Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 12:49, реферат
НРАВСТВЕННОСТЬ – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Такое определение дается понятию нравственность в словаре Ожегова.
Сегодня мир охватил экономический кризис – но задолго до этого мир уже был охвачен беспрецедентным по масштабам нравственным кризисом.
Совершенно очевидно, что в ХХ веке во всем мире произошло резкое падение нравов, и это падение еще более стремительно продолжается и в XXI веке. В чем причина таких кардинальных перемен? И что принесет нам будущее? Кто виноват? И как найти выход? Эти и подобные вопросы с негодованием задают сегодня те, кого называют представителями здоровых слоев общества. Хотя это и непростая задача, попробуем хотя бы частично ответить на эти вопросы.
Содержание 2
Вступление 3
Современный мир 4
Современные качества человека 7
Сферы общения 10
Заключение 14
Список литературы 15
Популярные и
широко распространенные в XX веке идеи
революционности к концу
Сфера самоотношения. Современный мир ориентирует индивидов на самоуважение и заботу о себе. Именно индивид является центром творческой активности, внутренний мир каждого уникален и достоин внимания. Знаменитый западный индивидуализм заключается в том, что в качестве главной цели человека полагается его собственное благополучие и счастье, а не благополучие той или иной общности, куда он входит как составная часть. Другой вопрос, как именно понимать собственное благо. Можно, конечно, сводить его исключительно к материальному и финансовому благополучию, самоутверждению и власти, а можно усматривать это благо в полноте развития своих сущностных сил, своих способностей, в «продуктивном» самопроявлении (Э. Фромм). Тогда личное благо оказывается неразрывно связано с благом других людей. Западное общество на первый план выдвигает отдельную личность с ее правами и приоритетами. Собственно, права человека – это права индивидуума. Вопросом о выработке практического самоуважения и любви к себе (в отличие от эгоизма) занята вся современная психотерапия, полагающая, что много бед происходит от того, что люди не умеют любить самих себя и самостоятельно о себе радеть.
Нельзя не отметить, что этот социально-нравственный воспитательный ориентир несет в себе серьезное противоречие. В реальной жизни, где не так уж много людей занимается этической рефлексией, однозначное выдвижение на первый план индивида оборачивается расцветом эгоизма и прагматизма сознания. Человек, полностью и без раздумий принявший принцип индивидуализма, рискует оказаться в конфликте с общностями любого уровня: от семьи и школьного класса до корпорации и нации.
Сфера отношений с другими. Развитое рыночное общество наших дней диктует человеку не любовь или ненависть к другим, но умение устанавливать паритетные партнерские отношения, что невозможно без значительной доли терпимости к убеждениям, взглядам, верованиям и этнической принадлежности другого человека. Можно сказать, что идеальное отношение к другому должно быть лишено эмоциональных крайностей, это в первую очередь деловое отношение, взаимовыгодное и взаимоудобное, взаимно подстрахованное на случай разрыва установившихся связей. Отношения с другими, как правило, – договорные, ярким примером чему являются брачные контракты. Моральный человек тот, который, уважая себя, уважает других с их свободой и правами, достигает согласия, выполняет заключенные контракты. Такой моральный идеал, разумеется, лишен ореола сентиментальности, милой трогательности или горячности страсти, но он таков, каков есть, и мы не можем искажать его здесь в угоду собственным пристрастиям.
Национально-этническая сфера. Современный мир ориентирует индивидов на соединение патриотизма и космополитизма, т.е. на способность гибко сочетать универсальность и чувство гражданина мира с приверженностью интересам своей страны, с уважением к ее прошлому и настоящему.
Сфера пола. Сегодняшнее отношение к вопросам пола противоречиво. Существует ориентация как на равенство и на идеалы классического патриархата, то есть в качестве образца нравственного поведения может выступать и человек, признающий права женщин, и сторонник мужского приоритета и господства, впрочем, берущий на себя функции защиты и обеспечения слабого пола. Если в первом случае морально идеализируется вышеупомянутое деловое партнерство и уважение чужой свободы, то во втором воспроизводится нравственный идеал мужчины-героя, мужчины-добытчика. И тем и другим представлениям противостоит агрессивный феминизм, выдвигающий в качестве нравственного образца совершенно самостоятельную и независимую женщину-амазонку, попирающую права мужчин и ставящую их в положение слабой стороны.
Идет непрерывная дискуссия о допустимости толерантного отношения к половым аномалиям. Наряду с образцом современного гуманиста, допускающего полную свободу действий сексуальных меньшинств, в культуре присутствует образ строгого блюстителя нравов, борющегося за традиционность в области секса.
Таковы основные социально-нравственные и ценностные эталоны, существующие в современном мире и определяющие пути воспитания. Разумеется, представленная модель не должна быть принята за прямую кальку реальности. Это лишь описание некоторых тенденций, характерных для рыночного общества конца тысячелетия. Даже на первый взгляд можно заметить, что воспитательные маяки в нашей собственной стране по сей день во многом иные, и это естественно, ибо в реальном воспитательном процессе переплетаются актуальные задачи и традиции, выражаются особенности этнической культуры, черты исторически сложившегося менталитета. Просто надо иметь представление, каковы общемировые мировоззренческие и этические тенденции в формировании новых поколений.
1.Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. – Ростов н/Д, 2005.
2.Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 2007
3.Каджаспирова Г.М. Педагогика – М.:Гардарики, 2007
4.Кокушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006.
5.Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций – М.: Прометей; Юрайт, 2009.
6.Мудрик А.В. Воспитание. // Рос. пед. энциклопедия. – Т. 1. – М., 2005.
7.Подласный И.П. Педагогика – М.: Владос, 2005
8.Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2008.
9.Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010
10.Скалеренко А.Б. Общая педагогика – М.: Юнити-Дана, 2006
11. Харламов И.Ф. Педагогика – М.: Гардарики, 2008
Информация о работе Нравственные ориентиры современного человека