Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 18:36, доклад
1. Ценностная природа этических категорий
2. Благо. Добро и зло как основные категории этики.
3. Совесть и долг – выражение императивности морали.
4. Понятие чести и достоинства как выражение социально-нравственной необходимости.
5. Справедливость и равенство как этические категории.
6. Смысл жизни и счастье.
Основные категории этики, их специфика
1. Ценностная природа этических категорий
2. Благо. Добро и зло как основные категории этики.
3. Совесть и
долг – выражение
4. Понятие чести
и достоинства как выражение
социально-нравственной
5. Справедливость и равенство как этические категории.
6. Смысл жизни и счастье.
Категории этические - это наиболее общие понятия нравственной системы, с помощью которых, оценивается поведение человека людьми и им самим.
Благо – этическое понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности предметов и явлений.
Ценность - это понятие, выражающее аксиологическую значимость предметов, вещей.
Эвдемония - учение о счастье.
1. Ценностная природа этических категорий.
Категории морали занимают одно их центральных мест в этике. Представленные в лекции категории не исчерпывают всего понятийного аппарата этики, но именно они являются наиболее общими, традиционно сложившимися, исторически апробированными понятиями как морали вообще, так и ее теории – науки этики. С их помощью в теоретическом и обыденном моральном сознании отражаются наиболее существенные, узловые моменты поведения людей, реальные нравственные отношения, чувства, взгляды и нравственные ориентиры личности. Они составляют ядро категориального аппарата этики. С их помощью моральные явления выделяются из всей совокупности реалий социальной жизни.
При изучении этических категорий важно рассмотреть нормативно-оценочный и ценностно-ориентированный аспекты их содержания. Традиционные этические категории включают в себя элементы идеально-предписываемого характера, толкование того, какими должны быть представления человека о добре и зле, долге, совести, счастье, достоинстве, смысле жизни и каковы способы их достижения в практическом нравственном поведении.
Этика рассматривает категории как ориентирующие нравственные ценности. Но вещи по-настоящему ценностными становятся только в результате заинтересованности в них. Именно заинтересованность и предпочтения составляют основу ориентации в жизни.
Мораль в качестве средств такой ориентации предлагает представления об этических категориях, которые выражают аксиологический смысл человеческого существования. Человек может существовать только в мире ценностей, которые представляют собой:
- значимые для человека объекты (материальные, духовные);
- устойчивые, обобщенные представления о чем-то как о благе, отвечающем потребностям, интересам человека (общества).
На эти ценности человек ориентируется в своих суждениях, деятельности, моральном выборе. Все ценности объединены в систему ценностных ориентиров.
Ценности различают:
- по содержанию (польза, добро, власть, и т.д.);
- по знаку (положительные и отрицательные, отвечающие и не отвечающие интересам человека: польза – вред; добро – зло);
- практические (мораль, ответственность);
- духовные (добродетель);
- высшие и низменные (справедливость – ложь); и др.
Некоторые ценности являются общими для всех людей вне зависимости от различий (социальных, национальных, половых, религиозных, возрастных и пр).
В истории эта система развертывалась вокруг какой-либо одной этической категории. Например, у Аристотеля – благо (и сегодня, все, что ценно для человека вообще называется общим благом, оно, безусловно, абсолютно, универсально, должно быть принято каждым человеком); у Канта – долг (ценность, которая осознана и воспринимается человеком как обязательная к исполнению); в эвдемонистических и гедонистических системах – счастье; в некоторых теологических системах – совесть.
Все этические категории взаимосвязаны и взаимообусловлены. Только в совокупности они способны отразить все многообразие и специфику моральных явлений. Вместе с тем, отражая различные стороны морали, этические категории обладают индивидуальной спецификой и имеют свое функциональное назначение в системе этического знания.
Добро и зло выступают как критериальные категории, подразделяющие явления общественной жизни на нравственные и безнравственные.
Долг и совесть – это категории, отражающие особенности контрольных механизмов морального сознания.
Честь и достоинство отражают моральные качества личности или социальной группы.
