Нравственные ориентиры современного человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 12:49, реферат

Описание работы

НРАВСТВЕННОСТЬ – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Такое определение дается понятию нравственность в словаре Ожегова.
Сегодня мир охватил экономический кризис – но задолго до этого мир уже был охвачен беспрецедентным по масштабам нравственным кризисом.
Совершенно очевидно, что в ХХ веке во всем мире произошло резкое падение нравов, и это падение еще более стремительно продолжается и в XXI веке. В чем причина таких кардинальных перемен? И что принесет нам будущее? Кто виноват? И как найти выход? Эти и подобные вопросы с негодованием задают сегодня те, кого называют представителями здоровых слоев общества. Хотя это и непростая задача, попробуем хотя бы частично ответить на эти вопросы.

Содержание работы

Содержание 2
Вступление 3
Современный мир 4
Современные качества человека 7
Сферы общения 10
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования  и  науки  РФ

Федеральное агентство  по образованию  

Алтайский государственный  технический Университет 

им. И. И. Ползунова 
 

ИИО 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по  Этике 

тема:  
 
 

       Выполнила студентка                            

группы  А(з) –М -81 
 
 

Преподаватель:                                                Новоселова Л.А. 
 
 
 
 

                       
 
 
 
 
 
 
 

с. Алтайское 2009г

 

Содержание

 

Вступление

НРАВСТВЕННОСТЬ  – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические  нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Такое определение  дается понятию нравственность в  словаре Ожегова.

Сегодня мир  охватил экономический кризис – но задолго до этого мир уже был охвачен беспрецедентным по масштабам нравственным кризисом.

Совершенно очевидно, что в ХХ веке во всем мире произошло  резкое падение нравов, и это падение  еще более стремительно продолжается и в XXI веке. В чем причина таких кардинальных перемен? И что принесет нам будущее? Кто виноват? И как найти выход? Эти и подобные вопросы с негодованием задают сегодня те, кого называют представителями здоровых слоев общества. Хотя это и непростая задача, попробуем хотя бы частично ответить на эти вопросы.

 

Современный мир

Чтобы как можно  четче представить себе отличие  современных требований к человеку от требований предшествующих этапов истории, условно разделим историю  на два периода. Первый период (до 40-х  гг. XX века) назовем временем «до современности». Второй период (последние 60 лет) – современность, он характеризуется бурным научно-техническим развитием и общим ускорением исторического времени. Так как черты современности назревали в обществе постепенно, готовились предшествующим развитием мировой культуры, новые требования к человеку стали возникать довольно давно, возможно, еще в период восхождения европейского капитализма. Но тогда они не были системными, не носили массового характера, теперь же они приобрели целостность и обращены практически к каждому члену общества. Назовем прежние, работавшие до современности, критерии хорошей воспитанности традиционными. Традиционны они в двух смыслах. Во-первых, они выдвигают на первый план сохранение традиций, умение поддерживать в личном поведении связь времен. Во-вторых, ориентация на верность прошлому и предкам просуществовала тысячелетия и сама является древней традицией.

Каков же облик  идеального традиционного человека?

1. Важнейшее свойство традиционного человека – приверженность и верность существующему порядку, освященному установлениями предшествующих поколений. Индивид отождествляет себя с родом, народом, историей своей страны, рассматривает себя как часть целого, как орган единого социокультурного организма. Наличные традиции и обряды воспринимаются им как сакральные (священные). Другие порядки, иные мировоззренческие установки, характерные для иных этнических и культурных групп, видятся если не как враждебные, то как чуждые. Человек сознательно воспитывался как страстный адепт традиции своего социума, что создавало жесткие оппозиции: наш – не наш, мусульманин – неверный, русский – нерусский. Кроме того, традиционный человек всегда крайне осторожно относится к любым новшествам, считает их подозрительными, разрушительными для заведенного порядка. Новации морально не одобряются, они могут быть приняты лишь под прикрытием традиции, как ее продолжение, модификации.

2. Традиционный человек, принадлежащий к конкретному сословию, жестко следует поведенческой матрице, предписанной ему социальной группой. В традиционных обществах эталоны поведения разных сословий кардинально различны: то, что приличествует дворянину, непристойно для священника и недопустимо для крестьянина. Писаные и неписаные кодексы поведения жестко регулируют каждый шаг людей в их повседневной жизни, их нарушение чревато наказанием вплоть до изгнания из общины и лишения жизни.

Индивидов, чье  поведение с раннего детства  определяется традицией, с младых ногтей учат подчиняться старшим по возрасту и по рангу. Подчинение, покорность, кротость – важнейшие добродетели, похвальные нравственные качества. Община принуждает, но она же и защищает, поддерживает, поэтому послушание есть важное качество для выживания. Самостоятельные решения занимают в жизни людей небольшое место и часто трактуются как выполнение воли Бога (богов).

