Основные категории этики, их специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 18:36, доклад

Описание работы

1. Ценностная природа этических категорий
2. Благо. Добро и зло как основные категории этики.
3. Совесть и долг – выражение императивности морали.
4. Понятие чести и достоинства как выражение социально-нравственной необходимости.
5. Справедливость и равенство как этические категории.
6. Смысл жизни и счастье.

Файлы: 1 файл

Основные Категории Этики.docx

— 30.73 Кб (Скачать файл)

- индивидуальная (личная);

- коллективная (социальная, общественная);

- профессиональная.  

С понятием чести тесно связанна и другая категория этики – честность, практическая добродетель подразумевающая:

- правдивость;

- совестливость;

- добросовестность и верность.

Таким образом, честный человек (владеющий честью),  обладает и достоинством – правдивостью перед самим собой (адекватностью понимания себя и самовыражения, осознание своих негативных и позитивных склонностей).

2. Справедливость и равенство.

Категория справедливость – весьма широкое понятие, употребляемое в социально-политическом, юридическом и моральном значении. 

В истории этики первым мыслителем, создавшим концепцию справедливости, был Платон. В работе «Государство», он определил справедливость как середину между крайностями.

Первая известная форма справедливости – правило талиона. Оно отражает связь справедливости и равенства, фиксируя отношения взаимного воздаяния (кровная месть, жизнь за жизнь, око за око).

Понятие справедливость возникло еще в первобытном обществе из наивных представлений человека о естественном равенстве всех людей. Представляло  собой уравнительную справедливость.

Далее, в результате социальной дифференциации, формируется распределительная справедливость (распределение благ согласно сословной, кастовой, классовой и иной принадлежности).

Параллельно возникает и социальная несправедливость, что приводит людей к отстаиванию своих интересов. С возникновением государства законы, право закрепляют сложившиеся в обществе положения и претендуют на выражение справедливости. Они вступают в конфликт с традициями общества, определяющими прежнее понимание справедливости. Место талиона заменяет нравственно-правовое сознание: возникает запрет на индивидуальную месть; провозглашается «золотое правило нравственности».

Правовое равенство включало:

- равенство социальных  обязанностей;

- равенство прав;

- справедливое  наказание за преступление против  человека и общества;

- неприкосновенность  частной собственности;

- формальное равенство  возможностей.

В современном обществе  справедливость является:

- характеристикой  человеческих отношений, равные  права всех людей закреплены  законом и зафиксированы во  Всеобщей декларации прав человека;

- принципом, регулирующим  взаимоотношения людей, распределения  социальных ценностей, включает  уравнительный и воздающий элементы;

- уравнительный  принцип реализуется в равенстве, являющимся важнейшим условием  жизни человека и развития  его личности;

- воздающий – в распределении благ, наказании за преступление;

- социально-правовые  установления государства выражают  преимущественно интересы правящих  групп, которые не всегда совпадают  с нравственными представлениями  о справедливости.

Принцип справедливости можно выразить требованиями:

- не вреди другому  человеку;

- уважай достоинство  другого человека;

- не нарушай  прав человека. Эти правила конкретизированы  в правилах общения между людьми.

Справедливость требует от человека исполнения своих обязанностей обусловленных:

-  конституцией  и законами;

-  всеобщими  нравственными представлениями;

- обязательствами, принимаемыми при заключении  договора.

Таким образом, в современной этике, справедливым является все то, что определяется мерой соответствия поведения   требованиям морали.

3. Смысл жизни  и счастье.

Проблема смысла жизни одна из важнейших этических и моральных проблем.  Проблема смысла жизни была рассмотрена во многих философских, этических и психологических учениях. Этические направления раскрывают смысл жизни исходя из сложившихся представлений. Гедонизм – наслаждений. Утилитаризм – личной выгоде и пользе. Третий вариант -  человек желает быть счастливым – эвдемонизм. Натурализм предлагает искать смысл жизни в самой жизни. Религиозная концепция рассматривает смысл жизни в соответствии с божественными заповедями и ценностями.

