Нормы этического поведения руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 10:19, контрольная работа

Описание работы

Общество во все времена различало понятия добра и зла, т.е. имело определенную мораль. Историей развития разграничения этих понятий занимается этика. В центре этики стоит мораль, т.е. система нравственных отношений, мотивов действия, чувств и сознания. Цель работы – изучить нормы этического поведения руководителя.
Задачи для достижения цели:
1)Рассмотрение норм этического поведения руководителя
2)Изучение культуры и системы личностных качеств руководителя

Содержание работы

Введение 3
1. Нормы этичного поведения руководителя 4
2. Культура профессионального поведения руководителя 6
3. Система личностных качеств руководителя 9
4. Основные этические проблемы в деловом общении 11
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Профессиональная этика и этикет - Нормы этического поведения руководителя.docx

— 37.32 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Общество во все времена различало понятия добра и зла, т.е. имело определенную мораль. Историей развития разграничения этих понятий занимается этика.

В центре этики стоит мораль, т.е. система нравственных отношений, мотивов действия, чувств и сознания.

Эти системы определяют «рамочные» границы отношений, поступков и взаимодействий людей в обществе.

Нормы этического поведения руководителя — правила, основанные на знаниях и навыках этики, определяющих уважительное отношение руководителя к своим подчиненным и внешнему окружению.

В своем профессиональном и общечеловеческом поведении руководитель должен являться примером для подчиненных сотрудников.

 Предмет работы – этическое поведение руководителя.

Цель работы – изучить нормы этического поведения руководителя.

Задачи для достижения цели:

1)Рассмотрение норм этического поведения руководителя

2)Изучение культуры и  системы личностных качеств руководителя

 

1. Нормы этичного поведения руководителя

 

По опыту многих зарубежных и отечественных организаций выполнение руководителем указанных выше общих функций включается в систему его оценки. Тем самым качество исполнения и готовность руководителя к подобным задачам влияют на его официальный рейтинг и неформальный авторитет.

Качественное выполнение указанных общих и координационных функций немыслимо без владения руководителем широкими и основательными знаниями в области своей профессиональной деятельности.

Кроме того, для поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе руководителю необходимы юридические знания по трудовым отношениям. Знать их основы, своевременно обращаться к соответствующим справочникам или специалистам-консультантам — важное условие эффективного личного примера руководителя.

Перечисленные выше качества характеризуют руководителя как хорошего организатора трудового процесса и компетентного специалиста в своей области. 1

Наличия этих качеств еще недостаточно для того, чтобы руководитель личным примером способствовал предупреждению и преодолению конфликтов и стрессов в коллективе. Ему, как уже указывалось, надлежит соблюсти еще одно условие, связанное с тем, чтобы подчиненные видели в нем человека высокой культуры поведения, владеющего знаниями и навыками в области этики деловых отношений.

Несомненно, также, что любой руководитель должен быть до некоторой степени психологом. Это предполагает определенную сумму знаний, на которой основываются навыки поведения руководителя по отношению к подчиненным. Такого рода знания обычно включают представления об основных закономерностях межличностных отношений, проявляющихся в процессе управленческой деятельности.

Руководителю следует знать и понимать, что разные люди — будь то один человек или группа — в разное время могут реагировать совершенно по-разному на одинаковые воздействия, которые выражаются посредством указаний, приказов, просьб, наставлений и т. п.

Часто это происходит от того, что руководитель может избрать способ воздействия на сотрудников, не соответствующий их способностям, мотивации и свойствам, а подчиненные выбирают в качестве средств защиты любые способы, которые могут оградить их собственное достоинство и самоуважение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Культура профессионального поведения руководителя

 

Культура профессионального поведения руководителя определяется общим уровнем его интеллекта, широтой эрудиции, обширностью интересов, общим уровнем образования и воспитания.

Общечеловеческие нормы и правила поведения, универсальные основы этики и морали действуют и находят свое проявление как в производственной, так и в бытовой сферах жизни.

