Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 12:48, контрольная работа
Соотношение морали и права – один из важных аспектов изучения этих социальных явлений, представляющий особый интерес для юристов.
Мораль и право имеют единую функцию – регулировать поведение людей в обществе.
Нормативность – свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей, при этом объекты их регулирования во многом совпадают.
Введение …………………………………………………………………
3
1.
Структура профессионально-нравственного сознания сотрудников правоохранительных органов …………………….
5
2.
Объективные и субъективные стороны профессиональной морали сотрудников правоохранительных органов…………..
6
3.
Нравственный характер служебных отношений…………………
7
4.
Специфика профессиональной этики сотрудников правоохранительных органов……………………………………
8
5.
Основополагающие нравственные категории «добро» и «зло» в практике сотрудников правоохранительных органов…………
10
6.
Содержание основных категорий профессиональной этики сотрудников правоохранительных органов: «гуманизм», «справедливость», «долг», «честь», «достоинство», «ответственность», «совесть»…………………………………….
12
Заключение………………………………………………………………
19
Список используемой литературы………………………………………
21
В силу такой диалектической взаимосвязи морали и права важное место в этом процессе занимает система категорий этики. Во-первых, они выступают в качестве общечеловеческих ценностей. Их роль особенно важна для сферы борьбы с преступностью, где происходит поляризация целей, мотивов, поступков, действий и идеалов (честь, совесть, долг, свобода, смысл жизни, справедливость, красота, истина и др.).
Во-вторых, категории этики (добро, зло, справедливость, совесть и т.д.) являются своеобразными нормами, образцами, эталонами поведения человека в обществе, и в конечном счете через них устанавливается взаимодействие морали и права.
В-третьих, они ориентируют человека заинтересованного в сфере правоохранительной деятельности главным образом на утверждение общественного блага.
Наконец, в-четвертых, важным фактором, гарантирующим соблюдение правоохранительными органами основ морали, является принцип презумпции невиновности. Нравственный долг следователя, как и любого другого сотрудника всей системы правоохранительной деятельности, – уважение человеческого достоинства и справедливого отношения к человеку.
Таким образом, закон, регулируя всю правоохранительную деятельность, связывает допустимые границы его проведения с такими категориями этики, как честь, достоинство, права и свободы граждан. Именно поэтому люди с чистой совестью во всех этих системах служа закону служат народу.
Непременным условием законности деятельности сотрудников полиции является четкое усвоение требований нравственности при решении вопроса о применении тех или иных действий.
Сотрудники правоохранительных органов обязаны в пределах своей компетенции обеспечивать прочный правопорядок, призваны обнаруживать правонарушения, квалифицировать их и собирать доказательства, определяющие, в конечном счете, виновность или невиновность лиц, совершивших те или иные правонарушения. Именно сотрудники правоохранительных органов применительно к массе выявленных правонарушений осуществляют правоприменительный процесс, который завершается либо должностными лицами полиции, либо в суде, куда направляются материалы проверок или уголовные дела. Поэтому в плане этики сотрудник правоохранительных органов должен четко разделять категории добра и зла с точки зрения действующего законодательства.
Однако категории добра и зла, их нравственная оценка разными людьми часто бывает различной. Это объясняется тем, что категории этики объективны по содержанию и субъективны по форме.
Объективность содержания означает, что в нем сконцентрировано то, что есть в реальной жизни и не зависит от сознания людей. И именно это содержание по - разному оценивается людьми. Эта оценка зависит от целого ряда факторов: интеллектуального развития личности, ее нравственной культуры, а также образа жизни.
Специфика профессиональной деятельности сотрудников право-охранительных органов обусловлена тем, что они постоянно находятся в пограничной зоне между добром и злом. Именно они становятся барьером, который встречает напор агрессивности и злобы.
Становясь на защиту добра и борясь со злом, сотрудник правоохранительных органов должен учитывать моральные аспекты того или иного конкретного явления и моральные последствия своих действий. Он всегда должен помнить, что не бывает ни абсолютного зла, ни абсолютного добра. Так, добро по отношению к одним людям (например, попустительство правонарушителю) неизбежно оборачивается злом по отношению к другим людям (тем, кому он причинил ущерб) и к нему самому, ибо безнаказанность развращает.
Именно работа сотрудников правоохранительных органов с преступниками, открывает им бездонные глубины человеческого падения. Перед ними неизбежно встает вопрос: «каков человек от природы – добр или зол?» У некоторых сотрудников в результате такого «близкого знакомства» формируется представление о правонарушителях как от рождения злобных, агрессивных существах по отношению к которым все средства дозволены и хороши.
Вообще, контактирование с лицами, оказавшимися способными «переступить черту», разделяющую добро и зло, действует крайне отрицательно. Зло, как чума, заразно, поэтому многие работники правоохранительных органов нуждаются в постоянном подтверждении правильности выбранной ими ценностной ориентации, в моральном оправдании сделанного профессионального выбора, наконец в нравственной самозащите, «иммунитете» ко злу во всех его проявлениях.
