Нравственные основы семейно-брачных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 13:28, контрольная работа

Описание работы

Семейно – брачные отношения представляют собой интерес для исследования, поскольку семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Цель исследования можно представить как изучение типов брака и семьи в традиционном обществе, эволюции семейно – брачного института и создание семейно – правовых норм.

Файлы: 1 файл

про семью.docx

— 48.68 Кб (Скачать файл)

Введение

Семья и брак всегда играли большую роль в жизни общества. И современное общество не исключение, хотя отношение к браку, его формам, семье изменилось. Семейно-брачные  отношения представляют  собой  интерес для исследования, поскольку  семья является одним из пяти фундаментальных  институтов  общества, придающим  ему стабильность и способность  восполнять население в каждом следующем  поколении. Одновременно семья выступает  малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни  человек  входит в состав множества самых  разных групп  –  в  группу  сверстников  или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой, которую он никогда  не покидает.

В ходе культурно-исторического  развития изменялась  не  только  форма семейно – брачных  отношений,   но  и  само  содержание  этих  отношений, в частности, между мужем и женой. Актуальность вопроса о духовно – нравственных основах семейной жизни определяется необходимостью подготовки молодого человека к выполнению семейных ролей. Ранее такая подготовка была включена в сам процесс функционирования патриархальной семьи. Сегодня каждый человек, вступающий в брак, должен сформировать свою собственную модель семьи, а для этого необходимы как определенные знания об этой важнейшей сфере жизни общества и человека, так и осознание степени собственной моральной ответственности за создаваемую семью.

Семейно – брачные отношения   представляют   собой интерес для исследования, поскольку семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Цель исследования можно представить как изучение типов брака и семьи в традиционном обществе, эволюции семейно – брачного института и создание семейно – правовых норм.

В связи с поставленной целью можно формулировать следующие  задачи исследования:

•   рассмотреть духовно  – нравственные основы традиционной патриархальной семьи;

•   определить особенности  новых семейных отношений и перспективы  их развития в свете необходимости  достижения стабильных семейных отношений.

Объектом настоящего исследования являются семейно – правовые отношения, предметом – изменение духовно-нравственной  и правовой основы семейных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.Понятие брака и брачных отношений

 В  современном мире  понятие отношений  используется  во многих сферах  жизнедеятельности  человека. Семья - это сложное социокультурное явление. Специфика и уникальность ее состоит в том, что она фокусирует в себе практически все аспекты человеческой жизнедеятельности и выходит на все уровни социальной практики: от индивидуального до общественно-исторического, от материального до духовного. В структуре семьи можно условно выделить три взаимосвязанных блока отношений: 1 - природно-биологические, т.е. половые и кровнородственные; 2-экономические, т.е. отношения на базе домашнего хозяйства, быта, семейной собственности; 3-духовно-психологические, нравственно-эстетические, связанные с чувствами супружеской и родительской любви, с воспитанием детей, с заботами о престарелых родителях, с моральными нормами поведения [1]. Только совокупность названных связей в их единстве создает семью как особое социальное явление, ибо не может считаться семьей естественная близость мужчины и женщины, не закрепленная в правовом отношении и не связанная общностью быта и воспитания детей, поскольку это не что иное, как сожительство. Семья - это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя множественные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии.

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и  в ролевом поведении ее членов. Функции семьи –  это способы  проявления ее активности; жизнедеятельности  всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах  семья выполняла  основные функции:

-  воспроизводства   населения (физическое и духовно-нравственное  воспроизводство человека в семье);

-  воспитательная   функция   –   социализация   молодого   поколения, поддержания  культурного воспроизводства общества;

- хозяйственно-бытовая   функция  –  поддержание   физического  здоровья членов  общества, уход за детьми и  престарелыми членами семьи;

- экономическая – получение  материальных средств  одних   членов  семьи для других, экономическая  поддержка  несовершеннолетних  и  нетрудоспособных членов  общества;

- духовного общения –  развитие личностей членов семьи,  духовное взаимообогащение;

- социально – статусная – предоставление  определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

- досуговая  –  организация   рационального  досуга,  взаимообогащение  интересов;

- эмоциональная – получение  психологической защиты,  эмоциональной  поддержки,  эмоциональная  стабилизация  индивидов  и   их   психологическая  терапия;

- сфера первичного  социального   контроля  –  моральная   регламентация поведения  членов  семьи в различных сферах жизнедеятельности,  а также регламентация ответственности  и обязательств в отношениях  между  супругами, родителями  и детьми представителями старшего и среднего поколений [2].

