Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 12:49, реферат
НРАВСТВЕННОСТЬ – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Такое определение дается понятию нравственность в словаре Ожегова.
Сегодня мир охватил экономический кризис – но задолго до этого мир уже был охвачен беспрецедентным по масштабам нравственным кризисом.
Совершенно очевидно, что в ХХ веке во всем мире произошло резкое падение нравов, и это падение еще более стремительно продолжается и в XXI веке. В чем причина таких кардинальных перемен? И что принесет нам будущее? Кто виноват? И как найти выход? Эти и подобные вопросы с негодованием задают сегодня те, кого называют представителями здоровых слоев общества. Хотя это и непростая задача, попробуем хотя бы частично ответить на эти вопросы.
Содержание 2
Вступление 3
Современный мир 4
Современные качества человека 7
Сферы общения 10
Заключение 14
Список литературы 15
Министерство образования и науки РФ
Федеральное
агентство по образованию
Алтайский государственный технический Университет
им.
И. И. Ползунова
ИИО
РЕФЕРАТ
по
Этике
тема:
Выполнила студентка
группы
А(з) –М -81
Преподаватель:
с. Алтайское 2009г
НРАВСТВЕННОСТЬ – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Такое определение дается понятию нравственность в словаре Ожегова.
Сегодня мир охватил экономический кризис – но задолго до этого мир уже был охвачен беспрецедентным по масштабам нравственным кризисом.
Совершенно очевидно, что в ХХ веке во всем мире произошло резкое падение нравов, и это падение еще более стремительно продолжается и в XXI веке. В чем причина таких кардинальных перемен? И что принесет нам будущее? Кто виноват? И как найти выход? Эти и подобные вопросы с негодованием задают сегодня те, кого называют представителями здоровых слоев общества. Хотя это и непростая задача, попробуем хотя бы частично ответить на эти вопросы.
Чтобы как можно четче представить себе отличие современных требований к человеку от требований предшествующих этапов истории, условно разделим историю на два периода. Первый период (до 40-х гг. XX века) назовем временем «до современности». Второй период (последние 60 лет) – современность, он характеризуется бурным научно-техническим развитием и общим ускорением исторического времени. Так как черты современности назревали в обществе постепенно, готовились предшествующим развитием мировой культуры, новые требования к человеку стали возникать довольно давно, возможно, еще в период восхождения европейского капитализма. Но тогда они не были системными, не носили массового характера, теперь же они приобрели целостность и обращены практически к каждому члену общества. Назовем прежние, работавшие до современности, критерии хорошей воспитанности традиционными. Традиционны они в двух смыслах. Во-первых, они выдвигают на первый план сохранение традиций, умение поддерживать в личном поведении связь времен. Во-вторых, ориентация на верность прошлому и предкам просуществовала тысячелетия и сама является древней традицией.
Каков же облик идеального традиционного человека?
1. Важнейшее свойство традиционного человека – приверженность и верность существующему порядку, освященному установлениями предшествующих поколений. Индивид отождествляет себя с родом, народом, историей своей страны, рассматривает себя как часть целого, как орган единого социокультурного организма. Наличные традиции и обряды воспринимаются им как сакральные (священные). Другие порядки, иные мировоззренческие установки, характерные для иных этнических и культурных групп, видятся если не как враждебные, то как чуждые. Человек сознательно воспитывался как страстный адепт традиции своего социума, что создавало жесткие оппозиции: наш – не наш, мусульманин – неверный, русский – нерусский. Кроме того, традиционный человек всегда крайне осторожно относится к любым новшествам, считает их подозрительными, разрушительными для заведенного порядка. Новации морально не одобряются, они могут быть приняты лишь под прикрытием традиции, как ее продолжение, модификации.
2. Традиционный человек, принадлежащий к конкретному сословию, жестко следует поведенческой матрице, предписанной ему социальной группой. В традиционных обществах эталоны поведения разных сословий кардинально различны: то, что приличествует дворянину, непристойно для священника и недопустимо для крестьянина. Писаные и неписаные кодексы поведения жестко регулируют каждый шаг людей в их повседневной жизни, их нарушение чревато наказанием вплоть до изгнания из общины и лишения жизни.
Индивидов, чье поведение с раннего детства определяется традицией, с младых ногтей учат подчиняться старшим по возрасту и по рангу. Подчинение, покорность, кротость – важнейшие добродетели, похвальные нравственные качества. Община принуждает, но она же и защищает, поддерживает, поэтому послушание есть важное качество для выживания. Самостоятельные решения занимают в жизни людей небольшое место и часто трактуются как выполнение воли Бога (богов).
3. Традиционный человек ориентирован на сохранение полученных с детства способов действия и поведения в течение всей жизни. Характеристики социальной действительности меняются медленно, лишь на протяжении существования нескольких поколений, поэтому в рамках одной жизни эффективно работают идейные и нравственно-психологические матрицы, заложенные в раннем возрасте. Жесткость и неизменность принципов, верность взглядам, впитанным с молоком матери, – добродетель традиционного общества.
4. Индивид, воспитанный
в традиционном обществе, испытывает
высокую ответственность перед
общностью, которая его
Консервативный, патриотичный до ксенофобии, покорный и высокоответственный перед другими человек – явление общества определенного типа. Он – реальное, объективное историческое явление. Более того, в определенной мере патриотичность, верность принципам и умение поддерживать связь с прошлым имеют общечеловеческий и надвременной статус, т.е. не могут быть устранены нигде и никогда. Однако степень проявления этих качеств исторически меняется. Современная эпоха требует воспитания людей несколько иного типа, обладающих другими свойствами и достоинствами.