Категории смысла жизни и счастья несут в своем содержании нравственные ориентиры морального сознания, программные установки нравственной жизни личности, черты нравственного идеала.
Более подробно специфика этических категория будет раскрыта через анализ конкретных понятий ниже.
2. Благо. Добро и зло – основные категории этики и морального сознания человека. Нередко в обыденном сознании понятие «благо» и «добро» отождествляются, однако их следует различать. Имея в виду, что «благо» имеет более общесоциологический характер и включает в себя не только моральное содержание, а категория добра – специфически этическая, с помощью которой из всей совокупности человеческих благ выделяются нравственные блага. Поэтому, добро часто рассматривается как моральное благо. Подобная субординация понятий позволяет рассматривать категорию блага как отражение в теоретическом сознании положительной ценности материальных и духовных явлений объективного мира, их значение для человека или общества в целом. Явления окружающей действительности выступают благом для людей по мере того, как они удовлетворяют их материальные и духовные потребности, а также содействуют гармоничному развитию личности. В категории добра фиксируется лишь нравственное благо.
Категории благо, добро и зло применимы там, где существуют отношения людей друг к другу или к предметам и явлениям объективного мира. Объективные предметы лишь представляют благо в той мере, в какой они соотносимы с человеческими потребностями. Сама нравственность как способ регуляции отношений людей на основе гуманизма может быть названа благом. Вне человека и человеческих отношений понятия добра и зла неприменимы.
Представления о добре и зле сложились у людей в глубокой древности, позже они получили теоретическое обоснование. В истории этики было много попыток определить критерии добра и зла.
По мере развития общества и возрастания материальных ценностей добро сталь применяться для обозначения материального блага (такой же подход и у Аристотеля).
С возникновением религии под добром стал пониматься – Бог, а под злом – сатана.
Философы идеалисты, в частности Гегель, понимает добро как реализованную свободу индивида.
Представители утилитаристских концепций (Гоббс, Локк, Спиноза) доказывали, что добро есть польза. А зло все то. Что мешает достичь личной пользы.
Этика при определении критериев добра и зла, опирается на диалектическое понимание исторического процесса и самой природы морали.
Формирование добра
и зла проходило в процессе
становление морали. Осознание добра
и зла как ценностей
- добро то, что стремится к идеалу;
- зло то, что отдаляется от идеала.
Добро понимается как положительное, значимое для человека (общества) необходимое условие жизни. Добро ассоциируется с гармонией и благополучием. В абсолютном смысле добро выражает самоценность (не является средством достижения цели), и положительное значение относительно высшей ценности (идеал).
В этическом смысле понятие добра является результатом субъективной оценки.
Зло в этике ассоциируется с разрушением. Принято выделять следующие виды зла:
- природное (которое является частью исторического процесса – рабство; рождается под влиянием действий людей; не может контролироваться человеком – войны, революции и пр);
- нравственное зло (творится
под воздействием сознания
Добро и зло познаются только в единстве. Для того чтобы быть добрым, надо узнать зло, таким образом, добро получает значимость в противоположность злу и утверждается как противостояние злу.
В условиях противостояния добра и зла, главной задачей человека является правильный выбор.
Первый этап морального выбора заключается в выборе образа мысли и действий, отказе от зла, порока.
Далее, более сложный этап морального выбора, «меньшего из двух зол». Такой выбор воспринимается человеком как трагичный; требует мудрости и ответственности; имеет непредсказуемые последствия; результатом такого выбора может оказаться зло.
3. Совесть и долг - эти категории выражают императивность морали.
Человек не может жить в обществе и быть свободным от него, поэтому уже в силу своей социальной сущности он несет по отношению к обществу определенные обязанности: их осознание, внутреннее восприятие и прочувствование составляют основу нравственного долга. Чувство долга оказывает большое влияние на всю деятельность и поведение человека, свидетельствует о том, что требования общественной морали стали нравственными мотивами поведения отдельной личности.
Действительная сила морального долга была отмечена еще в этике И. Канта, считавшего, что долг присущ человеческому сознанию до всякого опыта, и только он определяет поведение человека и является главным понятием морального сознания. Соответственно, долг – это осознание человеком необходимости исполнения того, что предписывается моральным сознанием. В современной этике существует специальный раздел о долге – деонтология.
