Нравственные приоритеты современного руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 19:09, реферат

Описание работы

Деловая этика в широком смысле — это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она включает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т.е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; нормы делового этикета — ритуализированные внешние нормы поведения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Управленческая этика: понятие, принципы и значение………………5
Принципы и нормы нравственного поведения руководителя………..7
Литература………………………………………………………………11

Файлы: 1 файл

Реф Этика дел общ.doc

— 54.00 Кб (Скачать файл)


Нравственные приоритеты современного руководителя

  Содержание

           Введение…………………………………………………………………3

  1. Управленческая этика: понятие, принципы и значение………………5
  2. Принципы и нормы нравственного поведения руководителя………..7

Литература………………………………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Введение

 

 Деловая этика в  широком смысле — это совокупность  этических принципов и норм, которыми  должна руководствоваться деятельность  организаций и их членов в  сфере управления и предпринимательства. Она включает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т.е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; нормы делового этикета — ритуализированные внешние нормы поведения.        

  Употребление различных  терминов — “этика” (греч.) и  “мораль” (лат.) — не случайно. В  русском языке имеется еще  слово “нравственность”, используемое  при рассмотрении перечисленных  проблем и происходящее от аналогичного славянского корня (нрав, характер). Различение смыслов этих трех терминов имеет в этике (как в науке о морали) и философии свою историю. В литературе, посвященной проблемам деловой этики, если авторы вообще считают необходимым отличать “этику” от “морали”, как правило, предполагается, что этические аспекты представлены в социальных взаимодействиях, а моральные — во внутренних оценках личности. Однако и в том и в другом случае речь идет о различении добра и зла, справедливого и несправедливого, хорошего и дурного.

  Предметом особенно  пристального внимания этические  проблемы деловой жизни стали  в США. Обязательные курсы этики  читаются не только на философских  и теологических факультетах,  но и в различных школах  бизнеса. Крупные компании организуют курсы этики для своих сотрудников. Многие фирмы создают корпоративные этические кодексы, формулируя в письменном виде этические принципы корпорации, правила поведения, ответственность администрации по отношению к своим работникам. Однако издание этического кодекса нередко служит простой уступкой общественному мнению и является как первым, так и последним шагом в решении этических проблем. Моральный уровень управляющих ниже, чем представителей других профессий.

  И все-таки внимание  общественности к этическим проблемам вынуждает руководителей организаций производить этический анализ своей деятельности. От сетований на неуловимый и не поддающийся контролю характер морали, что является общим местом исследований по этике, делаются попытки перейти к превращению этических аспектов деятельности организации в планируемый и контролируемый порядок, институционализировать мораль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Управленческая этика: понятие, принципы и значение

 

  Роль управления  как вида общественной деятельности обусловило широкое использование достижений многих наук, среди которых значительное место занимают “поведенческие науки”. К ним относят эргономику, промышленную психологию, социологию управления и другие. Имеется немало различных рекомендаций, касающихся “человеческих отношений”, “этических кодексов” для управляющих, интересно написанных книг по этике служебного и внеслужебного общения. В основном это отработанный идейно-психологический инструментарий управленческого воздействия на сознание подчиненных. Менеджеры относятся к нему уважительно, неоднократно на практике убеждаясь в эффективности его применения для решения экономических и социальных проблем предпринимательской деятельности, обеспечения успеха в бизнесе.

  Управленческая этика – это цель постоянно принимаемых, нравственно обоснованных решений. Основополагающими принципами управленческой этики являются гуманизм, коллективизм, социальная справедливость, патриотизм, единство слова и дела.

  Решения и действия  руководителей должны быть проникнуты уважением к людям, заботой об их здоровье, духовном и физическом развитии. Управление призвано выступать как надежная система сохранения неприкосновенности личного достоинства людей, как гарант их прав и обязанностей.

  Управленческая деятельность  направлена на совершенствование отношений, на развитие коллективных форм организации и стимулирования труда. Посредством управления должны разумно сочетаться общественные (государственные), коллективные и личные интересы. Обязательным условием выполнения профессиональных обязанностей руководителя является объективное и доброжелательное отношение к личным взглядам, служебным ожиданиям-притязаниям, профессиональному мнению подчиненных. Особое место имеет справедливая материальная и моральная оценка личного вклада каждого работника, трудового коллектива в общее дело развития производственной экономики. Руководитель постоянно находится перед моральным выбором, в результате которого его нравственное реноме не должно быть поколеблено ни в глазах людей, ни перед своей совестью.

  В производственном  коллективе существует сложная  система механизмов регулирования  поведения людей. Механизмы регулирования  поведения срабатывают тогда,  когда наилучшим образом проявляются  такие качества людей, как совесть,  профессиональная честь, долг, нравственная ответственность за свои поступки и дела других.

  Значительное место  в управленческой этике занимает  разработка нормативных положений  нравственного характера. Одним  из таких положений являются  моральные кодексы. В них конкретизированы подходы, осуществляемые в управленческой этике при изучении нравственных качеств личности, сформулированы основные нравственные требования к управленческой деятельности, представлены правила управленческого общения и внеслужебного поведения руководителя. Знание управленческой этики руководителем - обязательное требование к их научно-профессиональной компетенции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  2. Принципы и нормы нравственного поведения руководителя

 

  Особое значение для руководителя  имеет работа с подчиненными (посещение ими кабинета директора фирмы, руководителя отдела, группы и др.).

  Принцип и нормы  нравственного поведения руководителя  – это этические принципы работы  руководителя, определяющие его  стиль руководства и общения  с коллективом и направленные  на повышение эффективности каждого  сотрудника и коллектива в  целом.

