Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 17:04, реферат
Личность, группа, коллектив, общество — явления, которые взаимосвязаны логикой развития человечества. Поэтому личность человека нельзя рассматривать вне того социального контекста, органической подсистемой которого она является. Между тем социальная среда состоит из различных элементов, играющих неодинаковую роль во всей общественной системе, оказывающих на человека весьма различное по силе и по характеру влияние.
Введение 3
1. Внешний и внутренний конформизм 4
2. Информационное и нормативное влияние 6
2.1 Информационное влияние 6
2.2 Нормативное влияние 7
3. Развитие малой группы по концепции Л. И. Уманского 10
Заключение 12
Список использованной литературы 13
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Альметьевский государственный нефтяной институт
Кафедра гуманитарного образования и социологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По курсу «Деловой этикет и культура коммуникации»
на тему: «Нормативное и информационное влияние. Внешний и внутренний конформизм. Развитие малой группы концепция Л. И. Уманского.»
Выполнил студент группы: 6171-21
Шайхлисламова А.И.
Проверил: Кузина Р.З.
доцент каф. ГОиС
Альметьевск 2011г.
Содержание
Введение 3
1. Внешний и внутренний конформизм 4
2. Информационное и нормативное влияние 6
2.1 Информационное влияние 6
2.2 Нормативное влияние 7
3. Развитие малой группы по концепции Л. И. Уманского 10
Заключение 12
Список использованной литературы 13
Личность, группа, коллектив, общество — явления, которые взаимосвязаны логикой развития человечества. Поэтому личность человека нельзя рассматривать вне того социального контекста, органической подсистемой которого она является. Между тем социальная среда состоит из различных элементов, играющих неодинаковую роль во всей общественной системе, оказывающих на человека весьма различное по силе и по характеру влияние. В обществе существуют и малые, и большие социальные группы. Человек подвержен влиянию как одних, так и других. Непосредственное воздействие социальных факторов микросреды, малых групп имеет большое значение, поскольку оно опосредует действие факторов макроуровня, преломляя их через свою призму.
В малой группе определяющими являются непосредственные отношения и взаимодействия между ее членами, эмоциональный контакт, податливость или сопротивление групповому давлению, социально-психологическая совместимость и т. д. В коллективе же как определяющие выступают те взаимодействия и взаимоотношения людей, которые опосредованы целями, задачами и ценностями совместной деятельности, то есть ее реальным общественным и личностно-значимым содержанием.
Концепция первичных малых групп и коллективов, в современных условиях нуждается в возможно более широком развитии, необходимом для решения проблем общества.
Конформизм - податливость личности
реальному или воображаемому
давлению группы. Конформизм проявляется
в изменении поведения и
Конформизм - изменение поведения или убеждения в ответ на реальное или групповое убеждение. С тем, как может группа влиять на отдельного человека. Если человек согласен с мнением большинства, с мнением или убеждением группы - он получает поддержку и одобрение. Наоборот - если он идет против течения, то встречает недовольство, отвержение, ненависть.
Таких людей называют нонконформистами.
По большей части они лидеры, генераторы
идей, новаторы. Если человек является
лидером в коллективе - то ему
будет позволено небольшое
Явление конформизма исследовалось многими учеными. Конформное поведение играет двойную, как положительную, так и отрицательную, роль в социализации личности: с одной стороны, конформное поведение способствует исправлению ошибочного мнения или поведения, если более правильным оказывается мнение большинства.
С другой стороны, конформное поведение мешает утверждению собственного независимого поведения или мнения. Но с другой стороны человек не может быть только конформистом или нонконформистом. Это зависит от ситуации и решаемого вопроса. Хотя встречаются и упертые, которые придерживаются своего мнения всю жизнь, а также товарищи, готовые свою правду отстаивать кулаками. Также человек не склонен к конформизму если проблема касается его, затрагивает важные аспекты, особо значимые моменты. Тогда человек будет отстаивать свои позиции.
С. Эш определял конформизм
как "отказ индивида от дорогих
и значимых для него взглядов ради
того, чтобы оптимизировать процесс
адаптации к группе, а отнюдь не
любое выравнивание мнений". Конформизм
или конформное поведение показывает
меру подчинения индивида групповому
давлению, принятия им определенного
стандарта, стереотипа поведения, норм,
ценностей, ценностных ориентации группы.
Противоположным конформизму
В отношении к давлению группы мы различаем два типа поведения:
Внешний конформизм - мнения и нормы группы принимаются человеком лишь внешне, а внутренне, на уровне своего самосознания, он продолжает не соглашаться с группой, вслух этого не высказывает. В принципе это и есть истинный конформизм. Это тип поведения приспосабливающегося к группе человека;
Внутренний конформизм - человек действительно усваивает мнение большинства и полностью согласен с этим мнением, что показывает высокий уровень внушаемости данного человека. Это тип приспосабливающегося к группе человека.