3. Традиционный человек ориентирован на сохранение полученных с детства способов действия и поведения в течение всей жизни. Характеристики социальной действительности меняются медленно, лишь на протяжении существования нескольких поколений, поэтому в рамках одной жизни эффективно работают идейные и нравственно-психологические матрицы, заложенные в раннем возрасте. Жесткость и неизменность принципов, верность взглядам, впитанным с молоком матери, – добродетель традиционного общества.

4. Индивид, воспитанный  в традиционном обществе, испытывает  высокую ответственность перед  общностью, которая его порождает  и взращивает. Ответственность перед  Богом (богами) и перед социальной  группой сливаются воедино, так  как именно высшие сакральные силы вменяют данный порядок и поддерживают его. Общность отвечает за человека как за свою часть, но и человек держит ответ перед нею и обязан жертвовать собственным благополучием и жизнью ради сохранения общности.

Консервативный, патриотичный до ксенофобии, покорный и высокоответственный перед другими человек – явление общества определенного типа. Он – реальное, объективное историческое явление. Более того, в определенной мере патриотичность, верность принципам и умение поддерживать связь с прошлым имеют общечеловеческий и надвременной статус, т.е. не могут быть устранены нигде и никогда. Однако степень проявления этих качеств исторически меняется. Современная эпоха требует воспитания людей несколько иного типа, обладающих другими свойствами и достоинствами.

Перемены, пришедшие  к человечеству с утверждением развитого  рыночного общества и получившие особенно яркое проявление в XX веке, были прекрасно проанализированы такими авторами, как М. Вебер и Э. Фромм. М. Вебер подчеркнул целерациональный характер буржуазного разума, ориентированного на прагматическое достижение цели, а не на сохранение общинных святынь. Э. Фромм отметил стремительный рост индивидуальной свободы, оборачивающийся новыми трагедиями и проблемами.

 

Современные качества человека

Современное общество, представленное ведущими странами мира и распространяющее свое влияние  практически на всю планету, прагматично, динамично. Современность применяет  к ныне живущим людям новые  критерии совершенства, в корне отличающиеся от прежних по набору качеств. Каковы же эти качества?

1. Человек обладает  личной автономностью, способностью  дистанцироваться от социальности  и культуры, в которой он вырос.  Современный человек переезжает  из страны в страну, с континента  на континент, адаптируясь в новых для него культурных и социальных условиях. Ему свойственна мировоззренческая открытость, способность критически отнестись и к заветам собственных предков, и к наследию чужих культур. Оборотной стороной этой критичности выступает терпимость, толерантность, без которой невозможно вписаться в жизнь другого этноса и государства. Конечно, патриотизм не отброшен в современном мире как нравственная ценность, с другой стороны, современный человек стремиться адаптироваться и в необычной для него среде. Дистанцированность от традиций своего народа означает также позитивное отношение к новациям. Нынче быть динамичным похвально, способность не застревать во вчерашнем дне высоко ценится.

2. Если в традиционном обществе человек вписан в жесткую систему предписаний и регламентации и подотчетен ей, то в современном мире он гораздо свободнее. Здесь нет рецептов на все случаи жизни, нет жестко заданных программ, освобождающих от проявления личной воли. Конечно, неравенство социальных групп сохраняется, но этикет в современном массовом обществе достаточно универсален, внутригрупповые правила поведения размыты, и на улице вряд ли можно отличить богатого потомка аристократического рода от безродного интеллигента с умеренными доходами. Каждый сам выбирает стиль поведения, каждый сам отвечает за совершаемые поступки, которые подотчетны лишь закону, сам ищет путь в жизни и род занятий.

Общины в старом понимании больше нет, и покорность ее авторитету ушла в прошлое. Современность  морально одобряет самостоятельность  и волю индивидов, которые рассчитывают только на самих себя, которые сами себя сделали. Чем легче и оптимистичней ты несешь бремя свободы вместе с сопровождающей ее ответственностью, чем увереннее принимаешь самостоятельные решения, тем выше твоя социально-нравственная ценность.

3. Современный  мир высоко ценит творчество, новации, умение быстро приспособиться  к новой обстановке, «перестроиться  на марше». Поэтому пожизненная  верность установкам, стереотипам,  привычкам и приемам, приобретенным  в раннем возрасте, рассматривается скорее как недостаток, чем как достоинство. Всякое устойчивое воспроизведение стереотипа понимается как ригидность, неповоротливость. Это, конечно, не значит, что верность принципам совсем утратила свою роль, скорее сама система принципов стала более изменчивой и динамичной. Человек должен уметь много раз в жизни менять профессию и специальность, овладевать новыми представлениями о реальности, и его нравственные поступки и суждения должны соответствовать конкретной обстановке, разрешать необычные моральные коллизии.