В oтличиe от бoлee aбcтpaктныx понятий дoбpa и зла, c пoмoщью котоpыx дaeтcя мopaльнaя oцeнкa oпpeдeлeнным явлениям в цeлoм, справедливость xapaктepизyeт cooтнoшeниe нecкoлькиx явлений c точки зрения pacпpeдeлeния блaгa и зла мeждy людьми.
Гуманизм (лaт. humanus — чeлoвeчный) —принцип миpoвoззpeния (в т. ч. и нpaвcтвeннocти) в ocнoвe котоpoгo лежит yбeждeниe в бeзгpaничнocти вoзмoжнocтeй чeлoвeкa и eгo cпocoбнocти к coвepшeнcтвoвaнию, тpeбoвaниe cвoбoды и защиты дocтouнcтвa личнocти, идея o пpaвe чeлoвeкa на cчacтьe и o том, что yдoвлeтвopeниe eгo потpeбнocтeй и интepecoв дoлжнo быть кoнeчнoй целью oбществa.
В ocнoвe пpинципa гyмaнизмa лежит зaфикcиpoвaннaя eщe c дpeвниx вpeмeн идея yвaжитeльнoгo oтнoшeния к дpyгoмy чeлoвeкy. Oнa выpaжaeтcя в зoлoтoм пpaвилe нpaвcтвeннocти «пocтyпaй по oтнoшeнию к дpyгoмy так же, как ты xoтeл бы, чтобы пocтyпaли по oтнoшeнию к тeбe» и в кaнтoвcкoм кaтeгopичecкoм импepaтивe «пocтyпaй вceгдa так, чтобы мaкcимa твoeгo пoвeдeния мoглa cтaть вceoбщим зaкoнoм».
Moжнo выявить три ocнoвныx cмыcлa гyмaнизмa:
1 Гapaнтии ocнoвныx пpaв чeлoвeкa как ycлoвиe coxpaнeния гyмaнныx ocнoвaний eгo бытия.
2 Пoддepжкa cлaбыx, выxoдящaя за paмки oбычныx пpeдcтaвлeний дaннoгo oбщecтвa o cпpaвeдливocти.
3 Фopмиpoвaниe coциaльныx и нpaвcтвeнныx кaчecтв, пoзвoляющиx личнocти ocyщecтвлять caмopeaлизaцию на бaзe oбщecтвeнныx цeннocтeй.
Категория справедливости, является базовой для всех форм юриспруденции, в том числе и в служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Главная проблематика в ее понимании и применении заключается в том, что категория справедливости теснейшим образом связана с законностью, является ее непременным атрибутом. Правовое понятие «презумпция невиновности», базируется на таких этических категориях как «справедливость» и «гуманизм». Вместе с тем, как известно, жизненные явления в своей совокупности не могут быть полностью определены законом, тогда как мораль является всеобъемлющей.
Справедливость - пoнятиe мopaльнoгo coзнaнuя, выpaжaющee не ту или иную цeннocть, блaгo, a иx oбщee cooтнoшeниe мeждy coбoй и кoнкpeтнoe pacпpeдeлeниe мeждy индивидами; должный пopядoк чeлoвeчecкoгo oбщeжития, cooтвeтcтвyющий пpeдcтaвлeниям o cyщнocти чeлoвeкa и eгo нeoтъeмлeмыx пpaвax. Справедливость являeтcя тaкжe кaтeгopиeй пpaвoвoгo и coциaльнo-пoлитичecкoгo coзнaния. В чacтнocти, пoнятиe справедливости включaeт cooтнoшeниe мeждy poлью oтдeльныx людей (клaccoв) в жизни oбществa и иx coциaльным пoлoжeниeм, мeждy дeянueм и вoздaянueм (пpecтyплeниeм и нaкaзaниeм), дocтoинcтвoм людей и eгo вoзнaгpaждeниeм, пpaвaми и oбязaннocтями. Hecooтвeтcтвиe мeждy тем и другим oцeнивaeтcя мopaльным coзнaниeм как нeспpaвeдливocть. Cмыcл, вклaдывaeмый людьми в пoнятиe справедливости, кaжeтcя им чeм-тo caмo coбoй paзyмeющимcя, пpигoдным для oцeнки вcex ycлoвий жизни, который они тpeбyют coxpaнить или изменить.
Справедливость не противоречит ни милосердию, ни доброте, ни любви. Любовь включает в себя оба эти понятия. Справедливый судья обязан наказать преступника, однако, движимый любовью и, сообразуясь с обстоятельствами, он в то же время может проявить милосердие, чтобы смягчить наказание, которое всегда должно быть гуманным. Например, судья не должен третировать обвиняемого, лишать его адвоката или вершить неправый суд.
Долг — понятие этики, которое обозначает моральную необходимость выполнения каких-либо обязанностей (семейных, гражданских, классовых, по отношению к какому-либо коллективу или группе и т. д.). В долге сосредоточиваются те нравственные требования, которые общество (на том или ином этапе своего развития) предъявляет к личности. Долг как и другие нравственные нормы, выступает для личности большей частью как внешнее принуждение, как сила, извне навязываемая ей, чуждая, а иногда и враждебная ее склонностям.
«Честь» и «достоинство» понятия достаточно близкие по своему содержанию. Честь — это этическая категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества. 1
Достоинство определяется им как внутренняя самооценка личности, собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего общественного значения. То есть, честь и достоинство это оценка морально-нравственных качеств «снаружи» и «изнутри».
Честь выступает в качестве оценки человека его окружающими, мнение о нем со стороны родных, близких, знакомых и коллег. Категория «честь» - это то, что вызывает и поддерживает общее уважение и чувство гордости.2 Честь связана с личными достоинствами человека, в основе которых лежат его заслуги перед людьми или перед обществом.
А достоинство - это обратная сторона чести, мнение человека о самом себе, его самооценка, внутреннее осознание своих моральных качеств и внешних их проявлений в виде поступков, это потребность человека в одобрении своих поступков самим собой, гордость за свои поступки. 3
Профессиональное достоинство личности тесно связано с ее конкретным положением в служебном коллективе, ее личными заслугами и соответствующей им мерой уважения и почета, т.е. связано с честью сотрудника как представителя данной профессии, конкретного коллектива. Честь сотрудника правоохранительных органов, с одной стороны, выступает как результат его личных заслуг и достоинств как гражданина и как работника, а с другой стороны, она является следствием заслуг перед обществом, народом всех блюстителей правопорядка, сотрудников всех поколений и служб.
Таким образом, надев погоны сотрудника правоохранительных органов, работник как бы авансом получает частицу почета и славы всего корпуса достойных работников, стоявших на страже правопорядка.
Это, естественно, накладывает на каждого сотрудника правоохранительных органов особую ответственность за поддержание его чести не только как конкретной личности, но и как представителя всего рядового и начальствующего состава органов. Не секрет, что и население, общество оценивают работников правопорядка не только как конкретных представителей власти, но и обобщенно, перенося на человека в мундире добрую или недобрую славу других сотрудников правоохранительных органов.
Профессиональная честь требует от сотрудника поддерживать репутацию, авторитет той профессиональной группы, к которой он принадлежит и принадлежностью к которой он дорожит. По этому честь — не только признание прошлых заслуг человека и его сегодня сегодняшних добродетелей, достоинств, но и хороший стимул его дальнейшего морального совершенствования, залог успехов в служебной деятельности. Важно при этом заметить, что честь сотрудника органов внутренних дел определяется не его служебным или материальным положением, специальным званием, образованием, а только его личными качествами (моральными, деловыми, политическими, интеллектуальными и иными) как гражданина, как работника, как представителя органов внутренних дел.
Забота о профессиональной чести и служебном достоинстве сотрудников внутренних дел побуждает их поддерживать честь и достоинство всех граждан и даже лиц, подозреваемых в совершении преступлений либо лишенных свободы (но не лишенных гражданских прав и достоинства личности). В Кодексе чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации говорится: “Сотрудник органов внутренних дел, будучи государственным служащим, наделенным властью, должен относится к человеку как к высшей ценности, гуманно, великодушно и милосердно. Вежливое и предупредительное обхождение с гражданами не является проявлением слабости и вполне совместимо с твердостью”.
Ответственность рассматривается как философско-социальное понятие, отражающее объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. И формирование ответственности есть результат тех внешних требований, которые предъявляют индивиду общество, класс, коллектив. Воспринятые индивидом, они становятся внутренней основой мотивации его ответственного поведения, регулятором которого служит совесть. Формирование личности предполагает воспитание у нее чувства ответственности, которое становится ее свойством. 4
Ответственность сотрудника МВД— это интегративное качество, содержащее личностные и профессиональные характеристики и являющееся результатом осознания выполнения обязанностей и требований, предъявляемых создавшейся экстремальной ситуацией, к профессиональной деятельности сотрудника МВД в соответствии с нравственным долгом, правовыми и социальными нормами.
Уровни формирования ответственности сотрудников МВД к служебной деятельности в экстремальных условиях включают: формально-ответственный, исполнительно-ответственный, инициативно-ответственный.
Основными структурными компонентами ответственности сотрудников МВД к служебной деятельности в условиях экстремальной ситуации являются: мотивационный, интеллектуально-креативный, коммуникативно-поведенческий, эмоционально-волевой.
Совесть представляет собой способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному — неисполненность долга. Бессовестным называют человека, в котором отсутствует совесть как мощный внутренний контролер. Такой человек, по сути дела, безнравствен, ибо им не усвоены, не приняты душой важнейшие моральные ориентиры.
Бессовестного сдерживает только внешний контроль, его нужно караулить, хватать за руку, стеречь, дабы он не наносил вреда окружающим. Как только существо бессовестное получает свободу, оно тут же проявляет свою безбрежную зловредность: лжет, крадет, издевается над другими без зазрения совести.
Информация о работе Нравственные качества сотрудников правоохранительных органов