Невербальная коммуникация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 22:39, контрольная работа

Описание работы

Невербальная коммуникация — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Содержание работы

Введение…..……………………………………………......................................3
1. Такесика ………………………...………...........................................................4
2. Проксемика …………….………………………………....................................5
3. Визуальный контакт…………………………………………………………....6
4. Жестика……………….………………………………………………………...7
5. Мимика………………………………………………………………………….9
Литература ………………………….……..………………………………….…11

Файлы: 1 файл

деловая этика.doc

— 58.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Ижевская государственная сельскохозяйственная академия»

ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

Невербальная  коммуникация

Контрольная работа по деловой  этике 

 

 

Проверил: доцент А.И. Кузнецов

Выполнил: студент 1 курса

М.А. Наговицин  (профиль  – «Менеджмент», гр. 4, шифр 1206018)

 

 

 

 

 

Ижевск 2013 
Введение…..……………………………………………......................................3

1. Такесика ………………………...………...........................................................4

2. Проксемика …………….………………………………....................................5

3. Визуальный контакт…………………………………………………………....6

4. Жестика……………….………………………………………………………...7

5. Мимика………………………………………………………………………….9

Литература ………………………….……..………………………………….…11

 

 

Введение.

 

Невербальная коммуникация — это сторона общения, состоящая  в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.

Невербальные средства общения  нужны для того, чтобы: 1) регулировать течение процесса общения, создавать  психологический контакт между  партнерами; 2) обогащать значения, передаваемые словами, направлять истолкование словесного текста; 3) выражать эмоции и отражать истолкование ситуации.

 

Зная виды невербальной коммуникации, можно лучше понять способы их выражения, поскольку коммуникация данного типа осуществляется всеми  органами чувств, из которых собственно и формируется коммуникативный  канал.

Рассмотрим основные виды невербальной коммуникации.

 

Такесика.

Такесика — невербальное общение  людей с помощью прикосновений (похлопываний, рукопожатий, поцелуев, ударов и т.д.), а также область  психологии, занимающаяся его изучением.

Поскольку прикосновения связаны с проникновением в чужое жизненное пространство, большинство взрослых людей относятся к ним настороженно. Особенно болезненно люди реагируют на высокомерно брошенные движения: похлопывания по плечу или по спине, потрёпывание по голове, по щеке и т.п. Между родственниками или близкими приятелями такие жесты воспринимаются как выражение симпатии. Однако со стороны мало знакомого человека любой из нас воспринимает такой жест как бестактность.

Наиболее распространённой формой взаимных прикосновений являются рукопожатия. Чересчур крепкое рукопожатие (до хруста пальцев) является отличительной чертой жёсткого и агрессивного человека: он делает это намеренно, желая продемонстрировать свою силу и способность вас подавить. Рукопожатие женщин. Им приходится вырабатывать твёрдое рукопожатие, в том числе и для защиты от мужчин, которые по привычке демонстрируют им «мужское рукопожатие». При первой встрече с человеком, через рукопожатие передаётся один из трёх типов возможных взаимоотношений. Первое-превосходство. Второе-покорность, уступчивость. Третье-равенство.

Помня о символическом значении разных вариантов приветственного  жеста, мы можем с первой минуты общения  предсказать его дальнейший ход. И, разумеется, сумеем сами выбрать  тот вариант, который наиболее соответствует нашим намерениям в данной ситуации.

 

Проксемика.

Проксемика — область социальной психологии и семиотики, занимающаяся изучением пространственной и временной знаковой системы общения.

Антрополог Эдвард Холл в 1950-х годах, исследуя личностное пространство человека в его повседневном поведении, пришел к новому пониманию взаимоотношений между людьми. Каждый человек имеет определённую территорию, считаемую им личной. Расстояние при общении зависит от многих факторов (происхождение, культура, личные предпочтения). При слишком малом или большом расстоянии люди могут испытывать неловкость и дискомфорт.