Эти функции в том или  ином виде и объеме имеют место  в семьях, в каждой семье их соотношение  различно. Исторически некоторые  функции отмирают, например, производственная, а другие функции усиливаются.

    Устойчивость  брачно-семейных отношений зависит   от готовности молодых людей  к  семейной жизни, где готовность  к  браку понимается как  система  социально-психологических установок  личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни.

Особое значение готовность к браку приобретает на современном  этапе развития общества, когда число  браков «де-факто» увеличивается по сравнению с числом заключенных  браков. Здесь наблюдаются особенности  социальных установок и мотивов, которые сформировались у молодежи относительно недавно под воздействием изменившихся социальных условий и  норм.  Исследование  супружеских  конфликтов, как и  самих супружеских  взаимоотношений,  весьма затруднено, так как это область сугубо личной и интимной жизни человека. В этом смысле брак и семья –  “закрытые” малые группы, в которые  посторонним лицам, как говориться, “вход воспрещен” [1].

Как  только схлынут первые восторги  и упоение “медового” месяца, а иногда и раньше, молодые  супруги начинают замечать, что брак “изнутри” воспринимается по-иному, чем представлялось. Молодожены вступают в первый, и не единственный, кризисный  период брака. Выделяется несколько таких периодов, или спадов, в отношениях, которые не все преодолевают: первые дни после брака; примерно через два-три месяца супружеской жизни; после полугода совместной жизни; после первой годовщины брака; после рождения первого ребенка; в интервале трех – пяти лет; после семи – восьми лет супружества; при 12-летнем семейном стаже; через 20 – 25 лет семейной жизни. Кризисный период можно рассматривать как  болезнь семьи, которая не всегда заканчивается разводом [3].

 Не  вдаваясь в анализ  причин спадов, следует помнить,  что они, во-первых, в чем-то  закономерны, а во-вторых, не вечны  – имеют не такую  уж большую  продолжительность и преодолеваются  при соответствующей подготовленности  и внутреннем настрое.

 У  супругов может быть все, но  если у них нет постоянного  притока положительных эмоций  и уверенности в том, что  брачный партнер всегда готов  поддержать его во всем, оказать ему содействие и помощь в преодолении возникающих затруднений (даже тем, что нисколько не сомневается, что они будут преодолены), у них нет главного – удовлетворенности самим браком, семейными отношениями, самим супругом. А без такой удовлетворенности (если все же брак не распадается) нет активной жизнедеятельности, жизненного тонуса, высокой работоспособности, творческой активности.

    Создаваемая в  браке семья сама укрепляет   институт брака, наряду с нравами,  регулирующими  отношения собственности.  К другим потенциальным факторам  устойчивости брака относятся  достоинство, тщеславие, рыцарский  дух, долг и религиозные убеждения.  Однако, хотя браки могут одобряться  или не одобряться свыше, они  едва ли заключаются на небесах.  Человеческая семья является  явно выраженным человеческим  институтом, эволюционным обретением. Брак есть общественный, а не  церковный институт. Конечно, религия  должна оказывать ощутимое воздействие  на брак, однако ей не следует  пытаться подчинить его своему  исключительному управлению и  контролю [4].