4. Современное  общество, кроме ситуаций войны,  не требует жертвенности от  своих граждан, ибо оно основано  на взаимовыгодности отношений  социального целого и его членов. Однако тема ответственности  не перестает быть актуальной. Правда, она трансформируется.

Во-первых, в  огромной степени возрастает ответственность  перед самим собой. Наш современник  находится в ситуации свободного выбора, где никто ему не учитель  и не помощник. Каждый сам отвечает за свой успех или неуспех и  в полной мере принимает на себя последствия совершенных поступков. Именно этот груз ответственности, о котором мы уже говорили, и толкает людей прочь от свободы, в объятия личностных симбиозов (Э. Фромм) и тоталитарных организаций.

Во-вторых, благодаря  развитию техники и технологии влияние  человека на окружающую действительность и других людей стало поистине огромным. Одно дело по неаккуратности перевернуть телегу, а другое дело – огромный пассажирский поезд, загрязнить один колодец или отравить целый океан. В связи с этим мы должны уметь отвечать за каждый свой шаг, за каждое решение, связанное с воздействием на других и на мир.

Таким образом, современное воспитание направлено на выковывание очень самостоятельного и ответственного индивида, который не может списать последствия своих дел ни на царя, ни на полководца, ни на деревенского старосту и вообще ни на кого. Конечно, формирование подобных характеров – непростой процесс, но именно такая ответственность востребована социокультурной ситуацией.

Модель, которую  мы сейчас обрисовали, разумеется, достаточно абстрактна и акцентирует контраст между прежними и нынешними социально-нравственными  ориентирами. Хочется подчеркнуть, что образ нужного обществу человека всегда включает в себя не только чисто моральные черты, но самые разнообразные социальные качества, имеющие, однако, моральное значение и связанные с определенным нравственным идеалом. Подводя итог, можно заметить, что нынешнее воспитание ориентировано на образ свободного, самостоятельного, ответственного, критичного и в то же время терпимого и лояльного человека. Этот человек открыт для перемен и для творчества.

 

Сферы общения

Разумеется, такой  человек живет не в безвоздушном пространстве. Он тесно связан с  другими людьми, с общественными и социальными структурами. Рассмотрим подробнее (хотя и не затрагивая специфики конкретных регионов и стран), какие социально-нравственные требования выдвигает социум к индивидам в основных сферах общественной жизни.

Сфера труда. Современный человек должен быть трудолюбивым. Трудолюбие (усердие, тщание) – одна из ведущих добродетелей протестантизма и входит составной частью в идеологию американизма, оказывающую сейчас влияние на весь мир. Пафос работы, производства, преобразования характерен не только для Америки, но также для европейских стран и вышедших на уровень мирового развития «азиатских драконов» (известно, что в Японии распространен тип человека-трудоголика, полностью погруженного в свою профессиональную деятельность). Лень, нерадивость, расхлябанность, пассивная созерцательность, ведущая к эскапизму (уходу от активной социальной жизни), неприемлемы для современного мира, так как не только несут в себе торможение развития социума и ухудшение жизни индивидов, но и грозят катастрофами глобального масштаба.

Разумеется, чтобы  не быть разрушительной для человека, трудовая деятельность должна ограничиваться некими внешними и внутренними рамками (всякое нарушение меры оборачивается  злом!), и все же эталоном нравственности является неутомимый деятель, смелый в решениях, точный в исполнении, стяжающий успех на всяком поприще.

Можно сказать, что современное общество морально поощряет всякую предпринимательскую  активность, всякое инновационное действие, способное принести благо как  людям, так и тому, кто взялся за свое дело, засучив рукава.

Сфера государственности. Инициативный и автономный человек конца XX и начала  
XXI века должен быть законопослушным. Уплата налогов, соблюдение законов, уважение к государству – не только юридический, но и моральный долг. Характерная для западного общества теория общественного договора предполагает, что и правовые, и моральные отношения – суть единство, это соглашение о том, что люди принимают некие правила игры, помогающие им пресечь эгоистическую войну всех против всех, способную погубить человечество. Поэтому демократическое государство при всех его фактических минусах выступает как гарант мира, стабильности и возможной на данном этапе истории справедливости. Его следует уважать, почитать и поддерживать, ибо именно оно обеспечивает правовую базу и охрану частной собственности и частной инициативы, являющихся столпами наличного миропорядка.

Информация о работе Нравственные ориентиры современного человека