Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 01:42, реферат
Какие качества присущи культурному, воспитанному человеку? Образованность, профессионализм, высокая духовность, порядочность, интеллигентность.
Мы говорим о культуре труда, быта, культуре общения, а не редко и о культуре чувств, подразумевая, что в культурном человеке должны сочетаться нравственные и этические качества.
Введение…………………………………………………………………………..3
Моральный долг………………………………………………………………..4-5
Совесть………………………………………………………………………….6-7
Стыд. Вина……………………………………………………………………..7-10
Свобода………………………………………………………………………..10-13
Моральная ответственность………………………………………………13-14
Счастье. Смысл жизни……………………………………………………….14-15
Заключение……………………………………………………………………….16
Список используемой литературы
МОСКОВСКИЙ
АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА
СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Этика деловых отношений
по теме:
«Основные
категории этики»
Выполнил: студент 1-ого курса
группы 1БУП2
факультета управления
Грибков И.В.
Проверила:
Миронова
Т.А
Содержание
Введение…………………………………………………………
Моральный
долг………………………………………………………………..
Совесть……………………………………………………………
Стыд. Вина……………………………………………………………………
Свобода……………………………………………………………
Счастье.
Смысл жизни…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы
Введение
Этика
- философская наука, объектом изучения
которой является мораль, нравственность
как форма общественного
Культура
поведения человека есть внешнее
выражение его духовного
Нередко о воспитании человека судят лишь по его манерам. Но не одни лишь внешние атрибуты воспитанности воспитанности отличают культурного человека.
Какие
качества присущи культурному,
воспитанному человеку? Образованность,
профессионализм, высокая
Мы
говорим о культуре труда,
Моральный долг
Ценность, которая осознана как нравственная, воспринимается человеком как обязательная к исполнению. Нравственные ценности:
• императивны (обязательны);
• безусловны (им необходимо следовать всегда и во всем);
• надситуативны;
• универсальны (безличны).
Моральный долг - это:
• форма контроля общества за поведением индивида;
• отражение взаимодействий между людьми.
Существует
два подхода к вопросу
• эвдемонистский подход:
* человеку известно, в чем его благо;
* задача человека - не уклоняться от блага;
* долгом человека являются стремление к своему благу и содействие благу других людей;
* деонтологический подход:
* человек несовершенен от природы;
* общество является сосредоточием зла;
* мораль дана человеку, чтобы обуздать зло;
* следуя
долгу, человек достигает
Моральные требования всеобщи. Всеобщность понимается как;
* общие представления всех людей о правильном, добродетельном;
* простые
нормы, общечеловеческие
* общераспространенные
моральные требования и
Универсальность норм, суждений - это:
* безотносительность
к конкретным ситуациям и
* беспристрастность (равное отношение ко всем в - равной ситуации);
* равное
отношение к человеку в разных
обстоятельствах (
* универсализуемость - человек должен принимать решение в отношении других людей исходя из того, что подобное решение в подобной ситуации может быть принято в отношении его.
Для того
чтобы содействовать благу
Долг -
осознание человеком
* добродетельности;
* противостоянии злу;
* содействии благу других людей и т.п.
Долг можно понимать как давление на личность, принуждение со стороны общепринятых норм, социальной дисциплины.Моральные требования предъявляются в форме рекомендаций, формулировок желаемого (должного).Санкции морали (в отличие от права) носят идеальный характер, обращены к сознательной, свободной личности.
Долг требует самопринуждения. Сознание долга заключается в:
* осознании человеком неприемлемости какого-либо своего качества;
* сопротивлении этому качеству;
* принуждении себя в случае необходимости к совершению того, что противоречит желаниям человека.
Требования
долга самоценны: человек выполняет
долг бескорыстно независимо от внешних
норм, утверждая его приоритет
по отношению к своим страстям,
пользе и т.п.
Совесть
Совесть - это:
• критическая оценка человеком своих поступков, мышления;
• осознание своего несоответствия идеалу и невыполнения морального долга.
Совесть человека:
• не зависит от мнения других людей;
• соотносится только с долгом;
• действует и в том случае, когда контроль извне отсутствует
Совесть часто воспринимается как независимая от собственного "я" человека, как голос "второго я", носителя высших ценностей. Существуют разные точки зрения на природу совести.
Религиозный подход - совесть является голосом Бога.