Холл выделяет четыре межсубъектные  зоны: интимная (0-0,5м); персональная (личностная) (0,5м-1,2м); социальная (1,2м-3,65м); общественная (3,65м и более).

Размеры личностного пространства, вторже­ние в которое других людей  нами допускается, как показали исследования Холла, культурно детерминированы (для  людей различных культур (национальностей) различаются). Восточные культуры допускают  меньшее расстояние при общении, нежели западные.

Немаловажную роль играют пол и  рост собеседников. Замечено: чем выше мужчина, тем больше он стремится  приблизитбся собеседнику; и, наоборот, чем меньше его рост, тем большее  расстояние он предпочитает. У женщин наблюдается противоположная зависимость. Поэтому не следует во время разговора приближаться к высокой собеседнице или малорослому собеседнику – они могут почувствовать себя неловко.

Тем, кто вырос в редко населённых сельских местностях, требуется более  просторное личное пространство, чем тем, кто воспитывался в густонаселённых столичных городах. У городских жителей их «воздушная оболочка» составляет около 46 см. люди, выросшие в районном городе, имеют «воздушную оболочку» в радиусе до 1.2 м или более, и именно на этом расстоянии находится кисть руки от тела при рукопожатии.

 

Визуальный контакт .

Значительные межкультурные различия, касающиеся роли, взгляда в социальном общении и его выразительности. Южные европеоиды характеризуются, высокой частотой и обычно большей длительностью взгляда по сравнению с северными европеоидами. Взгляд играет исключительно значительную роль в жизни русских и японцев. Однако для русских говорящим является именно выразительный взгляд, тогда как для японцев на избегание взгляда. Японский этикет запрещает при общении смотреть в глаза собеседнику. При общении японцы, как правило, направляют взгляд в область шеи, что вызывает у европейцев чувство отсутствия контакта с собеседником. В свою очередь, контакт глазами со стороны европейцев в направлении собеседника почти непереносим японцами.

Мигание одним и двумя глазами является важным невербальным сигналом во многих культурах, в частности в русской. Однако во многих азиатских культурах подмигивание часто воспринимается как оскорбление.

В Соединённых Штатах Америки, улыбка – естественное выражение лица. Отсутствие улыбки у американца означает, что ему совсем плохо. Русские в своих проявлениях более искренни, сильнее увязывают мимику с подлинным переживанием и не склонны улыбаться на право и на лево. Оттого, иностранцы, впервые попавшие в современную Россию, ощущают дискомфорт на улицах Москвы и часто жалуются на подозрительное и неприязненное к ним отношение. Это происходит от того что когда в общественном месте находится много людей с хмурыми, напряжёнными лицами, атмосфера недоверия и тревоги может возникнуть сама собой, без всяких объективных причин.

Что касается улыбки, то в условиях реально существующего конфликта  спокойные улыбчивые лица противников  могут сделать больше для разрядки напряжённости, чем убедительные слова  и обещания.

 

Жестика.

Изучение жестов (жестика) ─ составляет основную часть науки о бессловесном языке общения. Поэтому наиболее подробного рассмотрения заслуживает толкование движений рук, которые дополняют словесные высказывания, порой заменяют их, а бывает и противоречат им. Чем сильнее выражаемое чувство, тем больше проявляется жестикуляция.

Рассмотрим некоторые группы жестов, выражающие позиции человека в процессе общения:

Жесты открытости

- Расстегивание пиджака

Жесты защиты

- Когда мы видим, что собеседник скрестил руки, мы должны пересмотреть то, что делаем или говорим, ибо партнёр начинает уходить от обсуждения;

- Руки, сжатые в кулаки, также указывают на защитную реакцию собеседника.