  Любой руководитель должен заранее определить правила, которые регламентируют такие посещения, не позволяют подчиненным тратить впустую время руководителя. Можно предложить несколько положений, соблюдение которых должно стать обязательным для всех подчиненных без исключения:

  1. Поручите своему  секретарю согласование и соблюдение  сроков и дат; пусть он согласовывает  их заблаговременно.

  2. Используйте письменный  стол своего секретаря как  своего рода барьер, который никто  не минует без того, чтобы быть  увиденным ею и спрошенным: “Что я могу для вас сделать?”, “Не может ли он вам позвонить?” и т.д.

  3. Введите “спокойный  час”, например, в начале рабочего  дня, когда никто не должен  вас беспокоить.

  4. Установите общие приемные часы и поручите секретарю спрашивать о причинах желаемого времени для посещения, чтобы вы могли подготовиться.

  5. Введите определенные  часы приема для отдельных  своих сотрудников 

  6. Посещайте сами  помещения, где сидят ваши подчиненные  и предоставляйте себя в их  распоряжение для вопросов. Намного проще самому попрощаться и выйти из помещения, чем с помощью комплиментов выпроваживать собеседника из своего кабинета.

  7. Принимайте посетителя  стоя (например, в приемной) и определяйте  во время приветствия приоритетность  или необходимость посещения. Когда ваш собеседник уже сидит у вас в кабинете, вы оказываетесь в проигрыше в психологическом отношении.

  8. Старайтесь по  возможности приходить на работу  пораньше, вместо того чтобы задерживаться  вечером.

  9. Запирайтесь в  каком-нибудь помещении, например, в комнате отсутствующего коллеги; при этом лишь ваш секретарь должен быть информирован о вашем местонахождении.

  10. Своими личными  контактами занимайтесь в каком-либо  другом помещении, а не на  рабочем месте. Договаривайтесь,  например, пообедать с важными для вас людьми и т.п.

  11. Свой письменный  стол поставьте так, чтобы он  не был виден в открытую  дверь; тем самым вы сможете  избежать потенциальных посетителей.

  12. И самое главное:  покончите с мифом “открытой  двери”! Оставляйте открытой дверь  в свой кабинет только тогда, когда вы готовы для беседы; закрывайте дверь, если хотите, чтобы вам не мешали!

  Если подчиненные  будут придерживаться этих правил, это, с одной стороны, заставит  их задуматься, проанализировать  свою работу прежде чем идти  на прием к начальнику, а с другой – поможет самому руководителю в организации своего рабочего времени.

  Успешная деятельность  фирмы во многом зависит от  деловых качеств ее руководителя. Часто считают, что умение руководить  — это качество, которое человек  получает от рождения или не получает вовсе. Такая посылка ошибочна: искусству руководить можно научиться. Сами по себе секреты умения руководить весьма просты.

  Стиль руководства  должен складываться из разнообразных,  порой даже противоречивых форм  и методов воздействия на людей, как будто бы исключающих друг друга: твердость и покладистость, единоначалие и широкая коллегиальность, умение требовать от подчиненных и выполнять их требования, контролировать и доверять, быть официальным и в то же время по-товарищески близким с людьми, убеждать и внушать, улыбаться и сердиться.

  Качества, которыми  должен обладать лидер:

  Знание. Без него не спланировать маршрут, который приведет к цели. Именно знание дает руководителю необходимую уверенность в правильности намеченных целей.

  Наличие воображения. Руководитель должен четко представлять себе конечный результат своей деятельности. Отбирая лучшее из своего опыта, он создает планируемое в воображении. Возможно, реальность будет иметь с воображаемым мало общего, но по крайней мере вначале руководитель должен знать, чего хочет.

  Умение руководить другими. Часто человек является мастером своего дела: он легко выполняет то, что недоступно другим. Но когда он выходит за пределы собственных способностей и организует работу других, личное мастерство отходит на второй план. Наиболее важным становится умение руководить так, чтобы каждый подчиненный получил задание, соответствующее его способностям, в любой момент знал, что ему надлежит сделать. У такого руководителя всегда порядок и в фирме, и в своем кабинете. Он зря не расходует ни денег, ни усилий.

Руководитель должен иметь свой стиль, то есть в известной  мере обладать артистичностью. Хорошо организовать дело — это распределить усилия так, чтобы никто не перерабатывал  и никто не бездельничал. Организация бурлит, а в ее центре - зона спокойствия, где работает самый умелый из всех, работает безо всякого раздражения и паники.

  Решительность. Это качество состоит из понимания того, что выполнить поставленную задачу коллективу под силу; из веры в успех дела. Решительность необходима во время принятия решения. После принятия решения дело сводится к тому, чтобы действия руководителя основывались на здравом смысле. Если решена и эта проблема лидеру надо научиться пользоваться своей властью, сделать ее убедительной и приемлемой для сотрудников.

  Беспощадность. Это качество нынешним поколением не всегда принимается с готовностью. Опыт показывает, что настоящий лидер не должен знать жалости к разгильдяям, бездельникам и тем, кто не болеет за дело. В противном случае все бремя забот ляжет на плечи усердных тружеников. В фирме, где служат не приносящие пользу люди, остальные быстро теряют чувство локтя.

  Привлекательность. Руководитель должен быть притягательной фигурой. Магнетизм зависит от умения держаться, деликатно говорить с подчиненными, от высоких моральных и профессиональных качеств а также  от частоты появления на публике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Литература

  1. Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления Учебник/Л. Д. Столяренко. -- Ростов н/Д: Феникс, 2005. -- 416 с.
  2. Ю. Д. Красовский, «Организационное поведение», Москва, изд. «Юнити», 1999, 471 стр.

3.  Сайт Литература для студента – URL: http//www.libsib.ru.

 

 

 

 

 


Информация о работе Нравственные приоритеты современного руководителя