультурные коммуникации.
Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Субкультура – это отдельные группы людей, имеющих присущую им культуру, возникшую под влиянием культуры данного государства.
Особенности восприятия «иного»,
механизмы коммуникации и адаптации,
изменения в структуре
12. Коммуникации в организациях
Осн. элементами коммуникационного процесса являются: отправитель,сообщение, канал, получатель.
Отправитель – лицо, генерирующее идею либо собирающее информацию и передающее ее.
Сообщение – информация, закодированная в виде символов.
Канал – средства передачи информации.
Получатель
(реципиент) – тот, кому
Коммуникации можно классифицировать по типу объектов и по степени формализации.
По типу объектов:
-организация – внешняя среда;
-межуровневая (восходящая);
-межуровневая (нисходящая);
-горизонтальная;
-руководитель – подчиненный;
-руководитель – рабочая группа.
По степени формализации:
-формальные коммуникации;
-неформальные коммуникации.
Управление должно решить три задачи, создавая информационную подструктуру организации деятельности:
• организацию коммуникативных сетей;
• повышение качества инфо., циркулирующей по коммун. сетям, обеспеч. управление и деятельность персонала;
• полноценное использование информации для решения задач управления.
Чтобы повысить эффект-ть управления,необходимо, учитывать и совершенствовать эту группу психолог. факторов.
Коммуникативный процесс включает следующие этапы:
1. Формулирование идеи или выбор информации для передачи. Отправитель должен хорошо оценить значимость идеи (информации) и продумать суть ее изложения.
2. Кодирование и выбор канала передачи инфо.. Чтобы передать идею или информацию, отправитель кодирует ее с помощью символов и выбирает канал передачи, соответствующий типу символов. Выбор средства сообщения не должен быть ограничен единственным каналом – необходимо использовать сочетание разных каналов.
3. Передача информации – непосредственно передача конкретной информации.
4. Декодирование
(расшифровка) – на этом этапе
осуществляется перевод
Иногда в процессе коммуникации может возникнуть «шум», источниками которого являются:
-язык (вербальный и невербальный);
-различия в восприятии информации;
-различия в статусе.
Цель коммуникации – обеспечить понимание информации (сообщения),которой обмениваются отправитель и получатель. Коммуникации могут осуществляться в виде:
-монолога – информации, поступающей от отправителя к получателю;