Жесты оценки

– жесты, имеющие отношение  к задумчивости и мечтательности: жесты «рука у щеки» (люди, опирающиеся щекой на руку, обычно глубоко погружены в раздумье); жесты критической оценки – подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытягивается вдоль щеки, остальные пальцы – ниже рта; человек сидит на краешке стула, локти на бёдрах, руки свободно свисают (позиция «это замечательно!»); наклонённая голова (жест «внимательного слушания»); почёсывание подбородка (жест используется, когда человек занят процессом принятия решения); жесты с очками (притирание стёкол, берут в рот дужку очков и т.п.) – это пауза для размышления, человек хочет получить время для обдумывания своего положения перед тем, как оказать более решительное сопротивление, требуя пояснений или ставя вопрос; расхаживание – жест, обозначающий попытку человека разрешить сложную проблему или принять трудное решение; пощипывание переносицы – этот жест, обычно сочетается с закрытыми глазами, говорит о глубокой сосредоточенности и напряжённых размышлениях. Знак сомнения – потирание указательным пальцем за или перед ухом, потирание глаза или лёгкое потирание носа.

Жесты готовности

– человек сидит на краю стула, локоть одной руки и локоть другой опираются на колени (так  сидят непосредственно перед  заключением соглашения или, наоборот, перед тем, как встать и уйти).

Жесты перестраховки

– многие жесты пальцев  отражают неуверенность, внутренний конфликт или опасения. Грызть кончик карандаша  или ручку. Другие жесты данной группы – переплетённые пальцы рук (при  этом большие пальцы нервно потирают друг друга); трогание спинки стула перед тем, как в него сесть при собрании других людей.

Жесты фрустации

– тесно сцепленные, напряжённые руки – это жест недоверия и подозрения (тот кто пытается, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеет большого успеха); руки тесно сжимают одна другую – наблюдается, когда человек попал в «переделку»;

Жесты нервозности

– покашливание, прочищение горла (те, кто прочищает горло, чувствуют  себя неуверенно и беспокойно); позванивание монетами в кармане – указывает  на озабоченность человека по поводу денег или их нехватки; подёргивание себя за ухо – признак того, что собеседник хочет перебить разговор, но сдерживает себя.

 

Мимика.

Мимика играет ведущую роль в  передаче информации при общении  на близком расстоянии, и является одной из наиболее развитых каналов невербальной коммуникации. На лице отражается информация об эмоциях, настроении, отношении человека к происходящему, о его характере. Люди в большей мере способны контролировать мимику, нежели жесты, позы или интонацию.

Важную роль в общении людей играют глаза. Причина тому ─ размеры зрачков собеседника в момент общения. Человек с расширенными зрачками (признак возбуждения) оценивается как приветливый, эмоциональный, отзывчивый, доброжелательный. Суженные зрачки, напротив, вызывают неприязнь. Тот же человек, но с суженными зрачками, воспринимается другими как холодный, отстраненный, неконтактный, эгоистичный.

Деловой взгляд ─ концентрируется  на области лба и глаз собеседника  и создаёт серьёзную атмосферу;

Социальный взгляд ─ сосредотачивается на уровне глаз и рта собеседника. Такой взгляд располагает к дружелюбному общению;

Интимный взгляд ─ от уровня глаз вниз на другие части тела;

Если при общении человек  смотрит на собеседника менее  ⅓ времени, то это может быть признаком  того, что он что-то не договаривает, пытается скрыть что-либо или что он робок по натуре.

В любом общении, взгляд выполняет  функцию синхронизации, и помогает поддерживать контакт при разговоре.

От того, насколько умело человек  использует свой взгляд, значительно зависит его успех. С помощью взгляда можно улучшить отношения с другими людьми. Для этого при общении необходимо встречаться взглядом с данным человеком не менее 60-70% времени.

Наиболее выразительными в мимической палитре оказываются губы и брови, поэтому, когда мы стремимся понять состояние собеседника. Нужно смотреть именно на них.

 

Плотно сжатые губы и  стиснутые зубы свидетельствуют  о решительности, настойчивости; плотно закрытый рот – о целеустремленности и твёрдости. Напротив, расширение ротовой щели выражает снижение психологической активности. Особое значение имеют уголки рта. Когда они опущены к низу признак депрессивного состояния , даже если человек шутит и кажется активным.  
Список литературы.

Информация о работе Невербальная коммуникация