Основные элементы делового этикета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 18:28, доклад

Описание работы

Деловой этикет представляет собой свод правил и норм целесообразного поведения партнеров по совместному делу, обеспечивающий уважение человеческой личности и неукоснительное соблюдение правовых, финансовых и этических обязательств.
К основным элементам делового этикета относят:
приветствия, представления, обращения, субординация;
визитные карточки;
деловые подарки и сувениры;
этикет в культуре внешности;

Файлы: 1 файл

21. Основные элементы делового этикета.docx

— 26.56 Кб (Скачать файл)

Основные элементы делового этикета

 

Деловой этикет представляет собой свод правил и норм целесообразного поведения партнеров по совместному делу, обеспечивающий уважение человеческой личности и неукоснительное соблюдение правовых, финансовых и этических обязательств.

К основным элементам делового этикета относят:

    • приветствия, представления, обращения, субординация;
    • визитные карточки;
    • деловые подарки и сувениры;
    • этикет в культуре внешности;
    • невербальные средства общения.

 

Приветствия. Представления. Обращения. Субординация

       Приветствие – это первая демонстрация  вежливости.

       Богатый наш русский язык позволяет  разнообразить выражения приветствий  при сохранении доброжелательности: «Добрый день», «Добрый вечер», «Здравствуйте»  и др.

        «Доброе утро» принято говорить  до 12.00 часов, «Добрый день» - до 18.00 часов, «Добрый вечер» - после 18.00 часов. Наиболее официальное приветствие: «Здравствуйте», прощание - «До свидания».

        Молодой человек первым приветствует  женщин, старших по возрасту и  по положению мужчин. Но руку  первыми протягивают они. Вошедший в помещение парикмахерской, купе вагона, ложу театра здоровается первым, будь-то мужчина или женщина. При встрече людей равного статуса здоровается первым тот, кто хорошо воспитан. При встрече двух пар (женщины справа от мужчин) первыми здороваются женщины, затем женщины - с мужчинами, в последнюю очередь – мужчины.

        Если приветствие голосом нецелесообразно (большое расстояние между людьми  и др.), то обмениваются поклонами. Поклон – это не кивок головой. При поклоне голова фиксируется в наклоненном состоянии на 1 – 2 секунды. Поклон может быть формальным, вежливым, заискивающим, пренебрежительным, холодным, теплым, полным уважения, изящным, глубоким,

        В России мужчины приветствуют  друг друга рукопожатием. При  этом руку над столом не  протягивают (допускается в официальной  обстановке). Чтобы поздороваться, нужно  выйти из-за стола. Ислам не  приемлет при встрече мужчины  и женщины не только рукопожатие, но даже простое соприкосновение. В странах Юго-Восточной Азии не принято обмениваться

рукопожатиями.

        Таким образом, согласно правилам  вежливости, первым приветствует

мужчина – женщину; младший – старшего; проходящий – стоящего; опаздывающий – ожидающего; входящий – находящихся в помещении.

        Представление. Для того, чтобы познакомиться с кем-либо или познакомить кого-то, следует представиться или представить. Предусмотренные этикетом правила указывают, когда и как необходимо представить или быть представленным.

        В соответствии с правилами  хорошего тона мужчину представляют  женщине, младшего – старшему, холостого мужчину – женатому, низшего по иерархии – высшему. Лектора или артиста обязательно представляют устроители.

        Нового работника представляет  начальник, но если он по какой-либо  причине не смог это сделать, работнику следует самому представиться, назвав при этом свою должность, фамилию, имя, отчество.

        В настоящее время деловая  женщина может сама представиться  без посредника.

        Гостей представляют хозяйка, хозяин  или организаторы мероприятия. Тех, кто пришел позже, представляют  тем, кто пришел ранее. Но молодых  людей всегда представляют старшим, независимо от того, кто и когда  пришел.

        Началом общения является обращение. Оно выражается в адресации к собеседнику по имени, отчеству, фамилии, должностному или профессиональному признаку. Это обычное выражение вежливости, оказание уважения человеку. Знакомство, беседа начинаются с обращения.

        «Вы» - говорят незнакомым, малознакомым  и уважаемым людям в официальной  и неофициальной обстановке. В условиях официального общения принято обращение на «Вы», даже среди близких, хорошо знакомых людей. Молодой человек не может первым назвать на «Ты» более старшего, если последний не предложит первым называть его на «Ты». Начальнику не следует называть подчиненных на «Ты», так как это воспринимается как покровительственное «тыканье». Подчиненные должны обращаться к начальнику на «Вы», независимо от степени близости и родства.

                В деловых отношениях деловой  человек соблюдает субординацию (служебное подчинение младшего старшему). Он не забывает о соподчиненности и не отдает без особой необходимости распоряжения в обход нижестоящего руководителя, чтобы не подорвать авторитет последнего.

        Соблюдение субординации вне  службы (в театре, ресторане, на отдыхе  и др.) нелепо.

 

Визитные карточки

       Визитная карточка – это карточка  с именем, отчеством (у россиян),    фамилией, указанием служебного  положения, адресом, телефоном и  другими сведениями о лице, вручающем  или оставляющем ее при официальном знакомстве, посещении кого-либо и т.п. Визитных карточек имеется несколько видов: стандартная; для специальных и представительских целей; для неофициального общения (семейная); карточка организации

(фирмы) и  др.

       Визитная карточка представляет  собой тонкий, гибкий лист картона  размером примерно от 40х70 до 70х100 мм.

       В России распространены визитные  карточки с двусторонним текстом: на русском языке с одной  стороны и на иностранном –  с другой. В соответствии с  протокольными требованиями, это  не совсем верно, так как на  оборотной стороне визитной карточки  принято делать записи, пометки. В международной практике принято иметь две визитки: одну на родном языке, другую – на иностранном. Цвет карточек – белый.

       При получении визитной карточки  произносят вслух фамилию ее  хозяина, с целью избежать неправильного  произношения. При вручении визитной  карточки принято называть свою  фамилию и обмениваться легкими  поклонами. Представителям Ближнего  Востока карточку принято вручать  только правой рукой, в Японии  и других азиатских странах  – обеими руками. Принимают визитные карточки правой рукой или обеими руками.

       Деловому человеку рекомендуется  иметь при себе не менее  десяти визитных карточек. В соответствии  с общепринятыми международными  нормами наличие визитной карточки  способствует деловому общению.

 

Деловые подарки и сувениры

       Делать подарки – искусство, проявление  внутренней культуры человека. Подарок         должен быть выражением хорошего  отношения к человеку. Как память о посещении города, фирмы, дома гостям вручают различные предметы, художественные изделия - сувениры. Обычно на них имеется эмблема, знак фирмы и др.

        Во время первой встречи подарки  вручают хозяева, а не гости. Поэтому  преподносят подарок прибывшему  зарубежному гостю в знак того, что его рассматривают как  почетного клиента и предполагают  длительные деловые отношения. При  последующих встречах обмен

подарками становится обязательным.

       Принимать подарки следует тактично. Получив подарок, надо поблагодарить  за красивую упаковку. Затем развернуть  и поблагодарить еще раз за  приятный подарок.

 

Этикет в культуре внешности

Одежда для мужчин

       Главное в одежде мужчин –  костюм. Общепринятые цвета костюмов: синие - от темно-синего до синего цвета средней насыщенности; серые – от средней насыщенности до цвета темного гравия; допускаются коричневые – от средней насыщенности – до бежевого, в мелкую клеточку. Минимум властности демонстрируют светлые тона. Для торжественных случаев – предпочтителен черный цвет.

      В официальной обстановке мужской  пиджак должен быть застегнут. В застегнутом пиджаке входят  в кабинет на совещание, сидят  в президиуме или выступают  с докладом, а также входят  на прием, в зрительный зал  театра. Но при этом нижнюю  пуговицу никогда не застегивают, конечно, если она не одна. Расстегнуть пиджак можно, сидя в кресле или за столом, во время завтрака, обеда, ужина.

       На сорочке, как и на пиджаке, также не допускаются элементы  спортивного или военного стиля  – погончики, накладные карманы  со складочками или кокетками. Допустим один накладной карман. Обычно на кармане имеется  логотип (словесный товарный знак) фирмы-изготовителя. Элегантные сорочки должны быть без карманов, но если они есть, то в них не принято ничего класть.

       Галстук – это единственная  вещь в мужском гардеробе, служащая  исключительно для украшения. Идеальный – это репсовый галстук с полосками по диагонали. За ним следует галстук в точках (мелких: чем мельче, тем больше изысканности и утонченности), далее – фуляровый (с маленькими геометрическими фигурами); «клубный» - с повторяющимся рисунком животных, эмблем и значков. Галстуки с рисунком животных и людей уместны на отдыхе.

Одежда для женщин

        Женский деловой костюм может  быть традиционных цветов (красный, желтый, коричневый, зеленый, синий, белый, черный). практически любого цвета, кроме ярких оттенков и резких контрастных сочетаний.

        Лучшие цвета делового платья – темно-синий, рыжевато-коричневый, бежевый, темно-коричневый, серый, умеренно-синий, светло-синий и др.

        Черный деловой костюм в последнее  время вытесняется Он подходит  для конференций,  заседаний советов  и др. мероприятий, которые носят  более торжественный характер, чем  обычная трудовая деятельность.

Невербальные средства общения

Кинесические средства

        Кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в позе, жестах, мимике, взгляде, походке.         

        Информацию несут такие движения, положения человеческого тела, как  поза, жест,

походка, а также мимика, визуальный контакт.

        Поза – это положение человеческого  тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного  поведения человека. Общее количество  различных устойчивых положений, которые способно принять человеческое  тело, около тысячи. Поза наглядно  показывает, как данный человек  воспринимает свой статус по  отношению к статусу других  присутствующих лиц. Лица с более  высоким статусом принимают более  непринужденные позы, чем их подчиненные.

        Жесты – это разнообразные  движения руками и головой, смысл  которых понятен для общающихся  сторон, телесное проявление эмоций  и мыслей. Их называют духовными  инструментами общения. Они несут  в себе огромное количество  разнокачественной информации, чаще  наиболее искренней, чем произносимые  слова. Благодаря жесту мысли  говорящее образно понятнее.

        Походка – это устойчивая фиксация  телодвижения, своеобразная картограмма  личности. Воспитанный человек имеет ровную, твердую и негромкую поступь.

         Мимика (от греч. mimikos – подражательный) – выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления чувств, настроений человека. Через выражение глаз лица передается различное душевное состояние человека: радость, робость, печаль, злоба, скепсис и т.д.

        Своеобразным мимическим знаком  расположения к себе людей  является улыбка. Выражение лица  способствует созданию соответствующего  настроения. Мимические мышцы тесно  связаны со структурами мозга. Доказано, что при изображении на лице веселья, радости у человека включаются механизмы,  обеспечивающие естественную улыбку. Настроение человека улучшается.

        С мимикой очень тесно связан  взгляд или визуальный контакт.

        С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов человеческой коммуникации, потому что глаза занимают центральное положение в человеческом организме, а зрачки ведут себя полностью независимо. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт, если она отсутствует.

Когда человек возбужден, его зрачки расширяются и, наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет их сокращаться. Расширение и сужение зрачков не контролируется человеком.

 

Просодические и экстралингвистические средства

        Просодика – это общее название  таких ритмико-интонационных сторон  речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

        Экстралингвистика – это включение  в речь пауз, а также различного  рода психологических проявлений  человека: плача, кашля, смеха, вздоха  и т.д.

        Просодическими и экстралингвистическими  средствами регулируется поток  речи, экономятся языковые средства  общения, они дополняют, замещают  и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

 

Такесические средства

        К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства.

       Рукопожатия, например, делятся на три типа: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх) и равноправное (ладони рук вертикально).

       Такой такесический элемент, как похлопывание по плечу, возможен при условии близких отношений, равенства социального положения общающихся.

Информация о работе Основные элементы делового этикета