Однако профессиональное поведение руководителя требует от него определенных специфических знаний и навыков, которые во многих случаях позволяют предотвратить возникновение конфликта или стрессовой ситуации во взаимоотношениях с подчиненными сотрудниками.

Этика деловых отношений предполагает, что руководитель владеет следующим инструментарием.

Во-первых, знание способов профилактики, предупреждения и устранения конфликтов, а также обладание навыками использования указанных способов на практике.

Во-вторых, умение правильно вести деловую беседу.

Выполнение руководителем главных требований при проведении беседы с сотрудниками — создание доброжелательной, доверительной обстановки, умение корректно и заинтересованно выслушать собеседника, способность руководителя воспринимать невербальную информацию во время беседы — это прямой путь к его участию в выявлении, предотвращении и разрешении сложных ситуаций, ведущих к ухудшению социально-психологического климата.

Умение руководителя создать доброжелательную и конструктивную обстановку во время беседы — качество, которое способствует тому, что подчиненные сотрудники не будут замалчивать свои проблемы, а будут стремиться решить их вместе со своим руководителем.

Более того, руководитель должен поощрять подобные обращения сотрудников. При возникновении признаков конфликтной ситуации, появлении у кого-либо из членов коллектива черт поведения, характерных для стресса, руководитель может, а при определенных условиях обязан лично вмешаться в ситуацию путем проведения беседы.

Личное участие руководителя в решении деловых и морально-психологических проблем сотрудников не должно носить эпизодического характера.

Практика проведения бесед эффективна в том случае, если она отличается периодичностью (даже вне зависимости от того, назрели острые проблемы или нет).

В-третьих, руководитель должен владеть навыками проведения критического разбора деятельности подчиненных сотрудников.

Невыполнение им правил критики, выработанных многолетним опытом общения людей, является распространенной ошибкой, ведущей к обострению отношений в коллективе.

Критиковать сотрудников — объективная необходимость в работе любого руководителя.

Но при этом он должен показывать личный пример корректного, конструктивного отношения к ситуации, не допускать ущемления личного статуса и чувства собственного достоинства критикуемого сотрудника.

Исходя из этого, руководителю не следует критиковать кого-либо в присутствии третьих лиц, начинать разговор непосредственно с критики, подвергать разбору личные качества, а не действия сотрудника.

В-четвертых, от руководителя требуется умение сочетать деловую активность с полноценным отдыхом, искать удовольствие в работе, вместе с подчиненными радоваться успехам и огорчаться неудачам, снимать психофизиологическое перенапряжение, прерывать положительными эмоциями цепь стрессовых состояний.

Обеспечение хорошего отдыха сотрудников, включая рациональное использование свободного времени, поддержание их здоровья, т. е. состояния полного физического, духовного и социального благополучия — предмет первостепенной заботы руководителя.

Это поднимает деловой настрой людей, увеличивает их энергию, повышает жизненный тонус и в конечном счете помогает преодолевать напряженность во взаимоотношениях.

Очевидно, что хороший руководитель служит для сотрудников примером высокопрофессионального поведения, плохой, напротив, является наглядным свидетельством того, как не надо руководить.

Столь же несомненно, что руководитель участвует в управлении социально-психологическим климатом не только своими профессиональными действиями, но и словом, всем своим обликом, авторитетом, культурой поведения, личным «магнетизмом». Таким образом, нормы и принципы поведения руководителя базируются на основных правилах этики делового общения.

Личные этические нормы должны базироваться на этических принципах, присущих данному уровню общественного развития.

На тех же этических принципах должна быть построена работа этических комиссий корпораций.

Содержание этических кодексов фирм также берет свое начало из принципов этики.

 

 

 

 

3. Система  личностных качеств  руководителя

 

Чтобы руководитель мог успешно управлять  трудовым коллективом, он должен обладать не только определенными деловыми качествами, но и удовлетворять некоторым требованиям к его личности.