Эксперименты, проведенные Шерифом и Ашем, были первыми исследованиями такого рода. Они побудили других социальных психологов предложить теоретические объяснения причин, заставляющих людей уступать давлению группы. Дойч, Джерард, а также другие исследователи предложили объяснение, оказавшее весьма значительное влияние. Согласно их формулировке, люди уступают давлению группы, так как они от нее зависят в осуществлении двух важных целей.
Одна из этих целей — составить
себе точное представление о реальной
действительности. Леон Фестингер утверждал,
что люди испытывают очень сильную
потребность оценивать
Этот анализ наводит на мысль, что в тех случаях, когда люди не уверены в правильности своих убеждений и думают, что суждение других ближе к истине, они часто проявляют конформизм, чтобы устранить неуверенность. При этом имеет место информационное влияние, как назвали это явление. Считается, что оно предполагает одновременно и публичное подчинение, и внутреннее согласие. Информационное влияние более характерно для одних условий, чем для других. Например, люди ведут себя более конформно, когда работают над трудной или неоднозначной, когда они не уверены в своей компетентности в данном вопросе и полагают, что другие члены группы более компетентны в решении задачи. В подобных случаях вовсе не удивительно, что люди чувствуют свою зависимость от других в отношении информации о действительности и, следовательно, проявляют конформизм.
Конформизм может иметь иную скрытую цель. Это — желание получить одобрение других членов группы. Когда люди хотят максимально повысить свой социальный статус в группе и думают, что остальные члены группы будут реагировать более положительно на конформное поведение, чем на отклонение, они часто приспосабливаются к группе, чтобы получить одобрение или избежать осуждения. При этом их поведение свидетельствует о том, что Дойч и Джерард назвали нормативным влиянием. Как предполагают, нормативное влияние обычно включает публичное повиновение, но не включает внутреннее согласие. Исходя из мысли, что нормативное влияние имеет что-то общее с вознаграждением и наказанием, люди, отклоняющиеся от группового консенсуса, ожидают отрицательной оценки и отвержения группы. Например, Джерард и Роттер обнаружили, что из 25 испытуемых, которые проявляли малую степень конформизма или вовсе его не проявляли, 19 ожидали отрицательной оценки со стороны группы. Но зато из 24 участников эксперимента, проявивших конформизм в большой степени, 17 ожидали положительной оценки остальных членов группы. Имеются дополнительные доказательства, свидетельствующие о том, что боязнь наказания, испытываемая нонконформистами, основана на реальных фактах. Многочисленные исследования показывают, что члены группы действительно испытывают неприязнь и не приемлют людей, отклоняющихся от группового консенсуса. Степень враждебности к девиантным субъектам зависит от многих факторов, например таких, как степень крайности позиции, содержание установки, мотивы поведения, приписываемые девиантному субъекту, его статус, а также нормы, принятые в группе по отношению к таким индивидам.
Точно так же как информационное, нормативное влияние чаще встречается в одних условиях, чем в других. Например, конформизм обычно проявляется в большей степени в том случае, когда члены группы имеют общую цель работы, чем когда они имеют разные, индивидуальные цели. Можно предположить, что это происходит потому, что члены группы, имеющие общую цель, взаимозависимы и могут опасаться, что отклонение от общего мнения будет расценено как угроза усилиям, прилагаемым остальными членами группы для достижения общей цели, и, следовательно, может быть сурово наказано. Напротив, члены группы, имеющие свои собственные, индивидуальные цели, не зависят друг от друга и менее склонны думать, что их отклонение огорчит их товарищей (и те их накажут). Отметим, однако, что если взаимозависимые члены группы осознали, что вероятность для группы получить вознаграждение уменьшается вследствие их конформного поведения, они проявляют конформизм в малой степени.
Второй фактор, увеличивающий нормативное
влияние, — это контроль со стороны
других членов группы. Поскольку остальные
могут вознаграждать или
Наконец, привлекательность группы может приводить к конформизму, вероятно, потому, что награда и наказание, исходящие от группы, которой индивид дорожит, имеют больший резонанс, чем в противном случае. Хотя многие исследования показывают, что люди в большей мере проявляют конформизм в привлекательных для них группах, чем в непривлекательных. По-видимому, чтобы понять, как привлекательность группы сказывается на конформизме, следовало бы учитывать, как остальные члены группы принимают такое поведение, а также восприятие этого приема индивидом. Некоторые исследования показывают, что люди ведут себя конформно в привлекательной для них группе в первую очередь потому, что они не уверены в том, как примет их группа, и думают, что конформизм даст им шанс получить более благоприятный.
Образование группы является чрезвычайно важным этапом ее жизнедеятельности, однако лишь началом этого процесса, который предстает перед исследователем как процесс непрерывного изменения состояний и свойств группы, получившего название развития группы. В современной социальной психологии процесс развития малой группы понимается как закономерная смена этапов (или стадий), различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции. Так, начиная с работ А.С.Макаренко (1951), в отечественных исследованиях психологии трудовых коллективов выделяются стадии первичного синтеза, дифференциации и вторичного синтеза или интегрирования.
В концепции Л.И.Уманского (1980) поэтапное
развитие группы характеризуется как
последовательная смена стадий, различающихся
степенью психологической