 

 

 

 

 

 

 

II. Историческое развитие семьи и брака

Семейное воспитание и  семейные отношения в России уходят корнями в духовные и религиозные  традиции государства. Одним из основополагающих регуляторов взаимоотношений между  членами семьи являлась христианская вера. В связи с этим целесообразно  разделить историю семейного  воспитания на два периода: дохристианский и христианский. История развития человечества свидетельствует, что  именно христианство изменило отношение  к человеку, актуализировав его личностное начало. Семейно-брачные  отношения  до  Крещения   Руси регулировались нормами обычая, и государство вообще  не  вмешивалось  в  эту область. Заключение  брака  осуществлялось  путем  похищения невесты женихом ("умычка"). . Глава семейства, муж, был холопом по отношению к государю, но государем в собственном доме. Все домочадцы, не говоря уже о слугах и холопах в прямом смысле слова, находились в его полном подчинении [5].

В обязанности супруга  и отца входило "поучение" домашних, состоявшее в систематических побоях, которым должны были подвергаться дети и жена. Большим уважением в  обществе пользовались вдовы. Кроме  того, они становились полноправными  хозяйками в доме. Фактически, с  момента смерти супруга к ним  переходила роль главы семейства.

Крещение, принесло на Русь многие нормы византийского права, в  том числе касающиеся семейно-брачных  отношений. Семья находилась под  покровительством православной церкви, вот почему семейно-брачные отношения  регулировались в  основном  нормами  церковного права.  Брачный возраст  устанавливался по византийским законам  в 14—15 лет для мужчин и в 12—13 лет  для женщин. Препятствием к вступлению в брак являлись родство и свойство. Стремясь укрепить брачные  узы,  церковные  уставы  запрещали  скрытые формы  нарушения  брачного  законодательства:  супружескую  измену,  половые сношения между родственниками и свойственниками. Церковь рассматривала брак не только  как  плотский  союз,  но  и  как духовный, поэтому браки  допускались  лишь  между  христианами. Личные и  имущественные  отношения  между  родителями  и  детьми  строились  на  основе  традиционных  правил,   с   изменениями,   внесенными каноническими нормами. Власть  отца  была  непререкаемой,  ему  принадлежало право решать внутрисемейные споры, наказывать детей.  Достаточно мягко относится закон к внебрачным детям. Основная мысль законодателя ясна: дети должны рождаться  в браке, но если уж незамужняя зачала,  то  должна  дать  жизнь  младенцу [5].

 Перечень поводов к  расторжению брака почти целиком  был заимствован  из византийских  законов,  в  частности  из  Прохирона,  но  с учетом  русских традиций. Итак, брак растрогался, когда:

1)  обнаруживалось,  что   жена  слышала  от  других  людей   о   готовящемся злоумышлении  на власть и жизнь князя,  а от мужа своего утаила;

2)  муж  заставал  жену  с  прелюбодеем  или это доказывалось  показаниями послухов;

3) жена вынашивала замысел  отравить мужа  зельем  или   знала  о  готовящемся другими  людьми убийстве мужа, а ему  не сказала;

4) жена без разрешения  мужа посещала  пиры  с  чужими  людьми  и  оставалась ночевать  без мужа;

5) жена посещала днем  или ночью (не  имело  значения)  игрища,  несмотря  на запрещения  мужа;

6) жена давала наводку   вору  похитить  имущество   мужа  или  сама  что-либо  похищала или совершала кражу из церкви [6].

В XVI веке основным документом, регулировавшим семейные отношения, являлся  «Домострой». Роль жены и матери в  Домострое оценивалась высоко. Жена являлась регулятором эмоциональных  отношений в семье, она же отвечала за семейную благотворительность. Домострой  рекомендует жене «мужу  уноровить», то есть поступить сообразно с его желаниями и представлениями. Из текста следует, что в семейных отношениях осуждаются всякие «неподобные дела: блуд, сквернословие и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство…» [3]

Эпоха  правления  Петра  положила  начало  развития  семейного  права, как одной из составляющих общей правовой структуры государства. Один из первых указов провозглашал принцип  добровольности вступления в брак. Согласно этому указу, родственники лиц,  вступающих  в  брак,  обязаны  были приносить присягу в том, что не принуждали жениха и невесту  к браку. С 1714 года всех приходах священников  обязывают регистрировать все акты гражданского состояния.

 В середине сороковых  годов этого же столетия Указом  Синода запрещаются браки  лиц  старше  80  лет.  С 1775   года   "семейное законодательство" пополняется новыми  правилами.  Заключение брака с 1775 года могло производиться только в приходской  церкви одного из вступающих в брак. Венчанию предшествовало обязательное оглашение. Брак заключался  при личном присутствии жениха и невесты. Возраст для вступления в брак  был установлен 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин [2].

Государство немало внимания уделяло вдовам  и  вдовцам. От  случайных,  негарантированных  сумм   вдовьего прожитка до большей стабильности в  обеспечении  —  таков  путь  законодательства.  Лучше  всех, несомненно,  были  обеспечены  вдовы,  чьи  мужья   владели   движимой   или недвижимой собственностью —  все  остальные  категории  вдов  не  располагали гарантированным  пенсионом, те  же,  кто им располагал, влачили нищенское существование. Единственным выходом   избежать   бедности   было   новое замужество.

Правовое  регулирование  семейных   отношений   на   протяжении нескольких столетий оставалось сугубо патриархальным. Брак прекращался  в связи со смертью или гибелью  одного  из  супругов, разводом  по  основаниям,  предусмотренным  законом   и   признанием   брака недействительным [4].

Еще одна нравственная ось  семьи – это отношения родители – дети. В патриархальной семье  на протяжении многих веков господствовала абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания. Малейшее нарушение  этих принципов приводило к неотвратимым санкциям. Например, согласно Уложению 1649 г., сын, в равной мере и дочь, независимо от возраста, подвергались наказанию  кнутом, если они грубо разговаривали  с родителями [5].

Таким образом, с XVI века постепенно происходит процесс государственного вмешательства в  компетенцию  церкви  по брачно-семейным  делам.  Создаются органы, регулирующие эти  отношения. Правовое регулирование  семейный отношений сугубо патриархальное.

Вовлечение в XIX веке женщины  в профессиональную деятельность способствовало ее общественно-политической активности и отразилось на социально-экономическом  статусе мужчин – все это, вместе взятое, положило начало кризису патерналистских  ценностей. Женщина могла быть исключена  из активной общественной жизни до тех пор, пока социальные условия  были ограничены тесными сословными рамками, пока жизнь индивида находилась под влиянием узкого круга интересов. С того дня, как крупная промышленность вытеснила кустарную, с того дня, как женщина перестала ремесленными средствами производства основные предметы потребления, интересы ее стали переноситься из семьи в общество. Женщины стали осваивать новые сферы деятельности: общественно-трудовую и политико-культурную, а также преобразовывать семейную. Мужчины же, утратив профессиональную монополию, не спешили расставаться с традиционными семейными «привилегиями». Таким образом, идеал равенства полов, который теоретически мог бы стать нравственной основой семейных отношений, в настоящее время оспаривается участниками семейных отношений.  Исчерпал себя обычай многодетности. Социализация приобретает иной смысл [6]. Во-первых, нарушаются горизонтальные отношения. В семье либо нет брата (сестры), либо есть, но того же пола, мало кузенов и с теми (благодаря мобильности) редко или никогда не контактируют. Желанный ребенок превращается в объект родительской забота и стойкой привязанности [7]. Что касается России, то здесь со второй половины текущего столетия даже в деревенской семье многие родители, в том числе и те, кто сам смог окончить лишь начальную школу, стремились дать ребенку максимально возможное образование. Молодое поколение пользуется намного большим числом материальных и духовных благ, чем в прошлые годы. На них уходило в 60-х годах от одной четверти до половины бюджета семьи. Дети, по словам большинства родителей, – главный смысл семьи. Сегодня дети поднимаются на новую, качественно иную ступень ценностных отношений, когда главным становится не количество, а качество воспитанных детей. Это позволяет выделить такую отличительную особенность репродуктивного поведения на современном этапе: осознание родительства как самостоятельной экзистенциальной ценности. Осознание родительства как самостоятельной ценности может стать движущей силой для формирования новых нравственных идеалов семейной жизни, когда равные усилия мужчины и женщины направлены на развитие интеллектуального потенциала и духовно-нравственное совершенствование их детей.

Информация о работе Нравственные основы семейно-брачных отношений