Можно рассматривать долг и как давление на личность, как принуждение со стороны общепринятых норм, социальной дисциплины. В данном случае долг требует самопринуждения заключающегося:
- в осознании человеком
неприемлемости какого-либо
- в сопротивлении этому качеству;
- в принуждении себя
в случае необходимости к
Таким образом, долг понимается не как самоотречение, аскетизм, отказ от земных благ, а как ощущение своей общественной полезности.
Требования долга самоценны, человек выполняет долг бескорыстно, независимо от внешних норм, утверждая приоритет по отношению к своим страстям, пользе и пр., что позволяет рассматривать долг как внутреннюю потребность человека.
Понятие совести фиксирует в этике способность морального сознания к самооценке и самоконтролю. В содержании понятия преобладает оценочный аспект морального сознания. Понятие совести выражает совокупность определенных мыслей, чувств и переживаний, состоящих в том, что человек оценивает и судит свое поведение, его мотивы и последствия на основе выработанного им нравственного сознания.
Нравственное сознание людей есть отражение их моральных отношений, которые определяются их общественным бытием. Стало быть, содержание совести определяется через моральные отношения сложившиеся в обществе, но она также зависит и от индивидуальных особенностей человека. У каждого человека есть совесть. Все дело в том, каково ее содержание, каков характер самоанализа. Таким образом. Совесть – это результат осознания человеком своей причастности к судьбам других людей, она непосредственно связана с убежденностью, с активной жизненной позицией личности, следовательно, совесть как самооценка может выступать мотивом поведения личности. Совесть отнюдь не прирожденное чувство.
Совесть, как и долг, формируется в процессе воспитания человека, его социализации и приходит несколько этапов:
- совесть ориентируется на мнения авторитетных людей, связана с боязнью неодобрения, наказания – авторитарная;
- зрелая совесть является голосом «второго Я» - гуманистическая.
Совесть основана на разуме, поэтому она является эмоциональным феноменом и проявляется как:
- угрызения совести, по поводу отступления от норм;
- аргументы оправдания;
- истинность установок;
- чувство стыда.
И, напротив, если поведение гармонирует с его нравственными убеждениями, человек испытывает моральное удовлетворение, чувствует, что его совесть чиста.
Итак, совесть – это критическая оценка человеком своих поступков, мышления, осознание своего морального долга. Важное качество совести это свобода – понимаемая как право человека на самостоятельное формирование убеждений, независимость духовной жизни.
1. Честь и достоинства.
При определении понятия честь и тесно связанного с ним понятия достоинства этика исходит из объяснения сущности человека, из способности человеческого сознания отражать не только объективный мир, но и место, значимость самого человека в этом мире.
Так категория чести фиксирует осознание личностью своей причастности к общему делу, осознание своей полезности, согласие с оценкой своей личности. Это осознание и составляет содержание личного достоинства человека.
Содержание понятия достоинства является осознанием своей значимости как человека вообще и как представителя определенной общественной группы. Оценка же достоинства личности ею самой и другими людьми представляет собой содержание чести.
Честь и достоинство неотделимы друг от друга. Они формируются в процессе нравственной практики людей и социальных групп. Например, в эпоху феодализма с этими понятиями были связанны разнообразные рыцарские ритуалы; народная мудрость запечатлела эти понятия в виде пословиц и поговорок: «Береги платье снову, а честь с молоду», «Честь ум рождает, а бесчестье последний отнимает» и др. Эти примеры показывают, что честь и достоинство не приходят сами по себе – они приобретаются воспитанием в себе самом положительных черт характера, и нравственно возвышают человека. К.Маркс писал: «Достоинство есть именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям выше благородство». Личное достоинство предполагает способность бережно относиться к достоинству и чести других людей, исходя из золотого правила нравственности существующего во все времена в различных интерпретациях (не делай другим того, чего не желаешь себе).
В этике принято выделять следующие виды чести и достоинства: