Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 01:42, реферат
Какие качества присущи культурному, воспитанному человеку? Образованность, профессионализм, высокая духовность, порядочность, интеллигентность.
Мы говорим о культуре труда, быта, культуре общения, а не редко и о культуре чувств, подразумевая, что в культурном человеке должны сочетаться нравственные и этические качества.
Введение…………………………………………………………………………..3
Моральный долг………………………………………………………………..4-5
Совесть………………………………………………………………………….6-7
Стыд. Вина……………………………………………………………………..7-10
Свобода………………………………………………………………………..10-13
Моральная ответственность………………………………………………13-14
Счастье. Смысл жизни……………………………………………………….14-15
Заключение……………………………………………………………………….16
Список используемой литературы
• изначально греховен первородным грехом
• подвержен страстям, плотским желаниям
• грешные мысли свойственны даже самым возвышенным и богобоязненным людям.
З. Фрейд в теории психоанализа дал свое объяснение происхождения чувства вины:
• человек в детстве испытывает страх перед внешним авторитетом (родителями), который налагает запрет на некоторые желания человек
• с взрослением человека внешний авторитет превращается в часть внутреннего мира человека, высшую инстанцию (Сверх - Я)
• в результате этого перехода возникает совесть, производящая вины
• под воздействием (Сверх – Я) человек испытывает чувство вины не только за проступок, но даже за намерение
• чем чаще человек отказывается от влечений, тем больше его чувство вины
• нереализованные влечения направлены против человека (например, подавление агрессии ведет к саморазрушению). Чувство вины может принять форму невроза.
Помимо прощения для преодоления чувства вины необходимо раскаяние (в религии - покаяние):
• сожаление о случившемся
• принятие нравственного решения (не повторять подобного)
• изменение
своих оценок и поведения
Свобода
Моральная
свобода человека - это возможность
определения (нравственного
• возможность достижения насущной выгоды (прагматизм);
• абсолютная свобода деятельности, реализация эгоистических интересов (экзистенциализм);
• постижение Бога, следование законам божественной морали (религиозная этика);
• определение человеком цели деятельности и удовлетворенность ее результатами (антропоцентризм).
Моральная деятельность отражает сочетание объективных условий и субъективных составляющих нравственного сознания. Человек ограничен множеством необходимостей. Он подчинен законам: природным, социальным, юридическим, правилам, стереотипам поведения и т.п.
Все условия, в которых живет и действует человек, законы, которым он подчиняется, - данность, необходимость, предзаданная человеку. Человеку необходимо:
• осознать
внешнюю необходимость как
• подчиниться ей;
• принять необходимость как свое внутреннее побуждение;
• осознать свое место в едином процессе необходимости.
Познание
законов природы, научные открытия
позволили человеку преодолеть свою
природную ограниченность. Свобода
рассматривается как
Свобода характеризует действие, которое совершено:
• с учетом объективных ограничений;
• не по принуждению;
• в условиях выбора возможностей.
Аристотель выделял произвольные и непроизвольные действия человека. Непроизвольные действия совершаются подневольно, по принуждению, по неведению.
Произвольные
действия могут быть недобровольными
(смешанные действия) - они произвольны
(поскольку человек сам
Произвольные поступки могут быть преднамеренными (совершенными сознательно, по своему выбору).
Возможность
выбора является сущностью свободы.
Выбор возможен при наличии альтернатив
и доступности возможных
Условия, необходимые для свободного морального выбора:
• отсутствие внешнего принуждения, запрета;
• сознательность, понимание возможных вариантов и выбор одного них;
• действие не должно быть совершено под влиянием моральных установок, привычек - запретов, ставших частью подсознания человека. Автоматизм морального действия, влияние обезличенных сил являются признаком несвободного действия, не всегда позволяют достичь добра;
• наличие ориентиров (ценностей, идеалов) свободной воли. В случае, если человек не имеет позитивных ориентиров, он не всегда в состоянии воспользоваться свободой во благо.
Свободно совершенный поступок должен включать элементы:
* исходные
эмоционально-нравственные
* знание
объекта деятельности и
* определение конкретной цели (цели не носят моральный характер, но могут включать моральный аспект);
* выбор
средств достижения цели - средства
должны быть благородными и
адекватными, то есть не
* предвидение
возможных последствий
* реализация намерения.
Важнейшим качеством моральной свободы является признание другого человека, его свободы высшей ценностью, целью, но не средством достижения личных целей.
Слово воля иногда употребляется как синоним слова "свобода". Волю можно понимать как:
* отсутствие принуждения, рабства;
* возможность жить по своей воле, не ограничиваясь социальными рамками;
* свободу поступков и т.д.
Личная воля должна быть соотнесена с долгом, подчиняться общей воле, которая выражена в социальной дисциплине, законодательстве. Свободной воля становится только через обуздание своеволия. Свобода одного человека ограничена свободой другого человека. Человек, стремясь к реализации частных целей, должен оставаться в границах принятых норм, не допускать произвола.
Ответственность - это осознание соответствия (или несоответствия) моральным нормам действий человека результатов, последствий его поступков. Человек должен предвидеть последствия своих действий, стараться предотвратить негативные результаты поступка.
Ответственность можно рассматривать на уровне:
• личности: выполнение человеком норм, установленных обществом;
• общества: соответствие требованиям морали действий социальных групп. Степень ответственности человека (или группы) необходимо рассматривать с учетом возможностей и конкретных условий.
Моральная ответственность человека зависит от:
• его дееспособности;
• способности
к пониманию и верному
• влияния внешних обстоятельств на результат действий.
Личная ответственность человека прямо пропорциональна уровню его возможностей в моральном выборе и мере свободы. Проблема личной ответственности связана с проблемой вины человека за негативные последствия его поступков.
Моральная ответственность также означает ответственное поведение по отношению к другим людям: уважение к личности другого человека, помощь людям и т.д.
Чувство ответственности существует в двух формах.
• позитивной - чувство значимости, влияния на происходящее;
• негативной
- неуверенность в возможности достичь
положительных результатов.
Счастье. Смысл жизни
Условия
достижения счастья определяются объективными
условия индивидуальными
Счастье
и смысл жизни. Человек не может
испытывать счастья, если считает свою
жизнь лишенной смысла. Проблема потери
человеком смысла жизни была рассмотрена
во многих философских и психологических
учениях. В неблагоприятных условиях
(утраты, болезни и т.п.) осознание
смысла жизни помогает человеку выжить,
обрести психологическое
* связан с другими людьми, способен воспринимать многообразные смыслы, циркулирующие в культуре;
* обретает
смысл свободным
* несет
ответственность за избранный
смысл и практическую
Поиск смысла жизни является естественным свойством человека как разумного существа. Смысл жизни и счастье взаимосвязаны, но:
* смысл жизни является обязательным условием счастья;
* смысл
жизни может присутствовать в
жизни человека даже в сам
неблагоприятных
Заключение
Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что – нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.
Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обусловливается тактом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда
не
нарушит общественный порядок, ни словом,
ни поступком необидит другого, не оскорбит
его достоинства.
Список используемой литературы