Второй подход: совесть - это:
• специфическая форма стыда;
• обобщенные, перенесенные во внутренний мир человека мнения значимых для него людей;
• содержание
совести культурно и
Совесть формируется в процессе воспитания человека, его социализации.
Авторитарная совесть. На ранней стадии формирования совесть ориентирована на мнения авторитетного для человека окружения, связана с боязнью неодобрения, наказания. Обращение воспитателя к совести человека имеет форму требования соответствия правилам.
Гуманистическая совесть. Зрелая совесть является голосом "второго "я"", лучшего начала в человеке, ответственностью человека перед самим собой.
Совесть является эмоциональным феноменом. Она проявляется как "муки, угрызения" - это негативные переживания, упреки человека самому себе, озабоченность по поводу моральности своего поведения.
В то же время совесть основана и на разуме:
• угрызения совести по поводу отступления от норм нравственности возможны только тогда, когда человек осмыслил эти нормы, принял их как должные;
• человек находит аргументы, оправдывающие отступление от норм (успокаивает совесть);
• человек должен быть убежден в истинности установок своей совести
Выражение "чистая, спокойная совесть "можно понять как:
• осознание выполнения всех моральных обязанностей, реализации все своих возможностей;
• претензию
человека на духовную гармоничность, совершенство.
Человек, обладающий совестью, совершенствуясь,
предъявляет к себе все более высокие
требования Спокойная совесть может свидетельствовать
о лицемерии или самообмане, духовной
незрелости. Совесть требует от человека
исполнения долга. Долг человека перед
самим собой - самосовершенствование.
Стыд. Вина
Стыд:
• выражает чувство вины, осознание человеком несоответствия требованиям окружающих людей
• ориентирован на мнение других людей
• может испытываться человеком даже в том случае, если сам он считает свои действия нравственными
Гнев человека вызван осознанием своего несоответствия общепринятым нормам, своей отчужденности. Стыд свидетельствует о глубокой связи человека с другими людьми невыносимости для человека общественного непризнания, осужден. Человек боится потерять общественную значимость, ценность в глазах другого человека. Стыд перед самим собой является следствием отражения взглядов других людей во внутреннем мире человека. Мнение других людей главенствует в стыде даже в случае, когда безнравственный поступок человека не имеет свидетелей. Боязнь осуждения со стороны значимых людей может удержать человека от совершения безнравственных поступков. Значимые личности могут быть отдалены от человека в пространстве и даже во времени. Они представляются как более высокоразвитые личности.
В некоторых культурах стыд является формой:
• общественного воздействия
• регуляции поведения людей
• дополнения к телесным наказаниям («позорный столб» и т.д.). В средневековой Европе, странах Востока публичный позор по силе воздействия на человека не уступал телесным наказаниям.
Человек испытывает стыд в случаях:
• осознания своего несоответствия общепринятым нормам и ценностям, как моральным, так и материальным (отсутствие высокого социального статуса, достатка и т.п.)
• неспособности воспроизвести общепринятые стандарты (следовать господствующим обычаям, моде и др.)
• несоответствия высоким моральным ориентирам (наличия у человека пороков)
• неспособности проявить качества, необходимые в конкретной ситуации (трусость в момент опасности и т.п.).
Человек может испытывать стыд в случае вмешательства других людей в его внутренний мир, частную жизнь.
Люди способны испытывать стыд за другого человека в результате идентификации с ним, переживать его проступки как свои собственные (например, стыд за действия правительства страны). Ложный стыд - ощущение несоответствия ложным, аморальным требованиям (например, когда человек стыдится своей "мягкости", неумения проявить агрессию).
Вина
- это переживание человеком несоответствия
нормам, нeвыполнения долга перед самим
собой, своим внутренним миром, перед Богом.
Чувство вины не зависит от мнения других
людей и возникает в случае, когда человек
несет личную ответственность за происходящее.
Источником чувства вины могут быть:
• внешние явления (например, страдания других людей)
• внутренние явления, состояние души человека (например, вина за грешные мысли)
Чувство вины тяготит человека, оказывает давление на его психику. Оно может быть нейтрализовано, снято прощением, данным пострадавшим своему обидчику.
Прощение:
• является актом великодушия
• происходит по доброй воле обиженного
• восстанавливает позитивные отношения между обидчиком и пострадавшим.
Западной
цивилизации свойственна