Краткий анализ этических учений позволяет сделать вывод, что смысл жизни связан с идеалами и целями человеческого существования. Цели определяются интересами и потребностями человека. Достижение цели требует активной деятельности, мобилизации сил и воли, сознательного отношения к выбору средств ее достижения. Это является одной стороной решения проблемы.

 

Вторая сторона решения проблемы смысла жизни гласит, что нельзя смысл жизни отождествлять ни с одной конкретной целью. Ведь достигнув цели, мы всякий раз бы теряли смысложизненные ориентиры. Следовательно, нужно еще что-то для определения смысла жизни.

Очевидно, что надо не столько получить информацию о смысле жизни, сколько пережить смысл, почувствовать, что это именно то, чего всегда жаждал. Значит, суть бытия надо постигать не умозрительно, а реально живя, т.е. практически. Знание это нигде не лежит, нигде не записано, чтобы можно было найти смысл жизни. Смысл жизни надо пережить, т.е. создать своей жизнью, добиться его. И на деле утвердить свой способ жизни как имеющий смысл. В этом и состоит главный смысл человеческого бытия: это путь создания смысла, осмысливание того, что без нашего усилия осталось бы бессмыслицей.

Смысл жизни человека задает система высших ценностей, куда   относят: трансцендентные, социально-культурные, ценности личной жизни человека.

Обретая смысл жизни человек, получает положительное эмоциональное состояние, которое сопровождается:

- целеустремленностью;

- сознанием своей значимости  в отношениях с другими людьми;

- интересом к другим  людям, чувством единения с ними;

- принятием существующего  миропорядка, признанием его как  блага;

- осознанием своего места  в мире, своего призвания.

Одной из важнейших категорий этики является категория счастья. Теоретики морали с различных позиций пытались определить счастье, и именно в этике сформировалось направление  эвдемония, представление о единстве счастья и правильного отношения к жизни.  Представители эвдемонистического направления этики утверждали, что счастье есть высшее благо, и предлагали условия счастья: добродетель, руководящая роль разума в деятельности человека, приоритет духовного фактора, умеренность.

Как этическая категория счастье носит следующий характер:

- оценочный;

- мотивирующий;

- императивный.            

Каково же их взаимоотношение в категории счастья? 

Любая нравственная ценность выражает отношение субъекта к объекту, т.е. оценку субъекта объектом. Применительно  к категории счастья следует отметить, что субъект   в данном случае выступает в своей личностной модальности, а объектом оценки является жизнь этой личности. Счастье выражает положительную и интегрирующую оценку жизни, в роли оценки оно вторично по отношению к жизнедеятельности, отражает ее.

Счастье можно рассматривать  и как своеобразный мотив деятельности. В качестве мотива счастье существует как само собой разумеющееся, в той или иной степени определяющее жизненную стратегию.

Что касается императивной характеристики счастья, то она весьма условна.  Стремление к счастью – естественное желание, определяемое природой человека; внешнее повеление здесь, по существу, отсутствует, детерминация представлена как самодетерминация.

Счастье является эмоциональным переживанием, основано на положительной оценке человеком своей жизни и включает в себя различные эмоциональные состояния, в том числе и негативные, например переживание, страдание и т.д. Негативное состояние может быть:

-конструктивным (обогащающим эмоциональные переживания счастья);

-деструктивным (разрушающим ценностную систему человека, снижающими оценку жизни).

Счастье связано с возможностью самореализации личности в различных сферах ее бытия, поэтому спектр условий счастливой жизни широк. Преодоление себя, своей негативной природы – способ самореализации личности. Этическая традиция выделяла в качестве условий счастья наиболее существенные его основания, носящих: сущностный, вечный, индивидуальный характер.


Информация о работе Основные категории этики, их специфика