Перемены, пришедшие к человечеству с утверждением развитого рыночного общества и получившие особенно яркое проявление в XX веке, были прекрасно проанализированы такими авторами, как М. Вебер и Э. Фромм. М. Вебер подчеркнул целерациональный характер буржуазного разума, ориентированного на прагматическое достижение цели, а не на сохранение общинных святынь. Э. Фромм отметил стремительный рост индивидуальной свободы, оборачивающийся новыми трагедиями и проблемами.
Современное общество, представленное ведущими странами мира и распространяющее свое влияние практически на всю планету, прагматично, динамично. Современность применяет к ныне живущим людям новые критерии совершенства, в корне отличающиеся от прежних по набору качеств. Каковы же эти качества?
1. Человек обладает
личной автономностью,
2. Если в традиционном обществе человек вписан в жесткую систему предписаний и регламентации и подотчетен ей, то в современном мире он гораздо свободнее. Здесь нет рецептов на все случаи жизни, нет жестко заданных программ, освобождающих от проявления личной воли. Конечно, неравенство социальных групп сохраняется, но этикет в современном массовом обществе достаточно универсален, внутригрупповые правила поведения размыты, и на улице вряд ли можно отличить богатого потомка аристократического рода от безродного интеллигента с умеренными доходами. Каждый сам выбирает стиль поведения, каждый сам отвечает за совершаемые поступки, которые подотчетны лишь закону, сам ищет путь в жизни и род занятий.
Общины в старом понимании больше нет, и покорность ее авторитету ушла в прошлое. Современность морально одобряет самостоятельность и волю индивидов, которые рассчитывают только на самих себя, которые сами себя сделали. Чем легче и оптимистичней ты несешь бремя свободы вместе с сопровождающей ее ответственностью, чем увереннее принимаешь самостоятельные решения, тем выше твоя социально-нравственная ценность.
3. Современный
мир высоко ценит творчество,
новации, умение быстро
4. Современное
общество, кроме ситуаций войны,
не требует жертвенности от
своих граждан, ибо оно
Во-первых, в огромной степени возрастает ответственность перед самим собой. Наш современник находится в ситуации свободного выбора, где никто ему не учитель и не помощник. Каждый сам отвечает за свой успех или неуспех и в полной мере принимает на себя последствия совершенных поступков. Именно этот груз ответственности, о котором мы уже говорили, и толкает людей прочь от свободы, в объятия личностных симбиозов (Э. Фромм) и тоталитарных организаций.
Во-вторых, благодаря развитию техники и технологии влияние человека на окружающую действительность и других людей стало поистине огромным. Одно дело по неаккуратности перевернуть телегу, а другое дело – огромный пассажирский поезд, загрязнить один колодец или отравить целый океан. В связи с этим мы должны уметь отвечать за каждый свой шаг, за каждое решение, связанное с воздействием на других и на мир.
Таким образом,
современное воспитание направлено
на выковывание очень
Модель, которую
мы сейчас обрисовали, разумеется, достаточно
абстрактна и акцентирует контраст
между прежними и нынешними социально-
Разумеется, такой человек живет не в безвоздушном пространстве. Он тесно связан с другими людьми, с общественными и социальными структурами. Рассмотрим подробнее (хотя и не затрагивая специфики конкретных регионов и стран), какие социально-нравственные требования выдвигает социум к индивидам в основных сферах общественной жизни.
Сфера труда. Современный человек должен быть трудолюбивым. Трудолюбие (усердие, тщание) – одна из ведущих добродетелей протестантизма и входит составной частью в идеологию американизма, оказывающую сейчас влияние на весь мир. Пафос работы, производства, преобразования характерен не только для Америки, но также для европейских стран и вышедших на уровень мирового развития «азиатских драконов» (известно, что в Японии распространен тип человека-трудоголика, полностью погруженного в свою профессиональную деятельность). Лень, нерадивость, расхлябанность, пассивная созерцательность, ведущая к эскапизму (уходу от активной социальной жизни), неприемлемы для современного мира, так как не только несут в себе торможение развития социума и ухудшение жизни индивидов, но и грозят катастрофами глобального масштаба.
Разумеется, чтобы не быть разрушительной для человека, трудовая деятельность должна ограничиваться некими внешними и внутренними рамками (всякое нарушение меры оборачивается злом!), и все же эталоном нравственности является неутомимый деятель, смелый в решениях, точный в исполнении, стяжающий успех на всяком поприще.
Можно сказать, что современное общество морально поощряет всякую предпринимательскую активность, всякое инновационное действие, способное принести благо как людям, так и тому, кто взялся за свое дело, засучив рукава.
Сфера государственности.
XXI века должен быть законопослушным. Уплата
налогов, соблюдение законов, уважение
к государству – не только юридический,
но и моральный долг. Характерная для западного
общества теория общественного договора
предполагает, что и правовые, и моральные
отношения – суть единство, это соглашение
о том, что люди принимают некие правила
игры, помогающие им пресечь эгоистическую
войну всех против всех, способную погубить
человечество. Поэтому демократическое
государство при всех его фактических
минусах выступает как гарант мира, стабильности
и возможной на данном этапе истории справедливости.
Его следует уважать, почитать и поддерживать,
ибо именно оно обеспечивает правовую
базу и охрану частной собственности и
частной инициативы, являющихся столпами
наличного миропорядка.
Информация о работе Нравственные ориентиры современного человека