Эти требования довольно многогранны и жестки.

Четко определить содержание требуемых для руководителя качеств довольно сложно. Если лицам, назначающим на руководящую работу, предложить составить обстоятельный список таких качеств, то почти наверняка их позиции разойдутся.

Существует  много соображений относительно методологии и практики определения  требований к качествам руководящих  работников.

Ниже приведен перечень качеств, присущих современному руководителю.

Хороший руководитель –  это человек:

- открытый, экстравертивный (обращенный вовне);

- любознательный, восприимчивый;

- решительный, ориентированный  на результат;

- опытный, критически настроенный, терпеливо относящийся к ошибкам;

- обаятельный, спокойный, внушающий доверие;

- внимательный и добросердечный, готовый выслушать других;

- смелый, невозмутимый, гибкий, свободный от предрассудков;

- готовый способствовать развитию других.

Важно не только правильно установить объективные требования профессиональной пригодности руководителя.

Не менее важно разработать методы их распознавания у людей, овладеть обоснованной технологией оценки и отбора кадров.

При выборе руководителя важно знать, какими нравственными и духовными правилами человек руководствуется в жизни, работе, общении; каковы его идеалы, ценностные ориентиры.

Под мировоззренческими качествами руководителя понимаются его идейные убеждения и взгляды, его преданность делу, его жизненная позиция (жизненная философия), которая образует определенную систему ценностей и идеалов.

В решении многих вопросов, с которыми встречается руководитель, обычно имеется несколько альтернативных вариантов решений. Ему предоставляется определенная свобода выбора, что и как делать.

Выбор того или иного варианта зависит  от того, что руководитель считает  ценным, то есть важным и правильным.

Решения, принятые руководителем, оказывают  большое влияние на его жизнь, на то, как он относится к окружающим, каким человеком он становится.

Решения, принятые в прошлом, определяют поведение в настоящем, они становятся основой ценностей.

Руководителю целесообразно проанализировать свои ценности и занять определенные позиции.

Личные качества - умение выполнять обязательства и обещания, решительность и настойчивость в достижении цели, нестандартное мышление, инициативность, высокий уровень образованности и эрудиции, твердость характера, справедливость, тактичность, опрятность, аккуратность, умение расположить к себе, чувство юмора, хорошее здоровье.2

 

 

4. Основные этические проблемы в деловом общении

 

Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия - между руководителем и подчиненными, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса.

Между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей.

Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение.

Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать таким образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон.

Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация, интересов. Естественно, если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей.

Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело совсем непростое.

Рыночные отношения предоставляют свободу выбора, но вместе с тем увеличивают количество вариантов решений, порождают комплекс моральных дилемм, поджидающих деловых людей на каждом шагу в процессе их деятельности и общения.

Однако, несмотря на всю проблематичность и трудность выбора нравственной позиции, в общении имеется ряд таких положений, следуя которым можно в значительной степени облегчить деловое общение, повысить его эффективность и избежать промахов в процессе взаимодействия с другими в бизнесе.

В современных условиях этика деловых отношений как сфера научно-практического знания переживает значительный подъем.

Ключевые этические проблемы возникают в следующих отношениях:

    • между организациями или предприятиями;
    • между предприятиями и государством;
    • между организациями-производителями и потребителями;
    • между организациями и инвесторами;
    • предприятий к окружающей среде.3

Рассмотрим одну из наиболее актуальных на сегодняшний момент этических проблем: отношение организаций к окружающей среде. Обострение экологической ситуации в мире оказало на бизнес двойственное воздействие.

С одной стороны, возникает новая и обширная сфера приложения капитала (разработка безотходных технологий, очистного оборудования, выпуск оборудования по утилизации бытовых отходов, финансирование природоохранных мероприятий и т.п.).

Информация о работе Нормы этического поведения руководителя